Главная


В раздел 


Обновление: 
18 декабря 2006 г.

 

 
Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)

Просветительское наследие митрополита Макария (Невского)

Сколько событий может вместить в себя обычная человеческая жизнь? Каждый, кто имеет за плечами немалый жизненный опыт, ответит на этот вопрос по-своему. У одних жизнь прошла на одном месте и это отнюдь не свидетельствует о ее однообразии. У других жизненный путь напоминает учебник географии. В биографии даже самого рядового человека отражается судьба страны, но особенно отчетливы, видны все ее изломы в судьбах тех, чьи имена стали всеобщим достоянием. Наиболее ярким примером таких судеб являются жизненные пути русских святых. В XX в. они имели одну общую особенность – проходили через исповедничество и мученичество. Но каждая из этих биографий была по-своему уникальной – мученики и исповедники XX в. жили и трудились в разных городах и весях, занимались разными видами деятельности и по-разному в них преуспели. Но при всей неповторимости этих судеб, на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских есть фигуры, резко выделяющиеся на общем фоне – одной из них, несомненно, является образ митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского).

Будущий святитель появился на свет 1 (13) октября 1835 г. в с. Шалкино Ковровского уезда (ныне – Савинский район Ивановской области) в семье пономаря. Небольшое, расположенное довольно далеко от уездного города Коврова, жило тихой и размеренной жизнью. Но эта глубокая провинциальность на поверку оказывалась обманчивой: тихая, несуетная жизнь помогала этим безвестным уголкам России хранить небывалый духовный потенциал. К сожалению, очень часто обстоятельства не позволяли им послужить на благо своей малой родине – так случилось и с будущим митрополитом. Когда мальчику (в миру будущий «апостол Алтая» носил имя Михаил) исполнилось восемь лет, его семья покинула родное село и перебралась в Сибирь. В 1854 г. Михаил Невский окончил Тобольскую Духовную Семинарию, готовившую в этот период, главным образом, миссионеров для христианского просвещения Сибири. С конца XVII в., Тобольск стал подлинной столицей миссионерства. XIX в. с самого своего начала ознаменовался активизацией просветительской деятельности на окраинах страны. После окончания Семинарии он оказался на Алтае, еще не зная, что здесь проведет около полувека – более половины своего жизненного пути, написав здесь ученые труды, имевшим непреходящее значение, как для церковной, так и для светской науки. Этими трудами были «Грамматика алтайского языка», написанная совместно с Н.И. Ильминским и изданное в 1869 г. в Казани, первый алтайский букварь и переводы Священного Писания и богослужебных книг на алтайский язык. С точки зрения церковной, лингвистические труды имели вспомогательное значение. Но в XIX в. значение этих трудов возросло – православное миссионерство уже не могло обойтись без данного этапа работы, и именно с него начиналось просвещение любого языческого народа. XIX столетие стало периодом подлинного расцвета православного миссионерства. Открывало миссионерский век просвещение Мезенского края архимандритом Вениамином (Смирновым).

В это же время писал свои труды по этнографии Китая, проживший в этой стране пятнадцать лет архимандрит Иокинф (Бичурин). Помимо важнейшего значения для светской науки, эти труды выполняли важнейшие для государства и Церкви задачи. Но настоящей победой православного миссионерства стала просветительская деятельность Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке и в Америке. Начало этому направлению православного миссионерства было положено на сопоставимой по своим масштабам ни с чем просветительской деятельностью будущего митрополита Московского Иннокентия.

Его труды составили значительную часть полного собрания сочинений митрополита Иннокентия. Начатое им крупное направление впоследствии разделилось на несколько самостоятельных. К середине XIX в. Миссионерство уже не было уделом энтузиастов – одиночек, о чем свидетельствует то, что просвещение народов было основано на общих принципах и закономерностях не только на разных участках одного и того же сибирско – дальневосточного направления, но и на других миссионерских маршрутах.

Просветительское служение на Алтае будущего митрополита Макария (Невского) вполне вписывалось в эту традицию, но вместе с тем, оно занимало в православном миссионерстве особое место: личность будущего Московского святителя явилась связующим звеном между двумя миссионерскими центрами русского Православия – Казанью и Тобольском, между двумя миссионерскими маршрутами.

Лингвистические труды митрополита Макария завершили важный этап в истории православного миссионерства, став наиболее ярким примером сотрудничества церковной и светской науки.

В 1912 г. митрополит Макарий был переведен на столичную кафедру, пойдя по стопам другого православного миссионера – митрополита Иннокентия (Вениаминова). Когда почти полвека назад он приехал на Алтай, христианское просвещение этого края только начиналось. В начале XX в. Здесь действовала крупная епархия, на территории которой сегодня располагаются целых четыре. Но просветительское служение митрополита Макария на этом не закончилось: в Москве он стал попечителем крупного приюта для девочек – сирот, относясь к своим обязанностям отнюдь не формально, оказываю приюту помощь в обеспечении его самым необходимым, а переписка митрополита Макария с руководительницей приюта, в которой были изложены его взгляды на воспитание детей, до сегодняшнего дня не потеряла своей актуальности. Помимо воспитания детей, Владыка Макарий уделял немало внимания и более высоким уровням образования – являясь куратором Московской Духовной Академии, он взял под защиту некоторые смелые идеи ее ректора, епископа Феодора (Поздеевского), введшего в учебный план аскетику, как самостоятельную учебную дисциплину, а также пустившего в стены Академии такое неоднозначное явление, как русская религиозная философия. Русская религиозная философия начала XX в. находилась в довольно непростых отношениях с православным богословием. Некоторые видные иерархи и богословы даже открыто высказывали радикальное неприятие данного явления.

Поддержанная митрополитом Макарием реформа образования в Московской Духовной Академии, ставшая фактическим признанием права русской религиозной философии на пребывание в стенах духовных учебных заведений, по сути дела, сохранили ее в христианском русле. Данная ситуация наглядно показала, что деятельность митрополита Макария в Москве, как прежде на Алтае, носила просветительский, миссионерский характер.

Но митрополиту Макарию и епископу Феодору не удалось реализовать многих своих планов: заняв жесткую и бескомпромиссную позицию в связи с приходом к власти Временного правительства, оба видных иерарха в мае 1917 г. были отстранены от своих должностей. Митрополиту Макарию предстояло прожить еще девять лет. В этот период он, несмотря на преклонный возраст, продолжал принимать активное участие в жизни Церкви.

А.В. Торопов
Преподаватель Владимирской

Свято - Феофановской

Духовной Семинарии


http://www.sf-iv.mrezha.ru/torop.htm