Перспективы развития воскресной школы
(Из опыта работы семейной воскресной школы "Живоносный Источник" в Царицыно)
И.Н. Мошкова, канд. психологических наук,
директор воскресной школы
при храме иконы Божией Матери
"Живоносный источник" в Царицыно
Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. Именно в это время Православная Церковь вступила в пору восстановления своего духовного влияния на жизнь Российского общества.
Расширение демократических свобод и прав личности, развернувшиеся на фоне деидеологизации государственной политики, позволили Православной Церкви возвысить свой голос в защиту духовно-нравственных ценностей человечества. В этот период проблемы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения встали перед обществом в полный рост. Возник вопрос: как воспитывать и чему научать детей, подростков и молодежь? С одной стороны, им предстояло жить в условиях перестроечного времени и рыночной экономики, в условиях использования новых информационных технологий и высококлассной техники, активного внедрения в сознание людей свободных западных нравов. А, с другой стороны, было очевидно, что вступление в новые условия жизни будет происходить на фоне полного духовно-нравственного обнищания, как отдельной личности, так и общества, разрушения культурных ценностей и попрания традиций семейного христианского воспитания, обеспечивающего преемственность поколений.
В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, которым надлежало восполнить огромную брешь в мировоззрении подрастающего поколения, связанную с приобщением к христианской вере.
Вместе с постепенным ростом численности воскресных школ, неуклонно росло число православных христиан среди детей, подростков и молодежи, которые теперь наравне с взрослыми могли участвовать в созидании православной соборности российского общества. Благодаря тому, что в стенах воскресных школ преподавались Закон Божий, православный катехизис, церковно-славянский язык, история Церкви, церковное пение и вышивка - православные приходы пополнялись новыми алтарниками и священнослужителями, певчими клироса и служащими ризницы. Ориентация воскресных школ на строго церковные дисциплины позволила в короткие сроки, уже в течение десятилетия создать на приходах реальную основу для взращивания верных духовных чад, способных потрудиться ради Бога и ближних. В рамках воскресных школ сформировался устойчивый интерес к духовному знанию, изучению православной догматики, литургики, церковно-славянскому языку и традиционным церковным ремеслам. Многие воспитанники воскресных школ продолжают сейчас свое обучение в духовных училищах, семинариях, регентских школах и на катехизаторских курсах, в Свято-Тихоновском Богословском институте или Православном Университете имени Иоанна Богослова г. Москвы. В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного, ревностного служения Богу и Церкви. Благодаря этому первому, "харизматическому" этапу деятельности воскресных школ, православная вера начала быстро распространяться среди населения и завладевать сердцами людей. Горячее исповедание Христа и эмоционально-окрашенные призывы к покаянию и Спасению, совершаемые педагогами-катехизаторами воскресных школ "первого призыва", выполнили свою миссию и развернули общественное сознание в сторону приятия православной веры и православной церковности. Православная Церковь вновь приобрела в обществе доверие и авторитет.
Множество людей стало посещать православные храмы. Постепенно начала расширяться и распространяться по епархиям практика создания воскресных школ. Это не могло не радовать, но и подводило к мысли о необходимости начала нового этапа работы, связанного с учетом специфики тех ожиданий и настроений, с которыми приходят сейчас люди разных поколений в Церковь. Как показывает опыт, теперь уже приводит людей к Богу не столько энтузиазм или душевный порыв, и не простое желание "побольше узнать о жизни Церкви" или "полюбоваться благолепием храма", сколько столкновение с труднейшими проблемами повседневной жизни, которые ждут своего разрешения. Накопленные страдания человеческой души приводят ее к переживанию острого кризиса, потребности "излить свою душу" и получить в Церкви деятельную помощь и поддержку.
В связи с этим, возникает вопрос, с какими актуальными задачами должна быть связана деятельность воскресных школ в настоящее время, и как можно в дальнейшем развивать их работу?
Прежде всего, очевидно, что количественный рост воскресных школ должен смениться этапом их качественного роста. Если эта задача не будет решена, то, по мнению многих священников, может наступить очередной кризис веры, сравнимый с революционным катаклизмом 1917 года. Протоиерей о. Владимир (Воробьев) в своей работе "Покаяние. Исповедь. Духовное руководство", подчеркивает, что посещение храма и участие в церковном богослужении еще само по себе не делает человека лучше, т.к. при этом слишком велика вероятность поверхностного восприятия жизни Церкви. По наблюдениям о. Владимира, многие ученики воскресных школ, достигшие подросткового возраста, теряют устойчивый интерес к Православию и, к сожалению, уходят из Церкви. Ученики воскресных школ научаются быстро ориентироваться в храме, овладевают умением правильно обращаться к священникам за благословением, неплохо разбираются в церковных праздниках, с удовольствием приходят на исповедь к любимому батюшке и причащаются. Но, вместе с этим, подростки чаще всего не чувствуют подлинного духовного смысла молитвы, Божественной Литургии и церковных Таинств. Потребность в духовном общении со Христом, стремление войти в Его жизнь и уподобиться Ему как высочайшему нравственному идеалу нередко остается за пределами духовного разумения молодежи. "Легко научить детей выглядеть всегда православными: ходить на службы, сначала к Чаше пропустить младших, уступить место. Они все это могут делать, и это, конечно, хорошо. Приятно видеть таких воспитанных детей. Но это совершенно не означает, что они по-настоящему молятся Богу, что они ищут общения с Богом. Это совершенно не означает устремления к реальному соединению с благодатью Божией", - пишет о. Владимир (с. 13). Ту же самую мысль подчеркивает Митрополит Антоний Сурожский в своих проповедях и беседах. Порой печально бывает осознавать, - пишет он в книге "О встрече", - что вся жизнь человека может проходить в Церкви, а он может так и не встретиться со Христом. Опасность "поверхностного" воцерковления детей и подростков отмечается о. Артемием (Владимировым), о. Борисом (Ничипоровым), о. Алексеем (Уминским), а также другими священниками-педагогами в недавно изданном сборнике "Церковь. Дети и современный мир".
Различение воцерковления "внешнего" и "внутреннего", позволяющего затрагивать не только сознание человека, но, самое главное, его сердце, требует от организаторов и преподавателей воскресных школ специальной деятельности, направленной на углубление духовного знания, его прочувствование и органическое сочетание с повседневной жизнью. Внутреннее воцерковление требует не только "осведомленности", что "Бог есть", но уже определенной духовной жизнедеятельности, которая могла бы быть посвящена цели Спасения. У каждого церковного человека должна быть, по выражению о. Владимира (Воробьева), "программа духовной жизни", ведущая к достижению цели Спасения через христианский подвиг самоотверженной любви. При таком подходе, иначе расставляются акценты в содержании учебно-воспитательного процесса воскресной школы. Процесс "воцерковления" перестает рассматриваться как самоцель, а начинает выступать как необходимое условие организации личной духовной жизни человека, ведущей ко Спасению. Развивая ту же мысль, протоиерей о. Василий (Зеньковский) писал в своей работе "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии": "В воспитании мы ведем дитя, помогаем достичь такой силы личности, при которой оно достаточно овладевает тайной свободы в себе; воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Божию, в человеке светящую, как образ Божий, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде. Смысл воспитания в том, чтобы уяснить путь Спасения, связать детскую душу с Церковью и напитать ее дарами свыше, живущими в Церкви. Связать проблему воспитания с темой Спасения и значит уяснить себе смысл воспитания" (с. 155). Обсуждая проблему воспитания в церковной школе, о. Василий (Зеньковский) указывает на необходимость создания в ее стенах "атмосферы духовной свободы и религиозного одушевления", которая не "по букве", а "по духу" своему вела бы детей к Церкви. "Проблема религиозной школы лежит больше всего в ее духовной атмосфере, в подлинности, искренности и целостности ее внутренней религиозной установки, а не в обилии преподавания Закона Божия, не специальных мерах религиозного воспитания. Огонь веры зажигается только от огня же в другой душе, - и роль интеллекта, роль образования здесь вторична, хотя и очень существенна... Нужно, чтобы дети любили Церковь, любили ее всей душой искренне и свободно, ибо не терпит наше сердце никакого принуждения, отвращается от него - и от того, к чему нас принуждают. Церковь так полна красоты и правды, что к ней не нужно принуждать, но нужно, чтобы каждой душе дано было найти в Церкви отзвук ее искания и запросов, дано опытно познать правду и силу Церкви" (с. 168-169).
Как же можно этого достичь? Каким образом можно избежать ошибок "внешнего", поверхностного воцерковления и в чем они состоят? Постараемся ответить на эти вопросы, опираясь на конкретный опыт работы.
Воскресная школа "Живоносный Источник" была создана при Храме иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно (г.Москва) по благословению Настоятеля, протоиерея о. Георгия (Бреева) в октябре 1991 года. В январе 1996 года на базе действующей воскресной школы был учрежден и юридически оформлен Православный центр "Живоносный Источник" в Царицыно, в состав которого школа вошла как главное структурное звено. Почти десятилетний опыт работы Воскресной школы свидетельствует, что на первом этапе ее деятельности действительно имели место некоторые ошибки, которые, очевидно, являются типичными для всех начинающих педагогических коллективов. Мы замечали, что духовные знания, преподаваемые в Школе, очень быстро утрачивались детьми, а процесс их воцерковления происходил трудно и поверхностно. Нередко можно было видеть, что они постепенно теряли интерес к посещению Воскресной школы и Храма, несмотря на вдохновенные беседы о вере преподавателей и священников.
В ходе работы было выдвинуто предположение, что преподаватели Закона Божия и православного катехизиса не могут занять правильную позицию по отношению к учащимся. В результате этой ошибки происходит неоправданное отождествление функций педагога-воспитателя и функций священника, проповедующего в храме. Если священник наделен властью от Бога проповедовать Евангелие, толковать Закон и Заповеди Божии, призывая ко Спасению, то задачей педагогов является не столько призыв ко Спасению, сколько формирование у учащихся самого духовного произволения, т.е. желания Спастись. В свою очередь, такое желание может сложиться лишь при определенных условиях. Во-первых, на основе понимания неразрывной связи духовных законов с повседневной жизнью, во-вторых, на основе приобретения некоторого личного практического опыта христианской жизнедеятельности и общения, а, в-третьих, в условиях организации поэтапного вхождения в круг духовных проблем, позволяющего постепенно осваивать новые формы жизни. Но, самое главное, для того, чтобы человек пожелал стать христианином, необходимо раскрыть существо православной веры таким образом, чтобы она предстала перед человеком не как система запретов, а как позитивная программа его жизнедеятельности, наполняющая ее смыслом и содержанием. Когда же необходимость Спасения просто декларируется или звучит как призыв, тогда задача воцерковления искусственно форсируется и решается поверхностно, что прививает учащимся не любовь к Богу и Церкви, а либо опасный для православной веры "церковный магизм", либо - ощущение необходимости исполнять свой "религиозный долг". Очевидно, что в том и другом случае подрываются основы личной свободы человека, поэтому в подростковом возрасте юноши и девушки начинают открыто противостоять всякого рода призывам и требованиям.
Вторая существенная ошибка, допускаемая в ходе катехизации, часто состоит в том, что педагоги невольно искажают евангельский дух преподаваемых дисциплин. Утверждение Спасителя, что мир во зле лежит вследствие человеческих грехов, нередко преподносится учащимся так, что это приводит их не к выводу о необходимости преображения себя и окружающего мира, а к пугливому и малодушному желанию укрыться от проблем этого мира в Церкви. В связи с этим, само Спасение трактуется, как необходимость укрыться за стенами храма от искушений и соблазнов, а не как необходимость духовного подвига по преодолению с помощью Божией своей немощи и деятельной христианской любви по отношению к ближним. В связи с этим, становится очевидным, что неправильно понятые задачи Спасения неминуемо приведут и к неверному пониманию воскресной школы как некой "духовной оранжереи", помогающей защитить и укрыть учащихся от злого окружающего мира. В ходе практической работы мы переосмыслили задачи Воскресной школы "Живоносный Источник" и постепенно пришли к пониманию того, что она должна воспитывать и укреплять в человеке веру в благой Промысел Божий и готовность исполнить святой долг воина Христова, утверждающего мир, добро и любовь всюду, куда бы ни направил его Господь.
Третья ошибка, с которой мы столкнулись в ходе своей деятельности, состоит в отрыве духовного образования детей от естественных условий воспитания и развития детей в семье, а также желании педагогов абстрагироваться от тех больных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки в семьях на современном этапе жизни. Желание "воспарить" над реальными насущными проблемами семьи, показать идеализированную картинку человеческой жизни, отсутствие готовности вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства жизни детей в семье, - превращает православие в "мечту о прекрасном", лишает учеников трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни. В результате подобной позиции, преподаватели не укрепляют, а, напротив, невольно ослабляют духовные силы своих учеников, формируя неоправданные ожидания, что жизнь в семье может измениться сама собой. Более того, рисуя радужную картинку жизни верующего человека, не совпадающую с суровой действительностью, педагоги душевно располагают к себе детей, которым в семьях живется особенно трудно. Иллюзия возможности заменить собой папу и маму несчастного ребенка может просуществовать недолго, но она оказывается чрезвычайно вредной и для родителей, и для ребенка, и для самого педагога. Семейный уклад жизни является очень стойким и прочным духовно-психологическим образованием. Его влияние на душу ребенка и духовный потенциал развития его личности очень велико, поэтому наивное предположение о быстром преодолении стереотипов сознания вряд ли оправдано. Мы пришли к выводу, что педагоги не должны насильно вторгаться в жизнь семьи через сознание детей, их задача - деятельно помогать родителям по-христиански воспитывать собственных детей, вникая в их проблемы, которыми они хотят поделиться, духовно просвещая и подсказывая полезные педагогические приемы.
Четвертый источник проблем воскресных школ связан, как нам кажется с недооценкой опасности энтузиазма неофитства и игнорированием достижений педагогической и психологической науки. Декларативная, эмоционально-экзальтированная манера преподнесения духовных знаний, связанная с установкой сразу, без промедления "воцерковляться", навязчивые и насильственные уговоры выхолащивают глубокое духовное содержание преподавания и не дают возможности продумать и прочувствовать Слово Божие. Акцентирование "особой харизматичности", "особой благодати" православной веры делает преподавателя нечувствительным к возрастным и интеллектуальным особенностям учеников, лишая их возможности услышать понятный и логически выстроенный рассказ о Боге, мире и человеке, что не позволяет им сохранить его в памяти. Навязчивая и вычурная эмоциональность утомляет слушателей и делает речь педагога искусственной.
Отсюда следует, что для эффективной деятельности воскресной школы необходима разработка специальной концепции, в которой должны быть учтены отмеченные выше трудности и недостатки. Для того, чтобы была построена некая стройная система религиозного обучения и воспитания, в данной концепции должны быть отражены:1) основные цели духовного образования и катехизации, отвечающие задачам Спасения души человека, живущего в условиях современного мира; 2) базовый, принципиальный подход к обучению и воспитанию учащихся, соответствующий Евангельскому духу проповедей Иисуса Христа; 3) организационно-педагогические формы и способы работы с учащимися, обеспечивающие усвоение ими полученных духовных знаний и отвечающие их возрастным психологическим особенностям; 4) предполагаемые результаты духовно-просветительской и воспитательной работы.
Когда создавалась новая концепция воскресной школы "Живоносный Источник", преподаватели исходили из того, что необходимо вычленить специфическую функцию, которую выполняет Школа, являющаяся начальной ступенью религиозного образования. Очевидно, что ее цели и задачи не могут быть полностью растворены в просветительской деятельности церковного прихода, в котором проводятся Богослужения, совершаются церковные Таинства и требы, проповедуется Священное Писание и Священное Предание. Человек, уже вошедший в храм, может практически включиться в дело Спасения своей души и участвовать в нем, руководствуясь своей верой и индивидуальными наставлениями духовника. В отличие от этого, учащийся воскресной школы еще стоит на перепутье, он еще только стремится приобрести православную веру, надеясь, что ему кто-то разъяснит и поможет. На первом этапе он многого не понимает: не понимает смысла церковных песнопений и молитв, не улавливает очевидной связи между православной догматикой и строением Богослужений, между Евангельскими изречениями Спасителя, которые он слышит в проповедях священников, и своей повседневной жизнью. Учащийся воскресной школы еще должен пройти период развернутой ориентировки в системе христианской жизни, начиная с самых простых понятий и положений православной веры. Не стоит забывать, что, поступая в школу, человек приносит в своем сознании опыт мирской повседневной жизни, протекающей в семье, причем в нынешних условиях чаще всего разрушенной или находящейся на грани разрушения. Проблемы, конфликты, противоречия, обиды и разочарования закрывают духовный горизонт личности "черными тучами". Это тот фон, на котором предстоит строить преподавание духовных дисциплин. В то время как сами духовные дисциплины научают человека тому, что жизнь христианина предполагает установление принципиально иных, светлых и открытых взаимоотношений с окружающим миром: терпения, смирения, кротости, милосердия и человеколюбия. Хорошо понятно, что пропасть, разделяющая сегодняшний и завтрашний день учащегося воскресной школы, слишком велика, и ее нельзя преодолеть сразу. Преимущество обучения в воскресной школе состоит в том, что в ней можно создать возможность поступательных, поэтапных систематических занятий и обеспечить тем самым плавное вхождение человека в христианскую общину. Таким образом, воскресная школа служит для человека своеобразным "переходным мостиком", связывающим мирскую и церковную жизнь, как бы они исходно ни противоречили друг другу. Переход к новой жизни требует времени и весьма больших усилий. Проповедь о Спасении души, воспринятая вначале только умом, должна быть в дальнейшем разумно осмыслена и обогащена личными религиозно-мистическими переживаниями, а также практическим опытом христианского делания, в которое учащиеся еще должны включиться. Педагоги воскресной школы, как более опытные в духовном отношении люди, должны активно помогать учащимся на всех этапах продвижения к заветной цели. С одной стороны, необходимо помочь учащимся духовно осмыслить имеющийся опыт жизни в миру, с другой стороны, - указать им подлинный Источник освящения и преображения этой жизни - Спасителя Христа, создавая условия для превращения Его в духовно близкий и желанный Образ. Заметим, что именно педагоги воскресной школы впервые поднимают людей на молитву и далее своим личным примером побуждают их постоянно обращаться к Богу с различными нуждами.
Только тогда может быть выстроена "программа личной духовной жизни", ведущей ко Спасению, о которой говорит о. Владимир (Воробьев).
Заметим, что основной болевой точкой жизни человека в современном мире является переживание утраты чувства семьи. Оскудение любви приводит семейные отношения вначале к кризису, а потом и фактическому распаду, от которого страдают и дети, и взрослые. Близкие люди: муж и жена, родители и дети, не развитые или не укрепившиеся духовно, не могут ощутить своего таинственного соединения в одно единое, общее целое, теряя при этом ценность и смысл жизни друг для друга, и друг возле друга. Жизнь в миру приводит людей к приобретению горького опыта всеобщей разобщенности и одиночества, в то время как христианская жизнь в церковной общине пронизана ощущением взаимной поддержки, единомыслия и соборности. Вообще, по сути своей, христианская община есть единая духовная семья, имеющая общего Небесного Отца, Единого в трех Лицах, и общую Матерь-Церковь. Таким образом, восстановление духовного смысла понятия "семья" является главной траекторией движения учащихся воскресной школы по "переходному мостику" учебно-воспитательного процесса. Для того, чтобы человек мог вырваться из плена семейных конфликтов, разногласий и обид, необходимо, чтобы он обновился душой, уверовал в благодатную помощь Божию и начал созидательную работу по укреплению целостности и единства своего домашнего очага. Понимая это, при разработке концепции воскресной школы "Живоносный Источник" мы поставили целью деятельности педагогов: "Формирование произволения ко Спасению у детей и взрослых. Духовное обновление и развитие личности учащихся, приводящее к способности созидать свою семью как "домашнюю церковь". Оказание помощи родителям в христианском воспитании детей".
Достижение указанной цели предполагает раскрытие перед учащимися (детьми и взрослыми) духовно-нравственного потенциала семьи, связанного с тем, что в основе ее созидания лежит прообраз неразрывного единения Божественных Лиц Пресвятой Троицы, скрепленных всесовершенной и безграничной Любовью. Создавая семью, человек призван понять и прочувствовать блаженство пребывания в полном согласии, единомыслии и единстве с другими людьми, блаженство их полной взаимной открытости и доверия по отношению друг к другу, блаженство "встречи" человеческих сердец (по выражению Митрополита Антония Сурожского). Совместно живущие друг с другом люди становятся семьей только тогда, когда они готовы добровольно принять других людей в свою жизнь и понести повседневные тяготы и скорби, связанные с поиском общего языка и возможности с ними взаимодействовать, создавая единое целое.
Великий русский религиозный философ И.А. Ильин глубоко исследовал проблему духовного здоровья семьи и убедительно показал, насколько она важна для воспитания ребенка. В своей работе "Путь духовного обновления" И.А. Ильин писал: "То, что должно возникнуть из брака, есть, прежде всего, новое духовное единение и единство - единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и "делить" радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих... Жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие; объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить.... Ибо только тогда они сумеют как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим; а с этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненносильную ячейку. Только такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи - осуществить духовное воспитание детей" (с. ).
Заметим, что радость вдохновляющего соединения с другими людьми человек может испытать только в Боге. Апостолы сподобились этой благодати в день Пятидесятницы, при сошествии на них Святого Духа в виде огненных языков. Божественная Любовь переполнила их сердца и привела их к качественно новому состоянию, при котором они чувствовали духовную близость друг друга, даже находясь в разных уголках земли. Апостольское единение и братская любовь, ставшие возможными при содействии благодати Святого Духа, заповеданы каждой церковной общине и каждой семье, т.к. по замыслу Божию, семья есть малая, "домашняя церковь". Принадлежность к данной церкви предполагает приобретение ее членами опыта творческой жизнедеятельности, направленной на поддержание семьи как целостности. Господь призывает всякую христианскую общину избегать внутренних конфликтов и раздоров и стремиться приобрести добродетели смирения, кротости, долготерпения и милосердия, - и все эти духовные задачи также касаются и семьи. Любой член семьи: и маленький, и взрослый - призван вносить посильный вклад в атмосферу общего семейного дома. Если в семье складывается благоприятный климат дружеской поддержки и взаимопонимания, взаимного доверия и совместной жизнедеятельности, то в такой обстановке путь ко Спасению усваивается детьми не насильственно, а добровольно, т.к. родители ежедневно показывают им нравственный пример жертвенной, христианской Любви. Хорошо известно, что ничто так не вдохновляет детей на подвиг добровольного принятия жизненного креста, как атмосфера теплоты, сердечного мира и нерушимого единства родительского дома. Там, где такая семья складывается, Господь становится желанным Гостем, Учителем, Наставником и Другом. Сам Спаситель говорит: "Ибо там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Приведенное изречение показывает, что Господу угодно, чтобы люди собирались во Имя Него, становясь при этом "духовными собратьями", чтобы они имели единомыслие и единодушие. Само слово "со-брание" указывает, с нашей точки зрения, на необходимость соединения многих в одно, общее целое, что предполагает совершение людьми некого духовного усилия, творческой деятельности по преодолению исходного внутреннего сопротивления, возникающего от человеческой самости и отдаленности от других людей. Таким образом, "собраться во имя Христа" означает открыть свое сердце для принятия того, что тебе предстоит общая жизнь с другими людьми, что предстоят созидательные усилия человеческой души, направленные на преодоление собственной гордыни, согласование позиций и мнений друг друга. Господь указывает, что если такая общая жизнь будет основана на учете интересов и позиций, особенностей характера и поступков хотя бы двоих или троих человек, то каждый из них будет обогащен духовными добродетелями, которые приблизят его к Богу.
Отсюда следует, что родственники по крови только тогда становятся настоящей семьей, когда они становятся близки друг другу духовно. Для этого нужно, чтобы они стали готовы: во-первых, признать необходимость становления своей семьи как "домашней церкви", единой и по духу, и по образу жизнедеятельности, а, во-вторых, осуществлять постоянные творческие усилия, направленные на поддержание этого единства и целостности.
Таким образом, новая концепция деятельности воскресной школы "Живоносный Источник" существенно трансформировала ее облик: из традиционной детской школы она была постепенно преобразована в школу семейную. Вместе с этим, учащиеся, поступающие в школу (дети и взрослые), получили возможность включать в личную программу своего Спасения не только понятие "личность", но и понятие "семья", рассмотренное в духовном контексте. С первых дней обучения в школе преподаватели разъясняют своим ученикам, что, по замыслу Божию, в каждой семье должна сформироваться и поддерживаться всю жизнь атмосфера душевного тепла и духовного единства, порождаемая любовью друг к другу. Только в этих условиях может происходить нравственное совершенствование и становление отдельной личности, а также полноценная смена поколений. Усилия педагогов воскресной школы направлены на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании своих родителей и необходимости послушания им, а у родителей, в свою очередь, осознание необходимости создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей. Мы убеждены, что в этих движениях души детей и родителей, направленных с помощью благодати Божией навстречу друг другу, только и может происходить духовно-нравственное укрепление семьи. Активное содействие этому созидательному процессу стало главной целью деятельности педагогов воскресной школы "Живоносный Источник".
Разрабатывая новую концепцию семейной воскресной школы, педагогам следовало уточнить также принципиальный подход к освящению вопроса о необходимости становления семьи как "домашней церкви".
Исполняя роль "переходного мостика" между Церковью и миром, воскресная школа должна воспитывать у учащихся стремление перейти к иному образу жизни, основанному на любви и взаимопонимании. Но это по сути своей означает совершить "скачок" над бездной, на дне которой лежат многочисленные конфликты, обиды и разногласия. Решение столь трудной задачи требует подхода, соответствующего евангельскому духу искупительной миссии Иисуса Христа. Спаситель не отверг мира, но принял за него добровольную крестную смерть, победив растворенное в нем зло Божественной жертвенной Любовью. Распятие Христово, Его крестная смерть и Воскресение - это обращение и призыв человечества к подвигу полноты жизни в Боге и с Богом, подвигу непрестанного служения ближним. Руководствуясь этими положениями, становится ясно, что в основу создания в стенах воскресной школы воспитывающей духовно-культурной среды должна быть положена идея духовного подвига и самоотвержения, которая должна быть понятно раскрыта на примерах современному человеку, постоянно сталкивающемуся в семье с различными проблемами и трудностями. Тема "подвига" и тема "жизненного креста", который каждый христианин должен поднять и, добровольно следуя за Христом, нести всю жизнь, таким образом, становятся ключевыми вопросами в духовно-нравственных беседах педагогов с учащимися. Протоиерей о. Владимир (Воробьев) пишет: "Всякий человек может жить подвигом. Когда начинается подвиг, начинается и духовная жизнь. Подвиг может иметь самые разные формы. Но все то, что человеку трудно, даже превосходит его силы, его естественные возможности - это и есть подвиг. Когда человек не может чего-то сделать, но с верой в то, что Господь ему поможет, устремляется навстречу трудности - вот это и есть подвиг. Как только таким подвигом веры, преодоления самого себя, своих страстей начинает жить человек, для него открывается духовная жизнь" (с. 27-28).
Вместе с подвигом стяжания духа смирения, терпения, кротости и любви отношения человека с окружающим миром становятся принципиально иными. Взамен боязливости, раздражения, зависти, борьбы и агрессии в отношении близких у человека рождаются другие духовные переживания и чувства: желание понять и услышать других, разделить с ними радость и горе, проявить сострадание, деятельную любовь и заботу о больных и немощных, оказать им молитвенную поддержку и бытовое попечение. Одновременно с этим человеку открывается, что Церковь - это не просто "убежище" от соблазнов и невзгод этого мира, а "Корабль Спасения", на который восходят те, кто готов послужить Богу через служение ближнему, кто готов последовать за Христом, уподобляясь Его жертвенному служению. Сам Господь является Кормчим этого чудного Корабля, плывущего по морю житейскому в Царствие Небесное. Обращаясь к людям, восходящим на этот Корабль, Спаситель заповедал: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7, 12). В данном утверждении Иисуса Христа заключена целая программа жизни настоящего христианина, приводящая его в состояние повышенной ответственности за все, что происходит вокруг него. Обращаясь к своим ученикам, Спаситель учил: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 13-16). Очевидно, что этими словами Господь призывает учеников не укрываться от мира, не прятаться от него, а просвещать и обновлять, творчески преобразуя его в соответствии с Божественным замыслом.
Перенося этот призыв в сферу религиозного образования, протоиерей о. Василий (Зеньковский) указывает, что "бороться с жизнью не нужно", т.к. школа все равно не может быть изолирована от жизни. Чем сильнее будет выражена установка "на борьбу и изоляцию", тем сильнее будет опасность раздвоения сознания учащихся и подрыва самых глубоких основ их религиозности. "Противопоставление Церкви и мира, Церкви и культуры (творчества и работы в миру и для мира) чуждо христианству с его основным догматом Боговоплощения, с его верой в спасение мира. С его идеалом "обожения", как его формулировал св. Афанасий Великий. Христианство не только утверждает мир, но оно именно и занято спасением мира, "устроением" его, восстановлением правильной иерархии сил мира. Аскетика есть путь к устроению личности, а через нее и мира", - пишет о. Василий (с. 166).
Аналогичное раскрытие задач образования мы находим в работе И.А. Ильина "Творческая идея нашего будущего" (Собр. Соч. т. 7). Он пишет: "Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не "спец" "ликбеза"), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях... Все, что воспитывает духовный характер человека, - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано...Бесконечно важно привить ребенку способность молиться, т.е. собранно, огненно возноситься к Богу и принимать в себя его благодатное излучение и веяние. В этом процессе человек постепенно и незаметно создает в себе самом, в глубине своей души некое духовное огнилище, некий центр, как бы несгораемую купину, из которой будет исходить в своих оценках, решениях и делах и которою он будет определяться в жизни. Кто бы он ни был - врач, или судья, или ученый, или воин, или художник, или воспитатель, или политик, или тем более священник, - человек будет слагать свою жизнь и свои отношения при свете этой купины; ее лучей, по звучащему из нее голосу. И если уподобить его душу городу. То можно сказать, что в этом городе сложится некий священный Кремль, а центром Кремля будет храм, а центре храма будет жертвенник с неугасающим огнем любви и волевого служения. Вот образ человека с духовным характером" (с. 463, 479-480). Неподкупное, честное и творческое служение человека Церкви, родине и всякому Божьему делу на земле, одухотворенное верой во Христа, И.А. Ильин называл "предметным поведением" (с.482). В свою очередь, "предметность", по его определению, есть закономерный результат христианского подвига творческого преображения самого себя в Боге и творческого преобразования мира ("миро приятия"). Будущее России, по мнению И.А. Ильина, требует воспитания сильных духом, предметно мыслящих и способных к предметной деятельности людей, способных жить с пониманием христианской ответственности за свое предстояние перед Богом и людьми.
Все сказанное выше позволяет обозначить в качестве принципиального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе -"предметный" подход, который основан на разъяснении учащимся идеи христианского подвига жертвенной любви, а также возможности и необходимости его осуществления в ходе повседневной жизни в кругу семьи.
Пололожения новой концепции, как бы серьезны и глубоки они ни были, предполагают осуществление некой специальной организационно-педагогической деятельности, обеспечивающей переход от выдвижения "идеи" - к ее практической реализации. Духовно просвещающая и воспитывающая среда воскресной школы должна быть, во-первых, задана структурно, и, во-вторых, субъективно ощущаться учащимися как некая особая "атмосфера", вдохновляющая их на подвиг христианского служения ближним.
Продумывая структурные компоненты воскресной школы "Живоносный Источник", педагоги исходили из того, что "христианство" - это не просто система новых знаний или представлений о жизни, а это сама жизнь, построенная на принципиально новых основаниях. Освоение этой новой жизни требует практического опыта, конкретных действий и поступков учащихся, кем-то побуждаемых и корректируемых.
Начальным пусковым моментом для формирования желаемого опыта, конечно, являются беседы священников с учащимися. В них впервые открываются для детей и взрослых важные задачи "уподобления" Христу и исполнения Заповедей Божиих. В связи с этим, у учащихся появляется необходимость регулярного посещения храма, участия в Богослужениях и церковных Таинствах. Стремясь духовно укрепить и обустроить семьи учащихся, священники нередко указывают на необходимость иметь опыт Литургического общения супругов, детей и взрослых, что закладывает насущную потребность воцерковления не только отдельной личности, но и семьи в целом.
Логическим продолжением первых практических шагов, связанных с укреплением семьи, являются уроки педагогов-катехизаторов, на которых они могут поделиться личным опытом воцерковления, понимания Священного Писания и преодоления различных жизненных трудностей и испытаний с помощью Божией. Сердечная открытость и искренность педагогов при этом является несомненной гарантией положительного восприятия нового опыта христианской жизни. По удачному выражению И.А. Ильина, преподаватели должны "не проповедовать" Христа, а Его "исповедовать", щедро делясь своим внутренним духовным и жизненным опытом. Семейная тематика деятельности педагогического коллектива школы требует, чтобы в поле пристального рассмотрения все время находились примеры из современной жизни, касающиеся семейных отношений и воспитания детей. В таком случае и родители, и дети могут открыть для себя могучий духовный потенциал православной семьи, спасительную природу действующих в ней иерархических взаимоотношений и радостное ощущение духовной сопричастности членов семьи друг другу.
Но для того, чтобы людям открылась возможность получить свой личный, живой и непосредственный опыт семейной жизни, построенной на христианских началах, воскресная школа должна помочь им организовать новые виды общения и взаимодействия друг с другом. В связи с этим, в школе "Живоносный Источник" пять лет назад начало формироваться звено духовно-практической деятельности, дополняющее традиционную духовно-просветительскую работу.
Духовно-практическая деятельность была организована по ряду направлений, имеющих практический интерес для учащихся (детей и взрослых). К числу основных направлений были отнесены те, которые позволяют воссоздать членам семьи, обучающимся в воскресной школе, общую совместную жизнь: общий досуг семьи (через совместную работу в кружках и творческих студиях), общее переживание праздников, совместные экскурсионные и паломнические поездки, общее домашнее чтение, посещение литературно-поэтических и музыкальных вечеров, совместный труд и летний отдых. Принимая участие в этих разнообразных видах деятельности, члены семей получили возможность свободно общаться и взаимодействовать друг с другом, что позволило им незаметно для самих себя восстанавливать прежде разрушенные взаимоотношения.
Организуя работу кружков и творческих студий, педагоги стремились к тому, чтобы учащиеся всех возрастов могли найти в стенах воскресной школы какой-либо содержательный предметный интерес. В связи с этим, для детей-дошкольников были организованы творческие уроки, открыты кружки лепки из пластилина, рисования и пения. Для младших школьников были открыты кружки росписи по дереву, английского языка, "умелые руки" и кукольный театр "Буратино", изостудия, кружок обучения игре на фортепиано. Для подростков - кружок церковной вышивки, бисероплетения, ручного ткачества гобеленов, театральная и хоровая студия (для мальчиков), организованы консультации по математике, физике и химии. Для молодежи - хоровая студия (для девушек), историко-паломнический кружок, а для родителей - кружки: иконописи, плетения кружева на коклюшках и церковного пения. Заметим, что в целях укрепления семей учащихся, многие преподаватели воскресной школы разрешают посещать свои занятия не только детям, но и желающим взрослым. Опыт показывает, что члены семьи, увлекшиеся общим творческим делом, всегда очень быстро осваиваются в воскресной школе, легко находят между собой общий язык и регулярно посещают занятия.
Практическая работа воскресной школы "Живоносный Источник" показала, что действенной формой скрепления внутрисемейных взаимоотношений является организация общешкольных праздников. В течение учебного года, как правило, педагоги успевают подготовить и провести четыре-пять праздников, посвященных: Рождеству Христову, Светлому Христову Воскресению (Пасхе), Дню прославления храмовой иконы Божией Матери "Живоносный Источник", Международному Дню семьи, а также какому-либо историческому событию, связанному с памятной датой. Каждый из названных праздников готовится по специальному сценарию и требует большой подготовки. Силами театральной и хоровых студий готовится спектакль, поставленный по оригинальному авторскому сценарию, а остальные учащиеся школы имеют возможность выступать в праздничных концертах. В подобных праздничных торжествах принимают участие не только ученики воскресной школы, но священники, церковный совет и прихожане храма. В семейных праздниках в качестве организаторов могут выступать: Районная Управа "Царицыно" и Царицынский центр социального обслуживания, Редакция Семейной православной газеты и другие. Для решения поставленных воспитательных задач большое значение имеет то, что в процессе подготовки праздников и дети, и взрослые оказываются связанными общими целями и задачами. Если дети выступают на сцене, то родители шьют костюмы, организуют работу буфета, оформляют зрительный зал, покупают необходимые продукты или помогают с транспортом. Для всех находится дело по душе и по силе возможностей. Умение организовать совместный труд ради общего праздника приносит всем участникам глубокое чувство удовлетворения и ощущение реальной дружеской поддержки, общения и взаимодействия, которые возвышают и просветляют душу.
Ярким выражением духовного единения учащихся воскресной школы и членов их семей является участие в традиционном Пасхальном крестном ходе по улицам микрорайона "Царицыно" от здания Православного центра до Храма иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Общий духовный подъем, вызванный празднованием Светлого Христова Воскресения, подкрепленный эмоциональным переживанием открытого исповедания православной веры перед другими людьми, превращает крестный ход в особое сильно действующее воспитательное средство, открывающее реальную возможность ощутить свою включенность в жизнь семьи и церковной общины.
Созданию духовно-культурной среды, благотворно влияющей на укрепление семьи, в немалой степени способствуют семейные экскурсионно-паломнические поездки по монастырям Москвы и Подмосковья. В течение всего учебного года два-три раза в месяц от здания Православного центра отправляется автобус, в котором учащиеся (и дети, и взрослые) имеют возможность выезжать по самым интересным маршрутам. В ходе этих поездок экскурсовод увлекательно рассказывает об исторических местах, святых людях и святынях, оставленных нам в духовное наследие. Участие в подобных поездках позволяет учащимся вместе помолиться, побывать на службе, познакомиться с новыми людьми, разделить трапезу и выдержать испытание длительного путешествия, совершаемого группой. Общение в автобусе и на месте назначения, нередко совместное духовное пение в дороге, - все это сближает людей и помогает установлению новых христианских взаимоотношений.
Особым направлением духовно-практической деятельности педагогов воскресной школы является работа с молодежью. О необходимости протянуть руку помощи и поддержки нравственно здоровой, но в силу разных причин удаленной от Церкви молодежи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил множество раз в своих посланиях, а также на Архиерейских Соборах 1997 и 2000 года. Для того, чтобы таких "потерянных" для Церкви и общества молодых людей было меньше, в воскресной школе "Живоносный Источник" была три года назад организована "молодежная группа". Ее задачей является объединение юношей и девушек, нуждающихся в содержательном общении друг с другом и желающих обрести православную веру. Благодаря заботе священников Храма и педагогов-катехизаторов, ребята влились в духовно-практическую жизнь школы по целому ряду направлений и создали свой православный молодежный коллектив. В составе этой группы юноши и девушки посетили множество храмов и монастырей, участвовали в строительстве храма, совершили интересные экскурсионные поездки в другие города, посещали театры и концерты классической музыки, проводили литературно-поэтические вечера и участвовали в благотворительных акциях. Каждое воскресенье в стенах воскресной школы молодежная группа собирается на чашку чая, где возникает дружеская беседа за круглым столом по самым разным темам. Необходимость поддержания постоянного диалога с молодежью хорошо осознана священниками Храма, и поэтому они являются частыми посетителями этих неформальных молодежных собраний.
Существенным фактором улучшения и нормализации семейных отношений в воскресной школе "Живоносный Источник" является помощь православного психолога-консультанта, осуществляющего доступный благотворительный прием. В ходе индивидуальной консультации открывается возможность обстоятельно обсудить обстановку в доме, вскрыть болезненные семейные проблемы, причины их возникновения, а также наметить конкретный путь преодоления кризиса. Часто бывает, что собеседование со специалистом-психологом открывает человеку возможность увидеть не только недостатки своих близких, но и собственные ошибки и грехи, которые необходимо исповедовать в храме. Если человек намерен довести анализ конфликтной семейной ситуации до победного конца, то, чаще всего, после посещения кабинета православного психолога он непременно отправится в храм, на исповедь к священнику, который поможет ему духовно осмыслить события, происходящие в доме.
В целом, структуру учебно-воспитательного процесса, организуемого в семейной воскресной школе, целесообразно представить в виде трех концентрических окружностей: центральное звено - литургическое общение родителей и детей, совместное участие в церковных Таинствах; среднее звено - их совместное духовное обучение и воспитание в параллельных группах; а внешнее звено - общение и практическое взаимодействие учащихся, организованное на христианских началах по ряду жизненно важных направлений.
Сказанное выше о концепции семейной воскресной школы "Живоносный Источник" позволяет предположить, что закономерным итогом ее работы является формирование духовной сопричастности членов семьи, участвовавших в учебно-воспитательном процессе, и их постепенное воцерковление, позволяющее влиться в жизнь церковной общины. Педагоги убеждены, что данные результаты работы вполне реалистичны, поскольку создаваемая в школе духовно-культурная среда учитывает все необходимые компоненты укрепления семьи и семейных взаимоотношений. Имеющийся десятилетний опыт работы убеждает, что множество семей, поступивших в воскресную школу в состоянии непрекращающихся конфликтов и разногласий, постепенно вошли в ритм учебных занятий и реально почувствовали на себе положительное, вдохновляющее влияние духовно-культурной атмосферы, созданной в стенах школы. Многие родители рассказывали, что их дети, да и они сами настолько полюбили школу, что начали мысленно торопить время, желая как можно скорее прожить период "от субботы до субботы". Краткий молебен, проводимый перед началом уроков, в котором принимают участие священнослужители, педагоги, родители и дети, дает, по мнению учащихся, дает им живое ощущение подлинного присутствия Божия в учебе и жизни, а также формирует их общинное сознание. Именно в стенах школы многие родители и дети впервые ощутили свое духовное родство, преемственность поколений и традиций. Поддерживая это первое трепетное чувство, педагоги воскресной школы не раз приглашали своих учащихся принять участие в богослужениях и в церковных Таинствах. Благодаря этому духовному опыту совместного приобщения Святых Христовых Таин, родители и дети в дальнейшем начинали совместно посещать храм, вместе исповедоваться и причащаться, получая в награду щедрые дары благодати Божией. Безусловно, это не могло не сказаться на их семейных взаимоотношениях. Души детей и родителей постепенно открывались навстречу друг другу, они начинали больше друг другу доверять, больше прощать и больше любить, а вместе с этим в семьях постепенно формировалась совместная христианская жизнь.
Возможность создать общий благочестивый досуг, отправиться в паломнические или экскурсионные поездки всей семьей, вместе прийти на детский или семейный праздник, возможность послушать хорошее пение или хорошую поэзию во время музыкальных и литературных вечеров, в домашнем кругу вместе прочитать душеполезные книги, - все это наполняет жизнь учащихся воскресной школы радостью и светом. Ежегодно в самостоятельную церковную жизнь выходят более пятидесяти детей и около тридцати взрослых, которые в течение трех лет регулярно посещали занятия, стали воспитанниками воскресной школы и постоянными прихожанами храма. Десятилетняя деятельность воскресной школы в немалой степени укрепила церковную общину Храма иконы Божией Матери "Живоносный Источник" и содействовала ее "омоложению". Накопленный опыт работы убеждает, что концепция семейной воскресной школы приносит добрые плоды и вызывает со стороны учащихся заинтересованность и благодарность. Опыт деятельности семейной воскресной школы "Живоносный Источник" не раз освящался в докладах и сообщениях на Международных Рождественских образовательных чтениях и был отражен в церковной печати, в том числе в образовательном еженедельнике "Воскресная школа". Перспективность избранного направления деятельности, связанного с укреплением семьи, была поддержана Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и отмечена весной 2000 года Патриаршей Грамотой. Заметим также, что недавно прошедший Архиерейский Собор принял "Социальную программу деятельности Церкви", в тексте которой сформулирована необходимость продолжения работы по оказанию помощи современной семье, позволяющей вернуть ей утраченное духовное единение и восстановить традицию христианского воспитания детей. Вполне очевидно, что только на этой основе Церковь может деятельно противостоять опасности разрастания в обществе антисоциальных и противоправных явлений. А это означает, что семейная воскресная школа может эффективно содействовать профилактике наркомании, алкоголизма, безнадзорности и правонарушений, чем в немалой степени позволит оздоровить наше общество.