Главная


Архив новостей


Обновление: 
28 апреля 2009 г.

 

 
Новости

"Источник еси воистинну воды живыя, Владычице"

Икона Божией Матери "Живоносный источник"

Икона Божией Матери "Живоносный Источник"

По материалам статьи из т. 19 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.

"Живоносный Источник" ["Живоприемный Источник"], образ Божией Матери. Иконография связана с прославлением целебного источника за городской стеной Константинополя поля у Силиврийских ворот, на месте к-рого, по преданию, в V в. имп. Лев I основал Живоносного Источника мон-рь. Текст анонима X в. о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него (лат. De sacris aedibus... P. 878-889) стал основой для пересказа визант. церковным историком Никифором Каллистом Ксанфопулом между 1306 и 1328 г. В добавлении к тексту анонима мон. Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы лат. управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и их возобновлении (15 чудес) по вступлении на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). Пересказывая источник X в., Никифор Каллист упоминает 2 чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно, являясь частью композиции "Благовещение" (у колодца?), был парным изображению арх. Гавриила. Другой помещался в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина: "Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)" (цит. по: Тэлбот. 1996. С. 118). Из описаний неясно в какой технике (мозаика? рельеф?) было выполнено изображение. Согласно тексту Никифора Каллиста, Богородица, облаченная в имп. одежды, "словно черпала (святую) воду и святила ею кругом себя и паломников" (цит. по.: Там же. С. 119). Этот же автор дает описание еще одного, не упоминаемого ранее мозаичного изображения в крипте, к иконографии к-рого, очевидно, восходят известные в наст. время изводы иконы "Ж. И.": "На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей... Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале" (цит. по: Там же. С. 120). Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (по мнению А. М. Тэлбот, в своде мраморного кивория над источником), была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего при имп. Андронике II в связи с возобновлением чудес. С постепенным усвоением эпитета "Живоносный Источник" Богородице (Кондаков. С. 373; Talbot. 1994. P. 136-137), он становится связанным с этой иконографией, в основе к-рой - изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте - неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют 2 широко распространенных в Византии типа изображения: образ Богоматери-Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в рус. традиции - "Знамение") и образы Кириотиссы, или Никопеи,- Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца. Самые ранние сохранившиеся изображения "Ж. И." известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне. В мон-ре Вронтохион в Мистре, к-рому покровительствовал имп. Андроник II, подписное изображение "Ж. И." встречается в росписи ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) (ок. 1322) - в нартексе, над входом в храм изображена Богородица с Младенцем в фиале (чаше), по сторонам - полуфигуры праведных Иоакима и Анны в молении, в верхней зоне - небольшие фигурки 2 ангелов; причем юж. парекклисион ц. св. Феодоров (роспись ок. 1400) того же мон-ря имеет освящение в честь Божией Матери "Живоносный Источник". В этот период мастером визант. выучки была создана роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380), где на зап. стене, над входом в храм, изображена того же типа композиция, но без ангелов по сторонам. Впосл. большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображе-на держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в мон-ре св. Павла на Афоне).

Образ Пресвятой Богородицы

Для Руси изображение "Ж. И." в XIV в. в росписи волотовской церкви осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII-XIX вв.). Распространение этого сюжета, гл. обр. в иконописи, приходится на сер. XVII в., после того как в 1654 г., при патриархе Никоне, в состав рус. Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери "Живоносный Источник" и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а неск. годами позже в сб. "Небо Новое" (Львов, 1665) архим. Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе "Чуда Пресвятой Богородицы от Источника еи" (Л. 20-22 об.). Вскоре сюжет был освоен иконописцами Оружейной палаты, создавшими развитую иконографическую схему (иконы кон. XVII в.; кон. XVII - нач. XVIII в.; обе в ГТГ - Антонова, Мнева. С. 445, 453), дополненную клеймами чудес на полях (икона 1675 г., ЦМиАР - София Премудрость Божия. 2000. Кат. 79). Сохранившиеся иконы 2-й пол. XVII-XVIII в. позволяют говорить об одновременном существовании 2 изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, вырастающем из водоема на фоне традиц. для рус. иконы пейзажа в виде горок с лещадками (иконы: из ЦМиАР; 1-й трети XVIII в., РГИАХМЗ); Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод (иконы: кон. XVII - нач. XVIII в., ГТГ; кон. XVII - нач. XVIII в., НХМ - Православная икона. С. 167-168; нач. XVIII в., ЯИАМЗ - Похвала Богоматери. Кат. 15), как вариант этого типа - изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели (икона посл. трети XVIII в., ГВСМЗ - Иконы Владимира и Суздаля. Кат. 111). По сторонам Богородицы - 2 ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как правило, форму квадрифолия,- фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения не произвольны, а связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют варианту, предложенному в сб. "Небо Новое", чаще их 16 - по числу описанных, однако чудеса могут идти в др. последовательности, дробиться на неск. клейм, количество к-рых может достигать 25 (икона из РГИАХМЗ). Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из ЦМиАР): обретение имп. Львом I источника; исцеление слепого водой из источника; построение имп. Львом I храма у источника; исцеление имп. Юстиниана; исцеление царицы Елены от бесплодия; обновление храма имп. Василием I Македонянином, чудеса от источника; исцеление от бесплодия царицы Зои; воскрешение жителя Фессалоники; Богоматерь спасает людей во время разрушения храма; исцеление бесноватых и спасение от темницы водой от источника; исцеление имп. Льва Мудрого, его брата Стефана, царицы Феофании и Иерусалимского патриарха Иоанна; исцеление патрикия Тарасия и его матери; исцеление имп. Романа и императрицы; исцеление монахов; спасение от царского гнева патрикия и простоспафария; исцеление варягов.

Икона Божией Матери

На мн. иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из ЦМиАР в клейме "Богоматерь спасает людей во время разрушения храма" Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне (клеймо 9). На иконе из ГВСМЗ в традиц. сюжетную канву включены образы святых целителей и, возможно, небесных покровителей заказчика с надписями возле каждого: свт. Николай Чудотворец, сщмч. Антипа Пергамский, прп. Пелагея, сщмч. Харалампий, преподобные Сергий Радонежский и Паисий Великий; в правой части доски закреплена эмалевая иконка с поясным изображением свт. Димитрия Ростовского, соразмерным прочим фигурам святых. На иконе из РГИАХМЗ на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в к-рых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе из местного ряда иконостаса ц. арх. Ми-хаила в дворцовом с. Бронничи (ныне г. Бронницы Московской обл.), 1702-1704 гг. (ЦМиАР), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены 2 типа извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема под сводами главного нефа базиликального сооружения.

В росписи ц. прор. Илии в Ярославле на юж. стене придела в честь Покрова Пресв. Богородицы (посл. четв. XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, сходящих с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы - фигуры 7 парящих ангелов, 2 вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ан-гел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам "Всех скорбящих Радость" московского извода (икона из Спасо-Преображенской ц. на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников.

Монастырь Живоносный Источник в Стамбуле

Сложную иконографическую программу имеет икона из ц. прор. Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ "Ж. И." дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, "Умягчение злых сердец"; Иерусалимская, "Взыскание погибших") и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основании композиции - Беседная икона Божией Матери, на к-рой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона "О Всепетая Мати", представляющая собой изобразительный гимн Богородице.
Изображение "Ж. И." как в кратком, так и в полном изводах широко тиражировалось в гравюре. Одна из ранних - большой лист с мн. комментирующими надписями на меди в 1695 г. мастером Иваном Стрлжбицким (клеймо "I. S."): "Из чаши Богоматери стекают пять рек в чаши, которые держат два архангела и трое святых" (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 499. № 1241). Извод со страждущими по-казан на 4-листовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания А. В. Олсуфьева (Там же. С. 500. № 1242), в центральном клейме начертана молитва Пресв. Богородице. На полуторалистовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания Олсуфьева (Там же. С. 501. № 1245) представлен "Образ Богородицы Живоносный Источник, с чудесами", где в 16 клеймах представлены чудеса с подписями. "Ж. И." включался в состав гравиро-ванных или иконописных сводов чудотворных икон Божией Матери (напр., 4-листовая гравюра "Изображение 132 икон Богородицы", нач. XIX в.- Там же. С. 479-483. № 1217 (64)); 4-листовая гравюра "Изображение 160 икон Богородицы" с иконой "Неопалимая Купина" в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов) (Там же. С. 483-485. № 1218 (147)); икона "Распятие и Страсти Господни" со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве - 4-я в 8-м ряду).

Храм иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыне

Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - нач. XX в. отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX вв. в России образов "Ж. И.", в числе немногих приводили иконы из Саровской пуст. (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII в., к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (2 иконы в церквах Старо-Никитской и свт. Николая), из Новодевичьего мон-ря в Москве (сохр.) и мн. др (см. в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 231-232). Празднование в честь Пресв. Богородицы ради Ее иконы "Живоносный Источ-ник" совершается в пятницу Светлой седчицы.
Литература: Millet G. Monuments byzantins de Mistra. P., 1910. Pl. 88-105; Антонова, Мне-ва. Каталог. Т. 2. С. 445, 453; Velmans T. L'iconographie de la "Fontaine de vie" dans la tradition byzantine а la fin du Moyen Age // Synthronon: Art et archйologie de la fin de l'Antiquitй et du Moyen Age / Ed. A. Grabar. P., 1968. P. 128-134; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. Кат. 168; Talbot A. M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art // DOP. 1994. Vol. 48. P. 136-137; она же. Чудотворные образы в К-польском храме "Живоносного Источника" // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 117-122; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 372-377; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. Кат. 79. С. 230; Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII-XX вв. из собр. ЯИАХМЗ. Кат. выст. / Авт.сост.: О. Б. Кузнецова, А. В. Федорчук. М., 2003. Кат. 15. С. 38-41; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005. Кат. 6. С. 32-35; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 111. С. 488-489; Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 167-168.

Э. В. Шевченко
 

http://www.sedmitza.ru/text/679877.html




Яндекс.Метрика

На главную страницу