Главная


 


Обновление: 
27 ноября 2005 г.

 

 
Новости

Каждый россиянин должен знать основы православной культуры, считает Святейший Патриарх Алексий II. 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что преподавание в российских школах "Основ православной культуры" позволит возродить память о национальной культуре. "После 70 лет атеистического воспитания мы можем не ставить вопроса о преподавании Закона Божьего", - сказал Патриарх, встречаясь 23 ноября с группой священнослужителей в Свято-Даниловом монастыре Москвы, сообщает «Интерфакс». 

Святейший Патриарх отметил, что в ряде российских регионов этот предмет уже преподается в качестве факультатива и "не вызывает никаких препятствий и возражений". "Мне кажется, что каждый человек должен знать основы своей культуры, а наша культура имеет тысячелетнюю христианскую историю", - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. 

Говоря о духовном возрождении России, он напомнил, что если еще 20 лет назад "были видны руины храмов, то сегодня можно видеть сотни, тысячи церквей, которые восстанавливаются". Однако главная задача, по убеждению Патриарха, "не восстанавливать стены храмов и монастырей, а восстанавливать исковерканные души". 

Предстоятель Церкви призвал к объединению усилий с государством в борьбе против наркомании, которую он назвал "болезнью века". "Только общими усилиями мы можем преодолеть зло, от которого гибнут десятки тысяч молодых людей", - сказал Святейший Патриарх. http://www.radonezh.ru/ 


США скоро вернут России колокола Свято-Данилова монастыря, проданные американцам в 30-х годах прошлого века 

Возвращение колоколов звонницы Свято-Данилова монастыря из Гарвардского университета (Бостон, США) в Россию переходит в практическую фазу. "По сути, возвращение колоколов сейчас переходит в стадию практических действий", - сообщил министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов. В ближайшее время будет принято решение, у кого заказывать отливку новых колоколов, которые будут переданы университету Гарварда взамен подлинников. 

"Скорее всего, мы их будем заказывать в Екатеринбурге. Думаю, что для их отливки не понадобится длительное время - возможно, за пару-тройку месяцев это можно сделать", - сказал А.Соколов. Кроме того, он отметил, что процесс создания копий и самого возвращения колоколов не будет финансироваться из бюджета, однако спонсоров этого мероприятия министр решил пока не называть. Колокола Свято-Данилова монастыря были проданы советской властью американцам в 30-е годы. 

Самый древний колокол был отлит в XVII веке, а самый молодой - в 1904 году. Передача их России является актом доброй воли. 

Седмица.Ru 


Минобороны РФ готово принять священников в штат вооружённых сил. 

Об этом заявил начальник главного управления воспитательной работы российской армии Николай Резник. "Нам нужны священники, готовые работать с личным составом на местах, непосредственно в войсковых частях и соединениях. Однако пока Русская Православная Церковь и другие конфессии не готовы к решению этой проблемы в том объёме, который нам необходим", - сказал генерал. 

По его словам, сейчас в экспериментальном порядке в войсках работают представители четырёх основных религий - Христианства, мусульманства, иудаизма и буддизма. 

Седмица.Ru 


В России продолжается вымирание народа и растет количество наркоманов и алкоголиков 

Более 3,5 миллионов россиян (2,4% от общей численности населения страны) страдают алкоголизмом и наркоманией. Ежегодно умирают около 70 тысяч наркоманов, большинство из них - молодые люди, едва достигшие 25 лет. Такие данные были приведены на международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию национального научного центра (ННЦ) наркологии Росздрава. 

По данным руководителя организации, главного нарколога страны Николая Иванца, "если раньше 90% всех наркоманов были ВИЧ-инфицированы, то на сегодняшний день таких только 12-15%", "В то же время почти все наркоманы обнаруживают признаки гепатита С", - добавил Иванец. Вместе с тем, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 октября 2005г. сократилась с начала текущего года на 555,1 чел. и в настоящее время составляет 142,9 млн. человек. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в январе-сентябре 2005г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2004г. на 54,9 тыс. человек. 

Увеличившийся миграционный прирост компенсировал численные потери населения только на 11,8%. В 79 субъектах РФ в январе-сентябре 2005г. в России отмечалось снижение числа родившихся, увеличение числа умерших - в 60 субъектах. В целом по стране превышение умерших над родившимися составило 1,6 раза (в январе-сентябре 2004г. - 1,5 раза), причем в 23 субъектах оно составило 2-2,8 раза. 

Естественный прирост населения в январе-сентябре 2005г., как и в январе-сентябре 2004г., зафиксирован только в 17 субъектах. 

Русская линия 


Муфтий призывает мусульман перенимать у православных опыт преподавания основ религиозной культуры. 

Исполнительный директор Координационного центра мусульман Северного Кавказа, бывший муфтий Кабардино-Балкарии Шафиг Пшихачев призвал мусульман перенимать опыт Русской Православной Церкви в сфере религиозного образования, сообщает «Интерфакс». "Есть попытка со стороны Русской Православной Церкви преподавать "Основы православной культуры". Я очень рад, что эта попытка делается. У Православной Церкви есть наработки, есть чему учиться", - сказал Ш.Пшихачев на пресс-конференции в Москве 21 ноября. 

По его словам, в настоящее время руководство Кабардино-Балкарии изучает такой опыт. "Надо изучать культуру наших религий, с тем чтобы наши люди выработали толерантность по отношению друг к другу", - подчеркнул муфтий. Между тем, добавил он, на данный момент в республике "не преподается ничего, нет воскресных школ, телевидение и радио были закрыты для духовенства". При этом Ш.Пшихачев привел в пример Ингушетию, где уже пять лет изучаются основы ислама в школах, и, по его словам, "именно это приносит свои плоды". Подчеркивая необходимость преподавания "Основ исламской культуры" в школах, Ш.Пшихачев пояснил, что, с его точки зрения, это должен быть культурологический предмет, который бы преподавался светскими учителями. 

Он также призвал духовных лидеров мусульман и православия встречаться, создавать совместные группы и совместно реализовывать образовательные и патриотические проекты. "Считаю, что наши граждане должны быть воспитаны в духе патриотизма, а в каждой религии присутствует особое отношение к Отечеству", - сказал муфтий. Нельзя не отметить, что, в отличие от Ингушетии, где, по словам муфтия, в школах уже пять лет изучаются основы ислама, основы православной культуры в качестве регионального компонента среднего образования нигде в России пока еще не введены. Изучать опыт мусульманам будет непросто…

 http://www.radonezh.ru/ 


РОСТОВСКИХ ШКОЛАХ ПРЕПОДАЮТ ИСТОРИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 

Ростов-на-Дону, 23 ноября 2005 г. Не религиозное воспитание, а преподавание истории православной культуры находится в основе эксперимента, который проходит в Ростове-на-Дону. Шестая школа – одна из первых в городе, где реализуется пилотный проект по преподаванию православной культуры, сообщает Дон-ТР. Тема урока по основам православной культуры в первом классе – "Русь благословенная моя". Занятие факультативное, но в классе заняты все парты. Историю Православия в начальных классах, говорят педагоги, лучше всего преподавать через образы. 

Пока факультативные уроки проводятся в младших классах, но руководство уже говорит, что новый предмет сказался на микроклимате в школе. Школа очень сложная, многонациональная. Но, по словам замдиректора школы Натальи Иониной, сейчас стало меньше правонарушений. Два года назад при Свято-Покровском храме было создано общество православных педагогов. Здесь уже настоятель игумен Всеволод по воскресеньям проводит занятия с учителями. Обсуждают методику преподавания православной культуры. Просят не сравнивать новый предмет с религиозным воспитанием. Выступают против засилья сектантства. 

"Помочь человеку избавиться от сектантства, так как секты несут проамериканский образ жизни. Наша традиция – православная культура", – говорит настоятель Свято-Покровского храма игумен Всеволод. Появление нового предмета в школах называют экспериментом. Проводят его по принципу гуманизма: не навреди. http://www.pravoslavie.ru/ 


Церковь и музей: эхо революции.(Прот.Николай СОКОЛОВ) 

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы приветствуем сегодня в нашей студии протоирея Николая Соколова. Отец Николай имеет двойное подчинение: с одной стороны он клирик Московской Патриархи, настоятель Храма Свят.Николая в Толмачах, а с другой стороны, является сотрудником Третьяковской галереи, в стенах которой храм и находится. И ему вполне с руки сейчас обсуждать очень важную тему об отношении музея и Церкви. 

Лишь 15 лет тому назад пала советская власть и при ней музеи хранили уцелевшие скорлупки церковной жизни: иконы, утварь и т.д. Тогда мы считали музейщиков своими союзниками, соратниками в сохранении святынь. И вдруг музеи становятся чуть ли не нашими врагами, не отдают нам храмы, не отдают иконы и т.д. Есть ли здесь непреодолимые противоречия и может ли быть сотрудничество?

 – Спасибо за вопрос. Дорогие братья и сестры, добрый день. Мне очень приятно общаться с вами на волнах радио "Радонеж" – такого любимого всеми москвичами и гостями столицы, дающего столько радости тем, кто его слушает. Конференция, прошедшая в Москве в последние дни, посвящалась событиям связанным с празднованием юбилея 625-летия Куликовской битвы. В связи с этим хотелось сказать, что многие вопросы поднимались: бытия церкви, проблемы войны, проблемы мира, проблемы культурной жизни, которые были и в древней Руси, и в после монгольский период после Куликовской битвы, и в период возрождения русской духовной жизни. 

И говорилось о том, что Русь расцвела в период предшествующий Куликовской битве, объединяясь вокруг общей идеи свободы национального духа, борьбы за свою веру и особенно после, когда был написан уже в память-похвалу преподобного Сергия его учеником Андреем Рублевым великий образ Святой Троицы, ряд изумительных шедевров икон, которые сегодня являются великими святынями России, но находятся часто в музеях. Вот перед нами стоит вопрос и ставят часто его передо мной как настоятелем храма-музея. 

Возможно ли существование таких храмов-музеев, либо они не имеют право на свое самобытное бытие. Нужно ли полностью все иконы, хранящиеся в запасниках музеев, и другие святыни передать церкви. Если говорить с точки зрения духовной жизни, то любой христианин понимает, что святыня должна находиться там, где ее почитают как святыню, где ей молятся, где чтут дни празднования этих икон. Но мы помним, что в жизни все делается по промыслу Божию. 

И каждая святыня должна быть достойна того, кому она дается, достойна тех общин, тех храмов, тех городов, тех монастырей откуда они были взяты, и, надеюсь, со временем будут возвращены. И процесс возврата святынь уже начался. 15 лет, о которых помянул главный редактор – это совсем маленький срок. Это еще ребенок только что выросший до своего начала бытия взрослого человека, но еще не взрослый. И этот период положил начало конфронтации между бытием музеев и церковной жизни, которых в советский период не было и не могло быть. 

Церковь занимала определенные позиции, исполняла, как говориться, свои культовые функции, не вмешиваясь в музейное хранение и не было даже намека на то, чтобы передать какую-либо икону или святыню в пользование церкви. Хотя были отдельные случаи, когда и в период советской власти возможно было служить перед иконами, перед святынями, в том числе и московского Кремля, молебны и богослужения. Я вспоминаю день, когда впервые в Успенском соборе московского Кремля после многих десятилетий пустоты духовной звучали слова молитвы. В молитвах на Усыпающую Богородицу пропел хор иподъяконов патриарха Пимена и монахов Троице-Сергиевской лавры, которые пришли, чтобы освятить этот храм кратким молебном и в этом дивном соборе провести праздник – 400 лет восстановления патриаршего престола. После первых же слов этой молитвы собор преобразился, иконы засияли особым светом, воздух весь вспомнил все, что было там за тысячелетия и у всех, кто там был, были слезы. Вот что значит молитва в храме, пусть и в храме-музее. 

Да, Кремль остался музеем и соборы Кремля остались музеями. И они, видимо, долго будут музеями. Поэтому вопрос о том, имеют ли право на существование храмы-музеи сегодня – это не праздный вопрос. Он возник не сегодня. Бытие храмов-музеев насчитывает уже многие столетия. Они не назывались храмами-музеями. Но в храмах были ризницы, были хранения, были научные описи того, что там хранилось. Это было сродни тому музейном хранению, которое сегодня мы имеем, скажем в московском Кремле, Оружейной или Грановитой палате, в Третьяковской галерее, Историческом музее и много, много других. Еще в период татаро-монгольского нашествия, когда Батый сжег Киев, летопись говорит о том, что среди прочих святынь и реликвий, которые были уничтожены, были порты великих князей, которые хранились в Софийском соборе. 

Для чего они там хранились понятно: чтобы память о великих князьях, об их быте, об их образе жизни была в памяти их потомков. Таким образом мы знаем, что уже тогда были определенные хранения. Хранения продолжали разрастаться, они достигали порой очень больших размеров и, скажем прямо, не все, что хранилось в ризницах, не все святыни доступны были и тогда для поклонения. Например, самая великая святыня России - Владимирская икона Божией Матери, о которой много говорили и мы еще сегодня о ней скажем, и которая хранилась всегда в московском Кремле, выносилась для поклонения всего лишь несколько раз в году. 

А последние годы столетия только в великие праздники, во время коронации или иных событий очень серьезно связанных с жизнью России. – Почему же так, с чем это связано. – Дело в том, что в центральном иконостасе хранилась ее копия, которая всегда была доступна. А сама святыня хранилась в ризнице Кремля и выдавалась только по специальному распоряжению притом даже не патриарха, и не синода, а правительства. Это была федеральная собственность царского дома и поэтому распоряжаться могли только с ведома тех лиц, которым она была дана на хранение. 

Таким образом, когда великая святыня Владимирская появилась в Москве, с тех пор прошло уже 610 лет. В этом году, дорогие братья и сестры, мы отметили в августе месяце, 8 сентября по новому стилю, 610-летие пребывание иконы Владимирской в граде Москве. И эта великая святыня сегодня доступна, доступна в действующем храме-музее, которым является храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галере. Я являюсь настоятелем этого храма и одновременно заведующим храма-музея. Этот храм возрождался трудно, период его возрождения затянулся на более чем 10 лет. Не так просто складывались отношения с музейными работниками, хотя острых конфликтов, милостью Божью, мы миновали. 

– Ну, естественно, Батюшка, я помню, что и мы устраивали молитвенные стояния у Третьяковки, и шествия народные, народ требовал свою святыню вернуть , иногда с таким, как вы сказали, юношеским максимализмом. 

– Я вспоминаю эти 90-е годы, когда народ действительно приходил и к галерее, приходил к Историческому музею, приходил в Кремль и ждал возвращения этой иконы. Безусловно, вопрос о бытии таких великих святынь как Владимирская икона Божьей Матери, Донская икона Божьей Матери, Троица, писанная преп. Андреем Рублевым – это основополагающие моменты духовного бытия России. Повторяю, что Владимирская постоянно находилась в Кремле, и давалась только на определенные богослужения. 

Но в 92-м году, видимо, благодаря нашим усилиям и вашим молитвостояниям был подписан Указ Президента России о выдачи на богослужение этих чтимых икон. Музей своей властью не имеет право отдать иконы ( музей является хранителем) и требовать у музея что-то передать некорректно. Так однажды на одном высоком собрании очень всеми почитаемый московский человек, сказал, обращаясь в речи к музейным работникам – отдайте то, что было наворовано. Ему ответили на это, что мы не воровали. Да, милостью Божьей, удалось сохранить, как вы сказали, скорлупки от того величия которое было в России. И это действительно промыслы Божьи.

И низкий поклон тем музейным работникам, которые с риском для жизни, особенно в 30-е годы, сохранили, не уничтожили, не продали за границу те великие сокровища России, которые сегодня вновь становятся доступны. Так и Владимирская икона Божьей Матери решением Президента, а потом уже и решением Святейшего Патриарха и Священного Синода была помещена в тогда возрождающийся, а ныне действующий первый в России храм-музей, который получил статус домового храма при Третьяковской галерее, где полностью соблюдается режим хранения, режим пожаротушения, климатический режим и пр. Икона защищена специальной капсулой, чтобы хранение было еще более надежным и там же совершаются те уставные богослужения, которые нужно совершать перед такими великими святынями. Вопрос о том, где быть иконе вставал и перед Святейшим Патриархом, и перед хранителями иконы.

Предлагались разные варианты – и Кремль московский, и Храм Христа Спасителя, где икона была всего один раз в своем бытии, когда выбирали Святейшего Патриарха Тихона на патриаршее служение, это и ряд монастырей Москвы. Светлейший Патриарх мудро рассудил: Кремль часто бывает не доступен для богослужения, те 20-25 служб в году, которые там происходят, подчас не всегда бывают удобны для посещений народа, не всегда есть возможность всем помолиться у святыни, да и потом там находится центр государственной власти России. И с этим также связаны трудности посещения святынь и богослужений там. По моему все это понимают и все это ясно. И то, что сейчас работники Кремля, выставляют многие святыни, которые хранятся там для поклонения, а иногда дают на богослужение – это тоже очень радостно. По крайней мере последние годы всегда мы служим дни памяти святителей московских – цесаревича Дмитрия, ряда других святых, чтимых икон в кремлевских соборах и там всегда находим полное понимание сотрудников музея. Что касается других храмов-музеев, то их очень мало. Дело в том, что бытие такого храма требует довольно больших материальных затрат, и взять на себя такое сложное хранение действующим церквям сейчас не под силу.

Я верю, что постепенно в этих храмах будет организовано надлежащее хранение, святыни будут размещены надежно и доступно( ведь вы прекрасно знаете о десятках случаев хищений из храмов – Батюшка, насколько остры конфликтные ситуации и как пытаются их разрешить. – Действительно сегодняшняя жизнь показывает нам, что в храмах-музеях, монастырях-музеях(кстати, никто не знает их точное количество) порой есть конфликты между работниками музея и церковными общинами, которыми храм уже перешел как действующий храм. Во многом это связано с отношениями личностными, между директором музея и настоятелем храма Сейчас мы имеем более 50 конфликтных ситуаций в разных музеях и храмах. Сегодня вопрос стоит о том, кто является хранителем картин, икон, утвари и всего внутреннего убранства, и чья юрисдикция в храме. Если храм имеет свое независимое существование, то иконы должны быть переданы туда из музея, если он там был, на нулевое хранение или какое-нибудь еще, чтобы храм отвечал за них как за музейную коллекцию, не имея права его ни продать, ни куда-то выставить или что-то еще. И отвечал за них. В таком случае, безусловно нужно подписывать соглашение соответствующее. Но процедуры передачи храма музею, музея храму своих коллекций, не существует.

Мы имеем примеры западных храмов-музеев. Их очень много. Секуляризация Запада, умерщвление Запада проходило постепенно, люди отходили от Бога, отходили от Церкви и подчас прекрасные соборы и церкви оставались пустыми, не нужны были. Но это собственность церкви. И тогда церковь часто устраивала там музеи, чтобы привлечь народ. И сейчас так бывает – храм великолепный, но в этом соборе два-три раза в году проходит богослужение для коронации или, для каких-то еще важных слобытий, а большей частью он действует как музей. Это и в Англии, и в Германии и во Франции. Там проблем не существу между храмом и музеем. У храма есть своя задача, у музея – своя, подчас один и тот же хозяин. Но у нас, вот эта драматическая ситуация превращения храма в музей прошла в 20-е годы через кровь, через смерть, через страдания. И это наложило страшный отпечаток на тех, кто пережил это все. Люди видели, как сжигались иконы, как уничтожались святыни, как расхищались и продавались за рубеж великие сокровища русской культуры. И поэтому сегодняшний день – это отголосок тех событий. И конфликт между музеем и храмом, между директором музея и священнослужителем отзвук тех событий.

Текстовая версия Радио “Радонеж”

 


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу