Определение Священного Собора Православной
Российской Церкви о мероприятиях к прекращению нестроений в
церковной жизни
6(19) Апреля 1918 года
Ист.: Данилушкин М. и др. История Русской
Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1.
1917-1970. СПб.: Воскресение, 1997. Номер страницы после
текста на ней.
Рассудив о некоторых епископах, клириках, монашествующих
и мирянах, не покоряющихся и противящихся церковной власти и
обращающихся в делах церковных к враждебному Церкви
гражданскому начальству и навлекающих через то на Церковь,
Её служителей, Её чад и достояние многоразличные беды,
Священный Собор сим оповещает верных чад Церкви, во
ограждение их веры и благочестия, а отпавших от истины
церковной или колеблющихся в ней во увещание к покаянию, что
таковых непокорников и противников церковных Священный
Собор, последуя велениям Утешителя Духа истины, предложенным
в Слове Божи-ем и правилах апостольских, соборных и святых
отец, осуждает, как благопротивников, и постановляет:
1. Епископ, противящийся высшей церковной власти и
обращающийся при сем за содействием к власти гражданской,
запрещается в
830
--------------------------------------------------------------------------------
служении с преданием церковному суду; и если засим, по
троекратном приглашении, не явится лично на сей суд, то
извергается из сана (An. 74; Цвукр. 14).
2. Священнослужители, противящиеся своему епархиальному
епископу, находящемуся в каноническом единении с высшей
церковной властью, и обращающиеся при сём к суду гражданской
власти или в своих пререканиях с начальствующими в церковной
иерархии лицам по делам церковным обращающиеся за помощью к
гражданской власти, запрещаются в священнослужении, с
преданием церковному суду, и засим, в случае нераскаяния в
вышеозначенных деяниях, извергаются из сана (Aп. 55; IV Вс.
8,9; VI Вс. 34; Карф. 12,29).
3. Священнослужители, состоящие на службе в
противоцерковных учреждениях, а равно содействующие
проведению в жизнь враждебных Церкви положений декрета о
свободе совести и подобных сему актов, подлежат запрещению в
священнослужении и в случае нераскаяния извергаются из сана
(An. 62; VII Вс. 12, 13; Петр. Ал. 10).
4. Низшие клирики, виновные в преступлениях, упомянутых
во 2-й и 3-ей статьях, лишаются духовного звания.
5. Монашествующие, виновные в преступлениях, упомянутых
во 2-й и 3-ей статьях, а равно в насилиях над
начальствующими в обители лицами и самочинной смене их или
таковом же избрании новых начальствующих лиц: а) состоящие в
священном сане запрещаются в священнослужении, с преданием
церковному суду, и засим, если не принесут покаяния,
извергаются из сана; б) мантийные лишаются мантии и в)
послушники и послушницы удаляются из обители и отличаются от
общения церковного впредь до раскаяния (IV Вс. 4, 8, 24; VI
Вс. 34, 49).
6. Если братия и сестры какой-либо обители проявят
противление распоряжениям церковной власти, заменив
последнюю властью гражданской, то храмы таковой обители
закрываются для Богослужения, и противники церковной власти
— монашествующие священного сана запрещаются в
священнослужении, другие же лишаются монашеского звания и
впредь до раскаяния отлучаются от общения церковного с
удалением из монастыря. Упорствующие в противлении церковной
власти священ-ноиноки извергаются из сана.
7. Состоящие на службе в церковных учреждениях, виновные
в пре-сгпуплениях, упомянутых во 2-и и 3-ей статьях,
немедленно увольняются °т службы, без права поступления их
вновь в какие бы то ни было церковные учреждения; имеющие
священный сан запрещаются в священно-слуэкении с преданием
церковному суду, и в случае нераскаяния извергатся из сана; миряне подлежат отлучению от Церкви.
8. Миряне, виновные в упомянутых во 2-й и 3 ей статьях
преступ-лениях, подлежат отлучению от Церкви и лишаются
права избрания на должности в какие бы то ни было церковные учреждения (IV
Вс. 8; Премудр. 3).
831
--------------------------------------------------------------------------------
9. Осквернение святых храмов прихожанами оных, проявление
кощунственных со стороны их действий и поругание останков
почивших христиан, допущение прихожанами грубого насилия над
членами приходского клира, отобрание ими церковных земель и
разграбление всякого рода церковного имущества, а равно
всякое насильственное отобрание окрестными селениями
имущества монастырей во всех его видах, влечет за собой
закрытие приходских храмов сих селений и отозвание из
последних членов клира впредь до раскаяния в упомянутых
преступлениях всех виновных и до возвращения ими полностью
похищенного достояния церковного или монастырского (VII Вс.
12; Карф. 42).
Примечание: мера, означенная в этой статье, должна быть
применена в том случае, если дознанием на месте будет с
несомненностью установлено, что перечисленные в этой статье
действия явились результатом решения приходского собрания,
приходского совета или, вообще, значительной группы прихожан,
которой при том со стороны остальной части прихода не
оказано никакого противодействия не только фактического, но
и нравственного.
10. В случае учинения какого-либо насилия над
епархиальным еписко пом и, в особенности, в случае
насильственной смерти епископа, епархия, по надлежащем
расследовании сего церковною властью, лишается права
избрания епископа.
Примечание: епископ остается на кафедре, если
канонический суд не усмотрит в его деяниях вины (Ал. 36).
11. Вышеизложенные меры осуществляются в отношении
епископов и лишаемых сана священнослужителей постановлениями
Священного Синодa, а во всех прочих случаях решениями —
епархиального епископа. В случае же особого затруднения для
епархиального епископа провести в жизнь вышеизложенные меры
Священный Синод, по просьбе епископа, командирует для
означенной цели в помощь ему епископа нее.
12. О незамедлительном проведении в жизнь Церкви
вышеизложенных мероприятий поручить озаботиться Священному
Синоду.
Богословский вестник. 1993. №1. Выпуск
второй. С. 216-218. |