Главная


В раздел 


 

 

 
Точка зрения

Диакон Андрей Нырков. (anyrkov@mail.ru
Здравствуйте! Пишу в надежде на помощь в своих педагогических исканиях. Дело в том, что с некоторых пор я нахожусь в недоумении относительно организации подросткового православно ориентированного лагеря. При попытке самостоятельно либо в кругу доступных мне собеседников решить этот вопрос, удовлетворительного ответа не удалось найти, хотя, как выяснилось, случай мой далеко не единичный. Но давайте по порядку.
На глобальный вопрос "зачем существует Воскресная школа?" (а также летний православный лагерь, поскольку у нас на приходе это, выражаясь лабораторными терминами, "сообщающиеся сосуды") ответ, очевидно, будет - помогать юному христианину воцерковиться и возрасти в православии. Но проблема приходских детей, как показывает опыт, растет и созревает вместе с самими детьми. На данный момент становятся очевидными существенные недостатки в нравственном воспитании детей, на которые мы в Воскресной школе должны были бы адекватно реагировать, если нам не безразлично будущее наших подопечных.
Поясню, что я имею в виду. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от двух летних смен нашего приходского лагеря 2003 года. И не я один. Но об этом в свое время. Сейчас попробую сказать о главном.
Основным недостатком нашей Воскресной школы (ВШ) и лагеря представляется ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УСТАНОВКА учеников и их родителей. Папы и мамы сбывают на время своих назойливых детушек, благо есть куда. Детям организуют уроки, чай, праздники, подарки, поездки и т. д., а они все это потребляют как должное, потому что воспитатели и священнослужители это обязаны делать, будучи эдакими "моральными заложниками" сложившейся ситуации. (Иной раз даже в ход идет шантаж: "Если вы меня будете заставлять делать то-то или то-то, я к вам в церковь не буду ходить.) В результате получается нездоровое привыкание к храму не как к Дому Бога, перед Которым трепещут ангелы и архангелы, а как к месту праздного досуга, организованного и устроенного для учащихся ВШ. А отсюда профанация молитвы и таинств церковных, когда во время анафоры (центральной части литургии) наши дети стоят на ушах, ходят на голове и т. п. О поведении в притворе или во дворе храма я вообще молчу. Все нравоучительные разговоры с уче!
никами ни к чему не приводят, потому что идеологическая накачка, пусть даже самая верная и правильная сама по себе - бесплодна, если воспитанники видят, что их призывают к одному, а жизнь ВШ строится на других принципах. В результате, в наших подопечных совмещаются немыслимые крайности. С одной стороны регулярное (более или менее) посещение литургии, причащение Св. Тайн, обучение Слову Божию. С другой - жизнь далекая от христианских начал. Вот один из примеров жизни подростков "в двух измерениях". Накануне страстной седмицы я решил провести урок, посвященный крестным страданиям Спасителя, их смыслу и значению. Рассказываю о терновом венце, впившемся в голову Христа, о страшных гвоздевых ранах, о вздувшихся на лбу от переполнения кровью сосудах, а в ответ раз за разом замечаю какую-то возню, смешок, разговоры. Я тогда не смог довести этот урок до конца. Положение попыталась "исправить" одна из преподавательниц, присутствовавшая на уроке. Она обратилась к ученикам: "Давайте п!
опросим прощения у о. Андрея!", и они его вяло попросили. Но в!
идно было, что это все им как с гуся вода.
В лагере обращаюсь к взрослому мальчику:
-Почему ты не помогаешь NN трудиться?
-А что я, мазохист?..
Этот юноша вовсе не выделялся от прочих. Почти всем старшим (от 11 лет) детям было свойственно какое-то вульгарное поведение, муссирование "сальных" тем, истерики, драки. У старших мальчиков порой слышны были казарменные шутки, пошлятина, нецензурное срамословие, или попросту - мат. Еще в пути к месту лагеря детишки забавлялись поочередным чтением небезызвестного журнальчика "COOL". И неудивительно, что в лагере эти юноши и девушки вели себя весьма далеким от благочестия образом. При всем при том утром и вечером все собирались на молитву, слушали отрывки из Священного Писания. За столом также было душеполезное чтение. Но ничего (или почти ничего) святое их уже не трогало. Мне стало жутко, когда я после вечерней проповеди (а темой ее было предательство Иуды, который в апостольской общине жил принципами отличными от Христа, отчего и стал предателем) вернулся в свою комнату на втором этаже щитового домика и отчетливо услышал, что у мальчиков, живущих подо мной, раздается все то!
же нецензурное срамословие и гогот. Но когда нужно они умели принять смиренный вид, кротко подойти за святой водой и просфоркой. И этой двуличности они тоже навыкали в ВШ.
Мне не хотелось бы шокировать читателя простым демонстрированием негатива. Моя задача - искать выход из сложившейся ситуации. Главное - как избежать потребительской установки? Ученики должны учиться ОТДАВАТЬ, особенно с возрастом. Только этот навык может сделать их настоящими христианами. Что толку, если дети научатся только петь, вышивать, рисовать или читать истории из Священного писания? Ближе к Богу от этого они не станут, а скорее уйдут, так и не познав душой Христа. Опасность этого, среди старших учеников ВШ, на мой взгляд, очень велика.
Мне кажется, что по существующей системе обучения в нашей ВШ могут учиться только младшие ребята, да и тех нужно как-то приучать к самоотдаче. Сказанное касается и лагеря. На одном месте нечего делать детям старше 10 лет. Они привыкают, наглеют, их тянет на непотребство. Возникает атмосфера праздной вульгарной тусовки.
Со старшими детьми обязательно должна быть налажена форма служения, деятельности, направленной от себя вовне. Это может быть посещение больницы, интерната, дома престарелых с концертами или театром. Это может быть что-то наподобие Тимура и его команды. Это может быть отряд вроде "Реставроса". Это может быть еще много чего...
Но трудность положения усугубляется тем, что православная духовность и высокие идеалы служения мало кого увлекают (почти никого). Детям нашим это, увы, не интересно. Перед нами стоит задача: помочь стать православными людям, которые к этому не стремятся, а посещают храм, как правило, исполняя чужую (родительскую) волю.
Ясно, что сложившуюся ситуацию как-то нужно менять, иначе мы рискуем потерять детей для Церкви. А, с другой стороны, что и как можно и нужно делать? Классический русский вопрос...

---