7 

   Образование, воспитание детей


ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ

“А сверх всего этого, сын мой, того берегись.
Составителю многих книг – конца не будет, а много читать -
утомительно для тела” (Еккл.,12,13).

В условиях современной жизни у родителей, как правило, остается мало возможностей влиять на светское образование детей: для младшего и среднего возраста программа образования стандартна и дается государством.

Было бы полезным обсудить, что из этой программы является действительно необходимым, и что ненужным баловством.

Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как это делали христиане первых веков, веков господства язычников, о чем уже говорилось выше (см.главу 13).

Вопрос для родителей в этом отношении состоит только в том – нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование сверх духовного воспитания.

Этот вопрос следует решать строго индивидуально – в зависимости от склонностей ребенка.

В общем случае – это делать не надо, а все свободное время, которое остается у школьников и их родителей, употреблять на дополнение светского обучения духовным – изучением Священного Писания, истории Церкви, жизни святых отцов и Богослужения – путем соответствующего чтения и бесед с детьми (см. главу 10).

Нужно помнить, что великое светское дополнение школьного образования будет отнимать время и силы и отразится ослаблением духовного развития, о значении которого для души ребенка говорилось выше.

И не будут ли подобные, дополнительные к школьным, занятия теми “заботами житейскими”, которыми не следует отягчать свои сердца по заповеди Самого Господа (Лук., 21:34).

Вспомнить нужно также слова премудрого Соломона, который говорит, что “много читать – утомительно для тела”. Из этих слов видно мнение Соломона, что приобретение истинной мудрости не зависит от количества прочитанных книг.

О том же пишет и епископ Феофан Затворник: “Пусть считается главным -изучение веры, пусть лучше время назначается для дела благочестия, и в случае столкновения преимуществует последнее над ученостью” (“Пути ко спасению”).

Но некоторые дети могут иметь исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства появляется определенная способность, например, к музыке, живописи, поэзии, к изучению природы и т.д. В этом случае родители, конечно же, должны способствовать развитию в ребенке соответствующих данных ему от Бога талантов и искать соответствующих учителей. Занятия с ними подготовят ребенка к дальнейшей соответствующей специализации.

Совсем по-другому обстоит дело с развитием у ребенка специальных трудовых навыков, этой стороне образования в интеллигентных семьях, обычно, почему-то пренебрегают.

Выше, в главе 1, уже говорилось о необходимости с самого раннего возраста приучать детей к труду, приучать самим себя обслуживать. Воспитывая детей, родители могут развивать у них специальные трудовые навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и будут облегчать жизнь, сделают их более полезными членами общества, а может быть и будут давать кусок хлеба в трудные минуты жизни или тяжкие годины.

Как правило, каждая мать должна научить своих детей шить простые платья и белье, вязать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем, быть обучена умению готовить пищу и хорошо разбираться в качестве продуктов питания.

Для мальчиков очень важно овладеть навыками ремесла столяра, плотника, электромонтера, переплетчика и т.п.

При наличии склонностей девочек можно обучить и художественному шитью и вышиванию.

И мальчикам, и девочкам полезно приобрести начатки знаний и навыков в области медицины, как то умение перевязывать раны, оказывать первую помощь при несчастных случаях и т.п.

Если в распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать и к практике огородного дела и садоводства.

Чем глубже удается дать знания детям по каким-либо из перечисленных профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальнейшую участь их детей и в практическом отношении. Они всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.

Выбор для детей профессии

“Одни с почетом, а другие в низком употреблении”. (2 Тим., 2,20).

Вот уходит светлое и безмятежное детство. Отцветает юность... Перед молодой душой встают жизненные задачи, вопросы и трудности.

Вот первый и серьезный вопрос – выбор профессии, определение себя на какое-либо занятие в течение большей половины каждого трудового дня.

Царь Давид говорит: “Дней наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь...” (Пс., 89,10).

Итак, доля и роль труда в жизни велики. Он заповедал Адаму, а с ним и его потомкам после грехопадения в качестве наказания: “В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт., 3,19).

Но характер труда может быть различным. Для одних этот труд может быть благословенным, хотя может быть и тяжелым для тела, и служить главной цели – спасению души. Но для других труд может оказаться тяжелым и быть в какой-то мере препятствием к достижению Царства Небесного.

Выбор профессии – очень серьезный вопрос, который часто приходится один раз и на всю жизнь решать. Перемена профессии доступна лишь для наиболее простых видов труда, не требующих длительной подготовки.

Если же для приобретения последней затрачено много лет, то перемена профессии практически невозможна. Непременная обязанность родителей -помочь детям правильно выбрать себе профессию.

Для христианина есть один путь для решения всех жизненных вопросов -это искание во всем воли Небесного, Любящего и Премудрого Отца, предание себя его благому помыслу. Ибо, “если Гоcподь не созиждает дома, напрасен труд всех, строящих его” (Пс, 126,1).

Если у решающего есть духовный отец или старец и благочестивые родители, то воля Божия будет говорить их устами. И тогда не может быть места колебаниям или сомнениям: ослушание может принести много скорби, когда поздно уже будет говорить себе: “Маловерный, зачем ты усомнился?” (Мф., 14,31).

Но какими словами должны руководствоваться родители, давая указание детям о выборе ими будущей профессии?

У христианина в жизни нет случайностей, у него “и волосы на голове все сочтены” (Мф., 10,30). И как говорилось уже ранее, Всеблагий Отец премудро направляет ко благу наши пути внешними обстоятельствами нашей жизни, надо их только понимать.

И если юноше или девушке от Бога дарованы особые способности, то они определяют будущую профессию. Так определяются профессии художников, скульптора, музыканта, певца, поэта, писателя и т.п.

Если в молодой душе горит любовь и сочувствие к страждущей и болящей меньшой братии Христа, если ей понятны чистейшие радости земли -отирать слезы несчастным, то пусть идет по пути “возлюбленного врача” (Кол.,4,14) и апостола Луки-целителя, Пантелеимона, св. врачей Косьмы и Дамиана и друзей человечества – доктора Гааза, Лежко и т.п. Это благословенная профессия, дающая чувство глубокого духовного удовлетворения.

Следует руководствоваться при выборе для детей профессии склонностью их к чему-либо, например, к какому-либо ремеслу или к какой-либо отрасли науки, техники и т.п. при условии, что это давно сложившаяся прочная склонность.

Но бывают временные поверхностные увлечения, которые быстро проходят. Поэтому при наличии склонности с решением не надо торопиться, как во всех затруднительных и неясных вопросах, когда воля Господня не так очевидна. И в этих случаях надо прибегнуть к усердной молитве – да откроет Небесный Отец благую волю в видимых для родителей и юной души признаках.

Как осуществляется исполнение молитвы?

Конечно, нельзя ждать ничего чудесного – ни какого-либо сновидения и т.п. – мы по своей греховности не достойны прямых откровений. Поэтому, как говорилось уже ранее, нам надо учиться распознавать выявление воли Господней по внешним признакам.

Чаще всего случается, что эту волю мы услышим в советах близких и опытных в жизни людей. К словам последних надо быть всегда очень внимательными и чутко к ним прислушаться.

И в том случае, когда совету предшествует усиленная молитва, то Господь Сам положит на сердце тому, у кого мы просим совета, сказать нам Его святую волю. Нет сомнения, что наиболее высокий и достойный путь для христианина – это путь пастырский.

Здесь, вместе с тем, следует помнить, что, как пишет о.Александр Ельчанинов, “священство – единственная профессия, где люди поворачиваются к тебе самой серьезной своей стороной и где бы все время живешь “всерьез”.

Здесь христианин и выполняет наиболее великое из предначертаний человеку, которое так определяется епископом Михаилом Таврическим: “Всюду, где только можно, насаждать царство любви и гармонического развития личности в духе и при помощи Христа”.

Ап.Павел пишет: “Если кто епископства желает доброго, желает дела” (! Тим.,3,1). Но здесь не уместно побуждение. Пастыри избираются самим Богом. “Не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил”. – сказал Господь апостолам (Иоанн, 15,16). И Своих избранных Господь приведет к Себе и ничто в жизни не заглушат у Божия избранника внутреннего зовущего голоса – настойчивого стука Высокого Гостя (Откр,20).

Часто думают, что умственный труд – это высший и наиболее почетный труд для человека, а физический – низкий. Так ли это?

Какую профессию выбрал на земле Сам Строитель и Творец мира и занимался ею до тех пор, пока не вышел на свое верховное служение?

Как мы знаем, Он был плотником (Мк.6,3).

А из кого он выбрал Себе первых учеников и апостолов?

Можно было бы думать, что их следует выбирать из мудрецов, книжников, учителей. Но нет – это были простые неученые рыбаки. И ап.Павел пишет: “Но Бог избрал не мудрое мира, чтобы посрамить мудрых, а немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и не незнатное мира и уничтоженное, и ничего не знающее избрал Бог, чтобы упразднить значащее” (1 Кор., 1,27-28).

Есть вместе с тем, одно преимущество у простого физического труда или ремесла перед умственным трудом. Последний требует всего человека – и его рук, и ума, а через ум завладевает чаще всего и сердцем. Физический труд занимает, прежде всего, руки, оставляя в значительной мере ум и не затрагивая сердце. И если в человеке есть склонность к молитве, то такой труд менее другого мешает ему заниматься молитвой и Богомыслием, оставляя свободу отдавать ум и сердце Единому и Вечному.

Правда, для Господа нужны свои рабы во всех слоях общества. Но там, кому на долю выпал умственный труд с необходимостью непрерывного совершенствования в какой-либо специальности и постоянной заботы следить за новейшими достижениями в данной отрасли науки или техники, тем можно сказать слова ап.Павла: “А мне вас жаль” (1 Кор., 7,28).

Вместе с тем таким христианам надо знать, что книжная мудрость и эрудиция – богатство познания в науке и технике – представляют ту же опасность, как и всякое богатство (Мф.,19,23). Они чаще всего овладевают человеком и его сердцем. Святые отцы даже опасаются утонченного ума. Так, св.Исаак Сириянин пишет: “Ходи перед Богом в простоте, а не в мудрствовании ума. За простотой следует вера, а за утонченностью и изворотливостью мудрования – самомнение, за самомнением же – удаление от Бога”.

Следует предостеречь также и от часто напрасной затраты времени и сил у девушек, стремящихся к профессии, требующей длительной подготовки. Если девушка имеет склонность к семейной жизни, а таких большинство, то их подготовка, помимо изучения Закона Божия, должна быть направлена более всего к воспитанию детей и к мудрости ведения всех дел семьи и семейного хозяйства. Для этого от них требуется умение хорошо шить, готовить пищу, хорошо разбираться в медицинских вопросах и т.п. И если даже такие девушки остаются одинокими, то и в этом случае незачем им затрачивать много сил и времени для подготовки к трудным профессиям. Для одинокой много ли надо в жизни? Ведь “жизнь человека не зависит от изобилия его имения”, – сказал Господь (Лк., 12,15).

И почему бы девушке не выбрать огромное ремесло медицинской сестры или даже швеи, которую всюду ждут. Такие специальности дают верный кусок хлеба и опыт, который может быть полезен и в семейной жизни.

Часто при выборе профессии стоит принимать во внимание и состояние здоровья: в современной промышленности есть много предприятий, на которых атмосфера такова, что и крепкое здоровье быстро разрушается.

Поэтому, родителям и самим юношам необходимо предварительно хорошенько разузнать про те условия работы, которую они выбирают.

От ряда профессий следует решительно предостеречь. Со званием христианина в современных условиях вряд-ли совместима, например, профессия артиста.

В Древней Руси считалось позорным надевать на себя “личину”. Ведь человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт.1,26)., а христианин призван быть в чине “царственного священства” народа святого (1 Петр.,2,9).

Совместимо ли это со многими ролями, которые будут поручаться артисту? И может ли “образ Божий” служить угождению часто низких вкусов и прихотей толпы? В первые века христианства актеров отлучали от церкви, а св.Иоанн Златоуст запрещал христианам общение с ними и вкушение с ними пищи.

Казалось, что военное звание не противоречит званию христианина, так как мы знаем святых из воинов (Иоанн-воин, мученик Меркурий, князь Александр Невский и т.д.). Но надо вспомнить царя Давида. Давид был помазанником Божиим, пророком, псалмопевцом, и все же Господь не захотел, чтобы первый Иерусалимский храм был построен его руками: на них было слишком много крови человеческой, пролитой им. Поэтому храм был построен сыном Давида – Соломоном.

Надо помнить слова ап.Павла о сосудах, из которых “один в почетном, а другой в низком употреблении” (2 Тим., 3,20). И поскольку это в нашей воле, зачем избирать себе путь для более “низкого употребления”?

Пусть избегают также юноши горделивых мечтаний о высоком положении в мире. “Что высоко у людей, то мерзость перед Богом” (Лк.,16,15), -говорит Господь.

И чем ниже наше земное поприще, чем ниже стоит человек, тем ему бывает легче. Чем выше стоит человек на земном поприще, тем опаснее это для его души, а иногда и для тела. “Подальше от царей – голова целей”, -говорит пословица. На высоких постах требуется или высокая мудрость, которой может не хватить, или требуется “прислуживаться”, т.е. кривить душой лицемерить, льстить, а это все неправда перед Богом, это может повести к гибели души.

Молитва родителей о детях – залог успеха воспитания

“Простите – и дано будет вам” (Лк., 11,9).

Глубокий знаток духовной жизни – св.Исаак Сириянин основным условием для успеха всякого дела человека считал нижеследующее: “Всякую вещь, малую или великую, должно ему в молитве испрашивать себе у Создателя своего”.

Итак, первым условием успеха воспитания детей является усиленная молитва о них родителей. А если мы почувствуем слабость и невнимательность нашей молитвы, то, по учению св.отцов, качество нашей молитвы мы должны, как говорилось выше, восполнять количеством ее. Так советовал преп.Серафим. Он рекомендовал родителям не ограничиваться в своей молитве обычными правилами, но подражая инокам, вставать на молитву и в полуночный час. Примеры усиленной за своих детей мы видим еще у праведников Ветхого Завета.

Так, Иов, “вставая утром, возносил всесожжения по числу всех детей своих, говоря:”Может быть сыновья мои согрешили...”, и так делал Иов во все дни” (1,5). В своих молитвах за детей Иов был близок Духу Христову – духу Посредничества между Богом и людьми.

Как всякая молитва, молитва и родителей, и детей может быть разумной и неразумной. Ап. Иаков говорит: “Просите, и не получите, потому что просите не на добро” (Иаков, 4,3).

О чем же прежде всего должны молиться родители в отношении детей?

Очевидно, что основное стремление родителей должно быть направлено к воспитанию ребенка – живого члена Воинствующей Церкви Христовой. И молитву об этом Господь исполняет в свое время. Но когда придет это время не дано нам знать – бывали случаи, когда Господь вел юношей не прямым путем, но спасал их от гордости, допуская временное уклонение их от прямого пути и падения. Пусть в таких случаях не отчаиваются родители, но еще прилежнее умоляют всемогущего, “утомляют своей молитвой Неукротимого”.

Надо помнить в таких случаях пример горячей молитвы Моники за своего сына – блаженного Августина. Он в юношеские годы попал в дурную среду, стал вести порочную жизнь и присоединился к ереси манихеев. Все, что могла делала Моника для спасения сына. Она не только увещала его, но одно время даже лишала его общения с собою, удалив из своего дома, несмотря на безграничную любовь к нему. Моника оплакивала сына как мертвеца и непрестанно молилась о его возвращении к истиной вере. Обращение это случилось нескоро, но до этого Господь не оставил ее без утешения, и в одном сновидении она видела ангела, предсказавшего ей о будущем обращении сына. Не оставляя своих увещаний, она просила одного епископа повлиять на сына. Епископ, однако, отказался от этого, учитывая, очевидно, безнадежность такой попытки при том состоянии духа, в котором был тогда Августин. Он советовал Монике не уговаривать его более, а лишь усердно молиться о нем Богу. Вместе с тем, видя силу ее горя, он как бы предсказал ей: “Не может быть, чтоб погиб сын таких слез”. Действительно, Августин был спасен этими горячими слезами и молитвами и стал впоследствии в ряды учителей Церкви. И вспоминая значение в его жизни молитвы матери, его часто называют “сыном слез”.

Св. отцы говорят: “Осторожно молитесь о внешних судьбах жизни христианина”. Это относиться и к молитве родителей, и в частности к тому случаю, когда родители молятся о выздоровлении смертельно болящего ребенка. Случится, что Господь спасает родителей от будущего горя тем, что отнимает у них детей в раннем возрасте. Поэтому родителям нужна в этом случае смиренная покорность Всеблагому Помыслу Божию, и молитва их о болящих, как бы горяча она не была, всегда должна кончаться словами Господа в Гефсиманском саду: “Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет” (Лк., 22, 42).

В таких случаях надо помнить, как с отчаянием молилась одна мать о выздоровлении двух своих сыновей, лежавших в смертельной горячке. В тонком сне Господь открыл ей будущее сыновей на земле. Она увидела их взрослыми за разгульной пирушкой в кабаке. В ссоре они бросаются друг на друга и ножами наносят друг другу смертельные раны.

Очевидно не с этой матери надо брать пример родителям, а с матери Людовика Французского – католического святого, которая говорила ему: “Мне легче видеть тебя мертвым, чем совершающим смертный грех”.

Поэтому нельзя предаваться отчаянию при смертельной болезни ребенка, но брать пример с царя Давида. При болезни сына неделю молился царь и ничего не ел, говоря: “Кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо”. Но когда дитя умерло, то Давид успокоился и стал есть, так объясняя свое поведение окружающим: “Теперь дитя умерло, зачем мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а не он возвратится ко мне” (2 Цар., 12,22-23).

Конечно, помимо случаев, когда по воле Божьей дети умирают, несмотря на мольбы родителей, имеется еще больше случаев, когда усердная молитва родителей спасала смертельно заболевшее дитя.

Надо помнить, что молитва родителей за детей движет и горячую молитву, а горячая молитва не остается неуслышанной Богом.

Я слышал рассказ из жизни наших детей. Родители отпускали от себя сына на три года в среду, полную опасностей для его тела и для его духа. “Сын наш, – сказал ему отец, – где бы ты не был, в 12 часов ночи всегда вспоминай, что твои родители в это время молятся о тебе преп.Серафиму”. И в полуночный час, когда все затихало, сын вспоминал своих родителей. Он знал, что родители исполнили свое обещание и в это время возносили свою ночную молитву о нем Преподобному. Будучи во многих опасностях, он всегда чувствовал охранительную силу родительских молитв. А когда вернулся через три года разлуки, то первыми его словами отцу были: “Пап, преподобный Серафим спас меня вашими молитвами”.

Сила родительской молитвы такова, что бывают случаи, когда Господь не отказывает родителям даже тогда, когда следовало б отказать.

Свидетельством этого может быть случай из рода московского купца Азурина. За страшный грех был наказан не только сам Азурин (за клятвопреступление), но и его потомство. Все мужское поколение Азуриных постигло или самоубийство или сумасшествие. На этом роду оправдались слова Св.Писания: “Я Господь Бог твой, Бог – ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, и творящих милость до тысячи годов любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои” (Исх., 20, 5 – 6). Одна из Азуриных при смертельной болезни ребенка всю ночь с исступлением молилась и рыдала перед образом святого, особо почитаемого семьей, умоляя спасти сына. Под утро в полусне она видит, что святой вышел из иконы и сказал ей: “Неразумна твоя молитва, ты не знаешь, кем будет твой ребенок. Но если так просишь, то пусть будет по твоей просьбе”. Сын выздоровел, вырос, и жизнь его стала проклятием для его матери.

Как к тяжелой, так и ко всякой болезни ребенка родители должны относиться спокойно. “Здоровье есть дар Божий”, – говорил преп. Серафим, но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет одуматься, осознать свою немощь и вспомнить о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям.

О болезнях последних так пишет в своем письме старец Амвросий Оптинский: “Не должно забывать и мудрого настоящего времени, в котором и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят и того, что слышат, и поэтому требуется очищение, которое без страданий не бывает, очищение же душевное, по большей части, бывает через страдания телесные... Посмотрите, и самые грудные младенцы без болезней или без страданий переходят будущую жизнь?

Тяжело видеть страдания детей. Но знаем ли мы, что в некоторых случаях виновниками этих страданий бываем мы сами?

Однажды к старцу Амвросию подошел крестьянин, на руках которого бился бесноватый мальчик, и попросил старца об исцелении ребенка. “Чужое брал?”, – строго спросил старец. “Брал, грешил, батюшка”, – отвечал крестьянин. “Вот тебе и наказание”, – сказал старец и отошел от несчастного отца, оставив его без помощи в беде.

Точно также в житии преп.Аммона (пам.4 октября) рассказывается про отрока, укушенного бешенной собакой в наказание родителям за их грех -кражу вола.

Смерть сына царя Давида последовала также как наказание за вину отца (2 Цар.,12,14).

Страдания невинных детей так объясняются св.Нифонтом, еп.Кипрским (пам.23 декабря) (см.”Святыня под спудом”): “Многие живущие в мире... в грехах не каются и о душах своих попечения не имеют. По этой причине Господь наказывает детей, так и самих родителей различными бедами, чтобы болезнью детей очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к произнесению покаяния и тем оправдать их на Страшном Суде Своем... Знай, что младенцы без греха страдают для того, чтобы им за напрасную смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия, истинного покаяния”.

Поэтому, при страдании ребенка нам следует спрашивать свою совесть: “Не покарал ли Господь за мои грехи моего ребенка?” Может быть, часто единственным средством, служащим для выздоровления ребенка, является покаяние его родителей.

Здесь, как и ранее, мы находим тот основной вывод, который должен глубоко запасть в наше сердце – сердце родителей – судьба, счастье, спасение наших детей прежде всего от нас, от родителей.

Поэтому с полным самоотвержением и любовью, трудясь “в поте лица” и идя “узким путем” и путем “безумной мудрости” (1 Кор., 3,18), постараемся спасти себя покаянием и стяжанием Духа Святого Божия, а через это спасем наших детей.

Прежде всего на деле докажем нашу действительную деятельную любовь к ним и прибегнем к теплой, постоянной и усердной молитве Богу за наших детей и о даровании нам мудрости в важнейшем для нас деле – в деле их духовного воспитания. Ибо, по словам Псалмопевца, “если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страх” (Пс.,126,1).

Советы одной матушки

Следует добавить к вышеописанному еще несколько предупреждений. Учитывая современную обстановку, рекомендуется проявлять осторожность при требованиях к детям, которые могут давать в ряде случаев не положительные, а отрицательные результаты.

“Религия есть соль. Соль – добрая вещь”, – сказал Христос. Но что бывает с пищей, если ее пересолить? Поэтому в воспитании детей в наше время нужны осторожность и осмотрительность, но не строгая схема “диссертации”, потому что в нашей жизни наблюдается следующее:

Ребенок встает утром в школу с трудом. Это наблюдается у большинства детей. Никакой физзарядки он не делает, но родители следят, чтобы он встал на молитву. Так пусть же молитва крошки будет проста, но горяча, идущая от сердца: “Господи! Я иду в школу! Помоги мне быть внимательным, быть прилежным, сообразительным. Сохрани меня от злых людей, от бед, от ошибок. Пошли мне, Господи ангела святого, чтобы он мне помог и хранил меня. Я иду по Твоей воле, так благослови же меня, Господи!” И перекрестясь благоговейно, пусть бежит малыш с сознанием, что идет выполнять дело, порученное ему от Бога.

Но что мы наблюдаем на деле? Малыш наспех твердит заученные непонятные ему молитвы, небрежно крестится, кладет поклоны и косится на часы. “Ах! Как длинна эта молитва!”, – думает он. Но сократить нельзя, его слушает бабушка. Вдруг, телефонный звонок, бабушка уходит, какое счастье! Можно уйти поскорее, чтобы порезвиться с ребятами лишние минуты на школьном дворе.

Малыш упустил целый ряд поминальных молитв и имен. Но зачем они ему? Он не знал этих людей, имена которых ему велено произносить, так не все ли равно для крошки, что ждет за гробом их души. “Да притом же они и так в раю, ведь бабушка говорит, что они были хорошие люди”, -рассуждает он.

В школе ребята аппетитно завтракают сосисками, колбасой... А наш малыш смотрит на них с завистью и осуждением: “Греховодники! Ведь сегодня пост...” Постепенно недоброжелательство к товарищам, рожденное завистью и осуждением, растет у малыша. Он неохотно дерется с товарищами и слывет за “нервного” и “недотрогу”. Но проходит некоторое время, и вот малыш уже дома не всегда и не сразу слушается родителей. Его наказывают, и он боится уже этих наказаний. Приходится ему скрывать свои поступки: опоздания, лень, шалости. Приходится обманывать мать, отца и других. Так зачем же дело встало? Он скорее купит себе в буфете сосисок, ведь они не узнают. А Бог? “Да в церкви на исповеди, скажет в общем “не слушался”, ну и все. Батюшка отпусти, и Бог простит”. Так, понемногу, дитя внутренне отделывается от строгости и подвигов религии и начинает чувствовать себя бодрее и смелее. А кто, как не родители, виновны в том, что иго стало ребенку непосильным, и он стремится сбросить его? Лучше бы они дали ему возможность питаться наравне с другими, играть и гулять вместе с товарищами, чем вынудили дитя скрывать и лицемерно молиться!

То же происходит и с телевидением, и с книгами. “Грех” не впускается в дом, и поэтому дитя стремится уйти из дома и наслаждаться тем, чем живут его товарищи. Длинные, непонятные церковные службы часто тяготят детей, они издыхают и думают про себя: “Опять праздник, опять пост. Как счастлив сосед, который часто ходит в кино и смотрит дома телевизор! Скорее бы вырасти и бежать из дома!”

Но эти мысли ребенок носит в душе, никому не говоря, ибо знает, что последуют наказания, длинные внушения. До поры – до времени, пока дитя боится ремня, оно терпит. Но вот оно уже 13-14 лет. Сын стал выше матери ростом. “С ним сладу нет, переходный возраст”, – жалуется мать. О нет, дорогая! теперь он вырвался, но жажда этой свободы зрела в нем давно – с пяти лет, и теперь родителям уже не взять его в руки. Надо было в 6-8 лет узнать душу его, не журить и не таскать за собой по церквям, а пойти навстречу желаниям ребенка: купить ему ТВ, отменить (не следовало бы и начинать) посты и молитвословия, ибо молитве-то настоящей его и не научили. Молитва есть беседа души с Богом, как с любящим другом, а вашему сыну религия и Бог были преподнесены как бесконечные ограничения, томления и страдания. Вера, которая должна была его окрылить и сделать счастливейшим из людей, стала с детства его бичем, отнимающим радость жизни.

Он рассуждал так: “Из-за того, что я верующий, мне нельзя, как всем, смотреть телевизор, а как это интересно! Нельзя читать многих книг, а все про них говорят и рассуждают, кроме меня. Я какой-то отщепенец! Из-за длинных бесконечных церковных служб не хватает времени на спорт и на гулянье – и вот я ослаб и не закален, я стал из-за этого посмешищем для товарищей. К тому же я не могу позвать к себе своих школьных товарищей, не могу быть с кем-то откровенным. Родители меня не понимают, а вот от друзей я вынужден скрывать свою веру, иначе меня засмеют”.

Подросток становится мрачен, озлоблен, скрытен, отказывается вскоре от всех внешних проявлений веры: от постов, от молитвы, от церкви и т.п. Ужас родителей нельзя передать, но этого и следовало ожидать с того дня, как они увидели скуку и тоску в глазах ребенка в ответ на их призыв к молитве, к церкви и т.д. “Диссертация” толкует о благодатных утешениях, которые должны заменить верующей душе все земные блага. Но ведь до благодатных-то утешений надо еще дорасти! Дух-то Божий надо стяжать! Надо побороть в себе дурные наклонности, а борец-то должен быть, прежде всего, с умом. А ума-то у дитя как раз и нет. Поэтому иго религии тяготит его, сломит его, если оно возложено на него с детства не осторожно, а со строгой требовательностью.

Надо бояться “пересолить”, больше, чем “не досолить”. Не всякой душе дано с детства слушать веяние Духа Святого. Насильно благодать душе не привьешь. Если тот, кому даны четыре таланта, чувство к Богу и отрада пребывания с Ним с младенчества, то тот, кому даны лишь два, почувствует эту благодать лишь на краю могилы, совершив уже свой жизненный путь, полный подвига.

Так, не надо нагружать дитя всеми внешними формами религии, чтобы отрок не отбросил и свои “два таланта”, не закопал их, решив, что пять ему все – равно не приобрести так стоит ли стараться приобретать четыре?

Но Господь дал второму такую же награду, что и первому, потому что у него в “хозяйстве” нужны всякие сосуды: и глина, и металл, и фарфор, и хрусталь. Так и у всякого своя мерка на молитву, лишь бы она была от сердца и горела любовью к Богу, чтобы религия была юной душе отрадой, опорой, руководством в жизни, а не тяжким бременем, мешающим идти.

Помоги, Бог, воспитателям, поистине, мудрость земная нужна им, о чем просят они Бога усердно и горячо! Нельзя подходить лишь схематично к вопросу воспитания детей. Надо учитывать наследственность и то, что сами родители – грешные люди. Ведь в притче Своей Господь сказал: “Одному дано пять талантов – другому – три, иному – один”. Если требовать от ребенка, которому даны два тоже, что с того, кому даны пять, то воспитатель промахнется: сломается его душа от излишнего напряжения.

А статьи “диссертации” написаны так, как будто родители уже святы и должны быть святыми их плоды. На самом – то деле дети с пеленок видят вокруг себя грех. Так как же их наказывать тем, кто сам не мог искоренить грех в себе и сам испортил свое дитя?

Не услышим ли мы голос Господа: “Сначала вынь бревно из глаза своего...”

Поэтому, основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на воспитании себя самого. Кто себя не сумел воспитать, как воспитает другую душу?

До 7 лет, пока ребенок и слов – то толком не понимает, его можно заставить силой повиноваться, т. е. применить наказание. Но в отроческом возрасте надо действовать еще и убеждением, иначе будет зло, кончится дружба между воспитателем и детьми, кончится и влияние старших. Надо твердо помнить: “Насильно мил не будешь”. Если ребенок не любит отца, мать, то зря они стараются подбирать ему общество, книги и т. д. Он ускользнет все – равно от их влияния. Поэтому прежде всего надо беречь любовь и уважение к себе детей. Потеряв это, потеряешь и детей. Поэтому можно за частую сделать послабление к своим требованиям, т. е. быть снисходительными и прощать, как Христос прощает нас.

Бог – есть любовь. Если нарушен этот принцип, нарушено все в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты, духовное чтение, молитвословия и т. д. Нет любви в семье, значит, нет среди нас и Бога.

А любовь не раздражается, не гордится, не ищет своего. А в какой семье нет подобного греха? Дети все чувствуют, чувствуют и уход благодати из семьи. Остается внешнее, без внутреннего содержания – соль, потерявшая силу.

Слава Богу, что у нас есть таинство покаяния, после которого надо начинать все сначала. Прежде всего надо воззвать к Богу, попросить, чтобы он поднял нас из той пропасти, в которой мы находимся. А с ребенком нужно идти нога в ногу: вникать в его желания, объяснять, помогать разобраться в книге, картине, в жизни, указать что к чему ведет, ибо грех в жизни часто украшен в красивую, обольстительную оболочку, поэтому и влечет к себе неискушенную душу ребенка.

Пусть лучше смотрят фильмы по телевизору дома, чем на стороне, ибо дома есть родители. Если запретишь то, что дети желают, то они начнут обманывать, и один грех повлечет за собой другие. Наказание отвлечет детей окончательно, и все слова родителей пойдут “как о стенку горох”.

Родителям надо учитывать, что враг беспредельно сеет плевелы и в душе неокрепшей, неразумной, податливой. Поэтому надо засевать самим душу, интересоваться всем, чем интересуются дети и помогать им разобраться, что на пользу душе, а что во вред.

Поэтому, главное – контакт с детьми и добрая совесть перед Богом. Родителям всегда надо учитывать, что душа изменчива и всю жизнь свою способна принимать как хорошие семена, так и плохие.

Что касается “духовных радостей”, то до этих радостей надо еще детям дорасти духовно, а пока надо дать им доступную радость.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera


Яндекс.Метрика

На главную страницу