Дорогие читатели, мы с вами рассмотрели в предыдущих публикациях уже довольно много редких и удивительных канонических икон. Сегодня же я предлагаю вам рассмотреть некоторые отвергнутые Церковью образы и подумать, почему с ними поступили именно так.
Фергюсонвская Богородица
В заголовке публикации вы можете видеть "Фергюсоновскую Богородицу" за авторством Марка Дьюкса.
Протесты против полицейского произвола в Фергюсоне произошли в 2014 году. На фоне протестов Дьюкс изобразил вот такую вот "икону" с чернокожим Иисусом Христом в прицеле на фоне чернокожей Божией Матери.
Обратите внимание, что главным в этой композиции выступает именно прицел. Христос не важен и вторичен, именно поэтому у него даже не прорисован лик. Важно одно - чтобы он был негром, как и его мать.
Таким образом, данное творчество имеет ярко выраженный расовый характер и акцентирует внимание не стлько на Жертве Спасителя за всё человечество, сколько на жертвах произвола полиции в локальной точке пространства и времени.
Сами по себе изображения Богородицы и Богомладенца азиатской, африканской или индейской внешности могут быть вполне каноническими. Важно только, чтобы они не искажали Богословие Церкви.
"Николай II царь-искупитель"
Святая Церковь почитает последнего русского императора Николая II и его семью в лике святых. И чтит их иконописные изображения.
Казалось бы, в таком случае, почему Церковью отвергается данный конкретный образ святого страстотерпца? Опять же, потому что он погрешает против Православного Богословия.
У человечества может быть и есть только один Искупитель. Господь Иисус Христос. Только Он безгрешно родился от Пречистой Девы. Только Он не совершил в своей жизни ни единого греха. Только Он в своей личности стал носителем двух несливающихся природ - божественной и человеческой. Только Он умер за грехи всего человечества, а затем воскрес и вознёсся.
С Николаем II ничего подобного не происходило. Как и множество других святых, великих и малых, он никогда не станет вровень с Самим Богом. Поэтому его можно назвать святым, но нельзя назвать "искупителем".
"Иосиф Петроградский, попирающий Патриарха Сергия"
Ещё одна неканоническая икона отображает внутрицерковный конфликт. Причём, конфликт не на основании какой-либо ереси, пагубного богословского лжеучения, а на основании принятия или не принятия большевистских властей.
Сегодня нет уже ни КПСС, ни раскола между РПЦ и РПЦЗ, которые давно восстановили евхаристическое общение, а этот неканонический образ остался.
Остался как памятник политическому и административному противостоянию, которое попытались навязать Церкви, смысл существования которой лежит в совершенно иной плоскости.
"Мученик император Павел I"
Неканоничность этого образа состоит главным образом в том, что император Павел Петрович не был убит за исповедание Пресвятой Троицы, как это случается с мучениками. Он пал жертвой обыкновенного политического заговора.
Кроме того, этот император не признан Церковью святым и в каком-либо ином качестве.
"Святой отрок Вячеслав"
Вячеслав Крашенинников умер от лейкоза в 1993 году. Скорбящая по сыну мать мальчика с несколькими единомышленниками способствовала формированию вокруг своего сына псевдоправославного культа.
Существуют разнообразные "иконы" мальчика и множество вариантов его "жития" и "пророчеств". Однако приписываемые ему высказывания не соответствуют православному вероучению.
В мире жили и живут многие детишки, которые переживают тяжкие страдания от своих болезней. Но сам по себе факт наличия тяжёлого заболевания ещё не делает человека святым.
Резюме
Существует и множество других неканонических образов Господа, Божией Матери, святых и тех или иных исторических личностей (Сталин, Гитлер, Распутин, Иван IV Грозный, Пётр I Великий, Ленин и т.п.), изображённых в стилистике икон.
Как и в отношении апокрифической литературы, эти иконы требуют величайшей осторожности в обращении, так как не прошли церковную рецепцию. Отказ Церкви от определённых икон или книг свидетельствует о том, что где-то они погрешают против Истины и искажают Православное Богословие. Будьте осторожны!