Опубликовано 06.05.2013 в рубрике  Новостная лента » Церковные праздники
 

Пасха Христова: смысл и история праздника


Пасха - главный праздник в богослужебном календаре Православной Церкви. Празднуя св. Пасху, Церковь воспоминает Воскресение Христово, являющееся центральным событием библейской истории.
 
Пасха Христова: смысл и история праздника

Вера в реальность Воскресения – это фундамент, на котором зиждется все христианское учение. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1Кор.15:14 ) – учит св. ап. Павел. Только веруя в Воскресение Христово, человек может верить и надеяться на свое личное спасение – "Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься" (Рим. 10. 9).

Cлово "Пасха” происходит от евр. "Пэсах”, что буквально означает "минул, обошел”. О ветхозаветной Пасхе повествуется в книге Исход (12 гл.). Бог повелел, чтобы в ночь накануне 14 дня месяца нисана (первый месяц лунного календаря) каждая еврейская семья принесла в жертву Богу однолетнего непорочного агнца. Его мясо следовало приготовить на огне, с горькими травами и съесть с пресным хлебом (опресноками). Все остатки квасного хлеба следовало уничтожить.

В древности при выпечке хлеба в замешанное тесто добавляли старое, кислое тесто, оставленное от прошлого замеса и, таким образом, новое тесто заквашивалось. Поэтому в Библии закваска является символом прежней жизни до Завета с Богом, проведенной в состояния духовного порабощения. Пресный хлеб – символ стремительно наступившей перемены, обретения пути к духовному обновлению и свободе.

Кровью агнца повелевалось помазать косяки входных дверей домов. Бог наказал Египет страшной казнью за то, что фараон не послушал повеления Господа отпустить израильский народ в пустыню. В эту ночь Ангел Господень поразил смертью каждого первенца в Египте – от человека до скота, но прошел мимо тех жилищ, двери которых были запечатлены кровью пасхального агнца. После этого и совершилась ветхозаветная Пасха – исход еврейского народа из египетского плена.

Бог повелел израильтянам совершать Пасху ежегодно в память об освобождении из плена и возвращении в обетованную землю. Но установление Пасхи не было только памятью о прошлом. Жертвоприношение пасхального агнца имело иной смысл как изображение грядущего пришествия Мессии и спасения человеческого рода Его крестной смертью и воскресением (1 Кор. 5. 7). Св. пророк Исайя сравнил Мессию с кротким Агнцем: "Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих…” (Ис.53:7-10).

Ожидание новой Пасхи осуществилось с пришествием в мир Спасителя. Воплотившись от Пресвятой Богородицы, Сын Божий облекся человеческой природой. Он был истинным Богом и истинным человеком, во всем подобным людям, кроме греха. Воспринятую Им человеческую природу Он вознес на крест. Претерпевая страшные муки, Он умер, принеся Себя в жертву искупления за все человечество. Он был распят в канун еврейской Пасхи – так исполнился древний прообраз.

После смерти Спаситель сошел в ад, где проповедал находившимся там душам умерших. [Cм. Мф.12:40; Деян.2:30-31; 1Пет.3:19-20; 1Пет.4:6; Еф.4:8-9. ] Восстав из мертвых, Он сокрушил врата преисподней и вывел из нее души прародителей Адама и Евы, ветхозаветных праведников и всех тех, кто поверил Его Слову.

Христос воскрес, чтобы даровать спасение и вечную жизнь верующим в Него. Таков смысл христианской Пасхи. Св. ап. Павел учил: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1Кор.15:22). Грех, подобно неизлечимой наследственной болезни, поразил духовное и телесное естество, как самих прародителей, так и их потомков. Следствием греха является смерть. Христос исцелил воспринятую Им человеческую природу и дал ей бессмертие. Более того, Он освятил ее ипостасным соединением с Божеством, и вознес ее в небесную славу, воссев в человечеcкой плоти одесную Бога – Отца.

Одновременно, Христос даровал всем верующим в Него возможность стать Его Телом.

Через участие в таинствах Церкви, прежде всего в таинстве Причащения свв. Тела и Крови Господних, человек непосредственно воспринимает обожествленное человеческое естество Христа, становится, по выражению св. Кирилла Иерусалимского, "стелесным” и "скровным” Христу.

Поэтому Церковь, как собрание верующих, объединенных вокруг евхаристической чаши, в полном смысле является Телом Христовым – "так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены " (Рим. 12. 5.). "Возрадуемся и возблагодарим [Бога], – восклицал блаженный Августин - ибо мы теперь - не просто христиане, а Сам Христос. Понимаете и осознаете ли вы Божию милость к вам? Изумитесь и возрадуйтесь, вы стали Христом, так как Он – глава, а вы члены, Он и мы – единый Человек”.

Приобщение воскресшему Христу через таинство Евхаристии, совершаемое в Его Церкви, дает верующему непоколебимое основание для веры в личное воскресение и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием. Господь обещал: " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Иоан.6:54).

В торжество Пасхи каждый христианин должен обязательно принять участие в радостном пасхальном богослужении и причаститься святых Тела и Крови Христовых. К этому призывает нас свт. Иоанн Златоуст в "Огласительном слове”, которое читается на пасхальной утрене: "Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!”.

К сожалению, в некоторых приходах нашей Церкви существует порочный обычай не причащать мирян на Пасху. Это противоречит смыслу пасхального богослужения и не может иметь никакого разумного обоснования.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 3790

Ключевые слова: Пасха Христова

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930