Главная


 


 

 

 
Значение церковного пения  в жизни христианина.

ЛИЯ ОЧКАНОВА

Богослужение Православной Церкви соединяет в себе три пути богословия. Во-первых, это знание о Боге и Его отношении к миру, выраженное через таинства и учение Православной Церкви, основанное на Божественном Откровении. Во- вторых, это православная иконопись, которую называют "богословием в красках". И наконец, это "богословие в звуке", т.е. церковное песнопение. Все эти три пути богословия соединяются воедино в церковном богослужении, когда происходит не только общение и единение людей в молитве, но и соединение верующих с Богом в таинстве Святого Причащения.  

Из Святого Писания мы знаем, что способностью к пению обладали ангелы еще до сотворения человека. Сонмы ангелов постоянно воспевают хвалу триединному Богу. Так в книге Иова (38.7) мы читаем: "егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои." Также в Апокалипсисе неоднократно упоминается о пении небесных небожителей: ангелов, херувимов, святых мужей, старцев, окружающих престол Господа. В Вифлееме в честь рождения Иисуса Христа множество ангелов пели : Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2, 13-14).  А в новозаветные времена во время Константинопольского землетрясения в 439г. один отрок, поднятый в воздух, слышал ангелов, поющих: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный,  помилуй нас". 

С тех пор это песнопение поется во время православного богослужения. Способность к пению характерна не только для ангелов, но и для людей. Пение, также как и речь, является для них средством выражения высокого чувства богопочитания. Музыка и пение оказывают благотворное влияние на людей, развивают в них вкус к прекрасному, облагораживают и утончают чувства. Тем более возвышает душу человека и приближает ее к Богу пение церковное. Оно и по содержанию песнопений, и по мотивам, и по действию на людей гораздо выше, достойнее и благотворнее мирского пения и музыки. Пение православной церкви есть земной отзвук ангельского пения. Это язык, свойственный восторженному состоянию благочестивых людей, благодатное средство к выражению молитвенного собеседования с Богом. Воспевая гимны Богу, люди становятся общниками небесных сил, подражают и уподобляются им. Способность к пению признается даром Божиим, а стройное пение приравнивается к пению ангельскому. 

Церковное пение есть дело, угодное Богу, а люди, поющие в церкви, пользуются особым покровительством Божиим. Церковное пение является неотъемлемой принадлежностью всякого христианского богослужения, оно одобряется Святыми отцами и апостолами как достойное занятие для всех христиан, а монастырские уставы вменяют его в обязанность монашествующим. В ветхозаветной церкви при богослужении в храмовом пении могли участвовать все способные к этому лица, независимо от возраста, пола и имущественного положения. При этом исполнение священных  песнопений в храме было подчинено определенному порядку и имело известные ограничения. 

В Новозаветной христианской церкви первых трех веков пение было делом общенародным, доступным каждому, но не беспорядочным, а состоявшим из определенных песнопений, проходивших в определенном порядке. 

С первых же веков христианства различалось пение: священническое, клиросное и общенародное, а по чину и способам исполнения -- пение одиночное, попеременное и совместное. Общенародное пение состояло или в ответах на возглашения священнослужителей или же в припевах к пению одиноких певцов. Вообще пение первенствующих христиан было единодушное без различия народностей, состояний, возраста и пола. В исполнении церковных песнопений во время богослужения и вне его участвовали цари и их подданные, великие иерархи церкви, священнослужители и низший клир, а также весь присутствующий в храме народ. С окончанием времени гонений на церковь, стали создаваться особые певческие хоры, которые затем получили дальнейшее развитие. Однако важность и необходимость всенародного пения во время богослужений сохраняется и до настоящего времени. 

Церковное пение во все времена истории церкви считалось занятием почетным, дозволенным не только посвященным на служение в храме лицам, но и всем прихожанам. Оно дает христианам духовное наслаждение, наполняет душу небесным восторгом, возвышает их над всем земным, примиряет с собою и ближними, облегчает скорби,  располагает людей к взаимной любви и единомыслию. Оно позволяет всем присутствующим в храме деятельно участвовать в богослужении, настраивает христиан к молитвенному возношению ума и сердца к Богу. 

И в заключение мне хотелось бы привести слова Иоанна Златоуста из "Беседы на псалом 41":"Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилам ритма."