6 

   Образование, воспитание детей


ЧТО НУЖНО УЧИТЕЛЮ

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с работниками образования, чей пример, надеемся, послужит возрождению православной школы. В №№ 254-255 и 259-260 мы встречались с протодиаконом Александром Меленчуком и академиком Александром Камкиным. Ростов Великий и Вологда – признанные культурные центры, и нет ничего удивительного, что там проявили себя эти замечательные педагоги. А теперь перенесемся на самые задворки России – в Ненецкий Национальный округ...

Нарьян-Мар хоть и столица огромного округа, но похож на райцентр. Город более чем наполовину деревянный. Окружной институт усовершенствования учителей тоже деревянный, в два этажа, со скрипучими лестницами. “Ох уж эта наша нищета, неистребимая”, -вздыхаю про себя, поднимаясь по ступенькам. Заглядываю в первый же кабинет – и застываю на месте. Все отделано, как говорится, по последнему слову, на всем печать хозяйской руки. Впечатление довершает современный переносной компьютер “Notebook” на столе директора. “Человек-то, видно, деловой”, – невольно проникаюсь уважением.

С директором института, кандидатом педагогических наук Ширяевым мы планировали встретиться еще в Архангельске, во время Иоанновских чтений Ширяевым мы планировали встретиться еще в Архангельске, во время Иоанновских чтений. У него был заявлен интересный доклад: “Особенности православного воспитания в ненецких семьях”. Но так его никто и не услышал – оплатить билеты на самолет при всем видимом благополучии институт так и не смог.

Религиоведением Виктор Леонидович занимается уже двадцать пять лет. Тема диссертации его звучит необычно для светской школы: “Изучение истории религии как фактор развития общей культуры учителя”. Недавно Ширяев провел анкетирование среди учителей и учеников в Чувашии, в Коми, в Санкт-Петербурге и у себя в Округе. Интересовал его следующий вопрос: какими путями учащиеся и учителя приходят к религии? Итог оказался в чем-то ожидаемым, но все же ошеломляющим. 39% опрошенных ответили, что интерес к религии они почерпнули из телепередач, светских газет и журналов. 31% – из художественной литературы, чаще всего называли произведения Достоевского. 21% – из Евангелия и религиозной литературы, которую сумели где-либо добыть (очень часто литература эта – протестантская). Еще 21% – от родственников и знакомых. И только 9% опрошенных назвали храм, проповеди и беседы с духовенством.

– Лично меня беспокоит следующее, – подытоживает директор института. – Большинство наших школьников отметили в анкете, что их религиозные воззрения появились после встреч с миссионерами из-за рубежа, с баптистами, с различными неправославными. Даже сюда к нам, в тундру, приезжают из США, так часто, что многих проповедников я знаю уже по именам. Приезжают из Финляндии, ходят по школам, раздают детям тексты песенок про Христа.

Вот я этого не понимаю. Для русского человека не характерно же это -такое легкое отношение к вере в Бога, широкое, произвольное толкование Библии. Я наблюдал все это и пришел к однозначному выводу: мировоззрение, которое вкладывается в наших детей, через несколько лет проявит себя, оно вступит в конфликт с обществом. Это будут внутренние иностранцы, с чуждым России менталитетом.

По большому счету я не понимаю, что им здесь надо? Не зная языка, традиций, корней... Как-то я возвращался в Нарьн-Мар и рядом в самолете сидели миссионеры из США. Знаете, у них, оказывается, в Библии меньше книг, чем у нас. Когда я достал Библию и мы вместе посчитали, они были в шоке. “Откуда это взялось?!” О некоторых пророках они слышали в первый раз. И эти безграмотные, фактически, люди летят к нам проповедовать. А когда думаешь о нынешнем нашем экономическом положении, яснее становится – зачем эти “миссии”. У нас нефть, газ, Ненецкий округ очень богат. И каждая нефтяная компания из-за рубежа везет за собой шлейф этих благотворительных обществ, а они замыкаются на свою конфессию. У них здесь, в Нарьян-Маре, уже постоянные центры, серьезная работа ведется. Купили квартиры, дома, завозят литературу...

Ширяев считает, что ситуацию эту, сложившуюся в стране, переломить можно. Свой спецкурс по религиоведению он читает не только в Нарьян-Маре, но и в Архангельске, в Петербурге, в Чувашии. Если пригласят в Коми – найдет время приехать и сюда. Выпустил ряд книг, брошюра его “Словарь религиозных терминов (в помощь учителю)” разошлась мгновенно, уже было несколько ее переизданий. Достоинства его курса в том, что он прекрасно знает, что именно нужно учителю. Заново, с нуля он не учит – а дополняет, корректирует то, что педагоги сами прекрасно знают. “Я, конечно, не подвижник православия. Мое дело проще, скромнее: я хочу передать какую-то сумму знаний, которые коренятся в ментальности русского православного народа, – объясняет Виктор Леонидович. – Школа может выступать в единстве с церковью, но дублировать ее не должна. И придумывать-то ничего не надо. Скажем, в наших обычных предметах – истории, литературы, русского языка – лежит под спудом кладезь православной культуры, исконного духа. Задача учителя открыть его и передать детям”.

В качестве примера директор института показал свою книжку “Библейские фразеологические обороты в школьном изучении”, изданную в Нарьян-Маре в прошлом году (к сожалению, тиражом в пятьсот экземпляров). В предисловии автор пишет: “Роль библейских выражений... в обогащении русского языка трудно переоценить. Их значение не только в художественной ценности, но и, главное, в том нравственном заряде, который они несут в себе”.

Небольшие выдержки из этой замечательной, но редкой, книги предлагаю вашему вниманию.

М.Викторов.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera


Яндекс.Метрика

На главную страницу