Главная


ФОТОРЕПОРТАЖ

ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

 


Обновление: 
26 января 2007 г.

 

 
X НОВОСИБИРСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

С 23 по 24 января 2007 года в Новосибирске прошли Х Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения «Духовно-нравственное, культурное и патриотическое воспитание в Церкви, семье и школе»

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ЧТЕНИЙ

  1. Жизнь православного прихода г. Бердска.
    Член Сретенского приходского совета г. Бердска, администратор-методист
    Воскресной школы, Н.Н.Голикова

     
  2. Святой источник микрорайона Ложок г. Искитима.
    Священник Игорь Затолокин, благочинный
    Юго-Восточного округа Новосибирской Епархии

Жизнь православного прихода г. Бердска.

(Выступление на X Новосибирских Рождественских образовательных чтениях, 24 января 2007 г.)

Член Сретенского приходского совета

г. Бердска, администратор-методист

Воскресной школы, Н.Н.Голикова

В 90-е годы прошлого века повсеместно началось восстановление разрушенных храмов и монастырей. При них начали создавать воскресные школы, которым надлежало восполнить огромную брешь в мировоззрении подрастающего поколения, связанную с приобщением к христианской вере.

В г. Бердске в то время храма не было. Поэтому свой рассказ о жизни православного прихода я начну с небольшой истории Сретенского храма города Бердска.

В 1716 году в Бердском остроге одной из первых построек был небольшой деревянный храм, освященный в честь Сретения Господня. Через 50 лет его расширили, увеличив в размерах. Но деревянное здание церкви, простояв около века, сгорело во время пожара. А уже через год бердчане пошли в новый кирпичный храм, т.к. наши предки не любили строить долго.

В начале века Сретенская церковь города Бердска еще стояла во всей своей красе и величии. Отстроенная после пожара заново, облаченная в камень, расписанная искусными мастерами, она была уникальной, входила в десятку лучших церквей России. Окружали храм околоцерковные постройки, имелся магазинчик. Сотни прихожан приходили сюда, чтобы обратить молитвы к Господу Иисусу Христу, к Тому, чьей любви хватает на всех.

В Клировых ведомостях по благочинию Томской епархии села Бердского Сретенской церкви, выведенных рукой иерея Иоанна Беляева в 1865 году было написано, что тогда в Бердске насчитывалось 20 дворов, в которых жили крестьяне (всего 214 человек).

Судя по аналогичным документам за два последующих года, население Бердска множилось день ото дня.

В Делах Бердского волостного правления по оценке промышленных помещений за 1908 год перечислены мастерские и заводы, которые на тот момент выпускали различную продукцию. Среди них – 7 гончарных, 6 кирпичных, 2 кожевенных, одна мельница и 4 пимокатных.

В 1908 году в Бердском селе было 4 министерских училища, два церковно-приходских училища и три школы грамотности.

Мирно текла жизнь старого Бердска. Спокойно жили люди, верили в Бога, ходили в Церковь, хранили заповеди Божии.

Большим уважением в Бердске пользовался в те годы купец В.Горохов (U 5.04.1907). А что нам известно об этом человеке? Родился он в 1849 году в Иркутской губернии, впоследствии числился в Томске купцом первой гильдии, держал в Бердске торговый дом. Это был образованный, благочестивый, глубоко верующий человек, вся свою жизнь проживший в стремлении помочь людям. О его бескорыстной помощи в те времена ходили легенды. В. Горохов в Бердске содержал ремесленное училище и школу при мельнице, делал пожертвования в пользу библиотеки и церкви. Был основателем бердской колонии – оздоровительного лагеря, в котором полностью на деньги Горохова проживали, обучались и поправляли свое здоровье в 1899 году пятнадцать детей со всей губернии. Продолжил дело своего отца старший сын Сергей. Это по его инициативе и на его средства была построена подвесная электрическая дорога. Много было задумок у него, да революция помешала.

После 1917 года изменения, происходящие по всей стране, коснулись и нашего города. Повсеместно закрывались и разрушались Святые храмы. Сретенскую церковь города Бердска закрыли в 1939 году, а потом ее поглотили воды Обского водохранилища, на дне которого остался и старый город.

31 августа 1951 года Совет Министров СССР утвердил проектное задание на строительство в 18-ти километрах от Новосибирска, около деревни Нижние Чемы, новой гидроэлектростанции. В эксплуатацию ГЭС была принята 14 марта 1963 года.

Августовское решение раз и навсегда перечеркнуло судьбу более 300 деревень и десятков лесных гектаров, оказавшихся в зоне затопления. Фактически от времени принятия решения о строительстве ГЭС до полного переселения Бердска прошло около четырех лет.

Каждый хозяин дома должен был не просто разобрать свое жилище, но и полностью сровнять с землей все хозяйственные постройки и погреба.

Под воду одним махом отправили такие исторические и духовно значимые здания, как Сретенскую церковь, каменную часовню купца Горохова, санаторий с его изумительными фонтанами.

Увы, но кирпичные здания не подлежали разбору. Бердчане, видевшие своими глазами разрушение старого города, рассказывали потом, что Сретенскую церковь сносили в течение нескольких дней. Подгоняли высокие башенные краны, прикрепляли к ним тяжеленные гири, но все равно церковные стены не поддавались, стояли намертво. Их одолели с большим трудом.

Чуть ли не первым объектом, возникшим на новом месте, оказался Бердский городской парк.

А храма в городе не было. Православные бердчане ездили на богослужения в город Новосибирск или село Новолуговое. Но Господь не оставил своей милостью наш город.

Все начиналось очень обыкновенно. Как-то раз в электричке во время очередной поездки в храм, кто-то из прихожан высказал мечту: «Хорошо бы нам молиться в Бердске, дома, и не скитаться по приходам». Разговор этот состоялся через 50 лет после закрытия Сретенского храма, т.е. в 1989 году. Но, как говорится в пословице, «кто к Богу, к тому и Бог».

Организационное собрание состоялось в феврале 1989 года на квартире Зинаиды Ивановны Рычковой, где было 38 человек: Макарова К.И., Томчук О.Ф., Тарлыкова А.Д., Харитонов М.Ф., Зорина Т., Лоскутова А.И. и другие. Выбрали старосту Галину Каземировну Липчинскую. Взяли благословение у Высокопреосвященного Гедеона, Митрополита Новосибирского и Барнаульского. Инициативная группа прошла по Бердску, собрали 144 подписи под письмом, где речь шла о разрешении открытия православного прихода в г. Бердске.

Письмо было передано в городской Исполком. 27 апреля Галину Каземировну вызвали на заседание Исполкома, где она отвечала на вопросы и рассказывала, кто и зачем будет молиться в церкви, и действительно ли церковь так нужна в городе. Итогом было разрешение об организации православной общины, но надо зарегистрировать ее и получить разрешение от Новосибирского Облисполкома.

На оформление бумаг в Облисполкоме ушел не один месяц. Но не отступали наши ходоки. Тот не унывает, кто на Бога уповает.

В это время на имя старосты Бердской православной общины из Новосибирского епархиального управления пришло письмо от 28 июня 1989 года за № 526:

«Уважаемая Галина Каземировна!

На Ваше прошение об окормлении Бердской православной общины поступила следующая резолюция высокопреосвященнейшего Митрополита Гедеона: «Бердская православная община отныне входит в состав Русской православной Церкви под Омофор Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Вам надлежит зарегистрировать общину у гражданских властей. Митрополит Гедеон.»»

И вот радостная дата, 11 июля получено, пока устное, но все же разрешение на начало богослужений. Поехали к Владыке Гедеону, он разделил всеобщую радость и благословил.

Действительно: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8,31).

Деньги на оборудование временной церкви собирали всем миром. Инициативная группа своим решением отчислила для этих нужд по месячной пенсии. Дом, в котором стали оборудовать церковь, до сих пор находится на пересечении улиц Кутузова и Маяковского. Хозяйка дома, 86-летсяя Вера Николаевна Чучелина (U 23.02.1990), сама перешла жить в подвал и с радостью предложила свое жилье, видя в этом промысел Божий. Шторами отгородили алтарь, побелили, помыли, все приготовили, волновались и плакали от радости.

27 июля съездили в епархиальное управление и получили все необходимое для богослужения. Купель для крещаемых везли из Новосибирска в Бердск на электричке, потом на рейсовом городском автобусе, что вызывало у людей разные чувства: недоумение, усмешку, восхищение. Не было только равнодушных. Все остальное возили в рюкзаках и сумках.

31 июля поехали за батюшкой. Первое богослужение во временной церкви города по благословению Владыки Гедеона совершил Благочинный церквей Новосибирской области протоиерей Димитрий Будько (ныне Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний). Это было 1 августа, вечерняя служба. Встречали отца Димитрия с хлебом-солью. Здесь произошел интересный момент. За подготовкой к службе про хлеб-то забыли. Выбежав на улицу, увидели шедшего навстречу мужчину, в руках которого была булка хлеба. Невнятно и быстро объясняя, что срочно нужен для встречи хлеб, женщины купили у него булку. А тут уже и машина с батюшкой подъехала. Встретили его, как полагается.

Потом на субботу и воскресенье приезжали разные батюшки, кто был свободен. Так продолжалось до конца сентября 1989 года. Пока Высокопреосвященным Гедеоном, Митрополитом Новосибирским и Барнаульским, не был назначен с 1 октября 1989 года настоятелем Сретенского храма г. Бердска священник Василий Бирюков.

В доме у бабы Веры прослужили с июля 1989 года по февраль 1990 года. Накопив средства, в конце января купили дом по улице Лазо, 18, который начали перестраивать в храм. Строительством занимались прихожане во главе с молодым батюшкой, отцом Василием. Нужно сказать, что хлопотали об открытии церкви, а потом перестраивали и обустраивали ее, носили уголь, рубили дрова в основном бабушки. Это они составили костяк молодой бердской общины, официальная регистрация которой состоялась в апреле 1990 года. К светлому празднику Пасхи, этого же года, организация «Гигант», находящаяся в городе Бердске, подарила Сретенской церкви колокол, чудом сохранившийся со старого Сретенского храма..

Дай Бог здоровья всем здравствующим ныне, и упокой Господи души усопших раб твоих, которые трудились во Славу Божью и обустроили новую Сретенскую церковь в городе Бердске. Кабы не Бог, кто бы нам помог? Так говорят наши бабушки, когда их расспрашивают о давних событиях.

Первое богослужение в Сретенском храме было совершено именно в престольный праздник Сретения Господня, 15 февраля 1990 года. Спи спокойно старый красавец-храм, омываемый водами Оби и Берди. Бог не бывает поругаем. Горят лампады перед образами, молится народ в Сретенской церкви.

Но строительство храмов в г. Бердске не прекратилось. В 1992 году 7 июля на праздник Рождества Иоанна Предтечи Владыкой Тихоном, Епископом Новосибирским и Барнаульским было совершено освещение закладного камня и места для строительства нового храма, ныне Преображенского кафедрального собора. На территории которого, напротив алтаря, находятся могилы дорогих нашему сердцу Архимандрита Макария (Реморова) (U 08.12.1998) и Епископа Сергия (Соколова) (U 20.10.2000), первого Епископа Новосибирского и Бердского.

Православный приход, который сформировался вокруг молодого священника отца Василия состоял, в основном, из бабушек. В настоящее время основу прихода составляют молодые люди и люди средних лет, которые приходят сами и приводят с собой своих детей. В работе с прихожанами активную роль играет Воскресная школа, которая в этом году отметила свое 15-тилетие. На базе Воскресной школы вот уже год, как проходят православные молодежные встречи. Организаторы этих встреч воспитанники Воскресной школы. Поэтому роль воскресной приходской школы в деле возрождения полноценной приходской жизни очень значима. Такая школа, которая выросла из прихода, существует, органично входя в его жизнь.

Для работы с детьми привлекаются прихожане, имеющие педагогическое образование, так и других профессий. Главное – это желание работать с детьми, любовь и терпение, умение передать детям то дело, которым владеешь.

С самого начала в Воскресной школе преподавались не только вероучительные дисциплины, но музыка, включая церковное пение, старославянский язык. В нашей школе обучение происходит через различные виды деятельности. Духовные понятия при этом закладываются параллельно с теми занятиями, которые вызывают в детях усердие и интерес. В настоящее время это занятия фольклором, игра на ложках и художественно-прикладное направление.

Большое внимание мы уделяем работе с детьми младшего возраста. Опыт нашей работы позволил сделать такой вывод: чем младше дети приходят к нам в воскресную школу, тем больше у родителей желания сотрудничать с нами, заниматься своими детьми. Конечно, сказываются проблемы в воспитании самих родителей, в большинстве случаев прошедшее вне Церкви, поэтому в приходе действует и Воскресная школа для взрослых. Примеры воцерковления родителей через своих детей многочисленны, думается и не только в нашем приходе.

Наша задача создать не просто воскресную школу, где присутствуют одни дети. Мы стремимся – возродить православную церковную семью. Поэтому и воскресную школу правильнее было бы называть «семейная воскресная школа». Профессор протоиерей Глеб Каледа в своей книге «Домашняя церковь» пишет, что если удается нам возродить православную церковную семью – будет будущее у Русской Православной Церкви, если нет – никакого будущего у Русской Православной Церкви и России не будет. Без крепкой православной семьи не будет и добрых пастырей.

Главное в обретении веры ребенком – общесемейная атмосфера благоговения перед Святыней, уважительное отношение отца и матери друг к другу, ощущение живой связи с Церковью, особенно в воскресные и праздничные дни, непрестанная молитва родителей за детей. Поэтому-то мы и ставим первым уроком – Богослужение в храме. Никакие специальные гимназии, системы воспитания не смогут сделать для развития наших детей столько, сколько может дать им регулярное посещение храма, присутствие на церковной службе.

Воскресная школа, по мере сил, ведет и просветительскую работу среди населения. С 2000 года праздник Рождества Христова, подготовленный в стенах школы силами учащихся и прихожан, показывается для жителей города Бердска на сцене Дворца культуры «Родина». Кроме этого готовятся Сретенские, Пасхальные концерты, концерты посвященные дню Жен-мироносиц, ко Дню Победы, к дням Славянской письменности и культуры. В декабре 2006 года хор Воскресной школы выступил с концертом в заключении городской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева. С концертными программами учащиеся выступают в интернате, приюте, в Речкуновском пансионате ветеранов войны и труда, в школах города.

За прошедший год в приходе прошло много мероприятий. Среди основных хочется назвать семь крестных ходов, которые прошли в честь Крещения Господня, Сретения Господня, Пасхальный, в честь дней Славянской письменности и культуры, на Троицу, на Преображение Господне. В честь дня Всех Святых в земле Российской просиявших состоялся крестный ход от Преображенского собора г. Бердска до Святого источника в микрорайоне Ложок г. Искитим.

В летний период на территории Преображенского собора, в помещении Воскресной школы ежегодно в июне организуется православный детский лагерь дневного пребывания «Свеча». В прошлом году в лагере было 105 детей. За время работы лагеря было проведено много мероприятий, экскурсий, но главным было то, что ежедневно планировались трудовые дела: уборка территории храма, улиц, парка и пляжа города, парка Победы, территории вокруг Святого источника и др.

В июле 2006 года была организована молодежная летняя смена в лагере «Свеча» .

Воспитанники Воскресной школы по мере возможности совершают паломнические поездки: по приходам Новосибирской Епархии (Мочище, Колывань, Ложок и др.); по городам Сибири (г. Томск, г. Омск); по Святым местам России. В этом году удалось доехать до Соловецких островов.

В последнее время много встреч организуется с обучающимися и молодежью города. Эти встречи проходят по инициативе руководителей общеобразовательных школ, профессиональных училищ. В прошлом году такие встречи проходили на Пасхальной седмице, перед Рождеством и после. Особо хочется отметить Рождественские колядки. Во время Святок дети во главе с настоятелем прихода о. Василием посещают дома прихожан, предприятия и организации города, где поздравляют людей со светлым праздником Рождества. Невозможно описать того эмоционального подъема, который испытывают и христославы, и хозяева, несмотря на то, что поздравления продолжаются глубоко за полночь, так как очень много желающих.

В этом коротком докладе невозможно перечислить все те дела, которыми наполнена жизнь Сретенского православного прихода и Воскресной школы г. Бердска. Я постаралась остановиться на наиболее ярких событиях прошедшего года. Нам ясно одно - православием нельзя «заниматься», православием надо жить.

24.01.2007 г.


Святые места Новосибирской области:

Святой источник микрорайона Ложок г. Искитима.

Священник Игорь Затолокин, благочинный

Юго-Восточного округа Новосибирской Епархии

На окраине микрорайона Ложок г. Искитима в удивительно красивом месте течет целебный источник - Святой Ключ. Источник уже много лет является местом паломничества, куда съезжаются люди со всех районов нашего края. Его по праву можно назвать визитной карточкой не только Искитима, но и всей нашей области.

Здесь Вы испробуете целительную воду из источника, а при желании можете искупаться в чистой прохладной воде. Рядом недавно был заложен Храм-памятник в честь Новомучеников Российских. Строительство этого Храма по благословению Владыки Тихона объявлено общеепархиальной стройкой. Верующие многих приходов нашей епархии не остались безучастны и вносят свою посильную лепту в строительство и благоустройство этого святого места. Тысячи и тысячи верующих людей устремляются сюда. Пилигримы черпают и с благоговением пьют воду.

В отличие от лечебных и лечебно-столовых вод, воды Святого источника можно пить каждый день, без ограничений. По данным лабораторных исследований Томского Института курортологии и физиотерапии – это пресная гидрокарбонатная натриевокальциевая вода с небольшой минерализацией (0,4-0,6 г./куб. дм). Практически полное отсутствие железа (что является редкостью в нашей области), а также отмеченное содержание растворенного углекислого газа CO2 – предает воде запах свежести и превосходный вкус. Но для человека верующего, главным, конечно, является не научные показатели, а та благодатная сила и намоленность этого места, которые подают помощь и исцеления всем с верую приходящим сюда.

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Вода – самое ценное вещество на земле. Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Даже копание колодца - «копание кладезя» совершается по особым молитвам, особым чинопоследованием - уже освящается Церковью. «Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию...» - молится священник и первый начинает рыть колодец. Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех... Ты Сам освяти воду сию».

Вода есть жизнь – жизнь телесная, а для православных христиан она является началом и духовной жизни. Она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Господь наш Иисус Христос говорит: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь "очищение водою роду человеческому дарует"; "Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...".

Именно погружением в воду для нас приоткрываются Врата Царства Небесного, и именно поэтому у христиан с древних времен особое отношение к родникам. Как источник – начало любой реки, так и вода при Крещении дает нам начало жизни во Христе.

Определение святости начинается с народного почитания. Чудеса, исцеления происходят в наши дни и на Святом ключе. Наша приходская община начала записывать случаи благодатной помощи от целебной воды святого источника. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божии и в силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.  Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению.

Святой ключ – это не просто живописное место с чистой и прохладной водой. Святость этого места тесно связана с трагической судьбой нашего народа.

Именно в этих местах когда-то действовал один из самых ужасных спецлагерей тоталитарного режима - штрафной лагерь Сиблага. По свидетельству очевидцев, - это был самый жестокий "каторжный лагерь", известный за свою бесчеловечность заключенным всего Советского Союза. По сути дела – лагерь уничтожения: неотвратимый силикоз убивал многих заключенных в течение короткого времени. Вместе с уголовниками и штрафниками, отбывающими большие сроки за особо тяжкие преступления, в особой зоне лагеря помещались политические заключенные. Эти люди были неповинны, и теперь они реабилитированы. Многие из них страдали за веру. Есть свидетельские показания, что среди заключённых в 30–е годы в лагере находились и священнослужители.

На территории Западной Сибири первый трудовой лагерь - СИБЛОН появился на свет в 1929 г. СИБЛОН — это «сибирские лагеря особого назначения». В 1935 г. СИБЛОН переименовали просто в Сиблаг. Лагуправление поначалу находилось в Новосибирске, в 1933 г. его перевели в Мариинск, в 1935 г. обратно в Новосибирск, в 1937 г. опять в Мариинск, в 1939 г. обратно в Новосибирск. В 1943 г. управление Сиблага окончательно перевели в Мариинск (ныне Кемеровской области). Подразделения лагеря раскинулись на территории нынешних Новосибирской, Кемеровской, Томской, Омской областей, Красноярского и Алтайского краев. Установлено около 50 крупных лагерей Сиблага 30-х годов на территории Западной Сибири.

Искитимский ОЛП (отдельный лагерный пункт) ОЛП-4, позже ОЛП № 5 или ПЯ-53 (почтовый ящик) исправительно-трудового лагеря (КУИТЛиК) был создан в структуре СибЛАГа в 30-е гг. Названия лагерей постоянно менялись, чтобы усложнить поиск своих ближних заключенных оставшимся на свободе родственникам. Лагерь относился к разряду промышленных подразделений, заключенные которого были заняты преимущественно на крайне вредном для здоровья производстве извести и камня (в карьере), а также лесозаготовками и на аэродромном строительстве.

Центральный штрафной лагерь в Ложке занимал ключевое положение в составе Искитимского ОЛП. Он был разделен на четыре зоны, куда направлялись заключенные из других сибирских лагерей, колоний и тюрем.

По воспоминаниям бывших выживших заключенных и охранников мы имеем следующие представления о ложковском лагере. Зоны были обнесены высоким дощатым забором, с внешними и внутренними запретными зонами, обтянутыми колючей проволокой. Летом эти зоны постоянно боронили, не давая зарастать травой. На сторожевых вышках стояли вооруженные охранники, большинство из них были также заключенные.

В одной зоне помещались политические заключенные, в других — уголовники и штрафники, отбывающие большие сроки за особо тяжкие преступления, в особой зоне помещались женщины.

Основная работа была в карьере. Обжигали известь и добывали щебень, известь обжигали в «костровых» печах. В карьере не было особой техники, почти все работы выполнялись вручную. В ходу были такие малоизвестные сейчас инструменты, как кайло, кирка, спешня, клинья, лом и кувалда. Большие камни дробили при помощи кувалды и металлических клиньев.

Как вспоминает заключенный лагеря Анатолий Литвинкин, работа была невыносимо тяжелая. Очень многие умирали от истощения. Заключенные бурили камень: 1600 ударов по буру — пройден 1 метр. 5 метров — норма в день. Бригада состояла из 2-х человек, необходимо было пройти 10 метров.

Ночью вольнонаемные (бывшие уголовники) взрывали камень. Потом уголовники по три человека грузили его в вагоны. Норма на 1 человека 3,5 куб.м. или иначе 5 тонн.

На дне карьера температура зимой доходила до минус 43-х градусов мороза. Чем глубже, тем ниже температура.

На работу заключенных водили строем в количестве человек 300, под охраной с собаками. Работали в известняковом карьере, глубина которого более 30 метров (сейчас это месте затоплено водой).

Транспортировка и отгрузка камня и щебня из забоя производились ручными тачками и вагонетками. С 1947 года постоянно курсировал между карьером и станцией, перевозил готовую щебенку и известь единственной маленький паровозик — «кукушка», «Шкода».

Зона карьера и лагеря соединялась между собой специальным проходом — коридором, огороженным колючей проволокой. По этому коридору каждое утро заключенных гнали на работу. С внешней стороны коридора заключенных сопровождал конвой с собаками. Вечером по этому коридору возвращались в зону, еле-еле волоча ноги, уставшие, голодные, измученные непосильным каторжным трудом, оборванные «зэки». За ночь нужно было прийти в себя, набраться хоть немного сил, чтобы завтра снова, стиснув зубы, превозмогая боль и усталость, скоротать еще один неимоверно длинный, бессмысленный день в жизни. А дней таких тягостных и беспросветных было тысячи.

Лагерь имел свое подсобное хозяйство и овощехранилище. Женщины штрафники работали в карьере, а женщины из бытовой зоны работали на подсобном хозяйстве (держали лошадей, коров) и на полях (выращивали овощи).

Пункты питания не обеспечивали одновременного обслуживания завтраками, поэтому подъем утром начинялся в 4 часа, а развод в 7. Работали до 18.00 и ужин — в 19.00. Едкая пыль, оседавшая в легких, быстро превращала их в кровавые лохмотья. Тех, кто уже не мог махать кайлом, подстерегала голодная смерть - не вышедшим на работу паек не полагался.

Поступавший сюда «ослабленный» болезнями контингент «штрафников» давал повышенный в сравнении с другими ОЛП процент смертности, нередко превышавший 6% и более в месяц от общего числа заключенных. Накануне Великой Отечественной войны (май 1941 г.) здесь размещалось 744 заключенных. В годы войны число «штрафников» превышало 900 чел. После войны хлынула масса военнопленных. Основным потребителем произведенной продукции (известь) был Кемеровский азотно-туковый завод, потребности которого в сырье значительно возросли в связи с размещением на его территории трех эвакуированных с Украины профильных заводов. Камень, щебень по сей день востребован на различных стройках.

Особенно тяжелым было положение заключенных во время Великой Отечественной войны, заключенные питались очень плохо. Уголовники отбирали у молодых и слабых пайку хлеба, издевались над политическими заключенными, иногда убивали, проигрывали в карты.

Единственные известные нам документальные сведения о ложковском лагере относятся к 40-годам ХХ века, это выдержки из протоколов партийного собрания работников лагеря. Протокол 1943 года:

«…Политотдел, имея цифры большой смертности, сразу пришел к выводу, что положение в лагере катастрофическое, так, за I квартал смертность составила 17,3% к общему контингенту зз/кк. Причем умирают в большинстве по возрасту, те, которые должны быть работоспособными. За апрель месяц из 64 зз/кк умерли 26 прибывших из других подразделений, а 38 — свои. Плохие бытовые условия, неправильное использование зз/кк, недодача продуктов поставили в тяжелое положение…

..Заслушав информацию нач. ОЛП т. Куликова по вопросу смертности в Искитимском Центральном Штрафном лагере, в котором был проведен анализ причин, побудивших смертность: в январе — 5,4%, феврале — 6,7%, марте — 6%, апреле — 7,1%, мае — 4,8% к списочному составу зз/кк, содержащихся в Центральном лагере, на южном аэродроме (ОЛП № 13) и лесозаготовительной командировке, партийное собрание отмечает, что высокий % смертности и явился же в результате того, что за прошедший период в Искитимский ОЛП поступили из других подразделений большое количество штрафного контингента физически не пригодного к труду, с явными диагнозами пеллагры, дистрофии и других недугов, так за один лишь апрель из прибывших 64-х заключенных — 16 чел. пеллагрозников, 6 туберкулезников и болъных другими болезнями 4 чел., что составляет 40% больных к общему числу прибывших зз/кк…»

Часто вспыхивали болезни, такие как дизентерия. Пеллагра была основной причиной смертности заключенных в советских лагерях в течение многих лет. Пеллагра — тяжелый авитаминоз, обусловленный недостатком никотиновой кислоты (витамина РР) и поражающий пищеварительный тракт и нервную систему. Излечивается только с помощью полноценного питания.

Только в 1947—1948 годах в лагере перешли на т.н. хозрасчет и тогда стали хорошо кормить заключенных. До этого заключенные могли питаться помоями. М. П. Княжева, служившая во время войны в охране лагеря, вспоминает, что доходяги, еще способные двигаться, сползались к столовой и лизали пропитанный помоями снег. Безнадежность существования разрушала в зеках все человеческое.

Это были люди потерявшие рассудок от голода и холода, от страданий. По свидетельству бывшего заключенного И. А. Бухреева, Искитимский лагерь отличался особой жестокостью нравов. "Я видел, как озлобленные люди зверски издевались над слабыми, калечили сами себя и других", - рассказывает он.

По воспоминаниям очевидцев формы издевательств над заключенными, или как их именуют зз/кк, подчас принимали изуверский характер. Прибывших в искитимский лагерь в одну из зим содержали в железных кузбасских вагонах из-под угля без крыши, в лютые морозы, одеты они были в том, в чем их арестовали. Кормили их только соленой кетой, которую привозили с Дальнего Востока, не давали ни хлеб, ни воду. Люди выбивали днища бочек и как звери накидывались на соленую рыбу, рвали ее зубами и пили рассол. Вскоре у них начинались болезни живота, и они сотнями умирали. Их выкладывали на мороз, складывали штабелями, замораживали, потом пилили на части двуручной пилой и топили печи на Искитимском кирпичном заводе.

В 1956 году лагерь был ликвидирован. Сейчас старые карьеры затоплены. На месте лагеря высится Дворец культуры и школа, протекает мирная жизнь нового населения Ложка.

В шестидесятые годы, как доверительно рассказал мне один из бывших искитимских партийных работников, источник хотели завалить строительным мусором и сделать на этом месте свалку, дабы прекратить паломничество верующих. И забыть. Забыть о лагере, о вере. У ложковцев не поднялась рука, но свалка все же была устроена неподалеку. Теперь перенос этой свалки одна из приоритетных наших задач.

История Святого ключа как благодатного источника и паломничества к нему начинается с 50-60 годов ХХ столетия с самого закрытия каторжного лагеря. И тесно связано с лагерем. Именно с тех пор существует легендарное устное придание, что на этом месте в годы лихолетья расстреляли группу священников, или даже закопали живьём. Привозили из штрафного лагеря и убивали. Маловероятным такое событие видится в 30-50-е годы ХХ столетия, в период существование трудовых лагерей по многим причинам. Но не исключено, что оно могло произойти в период гражданской войны. Такова история источника на Алтае в с. Сорочий лог, где в 1921 г была убита группа священнослужителей и верующих. Известны их имена.

Мы же практически не знаем имен погибших в лагере людей. Вот официальный ответ Управления ФСБ России по Новосибирской области о существовании данного лагеря на запрос Новосибирского Епархиального Управления: «Уважаемый Владыка Тихон! На Ваш запрос (исх. № 239 от 16.03.04) сообщаем, что Управление ФСБ России по Новосибирской области не располагает документально подтвержденными данными о дислокации на территории нашей области лагерей, входивших в состав СИБЛАГа… …В связи с тем, что на граждан, репрессированных и необоснованно осужденных в 30-50-е годы прошлого века в нашем Управлении имеется пофамильная картотека учета, просим дополнительно сообщить установочные данные (фамилия, имя, отчество, год рождения) на интересующих Вас лиц.». Получается замкнутый круг.

Несмотря на маловероятность массовых расстрелов священников, многие годы верующие молились у источника о упокоении убиенных и пострадавших в годы гонений православных христиан, обращались с молитвой к Новомученикам Российским. И по молитвам Новомучеников, воды источника, который существовал и ранее происходивших здесь столь страшных событий, освящались, здесь стали исцеляться от разных болезней приходящие сюда люди.

В окрестностях Ложка бьет Святой Ключ – как нематериальный памятник всем безвинно пострадавшим. Это вода освящена мучениями людей пострадавших в страшном каторжном лагере. По молитвам страстотерпцев земли Русской забил источник ключевой воды, исцеляющий страждущих.

Благоустройство этого святого места столь тесно связанное с трагической историей нашего народа имеет огромное культурно-воспитательное значение. По проекту сам Храм в честь Новомучеников Российских будет памятником погибшим здесь нашим соотечественникам. Рядом будет установлен Поклонный крест. Также в цокольном помещении храма планируется поместить музей, посвященный Св. Новомученикам и Искитимскому лагерю. Надеюсь, что к этому времени откроются новые документальные сведения о лагере.

Наша Епархия, администрация г. Искитима и Искитимского района, благоустроители строят на территории Святого ключа этот мемориальный комплекс для будущих поколений, которые будут приходить сюда, и вспоминать о том, какие события здесь происходили.

Хочу, заканчивая свое выступление, также процитировать слова из "Раздумий" академика Дмитрия Сергеевича Лихачева:

"Память активна. Она не оставляет
человека равнодушным, бездеятельным.
Она владеет умом и сердцем человека. 
Память противостоит уничтожающей
силе времени и накапливает 
то, что называется культурой. 
Память, повторяю, преодоление времени,
преодоление смерти. В этом ее величайшее
нравственное значение. Беспамятный 
это прежде всего человек неблагодарный,
безответственный, бессовестный, а,
следовательно, в какой-то мере и не способный
на бескорыстные поступки."

Благодарю за внимание!