Церковь в честь святого Алексия, человека Божия

НСО, пос. Мошково, ул. Горького, 14

Как повелось исстари, при каждом новом поселении в первую очередь возводили храм. Не было исключением и село Алексеевское (ныне Мошково), основанное переселенцами из европейской части  России. Церковь строили с любовью и благоговением. Встала она в центре села на прочном фундаменте, высокая, с колокольней. Прилегающую к церкви  территорию оградили железной оградой с калиткой и воротами.

Тут же рядом с церковью стоял домик священника. А стареньких умерших батюшек далеко на кладбище не хоронили, у церкви и был их погост.

Изнутри храм поражал благолепием: иконостас с резьбой, множество икон с рукодельными рушниками, обрамляющими  их.  Церковь  была освящена в честь Алексия, человека Божия .Храм светился весь пасхальной радостью. Такой Господней любовию веяло от него, что церковь никогда не пустовала. Стоило только трём колоколам с колокольни  возвестить о начале службы, как в церкви уже и яблоку  упасть  негде. Шли и стар, и млад, несли  младенцев, чтобы сызмальства  знали  дорогу к  Богу..

Но чёрным  демоновым  крылом  покрыла  Святую  Русь революция. Потекли потоки православной кровушки. Одна за другой по всей  Российской Империи  крушились церкви.

Не обошла злая участь и село Алексеевское. В 1932 году храм закрыли.  С 1934 года церковь использовали как склад под зерно. После вывоза зерна церковь и сторожка были отремонтированы на добровольные пожертвования верующих, более 6000 рублей израсходовано на эти цели. Однако с 16 сентября 1935 года церковь вновь была занята зерном. В ноябре 1935 года зерно вывезли. Приходская община стала хлопотать о возвращении церкви и возобновлении богослужений.  Неоднократно  обращались в областную комиссию по вопросам культа, жаловались прокурору Западно - Сибирского края, писали М.И. Калинину в ЦИК.

Но, несмотря на все просьбы, обращения верующих, храм не отдавали. 5 июня 1938 года вышло Постановление Президиума Новосибирского облисполкома № 669 о закрытии церкви в селе Мошково. Позже храм подвергли разрушению. Очевидцы помнят, как активисты-безбожники ринулись громить его.

Застонав, упали колокола, свержен крест с купола. Дошла очередь до алтаря, до икон. Иконы и утварь выносили во двор и топтали ногами, рвали священнические ризы, а затем сложили из икон костёр.

Но не все стояли молча, глядя на поруганную святыню. Народ ринулся на святотатцев, пытаясь вытащить иконы из огня. Завязалась драка .Она помогла отвлечь на себя внимание от костра, что дало возможность некоторым алексеевцам спасти  малую толику икон.

А вот с церковью пришлось всё же распрощаться. Безбожная власть оборудовала в ней спортзал .Позднее его ликвидировали, раскатали по брёвнам, а из этого материала построили два здания (ныне это районная библиотека и паспортный стол). Но фундамент  разрушить оказалось не по силам. Так и остался он немым  укором вандалам.  Позднее на нём  построили  Дом культуры.

Казалось, черноте безбожия не будет конца.  Но пришло время оттепели. Стали повсюду в многострадальной стране появляться храмы. Строили новые, возвращали старые.

Верующие мошковчане (именно так к этому времени стали называться алексеевцы, поскольку и самому селу сменили название, объединив сёла Алексеевское и Романовское) в 1990 году купили на дальней окраине села небольшой дом на улице Калининская, 42,   обустроили его как церковь. Так  было положено начало мошковскому Свято-Алексеевскому приходу. Началось регулярное богослужение в молитвенном доме.

С 1996 года, по благословению Владыки Сергия, епископа Новосибирского и Бердского, настоятелем Свято-Алексеевского прихода стал священник Олег Половников.

К концу уходящего века и уходящего тысячелетия были найдены, по милости Божией, благотворители и благоустроители  начавшие строительство новой церкви  в честь святого Алексия, человека Божия по проекту Новосибирского архитектора Ирины Ивановны Руденко.

В течение полугода храм был построен. Он встал  посредине райцентра.  Для мошковичан это было поистине чудом на рубеже веков.

Декабрьским вечером, в полумраке надвигающейся ночи, раздался громкий на морозе, почти хрустальный звон колоколов. Пять колоколов в звоннице. Вскоре установили иконостас. Иконостас был изготовлен в Москве предприятием "Софрино".

3 декабря 1999 года прошло первое вечернее  богослужение в новой церкви.  4 декабря,  в праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, была совершена торжественная Божественная литургия по благословению Преосвященного Сергия, епископа Новосибирского и Бердского, с освящением престола, водосвятием, крестным ходом. В сослужении нескольких священников служил  благочинный церквей  Северо-Восточного округа, настоятель Новосибирского  собора  во имя святого и  благоверного князя  Александра  Невского протоиерей Александр Новопашин.

9 января 2000 года Божественную литургию в храме совершил Владыка Сергий. После Литургии Владыка Сергий обратился к молившимся со словами назидания и подарил храму икону святого Алексия, человека Божия, написанную его мамой, Соколовой Наталией Николаевной.

Неоднократно в храме бывал и совершал службы Владыка Тихон. Так и 30 марта 2002 года, в престольный праздник храма, Владыка Тихон совершил Божественную литургию.

С 2000 года при церкви действует воскресная школа для детей. Сейчас для проведения занятий с детьми воскресной школы есть отдельное,  хорошо обустроенное помещение. Руководит воскресной школой Татьяна Васильевна Фесенко.

В сентябре 2002 года был выстроен и освящён  Высокопреосвященнейшим архиепископом Новосибирским  и Бердским Тихоном церковноприходской дом, где размещается трапезная, воскресная школа, комната для приезжих.

Чтимые иконы в храме и святыни:

·        Икона святого Алексия, человека Божия

·        Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

·        Частица Гроба блаженной матушки Матроны

·        Частица Гроба Феодора Санаксарского

Отец Олег духовно окормляет жителей посёлка Ояш Мошковского района, в котором была открыта часовня в честь Владимировской иконы Божией Матери. 14 августа 2002 года Владыка Тихон освятил часовню. В часовне совершаются молебны, панихиды, Таинства: Крещение, Исповедь, Причащение, Соборование.

Использованы:

Документы Гос. Архива Новосибирской области. Фонд 47, опись 1, дела № 3384, 3385

Материал статьи Х. Седых «Встал, возвышаясь старый храм», НЕВ №10(22) 2000г. 

 

 предыдущая  на главную  следующая