ЛЖЕСТАРЧЕСТВО И
ТОТАЛИТАРНОСТЬ
|
Большинство людей не знает,
что такое "лжестарчество",
"младостарчество", и дай Бог,
чтобы, начав вести регулярную
церковную жизнь, они никогда не
столкнулись с подобным.
Несмотря на то что
рассматриваемое явление не
доминирует в Церкви, оно вызвало
беспокойство у священноначалия
Русской Православной Церкви,
которое на заседании Священного
Синода 28 декабря 1998 г.
рассматривало вопрос "о
злоупотреблениях в духовнической
практике, негативно
сказывающихся на состоянии
церковной жизни".
Священник Дионисий Дунаев,
канд. богословия, настоятель
храма Трех Святителей в Киеве (Украинская
Православная Церковь Московского
Патриархата)
Патриарх Московский и всея Руси
Алексий в докладе на Юбилейном
Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви 13-16 августа
2000 г. отметил: "Серьезной
проблемой остается так
называемое "младостарчество"
- явление, связанное не с
возрастом священнослужителя, а с
отсутствием у него трезвого и
мудрого подхода к духовнической
практике. 28 декабря 1998 г.
Священный Синод принял весьма
важное определение по данному
вопросу, давшее оценку некоторым
искажениям церковной традиции,
встречающимся у отдельных
духовников. К сожалению, мы до сих
пор не имеем информации о том, что
это определение надлежащим
образом исполняется во всех
монастырях и приходах.
Продолжаются случаи самочинного
наложения неоправданных прещений,
давления на волю пасомых в тех
областях их жизни, где Церковь
предполагает внутреннюю свободу.
Считаю важным прекращение такой
практики и строгий контроль
правящих архиереев за детальным
исполнением упомянутого
Синодального определения".
Кроме того, Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий на
страницах газеты "Церковь и
время" высказал следующее: «Прискорбно
видеть, что и среди живущих в
России находятся люди,
стремящиеся подражать "радению
о Православии". Даже некоторые
клирики нашей Церкви, сохраняя на
словах преданность своему
Священноначалию, ведут себя как
раскольники, претендуя на роль
неких "старцев". Критикуя
Священноначалие, они, в отличие от
духоносных отцов прошлого и
настоящего, критикой пытаются
привлечь к себе внимание и таким
образом создать себе авторитет.
Как правило, непременным и
единственным условием спасения
они объявляют полнейшее
подчинение себе тех, кто
прибегает к их руководству,
превращая их в неких роботов, не
могущих
29
без благословения такого "старца"
совершить любое дело, каким бы
незначительным оно ни было.
Человек, таким образом, лишается
той благодатной свободы воли,
которая ему дарована Богом. Для
подтверждения своей правоты они
неправомочно используют ссылки
на творения святых отцов,
профанируя их великое делание и
извращая само понятие старчества.
Подлинный старец, прежде всего
благодаря высокой духовности,
бережно относится к каждому
конкретному человеку. В силу
своей опытности и благодатного
дара он раскрывает образ Божий в
человеке теми средствами, которые
созвучны его духовному устроению
и возрасту. Отдельные же
современные "старцы" (а
вернее их будет называть "младостарцами"),
не обладая духовным рассуждением,
налагают на воцерковляющихся
неудобоносимые бремена (Лк. 11: 46),
применяют в своей пастырской
деятельности штампы, губительные
для духовной жизни, необоснованно
применяют к мирянам, по большей
части духовно еще не окрепшим,
формы духовного руководства,
уместные только в монашестве.
Нередко в доказательство
преданности себе они требуют от
приходящих к ним продать их
скудное имущество, в результате
чего те, лишившись имущества и
жилья, попадают в абсолютную
зависимость от такого пастыря.
Столь превратное толкование слов
Спасителя: все, что имеешь, продай...
и... следуй за Мною (Лк. 18:22) больше
согласуется с практикой
современных тоталитарных сект,
наводнивших Россию в последние
годы, чем с духом Евангельских
заветов»*.
Рассмотрим вопрос детально. У
некоторых священников «вместо
власти любви возникает
стремление к господству над
душами пасомых. Наиболее часто
эта страсть проявляется в желании
добиться от духовных чад
исполнения подвиг совершенного
послушания. Священник, в
особенности молодой, сверх меры
"ревностный", начинает
стяжать "подвиг старчества",
требуя от прихожан
безоговорочного послушания,
полного отсечения собственной
воли, отдачи себя во власть
пастыря. Он категорически
запрещает даже в непостные
периоды чтение светских книг,
журналов, посещение театров, кино,
концертов, участие в культурных
мероприятиях. Подвергая жесткой
цензуре всю жизнь своих прихожан,
такой пастырь совершенно не
считается с личными
особенностями, условиями жизни и
возможностями каждого из них, а
главное, в соблазне гордыни
переоценивает собственные
дарования, предписывая себе
редчайший дар прозорливости,
которым обладали лишь избранные
духовные старцы, например преп.
Серафим Саровский, оптинские
подвижники, протоиереи Иоанн
Кронштадтский и Алексей Мечев и
некоторые другие»**.
---------------------------
* Церковь и время. 1999.
№ 2.
** Настольная книга
священнослужителя. М., 1988. Т. 8. С.
637-638.
30
Искушение властью и
авторитетом может постигнуть
священника в любом возрасте.
|
Следует добавить, что искушение
властью и авторитетом может
постигнуть священника в любом
возрасте. Самое главное, это грех
священника лишь наполовину,
потому что остальная половина -
это вина тех прихожан, которые
подобное провоцируют. В
психологии это называется "комплекс
спасителя", когда заслугу
своего выздоровления пациент
всецело переносит на личность
врача, приписывая ему чуть ли не
сверхъестественные свойства,
отчего и сам врач заражается этим
комплексом. В настоящее время в
православной среде, особенно
среди простых прихожан, самая
распространенная литература - это
книги про различных старцев и
стариц, которые, обладая особыми
благодатными дарованиями,
руководили, советовали,
наставляли своих духовных чад,
отличались прозорливостью и
даром пророчеств. Однако поиск
"старцев" обусловлен не
столько прочтением указанных
книг, сколько инфантильностью и
слабоволием многих верующих,
которые вместо того, чтобы
систематически изучать серьезную
православную литературу,
ограничиваются лишь
обскурантскими брошюрками да
советами священника, возводимыми
в ранг откровения.
Вот что пишется в Настольной
книге священнослужителя: "Люди,
жаждущие найти себе духовную
опору, выбирают духовное лицо,
почему-либо им симпатичное, и
предают себя ему совершенно.
Хорошо, если духовник окажется
опытным и честным, тогда он
отстранит такое отношение. В
противном же случае возникает
зависимость, таящая в себе угрозу
непоправимого вреда для души
опекаемого"*.
Может возникнуть вопрос: "А
какова же тогда функция духовника?"
Отвечу: следует различать
духовничество в миру и
духовничество в монастыре.
Смешение этих принципов как раз и
ведет к лжестарчеству, когда
некоторые духовники "переносят
сугубо монашеское понятие
беспрекословного подчинения
послушника старцу на
взаимоотношения между мирянином
и его духовным отцом, вторгаются
во внутренние вопросы личной и
семейной жизни прихожан,
подчиняют себе пасомых, забывая о
богоданной свободе, к которой
призваны все христиане"**.
Абсолютное послушание в
монастыре необходимо в силу того,
что поступающий туда человек
отрекается от всего привычного:
профессии, семьи, материальных
благ, мирских увлечений и даже
имени; он нуждается в адаптации и
поэтому поручается для
Следует различать
духовничество в миру и
духовничество в монастыре.
|
-------------------------
* Настольная книга
священнослужителя. М., 1988. Т. 8. С. 491.
** Иеромонах Иларион
(Алфеев). Православное богословие
на рубеже столетий. М., 1999.
31
духовного окормления опытному
старцу. Здесь полное послушание
обусловлено особенностями
монастырской корпорации, в
которую попадает послушник. А в
миру при появлении "монастырского
принципа" духовничества
складывается следующая ситуация:
около приходского священника
формируется группа духовных чад;
решение всех вопросов личной и
деловой жизни всецело зависит от
последней инстанции -
благословения или запрещения
духовного отца. Он, как заботливый
сват, подбирает молодежи будущих
супруг и супругов, будущим
студентам сам подсказывает, в
какие следует поступать вузы,
может заставить уйти с работы,
характер которой покажется ему
"нехристианским", может
настоять на разводе или принятии
пострига, может запретить
прихожанам вкушать пищу
зарубежного производства (кока-колу,
рис, кофе и т. д.) или украшать елку
на Новый год. Известен случай,
когда подобный "старец"
запретил своей духовной дочери с
диагнозом рак груди пройти
химиотерапию и тем самым рисковал
ее жизнью. Есть еще множество
подобных примеров.
Таким образом формируется
внутрицерковная группировка с
культом личности священника,
настроенная враждебно и
подозрительно ко всему
окружающему: к светской культуре,
другим верующим и священникам, к
власти и даже архиереям.
Структура таких группировок -
чисто сектантская с тревожным
эсхатологическим настроением,
все жизненные процессы им кажутся
апостасийными* (как пример: "антикодовики"),
возможность спасения они
приписывают только своей общине.
Есть более или менее
националистично настроенные
младостарческие общины, которые
последним оплотом Православия
считают Россию или Украину (часто
их вместе), в то время как весь
остальной мир для них населен
исключительно масонами, слугами
антихриста и закоренелыми
грешниками. О существовании
других Поместных Православных
Церквей они и не хотят знать.
У таких группировок свой взгляд
на нравственность - неумеренно
ригористический. История
христианства уже знает примеры
подобных образований, наиболее
характерное из них - монтанизм** (II
в.). Это образование не имело
существенных догматических
отличий от кафолической Церкви,
только нравственные.
Иеромонах Иларион (Алфеев) в
своем труде так говорит об
отношении к духовничеству митр.
Антония Сурожского: "Священник
должен приводить людей к Богу, а
не к самому себе; он должен быть
проводником благодати Божией, а
не своих собственных идей; должен
собирать людей вокруг Христа,
вокруг храма и Евхаристии, а не
вокруг себя. Миссия ду-
----------------------------------------------
* Апостасия -
отступление от Бога.
** Монтанизм -
религиозное движение в
христианстве II в. Бывший
языческий жрец Монтан,
обратившись в христианство, не
захотел войти в слагавшиеся в то
время церковные рамки и стал
проповедовать живое духовное
общение с Божеством, свободное от
иерархии и обрядов и
проявляющееся в индивидуальных
харизмах, т. е. особых дарах Св.
Духа, преимущественно в даре
пророческом. Монтанизм осужден на
Первом Вселенском Соборе (325 г.).
32
ховника - привести человека ко
Христу; когда же человек встретит
Христа в своем личном опыте,
священник должен отступить в тень
и не заслонять собою Бога"*.
"Священник должен
приводить людей к Богу, а не к
самому себе"
|
Как же следует осуществлять
духовническую деятельность на
обычном приходе? Мне кажется, если
священник не обладает особыми
благодатными дарами (какими
обладали оптинские старцы, преп.
Серафим Саровский, св. Иоанн
Кронштадтский и другие
известные духоносные люди), то в
своих советах прихожанам ему
следует руководствоваться теми
основами христианской этики,
которые изучаются в духовных
школах, читать больше серьезной
богословской литературы, не
спешить с выводами и, в конце
концов, иметь элементарную
трезвую житейскую мудрость. Не
следует навязывать прихожанам
свое мнение, только предлагать,
советовать, не лениться
выслушивать, вместе думать,
разбираться в конкретной
ситуации. Если перед духовником
стоит дилемма, необходимо
выбирать такое решение, которое
наиболее соответствовало бы
христианским принципам. Можно
наметить следующие обязанности
духовника на обычном приходе:
самое главное - исповедь; духовник
в первую очередь должен следить
за духовным ростом своего чада.
Пастырь-духовник должен
прилагать все усилия к тому, чтобы
в семьях его духовных чад царили
мир и любовь. По их просьбе
пастырь может оказывать влияние
на членов их семей, не ленясь при
этом лично приходить к ним домой.
Личность духовника не должна
оказывать психологического
давления на паству, присутствие
священника не должно быть в
тягость, следует помнить, что
пастыри - слуги пастве, а не
наоборот. Дух общинности потому и
потерян на многих приходах, что
священник далек и отгорожен от
паствы; даже причащая и исповедуя,
он почему-то остается
отстраненным. Однако эта проблема
нуждается в отдельном
рассмотрении.
Когда лжестарец изрекает что-либо
своим духовным чадам и это не
сбывается или не оправдывает себя,
возникает соблазн потерять веру.
Настоящий пастырь должен научить
свою паству самостоятельно,
правильно, по-христиански
находить выход из создавшихся
ситуаций и принимать решения, не
бегая по малейшему поводу к
духовнику.
Пастыри - слуги пастве, а
не наоборот.
|
Для этого существуют воскресные
школы для взрослых, приходские
библиотеки. Священник должен
рекомендовать пастве нужную
литературу, ему не следует
лениться оставаться после службы,
чтобы побеседовать с людьми и
ответить на их вопросы.
---------------------------------
* Иеромонах Иларион (Алфеев).
Православное богословие на
рубеже столетий. М., 1999.
33
Постоянная беготня к духовнику-лжестарцу
"за благословением" есть
следствие духовной незрелости и
той самой инфантильности, из-за
которой многие люди уходят в "православные"
секты. Да и симптоматика
лжестарческой общины и
тоталитарной секты очень похожа.
В одной общине двое иеромонахов
преподавали в воскресной школе и
разработали свой специальный
зашифрованный алфавит, чтобы
посторонние не могли прочесть
конспектов (элемент эзотерики), и
запрещали своим ученикам
посещать уроки священника (в
православности которого я
убежден), преподававшего на этом
же приходе в школе катехизаторов.
Старцелюбие многих верующих
часто толкает их к лжестарцам. А
если бы они внимательно читали
жития святых, то обратили бы
внимание на тот факт, что даже
великие святые-пустынники самым
счастливым считали тот день,
когда к ним приходил обычный
священник со Святыми Дарами.
"Лжестарец заслоняет
собою Бога, ставя на место
воли Божией свою волю".
|
Закончу статью следующими
словами: "Лжестарец заслоняет
собою Бога, ставя на место воли
Божией свою волю, что всегда
бывает связано с чувством рабства,
угнетенности, уныния.
Лжестарчество - есть явление
антихристианское, ведущее даже к
духовной катастрофе и гибели...
Такой духовник должен быть...
запрещен в священнослужении. На
это мне раз возразили, что если
так поступить и запретить такого-то
священника, то несколько сот
людей уйдут от Церкви. Они уйдут
не от Церкви, они уйдут от
лжецеркви; и это надо ясно
сознавать. И вопрос не в
количестве, а в том, чем эти люди
являются. Если они являются
только духовными детьми этого
священника, этого лжедуховника,
то они Церкви, в сущности, не
принадлежат, они уже отпали, они
стали боготворить идола, отдались
в культ его личности, и этот идол
должен быть низвержен"*.
---------------------------------
* НГ-религии. 11.08.99.
Иеромонах Иларион (Алфеев).
34
ПРИХОД 2-2006
|