Пасхальные блюда и их символика
Дорогие друзья, поздравляем Вас с наступающим Светлым Христовым Воскресением. В ожидании и преддверии праздника мы всегда стараемся должным образом подготовиться к нему. В христианской традиции есть особенности в подготовке и праздновании Пасхи. Готовимся мы к встрече Пасхи Великим постом, встречаем воскресшего Христа в храме на Божественной литургии, что является кульминацией праздника, а потом радость встречи с Господом перетекает за трапезный стол и наступает один из самых гастрономически вкусных моментов празднования — вкушение пасхальных блюд — разговение. Сегодня мы хотим поговорить с Вами о пасхальных блюдах, но не в контексте кулинарии, а с целью раскрыть символический смысл этих блюд.
Выбор темы этой статьи обусловлен тем, что сегодня в СМИ кто только не дерзает говорить о традициях православия, не являясь носителем данной религии и культуры. Можно найти большое количество околонаучных статей, а зачастую, и антинаучных, в которых авторы пытаются объяснить символы пасхальных блюд языческими традициями, эзотерическими смыслами и т. п., акцентируя внимание не на содержании обряда, а на форме. Хочется подчеркнуть, что такие статьи не имеют под собой ни теологического, ни исторического, ни культурологического основания, поэтому и комментировать мнения, отраженные в этих статьях, не будем. При этом предлагаем рассмотреть христианскую символику православных блюд.
Традиционно к пасхальным блюдам относятся: кулич, пасха (творожная) и крашеные яйца.
1. Кулич.
Обязательным блюдом пасхального стола у всех христианских народов является пасхальный хлеб, или кулич. Кулич (от греч. κόλλιξ - хлеб круглой или овальной формы) — это высокий, цилиндрический хлеб из дрожжевого теста, являющийся домашним эквивалентом артоса. Артос (от греч. άρτος - хлеб) — в византийском обряде особый хлеб, используемый в богослужениях Светлой седмицы.
Для того, чтобы понять традицию присутствия на Пасхальном столе куличей, сначала давайте рассмотрим символику чина об артосе.
Во-первых, она вытекает из символики чина о панагии — Богородичной просфоры, символизирующей присутствие Божией Матери за трапезой.
Также в литургических комментариях происхождение артоса часто связывается с апостольской практикой: ученики Иисуса Христа, находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе. И, готовя обыкновенную трапезу, они центральное место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. После трапезы апостолы делили этот хлеб между собой.
Постепенно появилась традиция в праздник Воскресения оставлять в храме хлеб — артос. Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы.
Артос освящается в каждом храме по окончании ночной пасхальной Литургии. После освящения артос полагают на аналой, который во время богослужений стоит у иконостаса возле иконы Господа Иисуса Христа, в промежутках между службами аналой с артосом устанавливают у царских врат. В течение всей Светлой седмицы ежедневно артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в Светлую субботу после благословения раздается верующим. В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак в течение года.
Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос, им и стал наш кулич.
Итак, артос символизирует присутствие за трапезой в самые радостные дни года — на Светлой седмице — Самого Воскресшего Господа Иисуса Христа. А так как кулич — это род артоса по своему происхождению и назначению, то он является:
1. Видимым выражением того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни, то есть кулич является символом Самого Иисуса Христа, который, обращаясь к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 48−51).
2. Кулич также символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни: как апостолы, собираясь на трапезу, оставляли одно место пустым для своего Учителя и клали кусок хлеба для Него, так и мы за нашей трапезой вспоминаем Господа, который Сам невидимо присутствует среди нас. Таким образом, имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.
3. Символ замены Ветхого Завета на Новый завет — кулич заменяет опресноки (пресные, неквашеные лепёшки, с ними и горькими травами иудеи вкушали пасхального агнца). В христианстве дрожжи символизируют — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию, поэтому и кулич, и просфора пекутся из дрожжевого теста, т. е. на закваске. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто (см. притчу о закваске Мф. 13:33−35; Мк. 4:33−34; Лк. 13, 20−21). «Как закваска», — говорит свт. Иоанн Златоуст: «над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного человека Спаситель, через крещение во имя Пресвятой Троицы, дает небесную закваску — дары Святого Духа, силу благодати. Все три силы («три меры») души человеческой (разум, чувство (сердце) и воля) гармонично растут и поднимаются к небу, исполняясь светом разума, теплом любви и славой добрых дел.
4. По поводу цилиндрической формы кулича существует два мнения. Первое говорит о том, что данная геометрическая форма символизирует саван Иисуса Христа, в который Иосиф Аримафейский и другие ученики с женами-мироносицами обернули снятого с Креста Господа. Второе мнение, что по форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь (храм) с куполом. Недаром на корке принято изображать крест.
2. Творожная пасха.
Вместе с куличами традиционно принято освящать и разговляться творожными пасхами. В церковных богослужебных книгах (в Типиконе, Требнике) они именуются «млеком огустевшим», то есть творогом или сыром. Интересно заметить, что на юге России и Украине пасхой (паской) называют кулич.
Для придания пасхе нужной формы ее помещают в пасочницу — деревянный разборный ящичек в виде пирамиды, на внутренних стенках которого вырезаются буквы «ХВ» («Христос воскрес»); символы страдания Христа — Крест, копье и трость с губкой; а также пальмовая ветвь и голубь — символ Святого Духа.
Какова же символика пасхи?
1. Форма пасхи является символом Голгофы и Гроба Господня, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Христова.
2. Символ Жертвы Христовой — напоминает, что время кровавых ветхозаветных жертв ушло в прошлое. В Ветхом Завете пасхой назывался закалываемый на праздник агнец (ягненок), прообраз Крестной Жертвы Спасителя. Ветхозаветного пасхального агнца заменил истинный Агнец — Иисус Христос. Св. Иоанн Предтеча свое свидетельство о Христе связывает именно с этим образом: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин. 1:29). Грех исказил, искривил человеческую природу, а Иисус Христос подвигом всей Своей жизни, абсолютностью Своего послушания «до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7−8) «выпрямляет» кривду нашего естества. На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. «…Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас…» (Рим. 5:8) Вся земная жизнь Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом. Плоды Жертвы Христовой являются через и благодаря Воскресению Христову. Воскресение явилось именно тем фактом, что страдания Христа — спасительны, что наше естество исцелено от порока, который в него был привнесен грехом. Воскресение Христово явилось началом всеобщего воскресения. Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертия и нетления.
3. Творожная пасха имеет и еще одну символику. Бог, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее скитание иудеев в пустыне. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим. Поэтому творожная пасха еще и символ пасхального веселья и сладости райской жизни. А «горка», в которую укладывается пасха, одновременно и символ Небесного Сиона, незыблемого основания «Нового Иерусалима», города, в котором нет храма, но «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец» (Апок. 21, 22).
3. Крашеные яйца
С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Характерной общехристианской традицией, восходящей к I в. по Р. Х., является крашение пасхальных яиц.
Согласно преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина, после Вознесения Господнем, придя с проповедью веры в Рим, попала во дворец императора Тиберия и стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена во время посещения императора было принято подносить ему дары. Но Мария Магдалина была очень бедна и поэтому принесла в дар правителю Римской империи обычное куриное яйцо. Обычай дарить яйца восходит еще к дохристианским временам. Народы Азии преподносили их в знак уважения в день нового года, дня рождения и других важных случаях
Выслушав святую, Тиберий ей не поверил и ответил: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых?! Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора яйцо окрасилось в красный цвет, чем была засвидетельствована истинность слов о Христовом Воскресении. С тех пор христиане стали окрашивать на Пасху яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия.
По примеру святой равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе.
Итак, пасхальное яйцо напоминает нам:
1. Об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.
2. Красный цвет указывает на возрождение наше кровью Иисуса Христа — Агнца Божия, заменившего собой ежегодную жертву ветхозаветных агнцев в Иерусалимском храме.
При дворе русских царей и императоров, уже с эпохи царя Алексея Михайловича, существовал целый чин празднования Пасхи, куда обязательным элементом входила раздача пасхальных яиц. Государь «жаловал каждого к руке и оделял всех крашенными яйцами». «На раздачу всем крашеных яиц выходило со светлого дня по вознесение до 37000», — сообщает И. Забелин. При дворе царя Алексея Михайловича красили яйца куриные, лебединые, гусиные, утиные, голубиные, а также не натуральные, из дерева и кости.
Благословение пасхальных кушаний по церковному уставу положено совершать в 1-й день Пасхи, уже после пасхальной литургии и непосредственно перед разговением. На практике это благословение (освящение) совершается в Великую субботу. Перенесение это обусловлено практическими соображениями, для удобства прихожан.
Хочется поделиться ещё одним моментом. Пока писала эту статью и осуществляла подбор материала, получила целое «образование» по приметам, связанным с тем, как «правильно» надо разрезать кулич и пасху, когда и как их вкушать, как разбивать яйца и т. п. Дорогие друзья, разрезать кулич и пасху, а так же разбивать яйца можно как душе Вашей угодно. Существует благочестивая традиция разговляться пасхальными блюдами, а утро следующих дней Светлой Седмицы начинать с них же — освященных куличиков, творожной пасхи и крашеных яиц.
Заметим, что в богослужебных книгах Типиконе и Требнике освящение яиц и сыра (огустевшего млека) носит характер благословения пищи, от которой до этого воздерживались ради Поста. Также говорится и про мясо, которое не следует приносить к храму для благословения, нет традиции освящать всю подряд пищу.
В заключение нашего разговора ответим ещё на один вопрос: с какого времени существует традиция печь куличи и готовить пасху к Светлому Христову Воскресению? Иеромонах Иов (Гумеров), пишет, что «обычай готовить к этому светлому празднику сладкий, сдобный высокий белый хлеб (кулич) и сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды (млеко огустевшее) возник не ранее XVI века». Однако куличи пекут и католики, и протестанты, поэтому весьма вероятно, что такая традиция была известна до разделения 1054 года, но пока мы не нашли письменного подтверждения данной мысли. Также трудно сказать точно с каких пор для приготовления творожной пасхи стали употреблять форму усеченной пирамиды. Но есть одно подтверждение тому, что уже в начале XVIII века эта форма использовалась на Руси. В Санкт-Петербурге есть Церковь Пресвятой Троицы, построенная в середине XVIII века, известная в народе как «Кулич и пасха», так как сама церковь имеет форму кулича, а колокольня — пасхи.
Благоприятного Вам Поста и «сердечно желаю вам всем великое сие торжество из торжеств христианских встретить и провести в мире и утешении духовном, добром здравии и всяком благополучии» — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И.В.Перцева
Хочется выразить глубокую благодарность за конструктивные замечания и помощь Н.П. Лаврентьевой, Д. В. Перепёлкину, О. В. Перцевой и Н. А. Святошенко.
Источники:
1. Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Четвероевангелие. Режим доступа:azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/rukovodstvo-k-izucheniyu-svjashennogo-pisanija-novogo-zaveta-chetveroevangelie/
2. Бубчикова М. А. Традиция Пасхального подарка в России. Режим доступа:www.sedmitza.ru/text/396618.html
3. Давыденков Олег, иерей. Катехизис. — М.: ПСТГУ. Режим доступа:azbyka.ru/dictionary/10/davydenkov_katihizis10-all.shtml#davydenkov_katihizis81
4. Желтов М. С., Рубан Ю. И. Православная Энциклопедия. Артос. Режим доступа: www.pravenc.ru/text/392501.html
5. Желтов М. С., Рубан Ю. И. Православная Энциклопедия. Великая суббота. Режим доступа: www.pravenc.ru/text/150073.html
6. Икономос Константин «О начале обыкновения употреблять красные яйца во время Пасхи». — СПб., 1826. Режим доступа:www.pravenc.ru/text/389062.html
7. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Поздравительные письма архимандрита Иоанна Крестьянкина к Пасхе. Пасха Христова, 1982 год. Режим доступа:azbyka.ru/paskha/pozdravlenija-s-paskhoj.shtml
8. Иов (Гумеров), иеромонах. Вопросы священнику. 22 апреля 2006 г. Режим доступа: www.pravoslavie.ru/answers/6818.htm
9. Осипов А. И. Лекция по апологетике на 5 курсе МДС. Жертва Христова. Режим доступа: www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/kurs2/txt08.html
10. Орлов Г. Объяснение пасхального богослужения и пасхальных обычаев. М., 1898. Режим доступа: azbyka.ru/days/p-pasha-istorija-bogosluzhenie-tradicii#paskhalnye_obrjady_i_obychai
11. Пасхи и куличи. Режим доступа: azbyka.ru/paskha/retseptu_kulichej_i_pasoh-all.shtml
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|