Главная


 


Обновление: 
17 октября 2006 г.

 

 
Афонские Святыни

23 сентября в Новосибирск из Омска прибыли частицы Честного и Животворящего Креста Господня, десницы святой равноапостольной Марии Магдалины и мощи святого мученика Кирика.

Новосибирск - самая восточная точка нашей страны, куда прибыли святыни. Как рассказал. председатель миссионерского отдела при православной епархии протоирей Константин Работа, прикосновение к Кресту Господню и мощам святых сопровождается духовным и физическим исцелением и сопоставимо с паломничеством на священную гору Афон.

После Новосибирска святыни отправились в Оренбург. Сопровождают мощи греческие монахи, которые будут постоянно дежурить у мощей и всем верующим дарить небольшие иконки в память о пребывании святынь в России.

Отец Василий, настоятель бердского прихода, отметил, что для верующих Сибири приезд таких святых - очень большое событие. И надо не пропустить его.

Приезд святынь к нам приходится между двумя большими православными праздниками.

21 сентября верующие отмечают Рождество Богородицы, а 27 сентября - Воздвижение Креста Господня.

Мария Магдалина - одна из жен-мироносиц, преданная последовательница Иисуса Христа, исцеленная им от «семи бесов», - первая удостоилась увидеть его воскресшим. Святой Кирик, младенец первых веков христианства, в 3 - летнем возрасте отказался отречься от Христа, за что был убит вместе с матерью.

С 15 часов 23 сентября в Вознесенском кафедральном соборе (Новосибирск, ул. Советская, 91) до 11 часов 25 сентября был открыт круглосуточный доступ верующих к святыням. Мощи и частицу Креста Господня с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II доставили в Россию из монастыря Симоно-Петра - что на Святой горе Афон.


Дмитрий ДОРОФЕЕВ
БК №36 (163) 20 сентября-27 сентября 2006


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в сентябре 2006 года в Россию из монастыря Симонопетра, что на Святой Горе Афон, прибыли частицы Животворящего Креста Господня и честной руки равноапостольной Марии Магдалины.

В последнее время имя Марии Магдалины становится все более слышимым среди суеты мира. Фильмы и книги, в которых ее называют то «Богиней Евангелий», то «Священной Чашей Грааля», то «женой Иисуса», то настоящей основательницей христианства, получают широкое распространение. К сожалению, весь этот вымысел, основанный на фальсификации и фантазиях, часто принимается за истину. Однако на самом деле созданный образ не имеет ничего общего с настоящей святой равноапостольной Марией Магдалиной, свидетельницей проповеди и воскресения Христова.

Равноапостольная мироносица Мария Магдалина была родом из богатого в то время города Магдалы, который находится в Галилейской области Палестины, на берегу Генисаретского озера, иначе еще называемого Галилейским морем.

В Католической Церкви существует предание, объединяющее в одну личность двух евангельских жен: грешницу, которая в доме Симона фарисея покаялась и помазала драгоценным миром ноги Спасителя, и Марию Магдалину. Православная же Церковь, строго придерживаясь сведений о Магдалине, известных из Нового Завета, и основываясь на мнении таких авторитетных отцов Церкви, как свт. Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Блаженный Феодорит, никогда не признавала этого отождествления.

Относительно первой части жизни равноапостольной Марии Магдалины известно только то, что она была подвержена тяжелому недугу, была одержима, по евангельским словам, «семью бесами» (Лк. 8, 2). Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастья неизвестны. Но святое Евангелие и отцы Церкви говорят, что такие особенные, тяжкие страдания Промысл Божий допускает для того, чтобы «явились дела Божий». Благодаря чуду исцеления душа Марии Магдалины воспылала самой чистой и преданной любовью к своему Спасителю. С тех пор она всюду следовала за Ним, чтобы слышать Его Божественные наставления и пользоваться каждым случаем служить своему Божественному Исцелителю.

Во время общественного служения на земле Господа нашего Иисуса Христа многие благочестивые женщины, следуя за Спасителем, «служили Ему от имений своих» (Лк. 8,3). Вместе с другими праведными женщинами —Иоанной, женой Хузы (домоправителя Ирода), Сусанной и прочими — она, несомненно, разделяла с апостолами проповеднические труды, благовествуя среди женщин.

Во время тяжких страданий Христа Мария Магдалина оказалась мужественнее и преданнее апостолов. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии был побежден любовью. И тогда, когда почти все апостолы, несмотря на свое обещание умереть с Господом, скрылись, Мария Магдалина оставалась рядом со Спасителем. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя. Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину.

И после крестной смерти Спасителя Мария Магдалина не покинула Его: она сопровождала Пречистое тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27,61, Мк. 15,47).

Мария была верна Господу не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после Его смерти, воздав последние почести Его Пречистому телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23,56).

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, тем более что на ту субботу приходился еще и праздник иудейской Пасхи. Надругои день ранним утром, не дожидаясь рассвета, мироносицы поспешили ко гробу Спасителя и увидели, что камень, закрывавший вход в пещеру гроба, отвален и тела Господа в пещере нет.

Мысль, что она лишена возможности воздать последнюю честь своему Учителю, настолько поразила Марию, что она немедленно побежала назад в Иерусалим, чтобы известить апостолов Петра и Иоанна о случившемся при гробе Христовом. «Унесли Господа из гроба и не знаю, где положили Его», — в горести сообщила она апостолам.

Вернувшись ко гробу, уже одна, плачущая Мария Магдалина заглянула в узкий вход пещеры, туда, где был погребен ее Спаситель. И там увидела двух Ангелов: одного сидящего на том месте, где лежала глава Иисуса, а другого там, где лежали Его ноги. Ангелы спросили Марию: «Жена, что ты плачешь?», и Мария ответила им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Обернувшись, Мария Магдалина увидела Самого воскресшего Спасителя, но не узнала Его (Ин 20, 14), а приняла Его за садовника.

Неузнанный Марией Магдалиной, Господь спросил у нее: «Жена, что ты плачешь? Кого ищешь?»Слыша в этих словах сострадательное участие, Мария ответила просьбой: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Тогда Господь сказал ей: «Мария!» И тут открылись духовные очи Марии Магдалины, она поняла, Кто стоит перед ней, и воскликнула только одно слово: «Раввуни!», что значит Учитель.

От радости она не могла ничего сказать больше и бросилась к ногам своего Учителя, но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». В тот же день, только несколько позднее, Христос Спаситель не воспретил ей же и другим мироносицам припасть к Его ногам. Поэтому святые отцы объясняют первоначальное запрещение Спасителя прикасаться к Нему тем, что Мария в тот момент еще не понимала, что произошло, не понимала высоты всего произошедшего.

По Преданию Церкви прежде всех людей, восстав из гроба, Христос явился Своей Матери. Это отражается в пасхальных богослужебных песнопениях. Но из всех апостолов и мироносиц первой сподобилась увидеть воскресшего Господа именно Мария Магдалида. Воскресший Христос послал святую Марию к ученикам, и Мария Магдалина стала первой благовестницей воскресения. Апостолы должны были благовествовать миру, а Мария благовествовала самим апостолам. И тогда, когда некоторые апостолы все еще сомневались, Мария Магдалина, презирая все опасности, переходили из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим и восторженно повторяли несчетное число раз: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христова она была у подножия Его Креста с Его Пречистой Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так, святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла и Мария Магдалина. С проповедью о воскресшем Спасителе она обошла всю Италии.

Предание говорит, что в Риме Мария Магдалина предстала перед императором Тиверием (14-37). Она поднесла ему красное яйцо со словами: «Христос воскрес!» Не удивила императора бедность подношения святой Марии Магдалины, потому что он знал древнее обыкновение на Востоке подносить в знак почтения дар с каким-либо символическим значением. Известный своим жестокосердием император выслушал св. Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата.

Именно с поступком Марии Магдалины связан пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца как символ таинственной жизни и воскресения. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полноценной жизнью после освобождения от скорлупы, так и мы после смерти силой Христова воскресения возродимся для другой, высшей, вечной жизни. Красный же цвет яйца напоминает нам о том, что искупление человечества и наша будущая жизнь приобретены ценой пречистой крови Спасителя.

После проповеди в Италии св. Мария Магдалина отправилась в Ефес, в Малую Азию. Здесь она помогала св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, здесь же она, согласно Преданию Церкви, мирно преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве IV Философе (886-912) нетленные мощи св. Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя св. Иоанна Латеранского, который позже, в XIII веке, был освящен во имя св. равноапостольной Марии Магдалины.

Память св. мироносицы Марии Магдалины празднуется 22 июля (4 августа по новому стилю).

Монастырь Симонопетра основан в XIII веке святым Симоном, спасавшимся здесь в пещере, которая и теперь сохраняется в первобытном виде. Основан монастырь при содействии и пособиях Иоанна Углеша, деспота сербского, признательного святому Симону за исцеление его дочери. Только чудесные знамения могли побудить отшельника и мастеров, долго не решавшихся на это, воздвигнуть громадное здание на отвесном камне, над пропастью. В обители находится множество святынь, в числе которых — частица Животворящего Креста Господня и часть руки святой равноапостольной Марии Магдалины. Примечательно, что эти мощи чудесным образом сохраняют тепло человеческого тела: это ощущает каждый, прикладывающийся к ним.

Издание Русского афонского общества.