Анастасия Алдаева, г. Омск, студентка
факультета психологии ОмГУ.
Взгляд со стороны.
Город Новосибирск. Бердский
залив. ДОЛ «Радонеж». 10-2 августа
2003 года. Молодежный Православный
Лагерь.
Когда я села писать эту статью,
еще не знала о чем она будет...
Написав несколько страниц, поняла
- это то, что можно сказать на
исповеди, а не то, что решилась бы
опубликовать. Чуть позже подошла
матушка Анна Ромашко, жена
духовника лагеря, которой я
рассказала о трудностях в
написаниии. Кроме того, что она,
как журналист, дала конкретные
рекомендации, перед уходом
сказала: «Перекрестись и все
получится», на что я ответила: «У
меня рука не поднимается». «Это
самое простое из того, что ты
можешь сделать»,- был ее ответ. А
перед уходом матушка
непринужденно рассказала о том,
как нужно креститься. Через
несколько минут я встала,
склонила голову и перекрестилась.
Первый раз в жизни.
Я, человек совершенно не
церковный, провела двенадцать
дней в окружении талантливых,
некурящих, очень красивых
православных людей. В «Радонеж»
они приехали из разных концов
Западной Сибири, чтобы отдохнуть
и помочь в благоустройстве
православного детского лагеря.
Почти сто «разнородных» юношей и
девушек находили точки
соприкосновения, общие интересы...
Ежедневные 4-5 часов работы
сплотили намного сильнее, чем
нудное безделье. Оказывается,
физический труд может быть очень
благодатным после длительного
учебного года и интеллектуальной
работы.

После валки сухих деревьев - с песней несут бревно
Один из организаторов лагеря,
Николай Тетюцкий, откровенно
заявил, что это экспериментальный
лагерь и работа такого рода
проводится впервые. Объем и вид
работ, режим дня, культурно-просветительская
программы корректировались
непосредственно в процессе;
после обеда нам говорили: «Будет
ли полдник и во сколько ужин
объявим дополнительно».

Наш костер
Кроме трудовых будней,
которые включали в себя работы по
обустройству лагеря и его
жизнеобеспечение, были
познавательные встречи с
приглашенными лекторами: о.
Сергием Флахом - «Религия и
культура», о. Игорем Затолокиным -
«Православие в интернете», Иваном
Реморовым - «Церковно-славянский
язык», беседы с архиепископом
Новосибирским и Бердским Тихонои,
отцом Марком Рыбниковым,
приехавшим с матушкой и одним из
трех своих чад.

На беседе в кругу обретенных друзей
По вечерам, сидя у костра, вели
разговоры с отцом Андреем и
матушкой Анной, и постепенно
оформлялась группа, в которой
обсуждались наиболее актуальные
вопросы и проблемы (о светской
работе и христианстве, о
воспитании детей, семье,
перспективах и возможностях
работы с молодежью, о современной
обстановке в стране с точки
зрения православия).
Интеллектуальные и духовные
потребности молодежи иногда
оказывались так велики, что
параллельно начинали
функционировать две группы - одна
складывалась вокруг батюшки,
другая - вокруг матушки. Когда
парни подходили к группе, где была
матушка и только девушки, то они
заинтересованно спрашивали: «А
что вы здесь делаете?», - на что
мы им отвечали: «У нас женский
клуб». А чуть позже, подошедшему
Валере Рождественскому матушка
Анна сказала: «О том, что
необходимо чтобы быть настоящим
мужчиной»... Как выяснилось, для
этого необходимо, чтобы рядом
была настоящая женщина.

Первый (из многочисленных)
культурный шок я испытала в
первый вечер у костра, когда мы
знакомились друг с другом. В
светской жизни знакомство
начинается с того, что
рассказываешь где учишься,
работаешь, чем занимаешься, о
своей семье. А здесь знакомство
началось с того, что ребята
распределились «по приходам» и
после того, как каждый называл
свое имя, начинали рассказывать о
деятельности и особенностях
прихода, который они представляют.
В дальнейшем, когда приезжали
новые люди, один из первых
вопросов, с которым к нему
обращались: «С какого ты прихода?»
Для меня это был странный и
непонятный признак идентификации.

Двенадцать дней, наполненных
событиями и переживаниями,
которые удивляли, очаровывали,
озадачивали... На протяжении всего
сезона удивляла постоянная
готовность помочь друг другу. В
детстве я часто ездила в
пионерские лагеря, и помню, что
когда возникала необходимость
набрать дров или сделать другую
работу, то приходилось очень
долго искать добровольцев, а
когда таковых не находилось,
вожатые были вынуждены
заставлять нас что-то делать.
Здесь же все было наоборот. Еще не
успев расселиться по комнатам,
Николай сказал, что нужно
несколько девушек, чтобы помыть
посуду и помочь приготовить ужин.
Я предполагала, что будет долгая
заминка в поисках желающих.

К
моему величайшему удивлению
желающих оказалось так много, что
Владимир Иосифович – бессменный
директор «Радонежа», сказал: «Необходимо
устроить кастинг по отбору
помощниц на кухню». Подобная
атмосфера была на протяжении всех
дней - желающие поработать
находились легко. Поражали
красивые голоса, неожиданно чисто
и гармонично раздававшиеся из
разных уголков «Радонежа»- то
мужское многоголосье, то задорные
и веселые женские напевы. Пели
везде и в любое время - когда
подметали территорию, когда рыли
траншеи, когда шли купаться на
Бердский залив. Спонтанно
рождались дуэты, трио и ансамбли,
в которых душевно пели, дополняя
друг друга. Еще одним удивлением
был внешний вид участников лагеря.
Я думала, что большинству из них
не более 17-19 лет и много
школьников. Как позже выяснилось,
среди них есть семейные пары, а
предполагаемые «школьницы» - уже
мужние жены, - просто поразительно
молодо выглядят. Эта кажущаяся
юность объясняется довольно
легко – чистота и
неиспорченность этих людей,
так редко встречающаяся теперь,
высветляет изнутри их лица.


Разрушилось много иллюзий и
кажущихся противоречий. Было
убеждение, что православие и
молодость
несовместимы, а если
среди верующих и есть молодежь, то
это «оторванные от жизни ботаники».
Но оказалось, что можно быть
молодым, талантливым, здоровым,
вполне современным,
преуспевающим человеком - и быть
верующим, Искренне верующим. До
приезда в лагерь я находила «противоречия»
и спорные моменты в Библии, но, как
потом оказалось, эти «противоречия»
происходят от незнания и
непонимания.
Сколько бы я ни писала о
внешних происшествиях и фактах,
сложно поспорить с тем, что самые
важные и значимые события
происходят где-то внутри, иногда
незаметно для самого человека...
Вскоре после заезда, во время
уборки территории, возникло
ощущение, словно все то, что
делаем в «Радонеже» на физическом
уровне, чем-то похоже на то, что
происходит в душе. С первого дня
начались работы по обустройству
лагеря: корчевание пней, вынос
мусора, ремонтно-восстановительные
работы, уборка территории,
покраска, рубка сухостоя.
Подобные процессы происходили и
внутри: старые убеждения
развенчивались, иллюзии
разрушались, появлялись новые
знания, новое мироощущение. За
тринадцать дней лагерь
преобразился, как и души людей, в
частности, моя.
Для меня, невоцерковленного
человека, «Радонеж» открыл другой
Мир, - Мир, в котором можно
бесконечно совершенствоваться и
в котором можно обрести крепкий
внутренний стержень. Я привыкла
общаться в той среде и на те темы,
в которых я компетентна или что-либо
знаю. Здесь же - оказалась в
ситуации, где чувствовала себя
совершенно беспомощной и ничего
не знающей. Иногда это доходило до
абсурда: когда отец Андрей сказал
мне «Спаси Господи» я растерялась
и, опустив голову, молча ушла.
Потом пошла к Игорю Толмачеву,
руководителю церковного хора
одного из новосибирских храмов, -
человеку остроумному и
смешливому, только почему-то
вечно забинтованному, и начала
расспрашивать как принято на это
отвечать. Было много новых,
незнакомых слов и действий,
которые для православного
человека являются частью жизни, а
мне неизвестны. Было ощущение, что
до этого я изучала корочки книг и
думала, что это все, чем они ценны.
Могла свободно говорить о цвете,
фактуре, размерах этих корочек. Я
была специалистом по обложкам. А
потом вдруг попадала в избу-читальню,
где красиво читают вслух, и узнают
мудрость предков, где получают
полезные знания, - и поражает то,
что незатейливые черные буквы
важнее красивых корочек, а
понимание содержания одной книги
ценнее знания всех корочек вместе
взятых. В какой-то степени я
перестала быть «специалистом по
обложкам» и теперь рада своему
дилетантству по части содержания.
Нельзя не отметить уникальность
проекта «Молодежный православный
лагерь», его значение в жизни
юношей и девушек. Такие встречи
знакомят нас друг с другом (даже
если люди приехали с одного
прихода), разрешаются вопросы и
сомнения, развивается молодежное
православное движение. Лагерь
важен и для тех, кто только
приходит к вере - сразу можно
увидеть и почувствовать,
насколько верующие отличатся в
лучшую сторону от других людей,
получить первый опыт молитвы,
исповеди, причастия, - узнать о
вере «из первых рук».
Сезон окончен. «Не столько храм
строили, сколько себя делали», -сказал
Владимир Федорович Березин –
замечательный православный
военный человек, приехавший в
лагерь рассказать о новой партии
«За Русь святую». Что мы в себе
изменили, построили нового, можно
будет сказать через какое-то
время, но сейчас можно точно
утверждать, что мы стали другими.
