Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Неканонические иконы. Из-за чего эти образы не подошли Церкви?

Неканонические иконы. Из-за чего эти образы не подошли Церкви?


21.07.2020.

'Фергюсоновская Богородица'. Неканоническая икона
"Фергюсоновская Богородица". Неканоническая икона

Дорогие читатели, мы с вами рассмотрели в предыдущих публикациях уже довольно много редких и удивительных канонических икон. Сегодня же я предлагаю вам рассмотреть некоторые отвергнутые Церковью образы и подумать, почему с ними поступили именно так.

Фергюсонвская Богородица

В заголовке публикации вы можете видеть "Фергюсоновскую Богородицу" за авторством Марка Дьюкса.

Протесты против полицейского произвола в Фергюсоне произошли в 2014 году. На фоне протестов Дьюкс изобразил вот такую вот "икону" с чернокожим Иисусом Христом в прицеле на фоне чернокожей Божией Матери.

Обратите внимание, что главным в этой композиции выступает именно прицел. Христос не важен и вторичен, именно поэтому у него даже не прорисован лик. Важно одно - чтобы он был негром, как и его мать.

Таким образом, данное творчество имеет ярко выраженный расовый характер и акцентирует внимание не стлько на Жертве Спасителя за всё человечество, сколько на жертвах произвола полиции в локальной точке пространства и времени.

Сами по себе изображения Богородицы и Богомладенца азиатской, африканской или индейской внешности могут быть вполне каноническими. Важно только, чтобы они не искажали Богословие Церкви.

"Николай II царь-искупитель"

'Николай II царь-искупитель'. Неканоническая икона
"Николай II царь-искупитель". Неканоническая икона

Святая Церковь почитает последнего русского императора Николая II и его семью в лике святых. И чтит их иконописные изображения.

Казалось бы, в таком случае, почему Церковью отвергается данный конкретный образ святого страстотерпца? Опять же, потому что он погрешает против Православного Богословия.

У человечества может быть и есть только один Искупитель. Господь Иисус Христос. Только Он безгрешно родился от Пречистой Девы. Только Он не совершил в своей жизни ни единого греха. Только Он в своей личности стал носителем двух несливающихся природ - божественной и человеческой. Только Он умер за грехи всего человечества, а затем воскрес и вознёсся.

С Николаем II ничего подобного не происходило. Как и множество других святых, великих и малых, он никогда не станет вровень с Самим Богом. Поэтому его можно назвать святым, но нельзя назвать "искупителем".

"Иосиф Петроградский, попирающий Патриарха Сергия"

'Иосиф Петроградский, попирающий Патриарха Сергия'. Неканоническая икона
"Иосиф Петроградский, попирающий Патриарха Сергия". Неканоническая икона

Ещё одна неканоническая икона отображает внутрицерковный конфликт. Причём, конфликт не на основании какой-либо ереси, пагубного богословского лжеучения, а на основании принятия или не принятия большевистских властей.

Сегодня нет уже ни КПСС, ни раскола между РПЦ и РПЦЗ, которые давно восстановили евхаристическое общение, а этот неканонический образ остался.

Остался как памятник политическому и административному противостоянию, которое попытались навязать Церкви, смысл существования которой лежит в совершенно иной плоскости.

"Мученик император Павел I"

Мученик император Павел I'. Неканоническая икона
Мученик император Павел I". Неканоническая икона

Неканоничность этого образа состоит главным образом в том, что император Павел Петрович не был убит за исповедание Пресвятой Троицы, как это случается с мучениками. Он пал жертвой обыкновенного политического заговора.

Кроме того, этот император не признан Церковью святым и в каком-либо ином качестве.

"Святой отрок Вячеслав"

'Мученик Вячеслав Чебаркульский'. Неканоническая икона
"Мученик Вячеслав Чебаркульский". Неканоническая икона

Вячеслав Крашенинников умер от лейкоза в 1993 году. Скорбящая по сыну мать мальчика с несколькими единомышленниками способствовала формированию вокруг своего сына псевдоправославного культа.

Существуют разнообразные "иконы" мальчика и множество вариантов его "жития" и "пророчеств". Однако приписываемые ему высказывания не соответствуют православному вероучению.

В мире жили и живут многие детишки, которые переживают тяжкие страдания от своих болезней. Но сам по себе факт наличия тяжёлого заболевания ещё не делает человека святым.

Резюме

Существует и множество других неканонических образов Господа, Божией Матери, святых и тех или иных исторических личностей (Сталин, Гитлер, Распутин, Иван IV Грозный, Пётр I Великий, Ленин и т.п.), изображённых в стилистике икон.

Как и в отношении апокрифической литературы, эти иконы требуют величайшей осторожности в обращении, так как не прошли церковную рецепцию. Отказ Церкви от определённых икон или книг свидетельствует о том, что где-то они погрешают против Истины и искажают Православное Богословие. Будьте осторожны!


 


Вернуться назад