ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО
ПАТРИАРХАТА 1920 г.
"ЦЕРКВАМ ХРИСТА, ВЕЗДЕ СУЩИМ"
Неизменно любите дpvг дpvгa
от чистого сердца.
1 Пет. 1, 22
--------------------------------------------------------------------------------
Cр. Константинополь; экуменизм; 20 век.
--------------------------------------------------------------------------------
Наша Церковь, полагая, что имеющиеся между различными
христианскими Церквами догматические различия не исключают
их сближения и взаимного общения и что таковое сближение
весьма желательно, необходимо и даже полезно для
благопотребного интереса каждой Поместной Церкви и всей
христианской Полноты, а также для подготовки и более легкого
проведения с помощью Божией благословенного соединения,
сочла настоящий момент особенно подходящим для выдвижения и
совместного изучения данного важного вопроса. Ибо, если даже
и возникнут на почве старых предубеждений, привычек и
претензий возможные затруднения, многократно в прошлом
срывавшие это дело союза, несмотря на то, что речь, по
нашему убеждению, идет о простом в принципе контакте и
сближении, эти трудности во всяком случае менее значительны,
и, поскольку имеются добрая воля и расположение, они не
могут и не должны служить непреодолимым препятствием.
Поэтому мы, считая это дело возможным и, как никогда,
актуальным в связи с образованием Лиги Наций, дерзаем кратко
изложить здесь наши мысли и мнения относительно того, как мы
понимаем это сближение и союз, с любовью ожидая и испрашивая
суда и мнения прочих братьев Востока и Запада и всех
досточтимых христианских Церквей.
Мы полагаем, что два главных момента в достижении этого
полезного сближения могут ему содействовать и помогут его
осуществить.
Во-первых, мы считаем необходимым и обязательным устранение
всякого взаимного недоверия и недовольства между различными
Церквами, возникающих в результате тенденции уловить в свои
сети и прозелитировать сторонников иных вероисповеданий. И
никто сегодня не отрицает того, что, к сожалению, всюду
происходит в связи с распадом внутреннего мира Церквей,
особенно в результате возникновения на Востоке среди самих
единоверных новых проблем и испытаний, и какое огромное
отвращение и сильное противостояние ради ничтожного
результата вызывает стремление некоторых к прозелитизму и
уловлению в свои сети последователей других христианских
исповеданий.
Поэтому, во-вторых, мы считаем, что после сего
предварительного восстановления искренности и доверия между
Церквами необходимо возродить и укрепить любовь между
Церквами, которые являются не чуждыми друг другу, а родными
и близкими во Христе, "сонаследниками и сопричастниками
обетования Божия во Христе" (Еф. 3, 6). Ибо различные Церкви,
вдохновляемые этой любовью и ее предлагая в суждениях о
других и отношениях с ними, могут сократить, а не увеличить
это расстояние между ними путем возгревания постоянного
братолюбивого интереса к положению, благостоянию и
благоденствию других Церквей путем присутствия на их
мероприятиях, путем более полного ознакомления с их жизнью и
путем желания протянуть друг другу руку помощи и заступления,
весьма содействуя собственной славе и пользе, а также
преуспеянию всей христианской Полноты.
Эти дружба и благорасположение друг ко другу могут, по
нашему мнению, проявляться следующим образом:
1) путем принятия единого календаря с одновременным
празднованием больших христианских праздников всеми Церквами;
2) путем обмена братскими посланиями в большие праздники
Церковного года, а также и при других важных обстоятельствах;
3) путем более близких отношений находящихся всюду
представителей различных Церквей;
4) путем общения богословских школ и представителей
богословской науки и путем обмена публикуемыми в каждой
Церкви богословскими трудами и церковной периодикой;
5) путем направления студентов одной Церкви в школы другой;
6) путем созыва всехристианских конференций для изучения
вопросов, имеющих общий для всех Церквей интерес;
7) путем беспристрастного и исторически обоснованного
изучения догматических различий на кафедрах и в публикуемых
трудах;
8) путем взаимного уважения к имеющимся в различных Церквах
традициям и обычаям;
9) путем взаимного предоставления в пользование молитвенных
домов и кладбищ для погребения на чужбине скончавшихся
последователей других исповеданий;
10) путем урегулирования между различными исповеданиями
вопроса о смешанных браках;
11) путем, наконец, сердечной взаимной поддержки Церквей в
делах религиозной помощи, благотворительности и
добрососедства.
И эта связь Церквей друг с другом будет более живой и
полезной для всего тела Церкви, ибо разным опасностям,
угрожающим порой основам христианской веры и самой жизни,
будут противостоять не отдельные изолированные Церкви, а вся
их совокупность. Ибо только что закончившаяся страшная
мировая война породила многие болезненные вопросы в жизни
христианских народов, показала отсутствие уважения к
элементарным нормам права и человеколюбия и, усугубив
существующие, открыла другие, новые раны, так сказать, более
практического характера, требующие большего внимания и
заботы со стороны всех Церквей. Алкоголизм, с каждым днем
принимающий все более и более широкие масштабы;
торжествующая под знаменем благоустройства и наслаждения
жизнью излишняя роскошь; едва прикрытые покровом свободы и
эмансипации плоти чувственность и сладострастие; тлетворное
под красивым наименованием развития чувства прекрасного и
художественного вкуса безобразие в литературе, живописи,
театре, музыке; обожествление богатства и презрение к высшим
идеалам - все это и тому подобное, создавая огромную
опасность для формирования христианских обществ, является
актуальными проблемами, требующими совместного изучения и
сотрудничества христианских Церквей.
И не должны, наконец, украшенные святым именем Христовым
Церкви забывать о Его новой заповеди любви и пренебрегать ею,
а также отставать от современных политических властей,
которые, следуя духу Евангелия и учения Христова, уже
создали, к счастью, так называемую Лигу Наций с целью защиты
прав, возгревания любви и согласия между народами.
Поэтому и мы, желая, чтобы и другие Церкви разделяли наши
мысли и мнения о необходимости создания такого, по крайней
мере в принципе, контакта и общения между Церквами, просим,
чтобы каждая из них любезно сообщила нам свое мнение и
суждение, дабы таким образом при всеобщем согласии и решении
вопроса совместно приступить к его исполнению и таким
образом "истинною любовью все возрастали в Того, Который
есть Глава, Христос, из Которого все тело, составляемое и
совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей,
при действии в свою меру каждого члена, получает приращение
для созидания самого себя в любви" (Еф. 4, 15 - 16).
В Константинопольской Патриархии в январе месяце 1920 года
спасения нашего.
Местоблюститель
Патриаршего
Вселенского Престола
Константинопольского
Митрополит Прусский Дорофей,
члены Синода.
|