Главная


Архив новостей


Обновление: 
17 июня 2009 г.

 

 
Новости

 

Большая православная экспедиция отправится из Мурманска по городам России

Ее участники планируют побывать в городах Золотого кольца (Углич, Ростов Великий, Ярославль, Сергиев Посад, Муром - всего более 20 городов), посетить храмы, монастыри, православные святыни, колокольные мастерские, музеи деревянного зодчества.

В программе духовно-просветительской экспедиции, которая продлится три недели, также - посещение Москвы. Старт экспедиции назначен на 9 июня, а обратно в Мурманск участники православного хода вернутся 27 июня.

Патриархия.Ru


В Нижегородской епархии подготовили к выпуску Синодик опальных Ивана Грозного

Издательский отдел Нижегородской епархии готовит к выпуску уникальное издание - Синодик Вознесенского Печерского монастыря. В этой книге перечислены имена многочисленных людей, убитых опричниками царя Ивана Грозного.

Переиздание Синодика - совместный проект епархиального издательства и Центрального архива Нижегородской области.

Руководитель издательского отдела епархии архимандрит Тихон (Затёкин) подчеркнул актуальность нового издания.

"Недавно, - рассказал он, - по телеканалу "Россия" прошел многосерийный фильм Андрея Эшпая "Иван Грозный", кинорежиссер Павел Лунгин также снял фильм об Иване Грозном - "Царь". Поэтому наша книга попадает в общую струю интереса к этой исторической личности. Царь, как известно, периодически каялся в своих кровавых преступлениях. В фильме даже показан момент, когда Иван Грозный дает деньги и приказывает разослать по монастырям грамоты для поминовения. И действительно, это исторический факт. В Синодике нашего монастыря есть запись: "Царь, государь, великий князь Иван Васильевич повелел записать в Синодик...". И далее следует перечисление имен убитых по его приказу. Среди них представители известных родов из духовенства (архимандриты, архиепископы), бояр, дворян. Красной киноварью выделен вид казни, совершенной над тем или иным лицом".

Царь Иван Васильевич послал подобное поминание в ряд монастырей страны, в том числе - в Печерскую Вознесенскую обитель. "В наш монастырь царь послал 800 рублей на поминовение, по тем временам это были огромные деньги, целое состояние. На них, к примеру, можно было построить храм. С тех давних пор монастыри стали молиться за опальных царя Ивана Грозного. В нашем монастыре был выделен даже специальный день поминовения всех убиенных по грамоте Ивана Грозного", - рассказал архимандрит Тихон.

Седмица.Ru


В Русской Православной Церкви призывают отказаться от западного термина "толерантность" в пользу русского "веротерпимость"

В синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества считают, что от западного термина "толерантность" следует отказаться в пользу традиционного для России понятия "веротерпимость".

"Если говорить о толерантности, то мне очень хотелось бы прежде всего поставить вопросы: чем наполняется этот термин? И стоит ли нам употреблять западный термин, имеющий определенную официальную интерпретацию, в ущерб хорошим русским терминам? Ведь есть очень хороший русский термин "веротерпимость", он употреблен, например, в указе императора Николая II от 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости", - заявил протоиерей Всеволод Чаплин, глава отдела, отвечая на вопросы в ходе встречи со студентами в Москве.

Отец Всеволод напомнил, что есть официальное толкование понятия "толерантность" - это декларация ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. "В этом документе говорится, что толерантность "означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Вот с этим утверждением я категорически не согласен", - отметил отец Всеволод.

"Я считаю, и мне кажется, любой нормальный человек считает, что среди проявлений человеческой индивидуальности есть вещи хорошие и плохие, правильные и преступные, достойные и недостойные. Вовсе не всякое проявление человеческой индивидуальности хорошо", - подчеркнул отец Всеволод.

По его мнению, "такая, навязываемая в качестве обязательной, трактовка толерантности исключает такие понятия, как истина и ложь, правда и неправда, нравственность и безнравственность. Любое проявление человеческой индивидуальности объявляется достойным не просто терпимости, а уважения и приятия".

"Я считаю, что мы имеем право спорить с такой интенцией, говорить о том, что есть убеждения истинные и ложные, есть поступки хорошие и плохие, есть проявления человеческой индивидуальности нравственные и безнравственные. Я считаю, что если термин "толерантность" и имеет право на жизнь, то он должен получить интерпретацию, отличную от данной в декларации ЮНЕСКО", - сказал священник.

Он убежден, что люди должны с уважением относиться к культуре другого человека, к его этническим особенностям, к его убеждениям, но, "при всем уважении, мы можем давать оценку убеждениям, поведению другого человека, мы должны иметь право высказывать свою точку зрения о том, что такое хорошо и что такое плохо".

"Мы вовсе не обязаны любые взгляды, любые проявления человеческой индивидуальности принимать, то есть фактически разделять их, и относиться к ним некритически", - считает отец Всеволод.

Признавая, что понятие, которое обычно обозначает толерантность, это более широкое понятие, чем веротерпимость, священник в то же время полагает, что "мы можем придумать свои термины со своим содержанием, избегая того, достаточно спорного, содержания, которое имеет слово "толерантность".

В подтверждение своей позиции отец Всеволод привел слова ныне покойного Патриарха Алексия II, произнесенные на епархиальном собрании 2007 года. "Идеологи толерантизма... требуют "отказа от догматизма, от абсолютизации истины" и в то же время благосклонно относятся к распространению на территории России зарубежных духовно-ценностных систем. Толерантность... не принесла никаких достойных плодов, и нам странно было бы подменять ею привычные еще и сегодня на Руси сочувствие, сострадание, гостеприимство, в основе которых лежит восприятие человека как образа Божия", - сказал тогда Святейший Патриарх Алексий.

Радонеж


Протоиерей Всеволод Чаплин: При Патриархе Кирилле начинается новый этап духовной битвы за человека

"Мы должны стать народной Церковью, миссионерской Церковью, Церковью учащей и просвещающей. Многие из нас уже таковы, но таковыми должны быть все. Поэтому для многих из церковных людей с приходом Святейшего патриарха Кирилла вновь начинается духовная битва, битва за человека, за его сердце, за его душу, за его просвещение, за его спасение", - заявил отец Всеволод в ходе встречи со студентами в Москве.

По его мнению, "для Церкви эта битва является главной. В ней бывают поражения, в ней бывают периоды отступления, бывают моменты бессилия, но в ней не должно быть примирения со злом, и в ней не должно быть компромиссов с врагом рода человеческого".

"Сейчас, мне думается, одной из задач всех частей церковного организма должно быть то, чтобы очень разным людям найти в Церкви дело по душе. Ведь Церковь - это ни в коем случае не место, куда ты пришел, опустил купюру в церковную кружку, получил какое-то ритуальное "обслуживание" и тут же ушел", - отметил отец Всеволод.

Как подчеркнул священник, Церковь - "это место, где ты должен что-то предлагать, что-то делать, чувствовать его своей общиной, местом, где ты живешь и стараешься вместе с другими членами общины сделать мир лучше. Место, где ты молишься. Место, где ты через молитву и общие церковные таинства объединяешься с другими людьми. Вот такое ощущение Церкви должно быть у человека".

"Поэтому сегодня и нужно, чтобы каждый приход, каждый монастырь такое ощущение мог дать, мог подсказать человеку, где и чем он может быть полезен на приходе или в монастыре. Очень важно, чтобы люди, которые тянутся к вере, считают себя православными христианами, не встречали никакого препятствия в том, чтобы больше о своей вере знать, иметь возможность участвовать в жизни общины приходской или какой-то более широкой", - убежден отец Всеволод.

Отвечая на вопрос, почему, вступая в брак, с точки зрения Церкви нужно венчаться, и не будет ли правильным совершить таинство через несколько лет семейной жизни, когда уже будет понятно, что супруги подходят друг другу, отец Всеволод сказал: "Это нежелание брать ответственность с самого начала предполагает отношение к жизни как к черновику, отношение к отношениям с человеком как к черновику. Может, да, а может, и нет - еще один листочек оборву и использую. Часто это приводит к довольно тяжелому состоянию через много лет".

"Тогда возникает вопрос: а насколько люди любят друг друга? Готовы они быть друг с другом всю жизнь, или есть задние мысли? Ну вот, потом еще с кем-то поживу, и еще с кем-то - надо иметь право на три, четыре, пять попыток, а так может и вся жизнь пройти", - отметил отец Всеволод.

По мнению известного священника, это то же самое, как споры о перевоплощении: "Есть у меня одна жизнь, а я попробую себя убедить, что их будет много, чтобы избежать ответственности за эту прожитую жизнь. Ну, проживу и проживу как-нибудь, быть может, следующая жизнь будет лучше".

Во время встречи студентам первых и вторых курсов Московского гуманитарного педагогического института был задан вопрос, кто из них, вступая в брак, хотел бы венчаться. Больше половины участников подняли руки в знак согласия.

Радонеж


В США издан Новый Завет на английском языке, рассчитанный на православных военнослужащих

Первое издание Нового Завета и Псалтири на английском языке, подготовленное специально для православных военнослужащих (New Testament and Psalms for Orthodox Christians serving in the Armed Forces), вышло в свет в США.

Книгу небольшого формата в "камуфляжном" переплете удобно класть в карман или солдатский рюкзак. Помимо библейских текстов, в издание вошли утренние и вечерние молитвы с помянником живых и усопших, молитвы до и после трапезы, наставления для православного воина, полноцветные иконы святых заступников воинства, указатель дневных библейских чтений, карты и многое другое.

Издание Нового Завета для православных военнослужащих - совместный проект Греческой православной архиепископии Америки (Константинопольский Патриархат), Американского библейского общества и Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (SCOBA).

Как подчеркнул на презентации книги старший капеллан Православной Церкви в Америке в ВМФ США протоиерей Джером Цвиклински, "выход в свет этого Военного Нового Завета, вероятно, самое значительное событие для православных христиан на военной службе с тех пор, когда им разрешили делать помету "православный" на их солдатских жетонах".

Военное издание Нового Завета распространяется с 31 мая в греческих православных приходах США; также его можно заказать на сайтах Греческой архиепископии и SCOBA.

Патриархия.Ru


В Русской Церкви готовы сотрудничать с социологией

"С социологией мы работаем на одном поле, так же как и с философией, и с психологией. И часто спорим, потому что все эти социальные науки, науки о человеке по-разному говорят об одних и тех же вещах. И все-таки у нас есть много общего", - заявил глава синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая в МГУ на собрании по случаю 20-летия социологического факультета.

По мнению о. Всеволода, есть задачи у социологии, "которые очень близки к тому, что делает Церковь".

"Общество, включая власти и элиту, как мне кажется, должно знать о том, что в данном обществе происходит и почему это так происходит. Общество должно об этом знать, чтобы уметь преодолеть проблемы и построить лучшую жизнь. Не просто лучшую жизнь в материальном отношении, как обычно сегодня имеется в виду, но жизнь осмысленную, имеющую вертикальное, то есть духовное, нравственное измерение", - отметил о. Всеволод.

Существует, по его словам, и вторая важная область работы, в которой Церковь и социологическая наука всегда были и, как надеется отец Всеволод, всегда будут вместе.

"Мне кажется, что все общество, особенно власти и элита, должны знать реальные настроения людей, знать их трудности, боль, чувствовать их радости и нужды. Знать, что они думают о прошлом, настоящем и будущем нашей страны", - сказал о. Всеволод.

Он выразил убеждение, что "наш народ, как бы кто ни думал об этом народе, - он достаточно мудр, чтобы достойно устроить свое будущее", и способен сказать "достойное слово и власть имущим, и интеллектуалам".

Отец Всеволод подчеркнул, что дать возможность "слышать голос народа власть имущим, тем, кто будет принимать политические решения", это "высшее призвание социологической науки".

"В этом всегда Церковь и социология будут идти рука об руку", - сказал он, добавив, что в Церкви готовы всегда взаимодействовать с социологическим факультетом и его деканом, профессором Владимиром Добреньковым.

Радонеж


 Патриарх Кирилл предостерег священников от показного благочестия

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил священнослужителям о том, что им необходимо постоянно духовно возрастать и быть учителями подлинного благочестия.

"Задача каждого священника, каждого учителя благочестия заключается в смиренном и благоговейном отношении к тому, что мы совершаем", - сказал Патриарх во время богослужения в Покровском домовом храме МДА в Троице-Сергиевой Лавре.

"Наша задача, - продолжил он, - заключается в том, чтобы постоянной мыслью о своей жизни, постоянным углубленным самоанализом помогать самому себе ставить диагноз своего духовного состояния и бить тревогу немедленно, как только это состояние ухудшается".

Патриарх Кирилл подчеркнул, что "каждый священнослужитель, живущий такой напряженной внутренней духовной жизнью, будет способен убедительно говорить с другими людьми" - тогда его проповедь "будет живая и ясная, а не бормотание заученных фраз".

"Каждый из нас призывается не к показному благочестию, не к суетному обрядоверию, к чему склонны многие русские люди, а к напряженному духовному деланию", - отметил Предстоятель.

Патриарх Кирилл призвал "постоянно восполнять Божественную благодать и не дать Святому Духу покинуть нас". "Именно тогда наши немощи будут восполняться; тогда недостатки наши будут преодолеваться силой Божественного всемогущества. Мы должны постоянно работать над собой. Каждый из нас сердцем чувствует, когда он полон благодати, а когда он пуст, когда у него радость на сердце о святой евхаристии, а когда служба проходит так, будто стоит человек как зритель, а не как соучастник", - сказал Патриарх.

Интерфакс-Религия


В Русской Церкви выступают против монополии секулярной модели общественного устройства в мире

Светская гуманистическая модель устройства общества не должна навязываться всему миру как единственно верная и прогрессивная, считает прот. Всеволод Чаплин. "Секулярный проект, как мне кажется, исчерпал себя. Он не дает народу жизненную силу, он не способен мотивировать людей в экстремальной ситуации, он не способен научить людей самоотказу, самопожертвованию", - заявил глава синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на конференции в Москве, посвященной теме отношений религии и государства.

По его словам, демографические данные, данные психологических и социологических исследований "достаточно убедительно свидетельствуют о том, что секулярная идеология не позволяет обществу иметь многие преимущества, которые имеет общество с высокой степенью религиозной мотивации".

"Сегодня существует достаточно примеров, когда общество, в котором мощно присутствует религиозная мотивация, оказывается не менее, а то и более эффективным, чем общество, основанное на секулярном идентитете (системе ценностей - ред.)", - отметил он.

"Более того, мы сегодня видим, что проект создания "гражданских религий", "общечеловеческих ценностей", утверждения приоритета ценностей земной жизни над ценностями, относящимися к конечным целям бытия, скорее всего оказался неуспешным для людей, в том числе на Западе".

Отец Всеволод указал на то, что "наличие разных мировоззренческих групп, для которых мировоззрение важнее всего, разных моделей общества, семьи, местной общины, основанных на разных мировоззрениях, также является реальностью".

Он убежден, что к такому развитию общества стоит отнестись со вниманием, и "игнорировать его было бы достаточно опрометчиво как для политиков, так и для интеллектуальных элит".

По его мнению, сегодня нужно "всерьез переходить от попыток унифицировать человечество", установить одну из моделей общества, государства, отношений государства, общества и религии как единственно верную - переходить от всего этого к такой ситуации, в которой разные модели общества, семьи и местных общин "признаются равно значимыми".

"В мире и у нас, в России, есть общества, которые живут по исламскому закону, который для них является высшим законом. Для православного человека норма религиозного права выше всего, и он не должен отказываться от исполнения этой нормы даже под угрозой смерти. Об этом говорит и опыт новомучеников и исповедников Российских, и опыт первых веков христианства. Для приверженцев иудейского закона этот закон также является самым главным", - отметил отец Всеволод.

В то же время, продолжил он, лишь "для меньшинства населения планеты самое важное - это приоритеты земной жизни, материального бытия, житейского душевного комфорта и все то, что лежит в основе гуманистических идеологий".

"Секулярно-гуманистическая модель общественного устройства - это одна из моделей, одна из систем права, и внятно объяснить, почему именно она должна быть универсальной, приверженцы этой системы больше не могут", - считает священник. По его словам, нынешний экономический кризис поставил под сомнение последний аргумент сторонников секуляризма - его якобы вечную экономическую эффективность.

В заключение протоиерей Всеволод Чаплин выразил мнение, что ни одна из моделей общественного устройства, в том числе православная или исламская, не должна быть площадкой для диалога.

"Площадка для диалога сегодня - это готовность представителей разных моделей обсуждать будущее безо всяких предварительных условий и без того, чтобы навешивать друг на друга ярлыки относительно большей или меньшей прогрессивности и так далее", - подытожил представитель Русской Церкви.

Интерфакс-Религия


Русская Православная Церковь столкнулась с дефицитом бюджета

В условиях кризиса коммерческие предприятия перестают оказывать Русской Православной Церкви финансовую помощь.

По данным информационного центра "Благотворительность в России", половина российских компаний существенно скорректировали размеры пожертвований Церкви, а 27% вообще ликвидировали в своих бюджетах статью "благотворительность".

Между тем именно пожертвования, а вовсе не торговля свечками, иконами, а с середины 1990-х - изделиями из драгоценных металлов, являются главным источником доходов Московского Патриархата.

"Я не знаю крупные компании, которые продолжают жертвовать деньги на Церковь в том же объеме. Они сами стоят в очереди в Центробанк", - заявил игумен Филипп (Симонов), доктор экономических наук, начальник одной из инспекций Счетной палаты РФ.

В деревне Селянцы близ Нижнего Новгорода мастера возвели деревянную церковь, строительство велось с 2001 года, храм готов к перевозу и монтажу на постоянном месте, но средств на это нет.

Отложено, по крайней мере, до осени строительство нового православного собора в Ереване. Заморожено строительство храма во имя архангела Михаила в селе Верх-Обском, на родине ныне покойного губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова.

По словам протоиерея Аркадия Шатова, председателя комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете Москвы, в отсутствие спонсорской поддержки "под угрозой оказались социальные проекты, которые просто невозможно взять и закрыть", - это детские дома, богадельни, патронажная служба и так далее. Выход отец Аркадий видит в создании широкой сети волонтерских групп.

Интерфакс-Религия
 



Яндекс.Метрика

На главную страницу