(7 января)
Музыкальное оформление.
  1. Фрагменты из ораторий И.С. Баха “Страсти по Матфею” или “Страсти по Иоанну”.
  2. С. В. Рахманинов “Литургия Иоанна Златоуста” - фрагмент “Верую”.
  3. Хор 10-12 девушек, исполняющих песнопения, подготовленные учителем музыки, получившим консультацию регента православной церкви.
Литература.
  1. Евангелие.
  2. Библейские легенды, М, Детская литература, 1991.
  3. М. Черкезова. Библейские мотивы в русской литературе. Журнал “Литература в школе”. 2/97.
  4. В. Ключевский. Исторические портреты.
  5. В. Распутин. Речь в честь 600-летия со дня смерти Сергия Радонежского.
  6. Слово о погибели земли Русской. 1246 год.
  7. Б. Пастернак. Стихотворения Юрия Живаго 1946 - 53гг.
  8. Л. Мей. Нагорная беседа.
  9. А. Хомяков. Звезды.
  10. А.К. Толстой. Мадонна Рафаэля.

Пролог.

Чтец - рассказчик (говорит на фоне исполнения оратории И.С. Баха)

2000 лет прошло со времени величайшего события в жизни человечества -Рождества Иисуса Христа.
Перенесемся в ту эпоху, когда произошло это событие, в маленькую страну Иудею, расположенную между Средиземным и Мертвым морями. Тогда это была гористая и бесплодная земля с редкими оазисами - городами. В центре ее древний город Иерусалим, окруженный могучими стенами и глубоким рвом. Самое красивое здание в городе - храм, куда стекались многочисленные поломники- богомольцы.
На троне в Иудее сидел поддерживаемый римлянами царь Ирод, подозрительный и жестокий. Везде ему чудился заговор, и казни следовали одна за другой. Народ ненавидел Ирода. Измученные поборами римлян, несправедливостью властей, люди жили в ожидании Посланника Божия.
В Ветхом Завете Бог через пророчества обещал людям Божественного Спасителя, и люди верили в это обещание и готовились принять Избавителя.
О том, как Христос пришел в мир, рассказывается в Новом Завете, в Евангелии. Слово “евангелие” - греческое, оно означает “радостная весть”. О чем эта весть? О том, что Бог любит людей и хочет их спасти от зла, и для этого Он послал на землю Своего Сына - Иисуса Христа. Четыре ученика Христа - Матфей, Марк, Лука и Иоанн - рассказали о Его жизни и учении. И с тех пор вот уже 2000 лет личность Иисуса Христа, Его судьба и Его проповеди не перестают волновать людей. (Уходит)

Действие первое.
Выходят два чтеца: мальчик и девочка.

Мальчик - В шестой месяц послал Бог ангела Гавриила в Галилею, в город Назарет, к деве Марии, которая обручена была с Иосифом. Вошел к ней ангел и сказал:
Радуйся, Благодатная! Благословенна Ты между женами.

Девочка - Смутилась Мария и не знала, что отвечать.

Мальчик - Родится у Тебя Сын и назовешь Его Иисус. Будет Он велик, и звать Его станут сыном Всевышнего.

Девочка - Да ведь я не замужем, - удивилась Мария.

Мальчик - Дух Святой найдет на Тебя, - ответил ангел, - потому и родится Сын Божий.

Девочка -Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему, - молвила Мария.

Хор девушек поет ангельское приветствие Божией матери:
Богородице Дево, радуйся. Благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Чтец-рассказчик 1.
В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли записываться - каждый в свой город.

Чтец - рассказчик 2.
Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда. В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала Она Младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что им с Иосифом в гостинице места не нашлось.

Чтец - рассказчик 3.
А в это время пастухам, которые стерегли скот, явился ангел и сказал: - Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель - Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях. Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество ангелов. Они славили Бога и пели.

Хор поет славословие: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (трижды)

Чтец - рассказчик 4.
Прибежали пастухи и нашли на склоне холма, в вертепе, в пещере, Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях, в окружении домашних животных.

Чтец – декламатор

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла...

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд...

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы!
- А кто вы такие? - спросила Мария.
Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы...

( Б. Пастернак. "Рождественская звезда")


Хор поет тропарь.

"Рождество Твое, Христе"
Боже наш, возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащий звездою
учахуся Тебе кланятися, солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты востока,
Господи, слава Тебе”.
Чтец - рассказчик.
Когда родился Иисус в Вифлееме, пришли с востока в Иерусалим волхвы (волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди; они занимались наблюдением и изучением звезд ) и сказали:
-Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели Его звезду на Востоке и пришли поклониться Ему.
Отправились волхвы в Вифлеем, и звезда шла перед ними, пока не остановилась над местом, где был Младенец.

Чтец - декламатор

..В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем...
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой Вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что - то,
И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней,
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы...

(Б. Пастернак. "Рождественская звезда")

Чтец - декламатор.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы..

Он спал. Весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто - то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва.
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак. "Рождественская звезда")

Чтец - рассказчик.
Волхвы до земли поклонились Младенцу и матери Его и поднесли Ему золото, как царю, ладан, как Богу, смирну, как человеку, который должен умереть.
Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

Чтец - декламатор.

Склоняся к юному Христу
Eго Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А Он в прозрении глубоком,
Уже вступает с миром в бой,
Глядит вперед - и ясным оком
Голгофу видит пред Собой.

( А. К. Толстой )

Звучит короткий фрагмент оратории И. С. Баха.

II действие.

Чтец - рассказчик 1.
Учение Христа или принимали безоговорочно, или переиначивали, или оспаривали и отвергали, но никто не усомнился в одном: оно несет в себе мудрость бесконечной доброты. “Царство Божие внутри нас”, - пояснял Иисус Христос своим ученикам.
“Во всем поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы люди поступали с вами”, - таков Его завет, оставленный людям.

Чтец - рассказчик 2.
Христос содеял немало чудес, но среди них - ни одного жестокого, напротив, они беспредельно милосердны: исцеление больных, изгнание бесов из одержимых ими, воскрешение умерших. Не причиняя никому вреда. Его чудеса устраняли врагов, не умервщляя их, а превращая в людей ближних.

Чтец - рассказчик 3.
Ближний - это тот, кто сделал вам нечто доброе, или тот, кому вы подарили добро. Доброта и участие роднят прочнее кровных уз. Делая добро, вы обретаете немалое число ближних, ибо к человеку неминуемо возвращается и зло, которое он выпустил в мир, и добро.
Так почему бы не попытаться стать ближним для всех?

Чтец - декламатор.

Он шел из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.
Колючий кустарник на круге был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч и камыш неподвижен,
И мертвого моря покой недвижим...

( Б. Пастернак."Чудо")

Чтец - рассказчик.
Окружило Иисуса множество народа, пришли люди послушать Его и исцелиться от болезней своих. Все хотели прикоснуться к Иисусу, потому что от него исходила целительная сила. Увидел Иисус людей, поднялся на высокое место, сел, и приблизились к нему ученики. Поднял Иисус глаза на апостолов и стал говорить.

Чтец - декламатор

Узрев народ. Учитель сел
На холм возвышенный средь поля;
По манию Его руки
К Нему сошли ученики,
И Он отверз уста, глаголя...
Не передать словам людей
Его божественных речей:
Нема пред ними речь людская...
Но весь народ. Ему внимая,
Познал и благ земных тщету,
Познал и мира суету,
Познал и духа совершенство,
Познал, что истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив.

( Л. Мей. "Нагорная беседа")

Хор поет или говорит нараспев, речитативом.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
Блаженны плачущие, ибо утешатся.
Блаженны кроткие, ибо наследуют землю.
Блаженны жаждущие правды, ибо насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески
Неправедно злословить на Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах.

Звучит короткий фрагмент оратории И. С. Баха.

III действие

Чтец - рассказчик.
Иисус Христос пришел на землю, чтобы грешные спасти, взять на Себя и вземлить грехи мира через свои страдания, распятие и смерть.

Чтец - декламатор 1

Когда на последней неделе
Всходил Он в Иерусалим,
Осанны навстречу гремели,
Бежали с ветвями за Ним...

Чтец - декламатор 2.

А дни все грозней и суровей.
Любовью не тронуть сердец.
Презрительно сдвинуты брови,
И вот послесловье, конец.

Чтец 3.

Свинцовою тяжестью всею
Легли на дворы небеса.
Искали улик фарисеи,
Юля, перед Ним, как лиса.

Чтец 4

И темными силами храма
Он oтдан подонкам на суд,
И с пылкостью тою же самой,
Как славили прежде, клянут...

(Б. Пастернак "Дурные дни")

Чтец - рассказчик
Последняя неделя земной жизни Иисуса Христа называется Страстной неделей.
Великий Четверг - последний день перед распятием Иисуса Христа. В этот день совершилась Тайная вечеря.

Тайная вечеря - последние часы, проведенные Христом среди учеников. Христос в этот вечер умыл ноги своим ученикам, показав пример смирения. Он завещал ученикам любить друг друга и не стремиться к главенству.
На тайной вечере Иисус сказал, что один из учеников предаст Его. Предателем стал Иуда Искариот. Иисус установил на этой вечере таинство Святого Причащения.
После беседы с учениками Христос пошел в Гефсиманский сад для молитвы. Гефсиманский сад находился к востоку от Иерусалима у подножия горы Масличной, или Елеонской, за Кедроном, потоком, речкой, впадающей в Мертвое море.
Он взял с Собою трех учеников, Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада: и сказал: “Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною”. Сам же отошел и начал молиться: “Отче Мой! Ноли возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем не как Я хочу, но как Ты!”( Мф2:38-39)
По лицу Его текли капли кровавого пота от нечеловечески напряженной молитвы. Ученики Его в это время уснули. Даже самые любящие и преданные из них не понимали трагического состояния души своего Учителя. Христос обратился к ним: “Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня” (Мф, 26: 45 - 46). Иуда, предавший Иисуса за 30 серебренников, приблизился к Нему. Он дог сверился с иудейским священником об условном знаке: “Кого я поцелую. Тот и есть; возьмите Его” (Мф. 26: 48).
Один из учеников, Петр, хотел защитить Иисуса и мечом отсек ухо одному из пришедших. “Тогда говорит ему Иисус: возврати меч в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф. 26: 51 - 52) и исцелил раненого.

Чтец - декламатор.

Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный Путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей - то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: “Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной”.

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: “Вас Господь сподобил
Жить в дни Мои, вы же разлеглись, как пласт,
Час Сына Человеческого пробил,
Он в руки грешников Себя предаст”.

И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди - Иуда
С предательским лобзаньем на устах.

Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: “Спор нельзя решать железом.
Вложи свои меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь...”

( Б. Пастернак. "Гефсиманскй сад")

Фрагмент оратории И.С. Баха.

На голову Иисусу возложили венец из колючего терна (терновый венец), надели на Него багряницу, то есть одежду красного цвета (по римскому обычаю это цвет одежды царей) и повели на Голгофу, место казни, заставив Ею нести крест. За Ним шло множество народа, и многие плакали. “Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не ведают, что делают” (Лк. 23: 33 - 34).

Во время страданий Спасителя на Голгофе произошла великое знамение.С того часа, как Спаситель был распят, т.е. с полудня солнце померкло и наступила тьма по всей земле и продолжалась в течении трех часов т. е. до самой смерти Спасителя
(Моцарт “Реквием”)

В предсмертной муке Иисус Христос громко воскликнул; “Или, Или! Лима Савахвани!” То есть “ Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?” Затем произнес: “Жажду”. Один из воинов поднес к иссохшим губам Спасителя губку, намоченную в уксусе. Вкусив уксуса. Спаситель сказал: “Свершилось”. После этого Он громким голосом произнес: “Отче! В руки Твои предаю дух Мой”. И, преклонив главу, предал дух, то есть умер.

IV действие

Почитатель Христа, Иосиф Аримофейский, попросил Пилата, римского наместника в Иудее, отдать ему тело Христа для погребения, которое совершили по иудейскому обычаю': обвили тело пеленами, положили в нишу, выдолбленную в скале, и задвинули вход каменной плитой.
В первый же день недели на рассвете пришли женщины посмотреть гробницу и принесли миро ( приготовленные ароматы), чтобы помазать ими тело Христа.
Еще не рассветало, было темно, и они не сразу увидели, что камень отвален от гроба. Остановились и вдруг увидели светозарного Ангела в блистающих одеждах, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: “Его здесь нет;Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых”.
Хор поет тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
В течение 40 дней после славного воскресения Своего являлся Христос Своим ученикам. В сороковой день они собрались в одном доме. Иисус говорил им: “Вы свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие”.
Беседуя с учениками. Спаситель вывел их из Иерусалима в сторону Вифании, на гору Елеонскую; поднял руки Свои, благословил учеников Своих, и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.
Посылая на проповедь учения Христа Своих учеников - апостолов, Галилейских рыбаков. Он сказал: “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, ч о Я повелел вам”.
 
В час полночного молчанья,
Отогнав обманы снов,
Ты вглядись душой в писанья
Галилейских рыбаков.
И в объеме книги тесной
Развернется пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарною красой.

(А. Хомяков. "Звезды")

V действие

Учение Иисуса Христа несло человечеству духовно - нравственное возрождение, необходимое для здоровой жизни любого общества. Христианство проповедовало идеалы любви в отношениях человека к человеку как противоядие от проповеди безнравственности и вседозволенности. Христианство противопоставило себялюбию, неограниченному произволу, готовому на любые злодеяния, жизнь, стремящуюся к духовным целям.
Путем проповеди апостолов и их преемников христианство проникло во все страны мира. В конце Х века, в 988 году, наше отечество - Россия стала христианской страной. Просветил христианством землю русскую великий князь Владимир. Православной Церковью он причислен к лику святых наименован равноапостольным.

Величаем величаем тя,
святой равноапостольный княже Владимире,
и чтим святую память твою,
идолы поправшего и всю Российскую землю
святым крещением просвятившего.
“О светло светлая и прекрасно украшенная земля русская. Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами,, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими... (“Слово о погибели земли Русской”, 1246г.)
Но Русь украшена не только дарами природы, богата она верными сынами своими. Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества.
Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело. Но есть имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители.
Это святые, во всем мире и в земле Русской просиявшие. И первого среди верных сынов России мы называем святого преподобного Сергия Радонежского, духовного защитника земли Русской. “Звезда Вифлеема зажгла многие звезды, и одна из них , по-русски неяркая и мягкая, привела к рождению в самый необходимый момент нашей истории первого печальника земли Русской и ее собирателя ” - Сергия Радонежского.

(В. Распутин)

Другое имя, произносимое зачастую рядом с именем преподобного Сергия -имя святого преподобного Серафима Саровского.
“Мною величавых подвижников выставил из среды своей русский народ. И среди этих дивных людей самым исключительным по степени достижения им духовной высоты стоит старец Серафим. Духовный труд этого старца - подвиг, ни с чем не сравнимый”.

( Н. Бердяев, сентябрь, 1903г.)

В год 2000 - летия Рождества Христова как нужны такие подвижники,
носители нравственных ценностей нашей многострадальной России, нашему великому народу
“Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке, который выведет его на прямую историческую дорогу ”.

( В. Ключевский)
 
Как ты жалка и окровавлена,
Моя несчастная страна!
Ты от позора не избавлена,
Ты в эти дни коснулась дна!

Терзают нас часы недужные,
Нигде не видно берегов,
И в горести враги наружные
Добрее внутренних врагов.

В страницу славы непочатую
Вонзились грязные мечи –
И перед родиной распятою
Одежды делят палачи.

И длится страшное видение,
Блестит смертельная коса...
О, где же Бог? Где Провидение?
О, как безмолвны небеса.

(В. Палей)

Обратимся к преподобному Серафиму Саровскому, помощнику, покровителю, надежде отчаявшихся. Он предсказывал: “Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе”.

Звучит фрагмент из “Литургии Иоанна Златоуста” С. В. Рахманинова“Верую”.

[на главную][в раздел ] [Поля ратной славы. Александр Невский] [ Поле Куликово. Дмитрий Донской ] [К 2000 - летию Рождества Христова]