|
||||||||||||||
Игумен Петр (Еремеев). Призвание выше мотивацииЕпархиальное собрание духовенства города Москвы, прошедшее в Храме Христа Спасителя 20 декабря 2013 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в частности, поручило Епархиальному совету разработать регламент распределения по приходам специалистов в области миссии и катехизации, молодежной и социальной деятельности. Таких специалистов сегодня выпускают Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский православный университет и другие учебные заведения. О том, как готовят сотрудников для нужд Церкви, много ли находится желающих и можно ли в принципе научить церковному служению, рассказывает ректор РПУ и наместник мужского ставропигиального Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев). Как в реальности складываются отношения между настоятелем и помощниками? В каких случаях эта должность может быть фиктивной, «для галочки»? − В условиях прихода, в котором служат по меньшей мере три священнослужителя, а прихожан насчитывается более 250−350 человек, наличие помощника (или помощников) настоятеля является очевидной необходимостью. По личному опыту скажу: пастырское попечение о прихожанах, а также неизбежная административная нагрузка, которую несет настоятель, настолько занимают весь день, что самостоятельно решить вопросы организации различных форм церковной работы на приходе очень тяжело. Однако в последние годы нормой для приходской жизни становится практика, когда настоятель находит себе помощников для курирования того или иного направления приходской деятельности. Так и его служение, и деятельность приходского духовенства становятся более продуктивными. Сегодня уже в большинстве приходов, по крайней мере, в Москве, у настоятелей появились помощники, отвечающие за сферу образования и катехизации, социальное служение, миссионерскую и молодежную работу. У кого-то один помощник, у кого-то больше – это зависит от потребностей и возможностей прихода. И у каждого из этих людей есть большой задел для деятельности. Они призваны помочь членам общины и всем приходящим в храм найти свое место в жизни прихода. Ведь так важно помочь людям и получить опыт молитвы, и раскрыть в себе способность к доброму христианскому подвигу. Члены общины благодаря организации приходской работы находят приложение своим силам: кто-то помогает обездоленным, нуждающимся, другие обустраивают бытовую сторону жизни храма. Таким образом строится работа и по другим направлениям: помощник настоятеля по вопросам образования и катехизации помогает организовать дело духовного просвещения приходящих в храм, готовящихся к Таинству крещения и новообращенных христиан, он же помогает правильно организовать работу воскресных школ, взаимодействие духовенства с окрестными образовательными учреждениями. Работник-миссионер координирует деятельность тех активных прихожан, которым интересна апология христианства, проповедь христианской веры в современном мире. Такие приходские миссионеры по благословению настоятеля участвуют в различных общественных, культурных акциях, приглашают на приход для участия в дискуссиях и дружеских чаепитиях людей, которые пока стоят на пороге Церкви, имеют вопросы, не получающие разрешения при самообразовании. Вот таким образом формируется повестка дня. Никто не выдумывает, не высасывает из пальца, какие формы приходской работы навязать общине, − речь идет о другом: каким образом сегодня оформить многогранную и насыщенную жизнь приходов, которая очевидно нуждается в правильной организации. И поручение ответственным прихожанам курирования соответствующей тематики под руководством духовенства позволяет не упустить возможность полноценно развивать церковную деятельность, как того требует наше время. Часто ли сегодня встречается совмещение служения в Церкви с работой в светской организации? Как можно изменить эту ситуацию? И надо ли? − Я встречал и встречаю прецедентные пока случаи, когда священнослужитель наряду со служением у алтаря Господня имеет еще и ту или иную светскую работу. За рубежом, как мы знаем, сегодня бытует практика, когда клирики, совершая богослужения в праздничные и выходные дни, в рабочую неделю трудятся по светской специальности, более или менее соответствующей характеру их жизни. Порой там можно наблюдать, как священник работает в нотариальной конторе, социальном или образовательном учреждении, юридической консультации и таким образом зарабатывает на хлеб насущный. Ведь небольшие приходские общины не могут содержать священнические семьи, зачастую многодетные. В условиях современной России, в том числе в Москве, очевидна другая проблема: духовенства катастрофически не хватает. Такова статистика, такова реальность церковной жизни. Священнослужителю сегодня практически нельзя отлучаться от храма, и даже в редкие свободные минуты, когда любому священнику выделяется время для лечебного отдыха, он в любой момент может быть вызван на приход для окормления нуждающегося или богослужения. Вместе с тем случается, когда в связи с очевидной необходимостью правящий архиерей благословляет священника на светскую работу. Я помню, как в 90-е годы заместитель главы администрации Пятигорска принял сан, но при этом остался работать в прежней должности и, оставаясь работником администрации, служил в храме в праздничные дни, способствуя тем достижению общественного согласия. Или другой пример. Некоторое время назад я проходил церковное послушание в Хабаровске. В одном из окраинных городов Хабаровской епархии был священник, который наряду с пастырским служением работал учителем в местной школе - в силу того, что здесь были вакансии, а он имел высшее образование, позволяющее преподавать. Так он помогал местной школе, и вместе с тем, думаю, его труды положительно влияли на восприятие местными жителями церковной жизни. Если же говорить о ситуации в стране в целом, очевидно, что такое отвлечение священнослужителя от приходской жизни - это пока исключение из правила. Не потому что «нельзя», а потому, что для этого нет никакой возможности - в силу катастрофической нехватки духовенства на приходах. Кто может стать помощником настоятеля? Возможны ли при выборе помощника неординарные решения? − Позвольте снова обратиться к личному опыту. Святейший Патриарх Кирилл вскоре после назначения меня ректором Российского православного университета определил мне быть также настоятелем в московском Покровском храме в Покровском-Стрешневе. Тогда храм из приписного стал самостоятельным приходом, и встала необходимость организации с нуля всей приходской инфраструктуры. Понятно, что основная работа легла на плечи наших студентов и преподавателей. Они активно, в основном как волонтеры, работали на приходе по линии образования, молодежного и социального служения. Например, преподаватели и учащиеся факультета психологии проводили приходские психологические консультации. Другие занялись организацией различных образовательных конкурсов и программ для жителей ближайших районов. Тогда практически вся организация приходской работы, помощь настоятелю и нашим священникам осуществлялась студентами и преподавателями нашего вуза. Эта невероятная энергия и динамика помогла нам создать приходскую общину, в которой каждый нашел свое место - от священника до катехизатора и охранника. Поэтому мне кажется, что при открытии нового храма или расширении деятельности действующего прихода было бы очень важно привлекать к приходской работе учащуюся молодежь и православных педагогов. В Москве очень много вузов, в каждом районе есть тот или иной университет, институт, факультет или филиал, школы. Нам, священникам, надо идти туда и искать там христиан, которые станут благодарными помощниками в обустройстве прихода. Тяжело ли организовать специализированное образование для мирян? Кто идет на такие курсы? Что делать вузу в условиях конкуренции? − Пока не приходится говорить о конкуренции при замещении вакансий помощников настоятелей. Во-первых, само это начинание довольно новое. Думаю, чем шире будет входить в жизнь Церкви такая форма приходской деятельности, тем больше будет желающих пройти специальную подготовку и посвятить свою жизнь церковному служению. И тогда встанет вопрос о подготовке значительного количества приходских работников. Сегодня в Российском православном университете существуют различные образовательные программы в этой сфере. Два года назад совместно с Синодальным отделом по делам молодежи мы начали готовить приходских работников Москвы в сфере молодежной работы и миссионерского служения. Есть методические разработки для работников церковных СМИ. При РПУ действуют курсы катехизаторов имени священномученика Фаддея, там уже почти 20 лет готовят для Москвы работников сферы религиозного образования и катехизации. Во всех случаях мы принимаем на обучение по этим направлениям подготовки при наличии рекомендации от приходского священника. Что могло бы, по-Вашему, заинтересовать молодых людей, выбирающих подобные занятия? Как Церковь могла бы повысить престиж такой работы? − Для тех, кого я знаю, это не нагрузка, не работа даже, а форма служения. И каждый из наших ребят и девушек относится к этому очень трепетно, воспринимает свой труд как знак доверия к ним, мирянам, со стороны Церкви. Может быть, дело в людях? Я вот не знаю, как можно мотивировать на служение в храме. Ведь чтобы служить Богу и людям, необходимо иметь призвание. При этом, безусловно, всегда должен решаться вопрос об оплате времени, затраченного на труды в храме. Ведь у каждого есть свои потребности - от коммунальных платежей и пропитания до оплаты за учебу или лекарства. И если отец семейства, к примеру, становится помощником настоятеля, от прихода требуется изыскать, чем оплачивать его труд. Это очень важно, об этом необходимо говорить, не стесняясь - трудящийся достоин пропитания. Помощники настоятеля – это ключевые фигуры самоорганизации приходской работы, и, конечно, приход должен финансово их поддерживать. В Положении о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности сказано: «Вариативный цикл обеспечивает профильную подготовку по направлениям церковного служения». Что это значит? − Мне легко ответить на этот вопрос, поскольку РПУ принимал участие в разработке ряда стандартов по подготовке и переподготовке работников церковного служения. Важно учитывать, что большинство приходских работников, особенно те, кто не так долго живет церковной жизнью, нуждаются в богословском образовании – причем еще до того, как они получат квалификацию по своему направлению приходской работы. И поэтому всегда первый этап подготовки таких работников − это богословский курс, включающий основы православного вероучения, изучение Священного Писания, истории Церкви, апологетики, сравнительного богословия. Так, мирянин, желающий подготовиться к церковному служению, прежде всего узнает основы веры. И после получения этих базовых знаний он выбирает определенный модуль специализации церковного служения. Причем нередко бывает, что, изначально предполагая заниматься одним направлением, человек в итоге выбирает совсем другое. Например, поступает кто-то на программу подготовки молодежных работников, но уже на предварительном этапе изучения богословия меняет выбор в пользу, скажем, миссионерского служения. Это и есть вариативность: каждый после богословского курса выбирает направление работы. При этом можно также, подготовившись, скажем, по социальному служению, в следующем году поступить на программу по молодежной работе. Такая вариативность предполагает возможность непрерывного повышения квалификации. Это очень способствует постоянному росту динамики церковной жизни. Для этого учебные заведения Русской Церкви будут постоянно развивать курсы для работников церковного служения. Еще одна цитата из документа: «Аккредитованные образовательные организации смогут выдавать выпускной документ церковного образца». Сколько, как Вы думаете, будет таких организаций? Будет ли среди них конкуренция? − Мне трудно ответить на это сейчас. Думаю, время покажет, какие из наших церковных учреждений возьмутся за такую работу. Важно, чтобы каждая семинария, каждый православный институт или университет были готовы этим заниматься, ведь без развития программ для церковных работников невозможно полноценное развитие приходской жизни. Образовательные программы должны готовить мирянина к весьма сложной работе, ведь работать на приходе с людьми − большая ответственность. Вот мирянин работает с молодежью − да, он не священник, но на нем лежит колоссальная ответственность за молодых людей, которые проходят под его руководством курс, допустим, катехизации. Для них он не только организатор и помощник, но и наставник. Именно поэтому надо искать возможности серьезной подготовки по всем направлениям церковного служения. Как вписывается в этот процесс Российский православный университет? − Наш вуз в основном готовит специалистов по светским направлениям. Такова наша задача. Но вместе с тем уже не первый год на базе РПУ действуют курсы для работников церковного служения. Немного ранее я уже об этом подробно рассказал. Причем мы выбираем не только классические формы церковной деятельности, но расширяем сферу нашей работы и занимаемся также программами для СМИ, приходских хозяйственников, людей, занимающихся на приходе привлечением ресурсов, работой с благотворителями, - фандрайзеров. Недавно в нашем университете были организованы курсы для последних. Вообще, учебное заведение должно отвечать требованиям времени. И наша задача, как я ее вижу, – чутко реагировать на нужды приходов и предлагать такие образовательные услуги, которые позволят развивать приходскую жизнь на уровне, отвечающем современным условиям и потребностям.
Специально для портала «Приходы» В подготовке публикации участвовала Мария Мкртчян Фото сайта РПУ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 7 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5927 |