Главная


В раздел 


Обновление: 
15 декабря 2006 г.

 

 
Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)

МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ) КАК ПОКРОВИТЕЛЬ И УЧАСТНИК ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 1901—1916 ГОДОВ

А.Л. Афанасьев

Это было в 1861 г. На горной лесной тропе молодому иеромонаху Алтайской духовной миссии Макарию, будущему митрополиту Алтайскому (1835—1926), преградил на коне путь сильный и богатый Гурюш. Он угрожал о. Макарию побоями и даже смертью, если тот приедет проповедовать в алтайские кендерлинские аилы. Миссионер не испугался угроз и спокойно продолжил свой путь. На следующее утро Гурюш, придя к нему вместе с сыном, сказал просительно: «Ты меня прости, абыз (учитель): я был пьяный... забудь, что я тебе грозился вчера...»1. В дальнейшем о. Макарий, который сам вел подвижнический, трезвый образ жизни, многократно убеждался в том, что люди, предающиеся пьянству, остаются глухи к слову Божию и причиняют горе своим близким. Он не раз вспоминал слово апостола Павла: «...пьяницы... Царства Божия не наследуют»2.

Прошло тридцать лет. Епископ Макарий стал томским епархиальным архиереем в то время, когда в России вслед за рядом других стран христианского мира начало разворачиваться народное трезвенническое движение. На рубеже XIX—XX вв. оно докатилось и до Томской губернии. В некоторых местах прихожане и священнослужители, познакомившись с работой обществ трезвости Европейской России, выступили с предложениями о создании таковых в своих приходах. Быть или не быть этому — во многом зависело от епархиального начальства. Владыка Макарий благословлял открытие обществ трезвости и покровительствовал им.

Первое подобное общество в Томске и четвертое в епархии было открыто 30 декабря 1901 г. (12 января 1902 г. по новому стилю) при Никольском церковно-приходском попечительстве. Его бессменным председателем стал приходской священник Симеон Львович Сосунов, впоследствии протоиерей, томский благочинный. 20 января 1902 г. епископ Макарий открыл вечерние чтения общества и через два дня был избран его первым почетным членом. В яркой речи он сказал, что общество поможет избавить человека от пьянства, а значит, спасет от погибели и тело его, и душу. «Да умножит Господь членов этого спасительного общества трезвости в сотни и тысячи во спасение душ многих и во славу Господа и Спасителя нашего, не хотящего смерти грешника...» — закончил он свою речь3.

Епископ (с 6 мая 1906 г. — архиепископ) Макарий рассматривал отрезвление как подчиненное, но необходимое условие выполнение главной задачи Церкви — спасения души человека. Во многом благодаря его поддержке деятельность церковно-приходских обществ трезвости получила наибольшее развитие в Томской епархии среди епархий Азиатской России. Число обществ здесь, как и по России в целом, неизменно росло. В епархии насчитывалось: в 1908 г. — 14, на 1 января 1911 г. — 26 обществ с 2778 членами, в 1912 г. — уже 53 общества.

Чем они занимались? Главным для них была религиозно-нравственная и культурно-просветительная работа. Вступающий в общество давал обет трезвости в храме перед св. крестом и Евангелием или перед местно чтимой иконой на избранный им срок (от месяца до пожизненного срока). Общества утраивали торжественные вечерние богослужения, чтения с показом картин с помощью «волшебного фонаря», распространяли антиалкогольную литературу, открывали библиотеки-читальни. При наиболее крупных обществах, как например при томском Никольском, действовали воскресные общеобразовательные школы для детей и взрослых. Примерно 90 % принявших обет трезвости соблюдали его. Одна образованная молодая женщина, которую до этого родственники безуспешно лечили в России и за границей, сказала об этом священнику так: «...батюшка, как только я обещалась Богу воздерживаться употребления вина, у меня как-то сразу пропала охота пить его».

Трезвенническая деятельность Церкви усилилась после образования в декабре 1907 г. в III Государственной Думе комиссии о мерах борьбы с пьянством (председатель — епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский) и особенно после определения Святейшего Синода от 4—6 июня 1909 г., призвавшего духовенство на борьбу с народным пьянством.

Владыка Макарий, будучи назначен 25 ноября 1912 г. митрополитом Московским и Коломенским, так же, как и в Сибири, уделял внимание трезвеннической работе. 29 августа 1913 г., в день Всероссийского праздника трезвости, производимого по благословению Св. Синода в день усекновения главы Иоанна Предтечи, владыка совершил в Москве торжественные богослужения и возглавил крестный ход прихожан семи московских храмов на Сухаревскую площадь, где было зачитано и раздавалось его архипастырское воззвание.

В последнем народное отрезвление рассматривалось как важнейшая не только религиозная, но и государственная задача. «Поистине святой долг каждого любящего родину русского человека — не поддерживать в народной жизни господство пьяных обычаев, а всячески бороться с ними, исторгать их из повседневной жизни». Особое внимание митрополит уделил пастырскому долгу, призывая московское духовенство к участию в трезвенническом движении: «Зовите ваших пасомых на путь трезвой, трудовой, честной жизни своей усердной молитвой, своими вдохновенными словами, а главное — примером собственной трезвой, нравственной жизни»4.|

Находясь во главе Томской и Московской епархий, владык Макарий часто обращался к пастве с проникновенными словам и беседами о губительном пороке пьянства, уделял этому внимание в проповедях. Одно из таких слов было произнесено им 8 сентября 1913 г. по дороге в родное село Шапкипо Владимирской губернии, в уездном городе Коврове по просьбе встречавшей его многочисленной толпы верующих. Оно следующим образом изложено в церковной газете: «Есть у нас болезни, от которых болею люди и умирают, но самая губительная болезнь — это пьянство. Много - много болеют этой болезнию. И какое горе, какое не счастье приносит эта болезнь не только больным этой болезнию по и их близким, их родственникам! Правда, ведь!» — «Правда, правда, отец наш родной!» — в один голос воскликнула толпа. Объяснив кантату из Лепты второй №31: «Слышите ль, братья, вы вздохи и стоны? Слышите ль зов удрученных семей? Гибнут под властью вина миллионы честных, но слабых людей!» и т. д., владыка благословил спеть сопровождавших его певцов это песнопение.

Послышался плач. Слишком много правды было в этих словах, а певцы пели, звали весь люд на борьбу с пьянством «Встаньте! Идите же смело! Ждет нас заря лучших дней!». Потом владыка сказал о добром сердце русского человека»5.

Трезвенническое движение, в котором участвовали лучшие представители духовенства и светской интеллигенции, в т- ч. причисленные в 1992 г. Церковью к лику святых митрополит Петербургский и затем Киевский Владимир (Богоявленский), епископ Гдовскии, а впоследствии митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), развивалось по восходящей вплоть до начала Первой мировой войны. Его результатом было не только возникновение обществ трезвости — этих, по выражению владыки Макария, еще очень редких оазисов в бесконечной пустыне», но и принятие первых мер государственными органами. Так, в армии 30 декабря 1908 г. была отменена выдача нижним чинам чарки водки и запрещена продажа крепких спиртных напитков в солдатских лавках и буфетах; с 1909 г. начали проводить противоалкогольное воспитание в средних духовных, а несколькими годами позднее и в светских учебных заведениях; в 1912—1913 гг. по соглашению министра внутренних дел с министром финансов было решено удовлетворять приговоры сельских обществ о закрытии казенных винных лавок. Но главное — пробудилось сознание широких слоев населения, которые постепенно стали осознавать опасность снисходительного отношения к употреблению алкоголя. Все это незаметно способствовало духовному, физическому, экономическому и даже политическому оздоровлению российского общества, увеличивало возможности его развития по мирному, эволюционному пути.

В настоящее время постоянно нарастающие продажа и употребление алкоголя приносят все новые беды, что отмечено и в Пасхальном послании Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 г: «Ко всеобщей горечи, у нас в стране широко распространяется алкоголизм и наркомания, и сопутствуем им, как всегда, нравственная распущенность» . Сегодня приобретает особую ценность опыт трезвеннической работы, накопленный Церковью до революции, в т. ч. труды таких ее выдающихся деятелей, как митрополит Макарий.6 Как злободневно звучат слова святителя: «Пора же, наконец, нам опомниться, пора всем нам проснуться от той равнодушной и спокойной спячки, благодаря которой пьянство в жизни народной разливается все более и более, как стремительный, бурный поток»7.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макарова-Мирская А.И. На служении Алтаю: Повесть о жизни и деятельности высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского, в связи с деятельностью других миссионеров Алтая. — Харьков: Тип. Мирный труд, 1914.— С. 39—40,43.

2. Первое Послание к Коринфянам. 6, 10.

3. Макарий, епископ Томский. Речь при открытии вечерних чтений в собрании общества трезвости, что при градо-Томском Никольском церковно-приходском попечительстве, 20 января 1902 г. // Томские епархиальные ведомости. — 1902. — 1 фев. — № 3. — Отд. неофициальный. — С. 4.

4. Макарий, митрополит Московский. Архипастырское воззвание к возлюбленным о Христе чадам церкви Московской в день праздника трезвости, 29 августа 1913 г. // В борьбе за трезвость: Духовно-литературный и популярно-научный журнал — М. — 1913. —№7-8. —С. 9.

5. Его высокопреосвященство митрополит Московский и Коломенский Макарий у себя на родине // Томские епархиальные ведомости. — 1913. — 1 нояб. - № 21. —Ч. неофициальная. — С. 1245 (Перепечатано из «Московских церковных ведомостей»).

6. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. С праздником Пасхи! // Красное знамя. — Томск. — 25 апр. — С. 1.

7. См. ссылку 4.