Главная


 


Обновление: 
30 сентября 2007 г.

 

 
НОВОСТИ

Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о едином образовательном стандарте, упраздняющий возможность преподавания в российских школах "Основ православной культуры"

Госдума 11 сентября приняла в первом чтении законопроект о едином федеральном государственном образовательном стандарте. Соответствующие поправки вносятся в ряд законодательных актов РФ, в частности, в закон "Об образовании". Предлагается заменить существующие государственные образовательные стандарты, состоящие из трех компонентов - федерального, регионального и компонента образовательного учреждения - на федеральный государственный образовательный стандарт. Этот единый стандарт будет включать в себя "требование к результатам освоения основных образовательных программ", "требования к структуре основных образовательных программ" и "требование к условиям реализации основных образовательных программ".

Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов будет определяться правительством РФ. При этом сохраняется право образовательного учреждения на формирование образовательной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

За принятие законопроекта в перовом чтении проголосовали 331 депутатов, против - 55, воздержавшихся нет. В случае принятия закон вступает в силу с 1 июля 2008г.

Выступивший на пленарном заседании Государственной Думы депутат А.Н.Крутов отметил: "Фактически, данный законопроект ликвидирует в ряде субъектов Российской Федерации преподавание учебных курсов, таких как, "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Традиция", "Тора" и аналогичные, "краеведение", "экология" и др., которые преподаются в настоящее время с соблюдением принципа добровольности в рамках школьного регионального компонента.

Заявления представителей Министерства образования и науки о том, что взамен Русская Православная Церковь получит возможность внедрить курсы изучения православной культуры непосредственно в создаваемый федеральный образовательный стандарт, являются неубедительными, учитывая неоднократно высказываемую руководством этого Министерства негативную позицию по данному вопросу. Такие заявления ничем не подкреплены. Тем более, что растущее сопротивление руководством Министерства образования и науки ведению такой образовательной области дает основания считать указанные заявления представителей Министерства образования и науки просто уловкой".

Радонеж


Декан социологического факультета МГУ предлагает создать на федеральных детских каналах телевизионные версии "Основ православной культуры"

Декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков считает необходимым запустить на общероссийских детских телеканалах "Бибигон" и "Теленяня" телевизионные версии курса "Основ православной культуры". "Уверен, это был бы прорывной проект. В Москве есть прекрасные кадры для преподавания этого предмета, а телевидение донесет их голос до самых отдаленных городов и деревень страны, помогая формировать у детей и молодежи нравственные убеждения, воспитывать личность с добрыми началами", - сказал В. Добреньков.

Телевизионная версия "ОПК", по его словам, может стать "неким образцовым методическим пособием" для регионов и покажет, "как соблюсти меру в сочетании традиционной ценностной ориентации, глубины подхода и соблюдении конфессиональных интересов молодых граждан России". В. Добреньков подчеркнул важность преподавания в школах "Основ православной культуры", отметив при этом, что "система религиозных ценностей носит общечеловеческий характер вне зависимости от национальности и страны обитания человека". "Однако к преподаванию "ОПК" необходимо чрезвычайно осторожно подходить: очень важна подготовка преподавательских кадров! Это очень важный для судьбы страны проект, поэтому ни в коем случае нельзя допустить, чтобы непродуманная реализация загубила его на первоначальном этапе",- отметил В.Добреньков.

Радонеж


Девять колоколов, изготовленных на Новосибирском заводе цветного литья на средства прихожан, установлены на храме прп. Сергия Радонежского в деревне Комиссарово (Кемеровская область).

На колоколах запечатлены имена многочисленных жертвователей, на чьи средства они были отлиты. До этого в храме около десяти лет действовали колокола, приспособленные из баллонов для сжиженного газа.

Интерфакс-Религия


29 августа/11 сентября Православная Церковь вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В старое время этот день считался церковным праздником трезвости: официальное решение об этом принял Святейший Синод в 1914 году. В советское время праздник был забыт, а ныне традиция возрождается: 11 сентября День трезвости был организован в Екатеринбурге и Красноярске.

Патриархия.Ru


Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно почти 30 тыс. человек в мире кончают жизнь самоубийством. 

При этом число самоубийц продолжает расти. За последние полвека число самоубийц возросло на 60%. При этом, на каждого, совершившего самоубийство, приходится 20 человек, пытавшихся покончить с собой.

Русская линия


С 25 сентября по 22 октября в Москве в Государственном Историческом музее пройдет выставка "Новомученики и исповедники Российские".

На выставке будут представлены архивные документы, письма, дневники, старые фотографии, богослужебные предметы, принадлежавшие новомученикам: венчальные венцы из проволоки, потир из серебряной рюмки, литургический набор из дерева и т.д., свидетельствующие о подпольной церковной жизни того времени. 19 октября состоится круглый стол на тему: "Значение подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви". Место проведения: Государственный исторический музей, галерея Воскресенских ворот (Красная площадь, 1).

Время проведения: пресс-показ 25 сентября в 15:00, открытие выставки в 16:00.


Группа ученых из Флорентийского университета разработала нанотехнологии для реставрации древних произведений искусства

Хотя нанотехнологии начали развиваться сравнительно давно, до последнего времени они оставались в тени, словно набирая силу, чтобы во весь голос заявить о себе. Сегодня новая отрасль вызывает повышенный интерес общества. Нанотехнология оперирует мельчайшими частицами, размеры, которых не превышает тысячи нанометров.

Исследователи под руководством П. Баглиони создали из наночастиц кобальта и оксида железа полимерный гель, из которого была изготовлена магнитная губка, идеально подходящая для восстановления древних фресок, картин и скульптур. Гель состоит, главным образом, из полимера (полиэтиленгликоль и акриламид) пропитанного наночастицами железа. В ходе работ картину чистят с помощью специальных моющих веществ, затем место загрязнения покрывают новым гелем, который впитывает все остатки чистящего вещества с поверхности картины. Последний этап заключается в воздействии на гель, который легко удаляется с поверхности картины при помощи обычного магнита, не разрушая произведение искусства.

Таким образом, нанотехнологии позволят сохранить культурное наследие для наших потомков. Стоит отметить, что средства на основе геля используются для реставрации произведений искусства довольно давно, однако большинство из них зачастую приносят больше вреда, чем пользы, поскольку требуют применения довольно агрессивных растворителей. Удаляя пятна, музейщики, несмотря на все старания, часто оставляют частицы чистящих средств на картине. П. Баглиони утверждает, что нашел путь для решения этих проблем, получив чистящий гель, который может быть удален при помощи магнита. "Наша разработка заменит старый метод", - уверен ученый. Преимуществом новой методики, по словам ее создателей, является минимальная угроза очищаемой поверхности, поскольку гель не прилипает к ней и легко удаляется. Баглиони работает над созданием эффективных средств для очищения произведений искусства на протяжении 20 лет. Вместе с коллегами он реставрировал фрески во многих церквях Италии.

Православие в Украине


Христиане отметили Новый 7516 год

14 сентября христиане отметили Новый - 7516-й - год по церковнославянскому календарю. Во всех храмах состоялись богослужения по чину Новолетия и благодарственные молебны.

История православного нового года начинается с 312 года, когда император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. В честь этого события на I Вселенском соборе в 325 году было решено начинать новый год с 1 (по новому стилю - 14) сентября.

По преданию, мир создан за 5508 лет до рождения Христа. Раньше в летописях и документах для "сокращения" тысячи лет опускали и записывали только последние цифры. В 1699-м Петр I приказал перенести новолетие на 1 января, но церковная традиция отмечать этот день 1 (14) сентября осталась. Поскольку год до петровской реформы начинался 1 сентября, то в период с 1 января до 31 августа разница в летосчислении от Рождества Христова составляет 5508 лет, а для дат с 1 сентября до 31 декабря - уже 5509 лет. Таким образом, 2007 год от Рождества Христова = (2007 + 5508) = 7515 год от сотворения мира, а 1 (14) сентября 2007 года мы отпраздновали начало 7516 года.

Православие в Украине


Патриарх Алексий II: Членство священнослужителей в политических партиях и их участие в выборах недопустимо

"В 2000 году Архиерейский Собор запретил участие священнослужителей и канонических церковных структур в политической борьбе, членство духовенства в партиях. Мы являемся гражданами своей страны, мы участвуем в выборах, но мы запрещаем своим священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборные должности", - подчеркнул Алексий II.

Патриарх также отметил, что Церковь должна давать нравственную оценку происходящему в стране и в мире, включая экономику и политику, "особенно когда речь идет о народе, историческое бытие которого было освящено Православной Церковью, сопрягается с его пастырским окормлением, духовно-нравственным воспитанием".

Алексий II напомнил, что до революции Церковь была государственной и практически превратилась в структуру государства. После революции произошло отделение Церкви от государства, но вмешательство государства в церковную жизнь "было самым неприкрытым".

В начале 1990-х годов установились принципиально новые церковно-государственные отношения, "когда Церковь не вмешивается в жизнь государства, а государство - я это ответственно говорю - во внутреннюю жизнь Церкви", подчеркнул Предстоятель РПЦ.

"Современная система взаимоотношений государства и Церкви должна предполагать партнерство, диалог в решении тех задач, которые стоят перед народом", - сказал Алексий II.

Сегодня, по его словам, важной задачей является "сбережение нравственного здоровья нашего общества", сохранение межрелигиозного и межнационального согласия. "И здесь, в этих вопросах, мы с государством партнеры, потому что это и государственная, и религиозная задача", - подытожил Глава Русской Церкви.

Интерфакс-Религия


Число приходов Русской Церкви за 20 лет увеличилось более чем в 4 раза

За последние двадцать лет у Русской Православной Церкви в России и за границей более чем в четыре раза увеличилось количество приходов и почти в четыре раза - число монастырей.

Согласно статистике, которую привел Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в 1987 году у Русской Церкви было 6800 приходов, 19 монастырей, три духовных учебных заведения, а по данным на 1 января 2007 года - 27300 приходов, 716 обителей, 70 учебных заведений. Много приходов Московского Патриархата возникает за рубежом, причем, считает Патриарх, "это не должно никого пугать и смущать".

Предстоятель также заявил о коренных изменениях, произошедших в России за последние 20 лет, в том числе в духовной сфере.

"Те, которые побывали 20 лет назад в Советском Союзе и приезжают сегодня, не узнают страны. Новая страна, новые возможности, новые права у людей, новые свободы", - сказал Предстоятель РПЦ. Он отметил, что в России "чудом Божиим" возрождается духовность, и это свидетельствует о том, что "в годы безбожной власти вера передавалась из поколения в поколение, сохранялась в сердцах и душах людей".

Кроме того, Алексий II указал на существенное увеличение числа молодых людей среди прихожан Русской Церкви. "Часто в шестидесятые-семидесятые годы, когда мы бывали за границей, нам говорили: "Ну кто у вас ходит в церковь? Одни же бабушки"... Возрастной состав очень изменился. Сегодня очень много детей, молодежи, людей среднего возраста", - сказал Предстоятель.

При этом он подчеркнул, что "мы всегда с благодарностью помним тех бабушек, которые воспитали своих внуков и внучек в вере Христовой, потому что благодаря им сохранилась вера в народе".

Интерфакс-Религия


В Московском Патриархате считают оптимальной для России европейскую модель преподавания в школе знаний о религии

В Русской Православной Церкви выступили в поддержку европейской модели, которая предполагает добровольное преподавание знаний о религии в школе с учетом мнения различных мировоззренческих групп.

"Я лично тоже считаю, что вводить обязательное изучение предметов по религиозной тематике не надо, в том числе и тех предметов, которые говорят о религии скептически, воспринимая ее лишь как некий придуманный людьми, сугубо социальный феномен", - заявил зампредседателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин.

Точно так же, по его мнению, "нельзя заставить человека быть верующим против его воли, ведь так не поступает даже сам Бог, создавший человека свободным".

Добровольное же изучение религий, в том числе при государственной поддержке, "почти нигде в мире не воспринимается как нарушение принципа светскости государства", отметил отец Всеволод.

Так он прокомментировал слова президента РФ Владимира Путина, который заявил, что приказом сверху нельзя вводить обязательное изучение в школах предметов "по религиозной тематике", и призвал найти приемлемую для всего общества форму воспитания детей в духе традиционных религий.

При этом отец Всеволод выразил мнение, что найти такую форму подобного воспитания, которая была бы приемлема абсолютно для всех, "вряд ли возможно в принципе". "На мой взгляд, нельзя не учитывать, что большинство общества - за такое воспитание, но некоторая часть элиты - против", - констатировал отец Всеволод.

Есть, по его словам, и такие люди, которые вообще считают, что "воспитание в школе не нужно и мораль, а тем более вера, опасна".

"Эти люди пытаются насадить в школе мировоззрение безграничной свободы, потребительства, утилитарного отношения к знаниям. Это мировоззрение подчас пренебрегает моральными принципами и даже объявляет их ненужными. А потому оно противоположно взглядам верующих людей, которые, конечно, с его привитием в школе никогда не согласятся", - подчеркнул отец Всеволод.

Он отметил, что в обществе есть разные мировоззренческие группы, и школа "не может и не должна чесать их всех под одну гребенку". "Поэтому, на мой взгляд, лучшей для России была бы наиболее распространенная в Европе модель: согласно ей, люди разных религий и мировоззрений образуют в школьной системе группы, где дается воспитание именно в духе их мировоззрения. Естественно, делается это по свободному выбору. Наличие таких групп не разделяет людей, а сглаживает общественные противоречия. Разделяет как раз попытка навязать что-либо людям помимо их воли", - подытожил отец Всеволод.

Радонеж


Активизация иностранных сект встревожила военную контрразведку РФ

Военная контрразведка России отмечает активизацию различных религиозных организаций, административно-финансовые центры которых находятся за рубежом, с целью вовлечения в свою среду российских военнослужащих.

Как сообщили в службе информации и общественных связей Сибирского военного округа (СибВО), "при этом используются как открытые, так и изощренные методы и формы влияния, отвлекающие личный состав от решения задач, стоящих перед Вооруженными силами".

"В мае 2007 года командованием и военной контрразведкой общевойскового объединения была пресечена попытка проведения религиозной пропагандистской акции на территории одной из воинских частей Новосибирского гарнизона местной религиозной организацией "Церковь христиан веры евангелисткой "Слово Жизни". Акция была спланирована под прикрытием проведения "культурного мероприятия", посвященного празднованию Дня Победы". В августе один из руководителей этой же "церкви" в Бурятии обращался к командованию Джидинского гарнизона с просьбой провести с военнослужащими мероприятие религиозной направленности, но уже под предлогом беседы о вреде курения и наркомании, сообщил представитель службы информации.

В сентябре на территории одной из частей центрального подчинения дислоцированной в Читинской области военные контрразведчики СибВО вскрыли факт незаконного хранения нескольких тысяч экземпляров книг религиозного содержания организации "Миссия Гедеон". Для каких целей и на каком основании хранилась подобная "библиотека", предстоит выяснить военной прокуратуре в рамках проверки соблюдения федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О свободе совести и религиозных объединениях".

Седмица.Ru


Православные определили портрет интернетзависимого человека

"Патологическая зависимость от интернета" - семинар с таким названием прошел в архиерейском корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в рамках программы "Православная школа психологии и медицины". Ведущим семинара выступил психолог В.А. Цыганков.

Симптоматика зависимости от интернета не всегда может быть отделена от симптоматики так называемой "зависимости от компьютеров" или "патологического (избыточного) применения компьютеров".

Участниками семинара, в частности московскими учеными Р.Ф. Теперик и М.А. Жуковой, был выделен характерный тип, свойственный зависимым от интернета пользователям.

Среди характеристик данного типа - преобладание тенденции к доминированию, ориентация только на собственное мнение, нетерпимость к критике, настойчивость, эгоцентричность, сниженная эмоциональность, обособленность и замкнутость в отношениях с другими людьми, подозрительность, обидчивость.

У зависимых от интернета людей наблюдается дефицит развития коммуникативных умений, что проявляется в низкой способности слушать и слышать собеседника, нетерпимости к высказываниям партнера по общению, неспособности внимательно относиться к собеседнику и давать ему возможность высказать свою позицию.

Религия и СМИ


Оглашен список вопросов, на которые должны ответить эксперты, исследующие т.н. Екатеринбургские останки

Свердловское областное бюро судмедэкспертизы огласило список вопросов, на которые должны ответить эксперты в ходе исследования останков, найденных в июле в районе Старой Коптяковской дороги под Екатеринбургом.

В частности, необходимо выяснить, какова видовая принадлежность представленных на экспертизу костных останков: принадлежали ли они человеку или животным, к каким именно костям скелета человека принадлежали представленные фрагменты костей. Также эксперты должны будут определить, скольким людям принадлежали обнаруженные останки.

Эксперты выяснят и то, возможно ли посредством проведения молекулярно-генетических исследований установить наличие у человека, которому принадлежали обнаруженные фрагменты костей, наследственно обусловленного заболевания - гемофилии.

Экспертиза установит также, имеются ли на представленных костных останках следы огнестрельных повреждений. Исследования призваны определить и давность захоронения останков.

Весь комплекс судебно-медицинских исследований по идентификации обнаруженных останков проводится на базе Свердловского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. В настоящее время начаты антропологические и стоматологические исследования, изучение повреждений, имеющихся на фрагментах костей.

Фрагменты из так называемого "первого захоронения" членов царской семьи, найденные в 1979 году в районе Старой Коптяковской дороги, уже доставлены в Екатеринбург представителем Генпрокуратуры РФ. Их сравнят с останками из "второго захоронения" для подтверждения или опровержения наличия родственных связей. Круг экспертов уже сформирован.

Интерфакс-Религия


Духовное образование в России приобретает все большую популярность у иностранцев

Среди иностранцев растет популярность богословского образования в России. Так, например, житель Германии Томас к удивлению родителей - добропорядочных мюнхенских бюргеров - бросил католическую семинарию и уехал в Россию.

После трех лет в Московской духовной семинарии он стал священником и теперь продолжает учиться уже в Духовной академии.

Другой учащийся МДА - серб Синиша Мичанович - из католической Хорватии. Он еще плохо знает русский язык, но уже поет в церковном хоре.

Как отметил проректор академии игумен Вассиан, иностранцам не так легко дается изучение предметов, поскольку они преподаются не на родном языке, "но они прилагают больше усилий".

Профессорский стипендиат академии отец Григорий из Болгарии каждый день сидит в библиотеке до закрытия. Весной он собирается защищать диссертацию.

"Был в Греции, на Кипре, в Салониках. Там тоже есть прекрасные богословские факультеты, я люблю греческие школы. Но Бог знает, что лучше для спасения человеческой души, что именно человек готов принять", - признался он.

В следующем году иностранных студентов в Сергиевом Посаде станет еще больше. Академию пополнят студенты из Китая и Южной Кореи.

Православие.Ru


 

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу