|
||||||||||||||
Профессор Дитер Хаттруп представил москвичам «нового Дарвина»31 января в Центральном доме журналиста была прочитана лекция «Дарвин как отец Церкви». Своим взглядом на соотношение современной естественной науки и христианского мировоззрения поделился доктор богословия, доктор физико-математических наук, профессор Фрибургского Университета (Швейцария), профессор Падерборнского Университета (Германия) католический священник Дитер Хаттруп. Ведущий вечера, дьякон Августин Соколовски представил профессора как уникального человека, всемирно известного ученого и одновременно священника с богатым пасторским опытом. «Совмещение науки и богословия, этих, как кажется многим, противоположных направлений, является сознательным выбором профессора. Впервые мы встречаемся с примером того, как естественные науки не только не вступают в противоречие с дисциплинами богословскими, но вместе образуют гармонию», — сказал отец Августин. По его признанию, название лекции носит провокационный характер. Это призыв к людям задуматься о том, на какой основе мы строим нашу веру. Несмотря на заявленную тему, собственно о Дарвине и его теории эволюции было сказано не много. Большую часть лекции доктор физико-математических наук посвятил истории развития физики. «Многие думают, что проблема Дарвина – это проблема соотношения его учения и первой страницы Библии. И это совершенно неправильно, - сказал профессор. - На первой странице Библии мы уже встречаемся с законом развития. Первый день: свет и тьма. Второй день: небо и земля. Третий день: твердь и воды. Растения… Это воспроизводит последовательность эволюционного представления о природе. Настоящая проблема Дарвина – не в эволюции, а в механике. В XIX веке биолог мог размышлять о теории развития только с позиций механической физики.» По мнению лектора, именно механическая физика, господствовавшая вплоть до ХХ века, постепенно «похищала у людей содержание веры и втягивала в себя истину». Механика – это желание охватить все взглядом. И на протяжении трех веков это стремление увенчивалось успехом, потому что законы, открытые Коперником, Кеплером, Ньютоном, дали людям возможность предвидеть. Действительно, зная определенные формулы, можно рассчитать и траекторию падающего предмета, и даже то, что произойдет через тысячи лет. «Возникает детерминизм: кажется, что сегодня предопределено то, что случится завтра. Но если моя жизнь заранее определена, если в ней отсутствует свобода, значит, я уже не человек, я существо, которое можно сравнить с машиной. А если человек - машина, то и Бога нет. Так начинается атеизм.», - рассуждает Дитер Хаттруп и предлагает именно с этой точки зрения взглянуть на теорию эволюции. «Все в природе есть результат фиксированных законов, утверждал Дарвин. Но в XIX веке он и не мог рассуждать по-другому, - поясняет профессор. – Мне жалко Дарвина. Огромным событием для ХХ века стало то, что физика перестала вверить в эти самые фиксированные законы. Новая физика – это квантовая теория. Именно она дает возможность медленными шагами вновь вернуться к пониманию свободы. И теперь возможен новый Дарвин. Что является антонимом необходимости? Случайность. Эта случайность есть и в биологии, а именно в мутации и селекции. В соотношении случайностей и необходимости можно усмотреть свободу Творца.» По мнению профессора, свободу и необходимость противопоставлять бессмысленно. Чтобы иметь свободу действия, человеку необходимо знать и применять законы природы. «Я могу использовать закон Галилея, когда подбрасываю и ловлю какой-то предмет, - сказал Дитер Хаттруп и для наглядности подбросил вверх свои часы. - Для нашей свободы необходимо, чтобы множество законов надежно действовали. Но, с другой стороны, эти законы не должны быть всеобъемлющими. Иначе у меня не будет свободного желания играть с часами. У меня вообще не будет желаний. Все мои действия будут диктоваться только естественной необходимостью. И я стану машиной. К счастью, с начала ХХ века мы знаем, что в природе действует и принцип случайности, и принцип необходимости.» Отстояв таким образом свободу личности, профессор Хаттруп тут же оговорился, что доказательства свободы не существует. Раньше из принципа механики делали вывод о несуществовании Бога. Но и теперь, исходя из принципа взаимодействия случайностей и необходимости в природе, нельзя автоматически сделать вывод о Его существовании. И это хорошо, заключил доктор богословия. Вера включает в себя некоторый риск. Человек должен использовать свою собственную свободу, чтобы распознать свободу Творца. Даже в том случае, если естественные науки так щедро дают для этого средства.
Образование и Православие / Евгения ВЛАСОВА, «Нескучный сад» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3571 |