|
||||||||||||||
«Обычаи и традиции Рождества»Работа награжденная Почетной Грамотой за II место в рамках номинации "Литературное творчество" областного Рождественского фестиваля Цель: Консолидация усилий духовных, просветительских, образовательных и творческих организаций по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Задачи: 1. популяризация народных, православных и семейных традиций и ценностей; 2. духовно-нравственного воспитания кружковцев через пропаганду традиционных, культурных и семейных ценностей; 3. развитие предметных, содержательных и межпоколенческих связей в процессе совместной творческой деятельности. Гипотеза: В связи с тем, что мы живём в многонациональном обществе в смешанных браках ,обряды сохраняются не полностью. Введение: Село Кузнецовка более чем на 60% состояло из немецкого населения. Я родился в смешанном браке. Моя мама-Баранова (Резвих) Галина Яковлевна-немка. Мой папа-Баранов Иван Николаевич-русский. Мои бабушка и дедушка-немцы. А ещё у меня есть прабабушка-Крамерт Марта Лукьяновна, которой 4 марта исполнится 92года. Она относится к тем 17 семьям, которые являются так называемыми сибирскими немцами, потомки которых прибыли в Сибирь во времена Екатериненских реформ. До начала Великой Отечественной войны она жила в немецком селе с очень красивым названием Розенталь (в переводе с немецкого-Долина Роз). Меня всегда интересовала история появления немцев в нашем селе и в нашей стране в целом. Поэтому со 2 класса я стал посещать школьный кружок «Истоки национальной культуры». Я провёл свои исследования и выяснил, что 11% немцев-это переселенцы с Поволжья, 36%-коренные сибирские немцы, 13%-это потомки переселенцев. В настоящее время 24% всех семей села состоят из смешанных браков.В 2002-2003 годах произошёл массовый отток немецкого населения. Люди уезжали на постоянное место жительства в Германию. Но самые многодетные семьи, имеющие от5 до 12 детей, посчитали своей родиной наше село. Это семьи-Шнайдер, Репп, Шрейдер, которые вместе с детьми,внуками и правнуками насчитывает до 36 человек каждая. Основной целью работы кружка «Истоки национальной культуры»является изучение,сохранение и распространение обычаев,традиций и обрядов российских немцев. Цель моей работы: показать результат работы кружка «Истоки национальной культуры»по изучению,сохранению и распространению обычаев и традиций празднования Рождества. Рождество, один из главных христианских праздников, установленных в честь рождения Иисуса Христа. Согласно Библии Христос родился в ночь с 24 на 25 декабря в пещере,где находился хлев. Поклониться младенцу Христу пришли пастухи и волхвы с дарами. Православная церковь отмечает этот праздник 7 января. Этот праздник отмечали все наши бабушки и дедушки с раннего детства в своих семьях, проживающих компактно до Великой Отечественной войны в Поволжье и немецких сёлах в Сибири. Многие семьи сохранили некоторые обычаи этого праздника по сей день. Частично традиции утеряны, частично заимствованы из русских и европейских обрядностей. Приверженность к религиозным праздникам рассматривается российскими немцами как неотъемлемая черта традиционного национального образа жизни. Переселенцы нашего села сохранили множество своеобразных, вывезенных ещё из Германии обычаев. Так накануне Рождества, 24 декабря большее значение имеют процедуры, носящие очистительный характер. Тщательно наводится порядок в жилищах, все члены семьи обязательно ходят в баню. Во второй половине дня в доме устанавливают и украшают ёлку. Каждый ребёнок обязательно учит стихотворение, чтобы рассказать его необычным гостям, которые должны прийти вечером. По рассказам пожилого населения села и моей прабабушки члены кружка восстановили обычаи этого праздника. Вот уже много лет ежегодно совместно с родителями мы проводим этот праздник. На основе библейского сюжета дети и гости знакомятся с историей праздника, основными символами и атрибутами. При подготовке к празднику мы готовим различные украшения из бумаги и фольги, устанавливаем ёлку, делаем рождественский венок и календарь, празднично украшаем зал (кабинет немецкого языка). (см. приложение №2) Под звуки рождественской мелодии мы входим в нарядный зал, рассаживаемся на ковре вокруг венка, на стульях вокруг венка, либо за столом. Начинается праздник всегда с зажжения четвёртой свечи в венке(см. приложение №4).Затем учитель рассказывает об истории этого праздника.Все внимательно и с большим интересом слушают истории рождественского венка, сапожка и ёлки.(см. приложение). На празднике много сюрпризных моментов.В зале вдруг появляется Вайнахтсман.(немецкий Дед Мороз). (см. приложение №6) Он рассказывает детям о себе, дети в свою очередь рассказывают ему стихи, поют песни на немецком языке,а он щедро одаривает их подарками из своего мешка. Затем появляется Пельцнигель(немцы евангелического вероисповедания называли его Рупрехт). Он всегда одет в шубу, шапку, обмотан цепью, звоном которой пугает непослушных детей, в руках держит кнут. Первым делом он находит под ёлкой серебряную и чёрную книги. В серебряной книге в течениие года ангелы «записывают» все наши положительные дела и поступки, а в чёрную книгу — плохие. Пельцнигель знакомится с записями и «наказывает» своим кнутом детей, попавших в чёрную книгу. И вот в зале появляется Кристкинд . Она одета в белое кружевное платье, на голове белый капор. Ведущий говорит: « Это младенец Христос сошёл с небес для грешников и для благочестивых. Кристкинд является добрым гостем, наставляет всех присутствующих жить в мире и согласии, быть добрыми и послушными, уважать малых и старых, жить в согласии с собственной совестью.» Затем в зал стремительно влетает ещё один гость- Перхта. Одетая в длинное одеяние с глиняным горшком на поясе старуха. В горшке у неё мука,которой она посыпает людей. Считается,что на кого мука попадёт,того в Новом году счастье ждёт. Одним из сюрпризных моментов является то,что у камина стоят сапожки со сладостями и игрушками. Этот сюрприз готовят родители в тайне от нас. Мы не знаем,где чей сапожок. В каждом лежат вопросы-подсказки,которые и помогают найти хозяина подарка,что вызывает неописуемый восторг. Основная часть праздника заканчивается угощением. Мы пьём чай со сладостями и едим фрукты. Мы продолжаем праздник обходом дворов. Дети,взрослые,нарядившись в различные костюмы,ходят от дома к дому,стучат в двери и окна. Хозяева радушно нас принимают. Мы желаем им добра в Новом году. Исполняем колядки на немецком языке. Хозяева щедро одаривают нас сладостями. Считается, что щедрых хозяев ждёт достаток и удача в Новом году. Из воспоминаний моей прабабушки Марты: «Мы в детстве вместе со взрослыми ходили от дома к дому, хлопали прутьями, стучали молоточками по дверям, бросали в окна фасоль и горох, просили яблоки, орехи и пироги. При этом пели рождественские песни-колядки. Мне кажется таких вкусных пирогов, которыми нас одаривали, я не ела больше в жизни никогда». Заключение: Посещая кружок «Истоки национальной культуры» и общаясь с моей прабабушкой я очень многое узнал о традициях и обычаях моих немецких предков по линии мамы. Нам удалось заинтересовать и вовлечь детей и взрослых в мир старинного праздника, который сейчас возрождается повсеместно. Постепенно складывается новые черты культуры российских немцев, основывающиеся на общепринятых в данном коллективе и на данном отрезке времени,одновременно закрепляющие традиционные элементы исторической культуры и отражающие в ней новые активные процессы. Литература: 1. «Культурологическое развитие детей». И.О. Шерер, О.М. Ельцова. 2. «Немцы России: исторический опыт и современные проблемы самоорганизации» А.А. Герман. 3. «Немцы в России и СНГ» Совет по культуре российских немцев. Землячество российских немцев. 4. Сценарный репертуар ежегодных школьных праздников. 5. Устные свидетельства старожилов села. Приложение «Новогодняя ёлка» Во многих странах Рождество и Новый год прочно связаны с традицией наряжать ёлку. Откуда берёт своё начало этот обычай? Не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, где родился Христос, радовались этому событию. Счастливее других были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зелёная ель. «Пойдём, поклонимся Младенцу и поднесём ему наши дары», сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила ёлка. «А какие дары сможешь принести, ты -колючие иглы да липкую смолу?» - спросили её пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной ёлке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны». Пусть он навевает ни тебя прохладу в жаркий день», - сказала она. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А ёлка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «В своей скромности ты унижаешь себя, милая ёлка, но я разукрашу тебя лучше твоих сестёр». Ангел сделал знак, и одна за другой на зелёные ветки ели стали скатываться с неба звёзды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то не благоуханье в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая ёлка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Ёлка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг - пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты — доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, гладя на тебя, радоваться и веселиться». «Легенда о трёх мешках и рождественском башмачке» Подарки, которые приносит Николаус, напоминают нам о Св. Николаусе, который много-много лет назад одаривал детей. Жил тогда отец со своими детьми. Мать у них умерла. Отец потерял свою работу. В доме часто нечего было есть, а зимой не было тёплой одежды для детей. А когда отец ещё и заболел, нужда возросла ещё больше, так что детям приходилось голодными ложиться спать. Велико же было их удивление, когда они утром обнаружили большой мешок у своей двери. Когда они его развязали, обнаружили в нём муку и хлеб. На следующее утро у двери снова стоял мешок. А когда дети его открыли, то нашли в нём тёплую одежду. И холод был им не страшен. Отец всё думал о епископе. Он слышал о том, что тот помогает бедным. Не он ли был, кто так щедро одаривал их. Отец сказал детям: «Сегодня ночью мы не будем спать. Если епископ Николаус вновь придёт к нам, мы его от всего сердца поблагодарим (должны поблагодарить)». Но к вечеру у детей от усталости слипались глаза. Отец же не спал. И верно! Поздно ночью он услышал шорох за дверью. Мужчина вскочил, побежал к двери и открыл её. Он увидел, как человек быстрыми шагами удаляется от их дома. Отец побежал вслед за ним и узнал епископа Николауса. «Спасибо!» - воскликнул он, - «Спасибо за всё, что ты для нас сделал!» епископ оглянулся: «Иди домой! - сказал он приветливо — Когда ты поправишься, ты вскоре найдёшь работу». Николаус приветливо улыбнулся мужчине и отправился дальше. Очень удивился бедняк, когда возвратился домой и обнаружил ещё один мешок у двери. От радости он разбудил детей. Что же они нашли на этот раз в мешке» Сапожки! Сапожки! Теперь им не придётся бегать босиком. Когда же дети захотели примерить их, у них ничего не получилось. В сапожках лежали чудесные вещи: игрушки, яблоки, орехи и пряники. Всё это им подарил епископ Николаус. Как же обрадовались дети! Об этом мы вспомним, когда сегодня вечером поставим свои сапожки у двери и будем надеяться, что Николаус что-нибудь оставит нам в них. «О самом первом рождественском венке» Всё началось более ста лет назад в Гамбурге. Гамбург — большой портовый город на севере Германии. В то время там было много детей, у которых не было родителей. У этих детей не было дома, и они попрошайничали на улицах. Из нужды некоторые становились даже ворами и преступниками попадали в тюрьму. В бедных странах и сегодня такое бывает. К сожалению! Но тогда жил в Гамбурге священник, который заботился об этих детях и подростках, особенно о мальчиках. Он так перестроил большой дом в Гамбурге, чтобы забрать туда многих с улицы. У них, бездомных, появился кров, и они получили еду. А ещё мальчики осваивали какое0нибудь ремесло. Они становились сапожниками или малярами, портными или садовниками. Теперь им не приходилось попрошайничать, они сами могли зарабатывать себе деньги. Этот дом называли «огромный дом». А священника звали Иоганн Генрих Вихерн. Ежегодно во время Адвента в «Огромном доме» читались молитвы. Тогда собирались все мальчики, и священник Вихерн рассказывал про Адвент и Рождество. Они пели много песен. Каждый день добавлялось по одной свече. 24 свечи стояли на большом деревянном кольце, которое было подвешено к люстре. И каждый вечер зажигалась одна свеча. В Рождество горели все 24 свечи. Поскольку мальчикам очень нравился обруч со свечами, они украшали его еловыми ветками. Итак, более ста лет назад в «Огромном доме» в Гамбурге появился первый рождественский венок. Многим людям настолько понравился этот рождественский венок, что они тоже захотели иметь дома такой венок из огней. Но ни у кого в квартире не оказалось столько места, чтобы повесить рождественский венок, на котором поместилось бы двадцать четыре свечи! Получилось так, что на каждом рождественском венке стоит всего четыре толстые свечи, в честь каждого пред рождественского воскресенья по одной. Спасибо всем за праздник
Образование и Православие / Автор: Баранов Костя, 6 класс, 12 лет
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 7061 |