НОВОСИБИРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АССОЦИАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ РОДИТЕЛЕЙ" 

"Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". 
(Мк.10,14)


Главная


Ассоциация православных родителей

Цели ассоциации 

Правление 

Устав 

Вопрос-ответ 

Отзывы 

Контакты


Обновление: 
10 мая 2009 г.

 

 

Родительское ополчение

 

О церковно-общественном обсуждении проекта Государственного стандарта общего образования II поколения в Екатеринбургской епархии (первый этап)

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия

Учитывая важность вопросов, связанных с преподаванием в общеобразовательных учебных заведениях «Основ православной культуры», необходимостью учета мировоззренческих взглядов школьников, духовно-нравственного воспитания согласно убеждениям, разделяемым в семье каждого ребенка, в Екатеринбургской епархии было организовано широкое обсуждение Концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

Обсуждение проводилось в рамках совместных конференций, форумов, круглых столов с участием представителей Екатеринбургской епархии, науки, педагогической и родительской общественности, а также общественных организаций.

Замечания и предложения, собранные во время обсуждения, легли в основу общего документа, под которым было собрано более 8000 подписей представителей науки, церковных и светских специалистов в области образования и педагогики, родителей и представителей общественных организаций.

В этом документе отмечается, что авторы концепции государственных стандартов общего образования второго поколения в своих презентационных материалах рассматривают его как отражение социального заказа, как общественный договор, согласующий требования:

а) к структуре образовательных программ,
б) к результатам их освоения и
в) к условиям реализации основных образовательных программ.

Однако ни сами образовательные программы, ни их детальное содержание общественности не предъявляются, обсуждение этого содержания не предусматривается.

Обсуждение проекта государственных стандартов общего образования второго поколения в Екатеринбургской епархии РПЦ в рамках проведенных мероприятий показало озабоченность общественности отсутствием у них права знать, чему собственно будут учить в соответствии с новыми стандартами их детей. Такое право заложено действующим законодательством России и не может быть узурпировано анонимной группой разработчиков стандартов.

Кроме того, отмечают участники обсуждения, в условиях модернизации образования особая роль в оценке качества образования принадлежит ЕГЭ, составители которого также не известны широкой общественности. Складывается ситуация, при которой общественность отстраняется от обсуждения содержания общего образования и эта функция целиком переходит в руки властных структур. В связи с этим участники обсуждения считают недопустимым создавать условия для возможных новых форм агрессии против традиционной культуры и государственности России через манипулирование содержанием образования.

В ситуации, когда в стандартах отсутствует содержание образования, а обязательные тесты ЕГЭ по определению разрабатываются без обсуждения общественностью, манипуляция сознанием подрастающего поколения, считают участники обсуждения, будет обеспечена.

Далее в документе отмечается, что основной задачей общего образования является, в первую очередь, развитие личности обучающегося, приобщение школьников к традициям национальной культуры, места которой фактически нет в новых стандартах.

При таком положении возможно разрушение российской цивилизационной и культурной идентичности российской общеобразовательной школы.

Участники обсуждения также считают, что в содержании новых стандартов отсутствует и возможность духовно-нравственного формирования личности. Авторы концепции ни разу не обращаются к этой формулировке, несмотря на то, что она предусмотрена поправкой к Закону РФ «Об образовании» от 1 декабря 2007 года (см. ст. 6, 9; ст. 14/2).

С особой болью специалисты в области образования и педагогики отмечают, что с отменой национально-регионального компонента ГОС нарушается сложившаяся практика приобщения учащихся к национальным традициям культуры, культуры православия, что вызывает гнев и недоумение по поводу действий властных структур, не считающихся с правами семьи, правами общества, и, в первую очередь, православной общественности.

Участники обсуждения акцентировали внимание общественности на том, что проект стандарта не дает ответа на важнейшие вопросы.

Каково обязательное содержание общего образования?

Кем формируется обязательное содержание образования?

На основании каких прав действуют разработчики и «внедренцы» нового поколения стандартов?

Каким образом стандарт согласуется с запросами общества, по какой процедуре?

В целом, отмечали участники обсуждения Концепции ГОСов, новое поколение стандартов может привести к снижению качества образования, общего уровня образованности подрастающего поколения.

На основании высказанных участниками обсуждения предложений в документе были сформулированы следующие выводы:

  1. Новое поколение ГОС должно обеспечить свободное приобщение учащихся общеобразовательных школ к истории и культуре Православия в рамках культурологического подхода, отвечающего существующим законодательным нормам и обеспечивающего светский характер образования. Учебные программы, пособия, учебно-методические комплекты должны быть вариативными и выбираться образовательными учреждениями совместно с родителями учащихся.
  2. История и культура Православия в связи с их особой ролью в становлении и развитии государственности и культуры России (преамбула Закона «О свободе совести и религиозных объединениях») должны быть полноценно и компетентно представлены во всем социально-гуманитарном цикле общего образования. В историческом сознании подрастающего поколения россиян должны получить адекватное отражение история и современное положение православного христианства, Русской Православной Церкви в жизни общества и государства.
  3. Выполняя волю законодателя о «формировании духовно-нравственной личности» (ст. 14 Закон «Об образовании РФ» см. поправки от 1 декабря 2007 г.), Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения должны предложить системе образования, всему обществу адекватное мировоззренческое содержание образования с учетом разнообразия запросов семьи.
  4. Проекты нового поколения Государственных образовательных стандартов общего образования должны быть опубликованы в широкой печати, в государственных периодических изданиях для того, чтобы обеспечить широкое, действительное демократическое их обсуждение родительской, научно-педагогической общественностью, а не только представителями властных структур.
  5. Государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения должны дать право образовательным учреждениям по согласованию с родителями включать в основную часть учебного плана во все годы обучения учебный предмет «Православная культура».
  6. Поскольку в концепции образовательных стандартов общего образования нового поколения предусматривается регулирование внеклассной воспитательной работы, внеучебной деятельности учащихся, в них должны быть включены по выбору занятия по основам православной культуры, духовно-нравственного воспитания детей на традициях православной культуры русского и других народов России в существующих формах дополнительного образования.
  7. Принципиально должно быть пересмотрено содержание социально-гуманитарного образования, продолжающего искаженно отражать место и роль религии, истории Церкви в истории России и развитии ее культуры и государственности. В содержании образования должны быть окончательно преодолены мифологемы государственного атеизма «по невежеству».
  8. Содержание предметов эстетического цикла, русский язык, литература, история, обществознание, социальная география, основы безопасности жизнедеятельности, должно быть соотнесено с подлинной историей этих сфер знания и деятельности, отечественной традицией их преподавания и мировыми подлинно научными достижениями.
  9. В содержании предметов естественнонаучного цикла, с целью преодоления навязанных идеологических трактовок государственного атеизма, в равной степени должны быть представлены существующие гипотезы о происхождении мира, человека, мировоззренческие вопросы смысла жизни для того, чтобы обеспечить действительную реализацию норм Закона РФ «Об образовании» о принципах государственной политики в области образования, учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования» (ст. 2, 14).


На основании выводов участников обсуждения в общем итоговом документе были сформулированы следующие предложения:

  1. Приостановить поспешное внедрение нового поколения стандартов до его согласования с общественностью.
  2. На период согласования сохранить функции действующих образовательных стандартов.
    3. Кардинально переработать учебные планы в аспекте их ориентации на духовно-нравственное воспитание детей и подростков.
  3. Ввести в учебный план образовательную область (цикл) «Духовно-нравственная культура» в соответствии с договоренностями, достигнутыми на конференции в Калуге.
  4. Кардинально переработать обязательные минимумы содержания образования по социально-гуманитарным и естественнонаучным циклам учебных предметов, с целью обеспечения действительной научности, а не идеологической заданности образования, воспитательной направленности на формирование культурной и гражданской идентичности.

Православная общественность Свердловской области
Екатеринбургский Городской Родительский Комитет
Совет общественных и некоммерческих организаций Свердловской области