Главная


В раздел


Обновление: 
15 января 2009 г.

 

 
Епархиальные новости

Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Департамент образования Новосибирской области
Главное управление образования Мэрии г. Новосибирска
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

XII НОВОСИБИРСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

XII НОВОСИБИРСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ
«НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА»

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи в общеобразовательной школе

Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Рождественские образовательные чтения ежегодно предоставляют возможность широкого обсуждения насущных вопросов, стоящих перед российским обществом и отечественным образованием.

Тема сегодняшних чтений «Наука. Образование. Культура» побуждает нас обсуждать проблемы, связанные с важнейшими ценностями современного российского общества (личность, семья, Родина, духовность, патриотизм).

Дети не только наше будущее, они наше настоящее. Учительство - особый дар, призвание. Подлинный учитель укажет ребенку шкалу подлинных ценностей, научит распознавать добро, зло, научит творить собственную душу.

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования гражданской позиции школьников стали важнейшим национальным приоритетом.

Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию 2007 г. отметил ,что«духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».

В ходе реализации Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. Российская академия образования активно проводит работу по подготовке и апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые являются фундаментом построения российской системы образования.

Особое внимание в образовательных стандартах уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России.

Результатом деятельности Рабочей группы академии явилось не только внесение существенных изменений в проекты документов стандарта в концепцию образовательных стандартов, концепцию нового курса «История России», концепцию книги для учителя начальной школы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, но и формирование консолидированного мнения групп разработчиков стандарта и представителей религиозных организаций по вопросам получения общего образования на родном языке.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям.

социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое - вот те слова, которые постоянно встречались в этот период и которые, к сожалению, реже слышишь сейчас.

Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова:

добро - как источник радости, мир и согласие в душе,

покаяние как отречение от зла;

милосердие как милость в сердце;

благодать как добрые дела и любовь к близким.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу.

А ведь только ...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от Луки).

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия и в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено отдельными уроками , беседами, лекциями в учебном процессе. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет нашу школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю, Основы православной культуры.

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного развития духовных качеств учащихся:

-  большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей, педагогов общедидактическими методами быть духовными невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего без нравоучения может дать результаты, педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в ней призвание- вести к свету, истине, добру.

Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей:

-   содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Педагоги знакомят учеников с историей культуры своего народа, но не всегда формируют отношение к ней. Эти знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, интеграции содержания школьного образования направленного, как говорил Н.М.Карамзин, «для сердца и разума».

Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, , необходимо постепенно, в соответствии с возрастными особенностями детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности.

Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

помочь учащимся развить интеллектуальные, физические, духовные задатки; выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

сконцентрировать внимание детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе которых Слово и Действие.

И с этого момента начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения, по формированию

1. Социальности, способности к изучению и освоению физического мира. Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.

Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев, на уроках истории под влиянием вспомогательных средств обучения: фильмов, музыки, иллюстраций.

2. Формированию способности к экономической, творческой интеллектуальной деятельности.

3. Способности испытывать добрые чувства ,ценить их.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

4.   Способности брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир.

Проводя мероприятие, мы исходим из того, что к делу необходимо относиться с душой, а значит с любовью к самым близким людям, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам.

5. Способности к нравственным поступкам.

Проблемы семьи, духовно-нравственного становления личности в семье, формирование идеала крепкой семьи обсуждаются на уроках обществознания.

в заключении предлагаю посмотреть (презентацию программы социального партнерства как части программы духовно-нравственного воспитания в нашей гимназии «Горностай», целью которой является

•    Повышение социальной активности гимназистов

•    Поддержка общественных инициатив, направленных на развитие социальной активности духовно-нравственного воспитания и добровольческой деятельности

Жизненное кредо программы.

•    Нельзя забывать, что «дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины.» (К. Ушинский).

Задачами программы являются наши идеи:

-   Поддержки инициатив, направленных на оказание помощи местному сообществу, включая помощь инвалидам, пожилым людям, малообеспеченным семьям;

-    Реализация инициатив, направленных на улучшение экологической обстановки;

-    Организации деятельности, направленной на создание добровольческих традиций, сохранение преемственности поколений для решения социальных проблем.

Направления социальной деятельности - деятельность разных программ :

•    Клуба«Золотой возраст» - где гимназисты создают условия для своего образования и общения с пожилыми людьми

•    Центр «Теремок Надежды» - где осуществляется обучение и развитие детей с ограниченными возможностями участием гимназистов

•    Программа «Маленькое чудо» - в рамках которой оказывается помощь детям-сиротам Дома малютки и детского дома Новосибирской области

•    Клуб «Золотой возраст» Для пожилых людей

•    Развитие собственной личности.

•    Содержательное проведение досуга.

•    Сознательное участие в общественной жизни.

•    Дает возможность гимназистам -добровольцам

•    Формировать доброе отношение молодёжи к людям «Золотого» возраста.

•    Развивать активную гражданскую позицию молодёжи по отношению к пожилым людям ч

Центр «Теремок Надежды»

Работа центра направлена на общение учащихся гимназии с детьми-инвалидами и развитие у гимназистов доброго отношения к этой группе детей

Программа «Маленькое чудо»  Воспитывает у гимназистов чувства сострадания, милосердия и ответственности за будущее

Привлечение добровольцев-гимназистов и регулярное посещение дома малютки с организацией досуга его детей.

Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России. Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к

поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал:

•    «В жизни надо иметь служение - служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

•    В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

•    Знать это, помнить об этом и следовать путями доброты - очень и очень важно. Поверьте мне!»

Уважаемые участники Рождественских чтений! Позвольте пожелать здоровья, терпения и творческих успехов на пути служения детям, делу образования, добру во имя светлого будущего России.

Ирина Германовна Путинцева, директор муниципальной гимназии № 6 «Горностай» г. Новосибирска.


 

 



клиновые леса
Яндекс.Метрика

На главную страницу