Меню раздела
Опубликовано 06.06.2015 в рубрике  Образование, Православное воспитание, Книжная полка
 

Александр Пушкин. О народном воспитании


Последние происшествия (имеется в виду Декабрьское восстание.-Ред.) обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблужде¬ния.
 
Александр Пушкин. О народном воспитании Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий. Лет 15 тому назад моло­дые люди занимались только военного службою, старались отличаться одною светской образованностию или шалостями; литература (в то время столь свободная) не имела никакого направления; воспитание ни в чем не отклонялось от первоначальных начертаний. 10 лет спустя мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитания, разго­вор исключительно политический; литературу (подавленную самой своенравною цензурою), превратившуюся в рукописные пасквили на пра-вительство и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заго­воры, замыслы более или менее кровавые и безумные.

 Ясно, что походам 1813 и 1814 года, пребыванию наших войск во Фран­ции и Германии должно приписать сие влияние на дух и нравы того поко­ления, коего несчастные представители погибли в наших глазах; должно надеяться, что люди, разделявшие образ мыслей заговорщиков, образу­мились; что, с одной стороны, они увидели ничтожность своих замыслов и средств, с другой - необъятную силу правительства, основанную на си­ле вещей. Вероятно, братья, друзья, товарищи погибших успокоятся вре­менем и размышлением, поймут необходимость и простят оной в душе своей. Но надлежит защитить новое, возрастающее поколение, еще не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостию первой молодости, со всем ее восторгом и готовностию принимать всякие впечатления.

 Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отече­ства; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телес­ных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своеволь­ство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупоз­наний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нра­вов, а конец-погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия.

 Чины сделались страстию русского народа. Того хотел Петр Великий, того требовало тогдашнее состояние России. В других землях молодой человек кончает круг учения около 25 лет; у нас он торопится вступить как можно ранее в службу, ибо ему необходимо 30-ти лет быть полковни­ком или коллежским советником. Он входит в свет безо всяких основа­тельных познаний, без всяких положительных правил: всякая мысль для него нова, всякая новость имеет на него влияние. Он не в состоянии ни поверять, ни возражать; он становится слепым приверженцем или жал­ким повторителем первого товарища, который захочет оказать над ним свое превосходство или сделать из него свое орудие.

 Конечно, уничтожение чинов (по крайней мере, гражданских) представ­ляет великие выгоды; но сия мера влечет за собою и беспорядки бесчис­ленные, как вообще всякое изменение постановлений, освященных вре­менем и привычкою. Можно, по крайней мере, извлечь некоторую пользу из самого злоупотребления и представить чины целию и достоянием про­свещения; должно увлечь все юношество в общественные заведения, подчиненные надзору правительства; должно его там удержать, дать ему время перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ, а не в шумной праздности казарм.

В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое без­нравственное: ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает, не получает никаких понятий о справедливос­ти, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и началь­ным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учите­лем. Воспитание' в частных пансионах не многим лучше; здесь и там оно кончается на 16-летнем возрасте воспитанника. Нечего колебаться; во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное.

 Надлежит всеми средствами умножить невыгоды, сопряжённые с оным (например, прибавить годы унтер-офицерства и первых гражданских чи­нов). 

 'Уничтожить экзамены. Покойный Император, удостоверюсь в ничтоже­стве ему предшествовавшего поколения, желал открыть дорогу просве­щенному юношеству и задержать как-нибудь стариков, закоренелых в безнравствии и невежестве. Отселе указ об экзаменах, мера слишком де­мократическая и ошибочная, ибо она нанесла последний удар дворянско­му просвещению и гражданской администрации, вытеснив все новое по-коление в военную службу. А так как в России все продажно, то и экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров. Он похо­дит на плохую таможенную заставу, в которую старые инвалиды пропус­кают за деньги тех, которые не умели проехать стороною. Итак (с такого-то году), молодой человек, не воспитанный в государственном училище, вступая в службу, не получает вперед никаких выгод и не имеет права требовать экзамена.

 Уничтожение экзаменов произведет большую радость в старых титу­лярных и коллежских советниках, что и будет хорошим противудей-ствием ропоту родителей, почитающих своих детей обиженными.

 Что касается до воспитания заграничного, то запрещать его нет ника­кой надобности. Довольно будет опутать его одними невыгодами, сопря­женными с воспитанием домашним, ибо, 1-е, весьма немногие станут пользоваться сим позволением; 2-е, воспитание иностранных университе­тов, несмотря на все свои неудобства, не в пример для нас менее вредно воспитания патриархального. Мы видим, что Н. Тургенев, воспитывав-шийся в Геттингенском университете, несмотря на свой политический фанатизм, отличался посреди буйных своих сообщников нравственнос-тию и умеренностию — следствием просвещения истинного и положи­тельных познаний. Таким образом, уничтожив или, по крайней мере, сильно затруднив воспитание частное, правительству легко будет занять­ся улучшением воспитания общественного.

 Ланкастерские школы входят у нас в систему военного образования и, следовательно, состоят в самом лучшем порядке.

 Кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют физи­ческого преобразования, большого присмотра за нравами, кои находятся в самом гнусном запущении. Для сего нужна полиция, составленная из лучших воспитанников; доносы других должны быть оставлены без ис­следования и даже подвергаться наказанию; чрез сию полицию должны будут доходить и жалобы до начальства. Должно обратить строгое вни­мание на рукописи, ходящие между воспитанниками. За найденную по­хабную рукопись положить тягчайшее наказание; за возмутительную — исключение из училища, но без дальнейшего гонения по службе; наказы­вать юношу или взрослого человека за вину отрока есть дело ужасное и, к несчастию, слишком у нас обыкновенное.

 Уничтожение телесных наказаний необходимо. Надлежит заранее вну­шить воспитанникам правила чести и человеколюбия; не должно забы­вать, что они будут иметь право розги и палки над солдатом; слишком жестокое воспитание делает из них палачей, а не начальников.

 В гимназиях, лицеях и пансионах при университетах должно будет продлить, по крайней мере, 3-мя годами круг обыкновенный учения, по мере того повышения и чины, даваемые при выпуске.

 Преобразование семинарий, рассадника нашего духовенства, как дело высшей государственной'важности, требует полного особенного рассмот­рения.

 Предметы учения в первые годы не требуют значительной перемены. Кажется однако ж, что языки слишком много занимают времени. К чему, например, 6-летнее изучение французского языка, когда навык света и без того слишком уже достаточен? К чему латинский или греческий? Позво­лительная ли роскошь там, где чувствителен недостаток необходимого.

 Во всех почти училищах дети занимаются литературою, составляют об­щества, даже печатают свои сочинения в светских журналах. Все это от­влекает от учения, приучает детей к мелочным успехам и ограничивает идеи, уже и без того слишком у нас ограниченные.

 Высшие политические науки займут окончательные годы. Преподава­ние прав, политическая экономия по новейшей системе Сея и Сисмонди, статистика, история.

 История впервые годы учения должка быть голым хронологическим рассказом происшествий, безо всяких нравственных или политических рассуждений. К чему давать младенствующим умам направление однос­тороннее, всегда непрочное? Но в окончательном курсе преподавание ис­тории (особенно новейшее) должно будет совершенно измениться. Мож­но будет с хладнокровием показать разницу духа народов, источника нужд и требований государственных; не хитрить, не искажать республи­канских рассуждений, не позорить убийства Кесаря, превознесенного 2000 лет, но представить Брута защитником и мстителем коренных поста­новлений отечества, а Кесаря честолюбивым возмутителем. Вообще не должно, чтоб республиканские идеи изумили воспитанников при всту­плении в свет и имели для них прелесть новизны.

 Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. «История государства Российского» есть не только произведение великого писате­ля, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна рус­ским; сверх ее истории, ее статистика, ее законодательство требуют осо­бенных кафедр. Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отече­ству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться правительством в великом подвиге улучшения государственных поста­новлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недобро­желательстве.

 Сам от лебя я бы никогда не осмелился представить на рассмотрение правительства столь недостаточные замечания о предмете столь важном, каково есть народное воспитание: одно желание усердием и искреннос-тию оправдать высочайшие милости, мною не заслуженные, понудило меня исполнить вверенное мне препоручение. Ободренный первым вни­манием Государя императора, всеподданнейше прошу Его Величество дозволить мне повергнуть пред ним мысли касательно предметов, более мне близких и знакомых.

 15 ноября 1826 г.

Текст «Записки» взят из академического Полного собрания сочинений А. С. Пушки­на, т. 11, М., 1949, с. 43-47.

 

P.S. «В последние годы своей жизни, проникнутый живым и теплым религиоз­ным чувством, Пушкин прилежно изучил повествование Четьи-Минеи и пе­реложил на простой язык, доступный всякому, повествование о житии пре­подобного Саввы игумена. Участвовал в составлении исторического Словаря о Святых, прославленных в Российской Церкви, который предпринят был од­ним из бывших лицейских воспитанников, и отдал об этой книге отчет в «Современник»: здесь он удивляется людям, часто не имеющим понятия о жизни того Святого, имя которого носят от купели до могилы. Находил на­слаждение в чтении Евангелия и многие места заучивал наизусть. Живо по­мнил молитву, произносимую в дни Великого Поста, и благоговейное сочув­ствие к ней выразил в стихотворении «Молитва» («Отцы-пустынники и жены непорочны»...). Важнейшие события в жизни Пушкина, по собственному его признанию, совпадали с днем Вознесения Господня, в который он и родился (26 мая 1799 года): и поэт имел намерение выстроить в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня, хотя ранняя смерть не позволила ему осуще­ствить этого благого намерения». (Владимир Новаковский. Биографические рассказы. Александр Сер­геевич Пушкин. Спб, 1863, с. 54—55).

Записка «О народном воспитании» подана Александром Сергеевичем Пу­шкиным Императору Николаю I осенью 1826 года. Документ обдумывался тщательно, об этом говорят многочисленные черновые наброски и вариан­ты, оставленные поэтом. Стержневая мысль, пронизывающая тексты, о преимуществе государственного воспитания отроков и юношей над част­ной школой, неприятие иноземных систем обучения. Придерживаясь нацио­нального мировоззрения, зрелый Пушкин проявляет себя как «свободный кон­серватор» и в вопросах народного просвещения, почерпающего силы в рели­гиозном источнике. Впрочем, и свой дальнейший творческий путь гений рус­ского слога устремил к воцерковлению и смирению о Господе.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 7    
  Версия для печати        Просмотров: 6237

Ключевые слова: Александр Пушкин

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (15)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930