|
||||||||||||||
1 сентября — Донская икона Божией МатериПо преданию этот образ Пресвятой Богородицы принесли с собой на Куликово поле донские казаки из городка Сиротина, где икона пребывала в Благовещенской церкви. После битвы казаки преподнесли её возвращавшемуся с победой святому благоверному великому князю Димитрию. Князь принёс икону Божией Матери в Москву и сначала поставил её в Успенском соборе Московского Кремля, а по сооружении Благовещенского собора перенёс образ туда. В память о победе на берегах Дона икона Богородицы получила название Донская. Донская икона Божьей Матери представляет собой образ Пресвятой Богородицы с младенцем Христом на руках. От других образов Божией Матери "Елеуса" Донская икона отличается оголёнными до колен ножками Христа, поставленными на внешнюю сторону запястья левой руки Девы Марии. Богомладенец благословляет обращающихся к образу двоеперстным крестным знамением правой руки; в левой же, по традиции, зажат свиток Благой Вести - Евангелия. Так же характерной особенностью является то, что икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы. Автором чудотворного образа Донской Богоматери считается Феофан Грек - талантливый и плодовитый византийский художник, прославившийся написанием икон, миниатюр и фресковой храмовой росписью. Донская икона Божией Матери находится ныне в иконостасе Большого собора Донского ставропигиальный мужской монастырь, сам же первообраз в настоящее время помещен в Третьяковскую галерею. Однако, ежегодно 1 сентября, икону доставляют из Третьяковской галереи в Донской монастырь, где Святейшим Патриархом Московским и всея Руси при огромном стечении богомольцев перед этой святыней совершается Божественная литургия.
История образа
Происхождение Донской иконы Пресвятой Богородицы связано с именем известного византийского иконописца Феофана Грека, приехавшего на Русь во второй половине XIV столетия. Известно, что икона первоначально находилась в Донской области в церкви Благовещения, в т.н. Сиротином городке, и уже тогда была очень почитаема в народе. Своё название этот образ Богоматери получил по имени великой реки Дон, рядом с которой состоялась судьбоносная для Руси Куликовская Битва, в которой Великий Князь Московский Дмитрий Иванович разгромил войска кочевников, ведомые могущественным Мамаем. Сама Куликовская битва стала для того времени самым массовым сражением для русских воинов: под знамёнами Дмитрия Ивановича собрались 150 000 воинов из всех княжеств Руси, кроме Рязанского. Рязанский князь Олег, опасаясь разорения своих земель, выступил вместе с войсками Мамая против Дмитрия Ивановича. Желая вдохновить своих воинов на ратный подвиг, перед самой битвой перед войсками пронесли икону Богоматери, работы Феофана Грека, закрепленную как религиозное знамя - церковную хоругвь на древке копья. На обратной стороне образа знаменитый иконописец поместил изображение Успения Богородицы.
Битва стала одной из самых кровавых в истории Руси - после сражения Великий Князь Дмитрий Иванович насчитал в своих рядах всего лишь 40 000 воинов. Легенды гласят, о том, что на стороне русского воинства выступали сами Силы Небесные, ведомые архангелом Михаилом, вооружённым огненным мечом. Сам Дмитрий был тяжело контужен - он сражался в первых рядах своего войска, заменив княжеские одежды на кольчугу обычного ратника. Еле живого, в полностью разбитых доспехах, Московского Князя нашли под одним из деревьев. По свидетельству очевидцев, оглушённый Дмитрий долго не мог прийти в себя, не узнавая никого из своих приближённых. Куликовская битва стала поворотным моментом в истории взаимоотношений Руси и Золотой Орды. Хоть монголо-татарское иго и продолжало ещё сто лет вытягивать из Русских княжеств ресурсы в виде дани ханскому каганату, но свершилось главное: все князья смогли забыть свои сиюминутные интересы и объединиться вокруг Московского князя в борьбе за общую цель - независимость, что позволило позднее создать единую сильную Русь. В знак признательности за эту победу Московский князь Михаил Иванович получил прозвище Донской, равно как и его великий предок Александр Ярославич, за победу над шведами при Ижоре получивший именование Невским. Благодарные казаки пожаловали Дмитрию Донскому тот самый образ Богоматери, бывший на древке, вдохновивший русских воинов на такую важную победу. С того времени и приобрёл образ своё название - Донская икона Божьей Матери. Дмитрий Иванович увёз икону с собой, в Москву. Увидев, что на обороте иконы изображён сюжет Успения Божией Матери, Московский князь повелел перенести икону в Подмосковье, в Коломну, в местный Успенский Собор. Царь Иван Грозный, собираясь в сражение против Казанского ханства, забрал как благословение и напутственный молельный образ икону Богоматери из Коломны. После победоносного похода икона нашла своё место в Благовещенском собор Московского Кремля. Успенскому собору Коломны Иван Грозный передал два точных списка Донской иконы Богородицы. В 1591 году сын Ивана Грозного царь Фёдор Иоаннович с помощью победоносного образа смог защитить Москву от нашествия кочевников, возглавляемых Газы Гиреем. Чудесный образ Богоматери крестным ходом обнесли вокруг стен города, после чего икону оставили в полковой церкви имени Святого преподобного Сергия Радонежского. На следующий день благодаря покровительству Богородицы войска Фёдора Иоанновича одержали внушительную победу над татарскими войсками. В благодарность чудотворному образу за победу, на месте нахождения полковой церкви зодчие царя Фёдора воздвигли мужской Донской монастырь, куда передали ещё один точный список Донской иконы. В последующие столетия Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к которой прибегали как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой, и нападение «агарян» было отбито. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы 1677–1678 гг. и Крымские походы князя В. В. Голицына 1687 - 1689 гг.) почитание чудотворного образа особенно усилилось, а с воцарением Петра I и взятием им Азова в 1696 г. Донская икона Божией Матери навсегда стяжала славу защитницы южных границ России. До революции чудотворный образ находился в иконостасе Благовещенского собора, на левой стороне от царских врат. После раскрытия иконы из-под записей Г.О. Чириковым в 1914–1919 гг. она поступила в Государственный исторический музей, а с 1930 г. и до наших дней образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Иконография Донская икона представляет собой один из вариантов иконографического типа «Умиление». Это поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы - согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери, которым Она касается спадающих складок одежды Сына. Мотив «руки, сжимающей край гиматия Младенца» хорошо известен в византийской живописи [1]. Христос правой рукой двуперстно благословляет, а в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Донской образ отличают еще две характерные особенности: пространственная постановка головы Девы Марии, с раскрытой удлиненной шеей, которая напоминает итальянских Мадонн [2], и золотая греческая надпись на рукаве мафория Богородицы, скорее всего, представляющая собой стих псалма 44(45): «Вся слава дщери царевы внутрь, рясны златыми одеяна, преиспещрена» [3]. Относительно иконографического прототипа Донской иконы Божией Матери в искусствоведческой литературе встречаются различные мнения. Если такой вариант как попытка увидеть в иконе «парафраз "Богоматери Владимирской”», с точки зрения большинства ученых [4], представляется малоубедительным, то причисление иконы к палеологовскому столичному кругу произведений XII-XIV вв. не вызывает возражений. Возможным прототипом «Донской Богородицы» мог являться мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-Джами) в Константинополе (ок. 1316–1321 гг.). Интересно сравнение Донской иконы и с фресковым изображением Марии с Младенцем в церкви Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Северная Фессалия., иллюстрирующем 7-ой икос Акафиста.
Оборотная сторона На обороте изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже киноварная надпись «Успение святыни Богородицы». Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п.). В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой — символом бессмертной души Богородицы. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Само изображение помещено между двумя зданиями, показывающими, что действие происходит внутри помещения. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни. Описывая Успение, В. Н. Лазарев акцентировал внимание на том, что по сравнению с изображением лицевой стороны иконы, изображение на её обратной стороне выдержано в более тёмной и драматичной гамме с преобладанием густых синих, плотных зеленых, шоколадно-коричневых тонов, контрастирующих с белыми, пронзительно-красными, золотисто-желтыми, водянисто-голубыми и нежными розовато-красными цветами. Обобщая, исследователь характеризовал изображение на обороте как более темпераментное и импульсивное, интимное и непосредственное, выделяющееся этим из трактовок Успения другими художниками данного периода. Плоскость цвета, чёткость границ, тяжёлые коричневато-оливковые тени на лицах, резкие высветления и блики — из всего этого, по мнению В. Н. Лазарева, следует, что лицевая и обратная стороны иконы выполнены разными мастерами. Также исследователь отметил, что в лицах апостолов нет традиционного для таких изображений византийского аристократизма: напротив, их отличает крестьянский тип, сходный с фресками церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, что, как и характерная для новгородских икон того времени лаконичность письма, свидетельствует о русском авторстве данного изображения, и скорее всего, о его новгородском происхождении, которое в то же время является оригинальным симбиозом константинопольской и новгородской школ.
Происхождение Атрибуция образа Донской Богоматери как работы Феофана Грека в наши дни уже не вызывает сомнений. Такое заключение было принято, прежде всего, на основании стилистического сходства иконы с образом Богородицы из деисусного чина Благовещенского собора, который также приписывается Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г. о «подписи церкви Благовещения Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым». Нынешняя датировка иконы 1392 годом была выдвинута В.И. Антоновой согласно с ее гипотезой о связи Донской иконы с фресками Феофана Грека в Успенском соборе Коломны, которые были созданы в данном году. Вполне вероятно, что икона была написана для Успенского собора Коломны по заказу великой княгини Евдокии, супруги великого князя Димитрия Донского, на молитвенную память о нем и воинах, погибших в битве на Дону в 1380 г.
Драгоценный убор В рассказе о чудотворном образе Донской Богоматери невозможно не упомянуть о существовавшем когда-то драгоценном окладе иконы, созданном в XVII веке, который не только выделялся среди икон Благовещенского собора своей исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом, но и представлял собой сокровищницу древних святынь. К золотому чеканному окладу иконы было прикреплено большое количество наперсных крестов и панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии - святые мощи. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано, по-видимому, с памятью о царских сродниках. Чудотворный образ помещался в увенчанном крестом деревянном, обложенном золоченым серебром киоте с затворами. В возглавии его украшали изображения Деисуса, праздников и пророков, на затворах - «Благовещения» и 4 евангелистов, на столпцах - образы великомучеников, преподобных отцов, юродивых и особо чтимых русских святых, а также святых, соименных членам царской семьи. Нетрудно понять, что выбором подобной иконографии киот чудотворной иконы уподоблялся Царским вратам иконостаса, а сама икона, вернее, изображенная на ней Богоматерь - престолу Божию, вместившему Слово Воплощенное [5]. На рубеже XVII–XVIII вв., когда Донская икона была взята в покои царицы Натальи Алексеевны, образ был вставлен в новую раму с живописными изображениями праматерей и пророчиц. Исторический убор Донской Богоматери не сохранился до нашего времени. Драгоценные камни, вставленные в оклад, разграбили солдаты Наполеона в 1812 году, а после революции 1917 г. от него осталось всего несколько предметов, в частности, наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями начала XV в.
Списки с иконы Среди дошедших до нашего времени списков с чудотворного образа, имеющих художественную и историческую ценность, можно назвать несколько ранних списков Донской иконы. Это, прежде всего, древнейший из них, датируемый конца XIV в., близко повторяющий оригинал, который был вложен в Троице-Сергиев монастырь, предположительно, князем Владимиром Андреевичем Храбрым, а также икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. и список второй половины XVI в., созданный для Успенского собора Коломны.
Чудотворными почитались следующие списки: — охранившаяся и ныне чтимая Донская икона (в размер оригинала) 1591–1598 гг. в Донском монастыре в Москве; — икона 1668 г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря; — икона в Стародубе; — образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни; — икона в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии.
Тропарь Донской иконе Божией Матери, глас 4 Заступнице верных преблагая и скорая, / Пречистая Богородице Дево!/ Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, / да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, / тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, / и спаси души наша, // яко милосердая.
Кондак, глас 2 Небесныя обители преселившаяся с плотию, / сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, / образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего / зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, / яко знамение Твоея благодати, // чтим его лобызающе.
Молитва О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступница наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое наступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невридими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородица, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалях сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всенощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражьих, от глада, губительства, огня, меча и всякого инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.
— — —
Примечания:
1. Например, он встречается в иконе «Богоматерь Умиление» позднего XII в. (Византийский музей в Афинах), «Богоматетерь Одигитрия» второй половины XII в. (портативная мозаика в монастыре св. Екатерины на Синае), «Богоматерь Епискепсис» 1300 г. (Византийский музей в Афинах), «Богоматерь Аврамиотисса» третьей четверти XIV в. (монастырь Хиландар на Афоне), Богоматерь с младенцем первой половины XIV в. (ГМИИ, Москва), «Богоматерь Умиление» второй половины XIV в. (ГЭ, Спб) и др. Однако, по замечанию исследователя Ю.А. Пятницкого, «нигде эта деталь не достигает той остроты и неповторимости, как на иконе «Донская Богоматерь», нигде этот элемент не перерастает в особенность художественной манеры мастера, деталь его «почерка» (Пятницкий Ю.А. Икона круга мастера Николая Ламбудиса из Спарты в коллекции Эрмитажа // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию А.Н. Грабара. - Спб: «Дмитрий Буланин», 1999, с. 372).
2. Алпатов М. Феофан Грек. - М., 1979, с. 124.
3. По замечанию Ю.А. Пятницкого, «попытки увидеть в <надписи> подпись мастера Феофана Грека выглядят малоубедительными, тогда как стих псалма 44 (45) полностью соответствует символической программе иконы» (Пятницкий Ю.А. Икона круга мастера Николая Ламбудиса из Спарты в коллекции Эрмитажа …, с. 373).
4. Пятницкий Ю.А. Икона круга мастера Николая Ламбудиса из Спарты в коллекции Эрмитажа , с. 373.
5 . «Ложесна бо Твоя престол сотвори» поется в честь Родившей Спасителя мира в задостойнике «О Тебе радуется» на Литургии Василия Великого.
Петр Чертогов |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5847 |