Опубликовано 10.11.2015 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Грозный, но не святой царь


Один из мифов, связанных с личностью владыки Иоанна (Снычева), представляет его идеологом канонизации Иоанна IV Грозного. Опровергать мифы — дело почти безнадежное.Куда важнее — поговорить о личности первого царя в религиозном контексте, высветив тем самым природу русского самодержавия, его духовную сущность. В этом нам поможет доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Вячеслав Шапошник.
 
 Необычная набожность
Вячеслав Валентинович, царя Ивана Васильевича оценивают по-разному. Для одних он кровавый тиран, предтеча Сталина, другие готовы его чуть ли не канонизировать. А какой он был на самом деле? Маньяк и палач или святой?

— Это крайние точки зрения. Наверное, не маньяк и палач, иначе вряд ли бы удались ему те начинания, в которых он преуспел. Но и святой из него едва ли получается. Конечно, сильной набожностью государь отличался, но она несколько отличалась от обычной.

Что это значит?

— Иностранцы, посетившие Россию в период опричнины, писали, что царь Иван изображал этакого «опричного игумена». В Александровой слободе было братство наподобие монашеского, сам царь был игуменом, князь Афанасий Вяземский — келарем, Малюта Скуратов — пономарем. Время они проводили в богослужениях, в трапезной Иван IV читал своим опричникам душеполезные книги.
 
Как так — в богослужениях? Разве царь и его опричники были рукоположенными священниками?

— Конечно, они не были священниками. Имеется в виду, что они посещали богослужения. Впрочем, об имитации монастырской жизни в Александровой слободе, кроме иностранцев, никто не упоминает.

Ну а что-то ведь Иван IV сделал для Церкви?

— Например, при нем прошли Соборы, канонизировавшие русских святых (1547 и 1549 гг.). В 1551 году в Москве прошел Стоглавый собор, решения которого во многом регламентировали жизнь Церкви. В 1564 году состоялся Поместный собор, на котором было принято уложение, дающее московским митрополитам право носить белый клобук. Можно вспомнить и начало книгопечатания — ведь печатали в основном богослужебные книги.

Жены и епитимьи

А он участвовал в церковных службах, был молитвенником?

— Богослужения посещал, да, пока Церковь не наложила на него епитимью. Но государь молился и не посещая церковь.

За что наложила?

— Так он же испросил разрешения на четвертый брак, что с церковной точки зрения было запрещено. Но, по версии царя, его первых трех жен отравили, и он просил особого снисхождения к себе. Кроме того, государь упоминал, что фактически третий брак не был совершен из-за болезни Марфы Собакиной, которая скончалась через считанные дни после свадьбы. Ему в виде исключения церковный собор разрешил повенчаться с четвертой женой (Анной Колтовской). Но наложили епитимью: в течение года не входить в храм; потом еще два года не причащаться. Конечно, во время походов царь мог и должен был и молиться, и причащаться.

А что это был за Собор? Стоглавый?

— Нет, другой. Царь Иван созвал Собор, чтобы решить вопрос своего четвертого брака. Этот Собор решал также вопрос о выборе нового митрополита Московского, которым стал Антоний.

И… Церковь подчинялась царю?

— Царю все подчинялись. Опасно было не подчиняться.

Но вы сказали «пока ему Церковь не запретила» посещать богослужения. Значит, он все-таки прислушивался к ее мнению?

— Я уже говорил, что царь Иван был набожным человеком. К тому же едва ли он сам считал свои многочисленные браки нормальным явлением.

И где-то придерживался церковных установлений, вот, например, понес епитимью, в храм не ходил. Но через два года после четвертой женитьбы ему стало можно посещать богослужения? Епитимья окончилась?

— Через два года четвертый брак уже перестал существовать. Царь снова женился. И еще раз…

И каждый раз собирал Собор?

— Нет, четвертый брак был последним «официальным». Впрочем, последнюю жену Ивана Грозного Марфу Нагую именовали царицей.

А что, царь так и не посещал храм, не причащался после четвертого брака?

— Сохранились свидетельства, что не причащался. Об этом писал папский посланник А. Поссевино, который побывал в России в начале 1580-х годов. Он же упоминал, что царь регулярно исповедуется. Храмы он, конечно, посещал.

Сколько всего у Ивана IV было жен?

— Шесть или семь. Разные источники по-разному считают.

Трех первых на самом деле отравили?

— Сказать сложно. Но известно, что царь был уверен в их насильственной смерти.

Остальные сами умирали?

— Необязательно. Кто-то постригался в монастырь.

Почему?

— Тут могли быть разные причины. Какая-нибудь личная антипатия или отсутствие детей. Могла играть роль и обстановка при дворе — в опалу попадали родственники очередной жены или появлялись новые приближенные, стремившиеся укрепить свое положение при монархе устройством выгодного брака.

Он был психопатом и параноиком?

— Не думаю, что это так. Но некоторые его поступки сейчас сложно однозначно объяснить.

Царь настоящий и не настоящий

Неприглядный образ складывается. Были ли у него достойные деяния?

— Конечно. К примеру, Иоанн IV расширял рубежи Русского государства. Венчался на царство и стал, таким образом, первым русским царем.

Это он свою гордыню так тешил?

— Ну, не скажите: царский титул правителя давал новый статус государству. Не забывайте о концепции «Москва — Третий Рим». Россия, учредив царскую власть, декларировала свое преемство по отношению к Византии. Потом, по представлениям того времени, в мире может быть только один настоящий царь. Пока существовала Византийская империя, вопросов по этому поводу не возникало, а с ее падением это место могла занять тогда только Россия и ее правитель.

Государственность государственностью, но сам Иван Грозный разве быть царем не хотел?

— Конечно, хотел; не хотел — не стал бы.

Он отказывался от престола?

— Да. Первый раз перед учреждением опричнины, в середине 1560-х годов. Но это был точно рассчитанный политический ход — Иван Васильевич был уверен, что его попросят вернуться на престол на его условиях. Затем официально правителем стал Симеон Бекбулатович, а сам Грозный на время стал просто князем «Иваном Московским», хотя все нити реального управления страной по-прежнему находились в его руках.

Зачем?

— О причинах этого шага идут споры. Есть и внешнеполитическая версия, есть и предположения о том, что государь хотел наложить руку на богатства Церкви. Как бы то ни было, через год Грозный вернулся на престол.

Если он подозревал, что кто-то травит его жен, наверное, он должен был ожидать и покушений на себя? Кто-то посягал на жизнь царя?

— Да нет, о покушениях на его жизнь неизвестно. Хотя есть упоминания о заговорах, направленных против государя. Ученые до сих пор спорят, были ли эти заговоры реальными, или они плод деятельности «спецслужб» того времени и царской мнительности. И, конечно, были родственники, которые при удобном случае хотели бы завладеть престолом.

Устроить переворот?

— Не вполне так. Был, например, эпизод: царь Иван очень занедужил, настолько, что опасались конца. Это был 1553 год, у царя был сын грудной младенец, царевич Дмитрий…

Будущий святой, невинно убиенный Димитрий Угличский?

— Нет-нет, первого сына Грозного, от первой, любимой, жены Анастасии, тоже звали Дмитрием. Он младенцем и умер… А когда царь разболелся, была альтернатива — или ему наследует его сын, или сын Евфросинии Старицкой Владимир Андреевич. Это двоюродный брат Грозного, ему было в то время уже 20. И многие бояре хотели видеть царем именно его. А царь Иван IV, конечно, хотел, чтобы ему наследовал его сын. Велел присягать царевичу Дмитрию. Евфросиния Старицкая потом говорила: «Что ж это за крестоцелование, когда оно — невольное?»

Она-то хотела, чтобы царем стал ее сын?

— Да, хотела. Но так вышло, что Грозный поправился, остался на царстве. И конечно, затаил обиду на Старицких. А через много лет, во время опричнины, с ними расправился. И не только с братом, но и со своей теткой Евфросинией — тоже. Она находилась в монастыре. Но потом по его приказанию ее умертвили, вместе с другими Старицкими. По одним источникам, Евфросинию утопили в реке Шексне, по другим — удушили дымом. По всей видимости, у царя были какие-то веские основания так поступить (веские для него).

Синодик опальных

Евфросиния Старицкая ведь святая?

— Да.

И не единственная святая, с которой царь расправился? Ведь был еще Корнилий Псково-Печерский?

— Что касается Корнилия, то здесь, видимо, важно то обстоятельство, что другой известный персонаж русской истории, князь Андрей Михайлович Курбский, который сбежал в Литву, а потом воевал против России и слал письма Ивану IV, находился в переписке и с влиятельным псково-печерским монахом Вассианом (Муромцевым). Курбский обличал царя в своих письмах. А царь этого очень не любил. И вот обнаружилось, что Курбский связан с монахами, — и разгневался на них, заподозрил «измену».

Они на самом деле что-то замышляли на царя?

— Нет. Но они были как-то связаны с Курбским — этого оказалось довольно, чтобы наказать и Корнилия, и Вассиана.

И еще был митрополит Филипп? Его ведь тоже по приказанию царя убили?

— Святителя убил, по-видимому, Малюта Скуратов. В житии митрополита Филиппа описывается, что Малюта задушил его подушкой, причем указывается, что записано это со слов пристава, который находился при митрополите, когда тот жил в Отрочем монастыре. Но вот отдавал ли царь Иван Малюте приказ задушить митрополита Филиппа, или не отдавал, мы не знаем. Есть у людей такая особенность: слышать между словами, читать между строк. Можно предположить, что Малюта не получал приказа, а убил по собственной инициативе — желая угодить царю. С другой стороны, не исключено, что всё произошло так, как пишет официальная версия, согласно которой митрополит Филипп умер в жарко натопленной келье (была зима, сильно топили). То, что у митрополита и царя был конфликт, — очевидно. Это хорошо прослеживается по источникам. Но вот какая особенность: имена Евфросинии и Корнилия есть в Синодике опальных, а имени митрополита Филиппа — нет. Это значит, сам Грозный не считал, что смерть Филиппа — на нем.

А что такое Синодик опальных?

— Синодик опальных был составлен в конце правления Иоанна IV. Его в свое время реконструировал историк Руслан Скрынников. В Синодике имена людей, казненных по приказу царя. Царь Иван приказал разослать списки Синодика по монастырям, выделил деньги, чтоб перечисленных в нем людей поминали. Этот Синодик абсолютно достоверен.

Получается, Грозный — как крокодил, проливающий слезы по своим жертвам?

— Ну, на всё свои причины — и на убийства, и на поминание. Не думаю, что царь в конце жизни раскаялся и считал всех убитых по его приказу невинными жертвами. Но зачастую смерть была неожиданной, человек не имел возможности покаяться, и это обрекало его душу на тяжелые испытания. На самом-то деле, участь души может решать только Бог, и, видимо, Иван IV в конце жизни пришел к выводу, что он не может за Бога определить судьбы душ этих казненных. Вероятно, именно поэтому и появился Синодик.

В ангельском чине?

Правда ли, что Иоанн IV в преддверии смерти принял постриг? Есть точка зрения, что «постригали» уже бездыханное тело. Какой версии придерживаетесь вы?

— Трудно сказать, может быть и так, и так. Дело в том, что пострижения великих князей и царей перед смертью происходили в последний момент — когда уже душа отлетала. Буквально: рядом находился епископ и на последнем вздохе осуществлял постриг. И понятно, почему: если человек выздоровел бы, ему пришлось бы быть монахом. А это ни в чьи планы не входило. Они хотели умереть в схиме, а не жить в схиме. С Иваном IV в этой связи всё не очень понятно. К его смерти не были готовы. Ему стало плохо, когда он играл в шахматы. Это было внезапно. Значит, никто не «караулил» последний вздох государя, чтобы тут же его постричь. Так что, возможно, постригали уже покойного.

А… зачем постригаться перед смертью?

— Чтобы «наверняка», в ангельском чине войти в Царствие Небесное. По-видимому, владыки мира преследовали такие цели.

Существовала ли на Руси традиция почитания Ивана IV как святого? Зафиксированы ли массовые паломничества к месту упокоения? Известны ли случаи исцелений и прочих чудес?

— Ни о чем таком я не знаю. Его похоронили, как и всех его предшественников, как и последующих царей, в Архангельском соборе Московского кремля. Ни о каких массовых паломничествах неизвестно. Хотя отношение народа к нему в целом было хорошим. Это видно по историческим песням, где царь изображен жестким, но положительным героем: народу запомнились взятие Казани, присоединение Поволжья... Да и к казням «бояр» народ часто относится с одобрением.

Как вы считаете, есть за что Грозного канонизировать?

— Не думаю. Можно по-разному к царю относиться. Кто-то положительно оценивает, кто-то — отрицательно. Но даже если оценивать положительно, что он для страны сделал больше хорошего, чем плохого, то всё равно, принимая во внимание и его многочисленные браки, и казни, оснований для канонизации нет. 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 3065


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930