Современные проблемы
духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи в
общеобразовательной школе
Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемые участники Рождественских
чтений!
Рождественские образовательные чтения
ежегодно предоставляют возможность широкого обсуждения
насущных вопросов, стоящих перед российским обществом и
отечественным образованием.
Тема сегодняшних чтений «Наука.
Образование. Культура» побуждает нас обсуждать проблемы,
связанные с важнейшими ценностями современного российского
общества (личность, семья, Родина, духовность, патриотизм).
Дети не только наше будущее, они наше
настоящее. Учительство - особый дар, призвание. Подлинный
учитель укажет ребенку шкалу подлинных ценностей, научит
распознавать добро, зло, научит творить собственную душу.
Вопросы духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения, формирования гражданской позиции
школьников стали важнейшим национальным приоритетом.
Владимир Владимирович Путин в послании
Федеральному Собранию 2007 г. отметил ,что«духовное единство
народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же
важный фактор развития, как политическая и экономическая
стабильность».
В ходе реализации Послания Президента
Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева
Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008
г. Российская академия образования активно проводит работу
по подготовке и апробации федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования, которые
являются фундаментом построения российской системы
образования.
Особое внимание в образовательных
стандартах уделяется духовно-нравственному воспитанию
школьников. Решение этой задачи возможно только в
результате совместных усилий всех институтов гражданского
общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ
многонациональной России.
Результатом деятельности Рабочей группы
академии явилось не только внесение существенных изменений в
проекты документов стандарта в концепцию образовательных
стандартов, концепцию нового курса «История России»,
концепцию книги для учителя начальной школы по
духовно-нравственному воспитанию младших школьников, но и
формирование консолидированного мнения групп разработчиков
стандарта и представителей религиозных организаций по
вопросам получения общего образования на родном языке.
В настоящее время духовно-нравственное
воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую
значимость.
Россия послереволюционного периода
основную нравственную задачу видела в воспитании у
подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям.
социалистической Родины. И весь
учебно-воспитательный процесс соответствовал этому
направлению. Именно в это время ушло из нашего обихода слова
духовное, духовность.
Нравственное, патриотическое,
нравственно-патриотическое - вот те слова, которые
постоянно встречались в этот период и которые, к сожалению,
реже слышишь сейчас.
Отсутствие духовного развития приводит к
нравственному опустошению. Исчезают слова:
добро - как источник
радости, мир и согласие в душе,
покаяние как отречение от
зла;
милосердие как милость в
сердце;
благодать как
добрые дела и любовь к близким.
Люди все больше стали
нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше
доверять друг другу.
А ведь только ...Добрый человек из
доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой
человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо
от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от
Луки).
Если же мы обратим свой взор к истории
Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что
идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и
любовь к Родине.
Многие видят выход из создавшегося
положения в духовности как полноте бытия и в первую очередь
обращаются к нравственным ценностям православия. Во все
времена ядром русской культуры были православные устои и
традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций
православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного
опустошения личности. И чтобы вернуться к истокам развития
духовно-нравственного воспитания необходимы духовно
здоровая семья и школа.
Духовно-нравственное воспитание в
настоящее время в педагогике чаще всего понимается как
нравственное воспитание в соответствии с духовными
традициями народа.
Школа же, оставаясь светской,
пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на
духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний
день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено
отдельными уроками , беседами, лекциями в учебном процессе.
Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе
духовности.
Решение проблемы духовно-нравственного
воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в
создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы
способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в
нем желание делать добро.
Образовавшийся духовный вакуум заставляет
нашу школу искать пути совершенствования образовательного
процесса.
В данный переходный период
общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения
светской педагогики и православной, и прежде всего через
культуру своего народа. В образовательные программы введены
факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в
историю, Основы православной культуры.
Духовно-нравственное воспитание нельзя
решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний
день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для
полноценного развития духовных качеств учащихся:
- большинство из нас, а это семья, школа
оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот
духовно-нравственной культуры. Сделать, научить родителей,
педагогов общедидактическими методами быть духовными
невозможно. Бездуховный учитель, владеющий самыми
современными методиками, не может заложить
духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только
пример воспитывающего без нравоучения может дать результаты,
педагог должен быть одушевлен своей деятельностью, видеть в
ней призвание- вести к свету, истине, добру.
Духовно-нравственное воспитание - проблема
комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот
процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей:
- содержание школьного образования,
стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты
православной жизни. Педагоги знакомят учеников с историей
культуры своего народа, но не всегда формируют отношение к
ней. Эти знания требуют эмоционального подкрепления.
Введение курса, в основе которого лежал бы
социокультурный системный подход, требует выделения
дополнительного времени, интеграции содержания школьного
образования направленного, как говорил Н.М.Карамзин, «для
сердца и разума».
Для того чтобы реализовать приоритет
духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать
закономерности целостного образовательного процесса, ,
необходимо постепенно, в соответствии с возрастными
особенностями детей, начиная с младшего школьного возраста,
осуществлять идеи развития личности.
Перед общеобразовательной школой стоят
следующие задачи:
- помочь учащимся развить
интеллектуальные, физические, духовные задатки; выработать
личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу
жизни;
- научить пониманию, приемам
деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению
к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития
независимого творческого мышления; для удовлетворения
учащимися своих духовных потребностей;
- сконцентрировать внимание детей
на содержании материала, представляющего духовные ценности,
в основе которых Слово и Действие.
И с этого момента начинается
деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и
обучения, по формированию
1. Социальности, способности к
изучению и освоению физического мира. Наше образование имеет
большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому,
в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному
отечественному культурному и духовному наследию.
Духовное воспитание школьников, усвоение
ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных
мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской
истории, подвигах российских полководцев, на уроках истории
под влиянием вспомогательных средств обучения: фильмов,
музыки, иллюстраций.
2. Формированию способности к
экономической, творческой интеллектуальной деятельности.
3. Способности испытывать добрые
чувства ,ценить их.
Мир духовных ценностей нельзя навязать
ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе
обучения и воспитания нравственные знания становятся
прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.
4. Способности брать на себя
ответственность, лидировать, активно изменять мир.
Проводя мероприятие, мы исходим из того,
что к делу необходимо относиться с душой, а значит с любовью
к самым близким людям, к родителям, братьям и сестрам,
сверстникам.
5. Способности к нравственным
поступкам.
Проблемы семьи, духовно-нравственного
становления личности в семье, формирование идеала крепкой
семьи обсуждаются на уроках обществознания.
в заключении предлагаю посмотреть
(презентацию программы социального партнерства как части
программы духовно-нравственного воспитания в нашей гимназии
«Горностай», целью которой является
• Повышение социальной активности
гимназистов
• Поддержка общественных инициатив,
направленных на развитие социальной активности
духовно-нравственного воспитания и добровольческой
деятельности
• Жизненное кредо программы.
• Нельзя забывать, что «дело
воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь
сеются семена благоденствия или несчастья миллионов
соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей
Родины.» (К. Ушинский).
Задачами программы являются наши идеи:
- Поддержки инициатив, направленных
на оказание помощи местному сообществу, включая помощь
инвалидам, пожилым людям, малообеспеченным семьям;
- Реализация инициатив, направленных на
улучшение экологической обстановки;
- Организации деятельности,
направленной на создание добровольческих традиций,
сохранение преемственности поколений для решения социальных
проблем.
Направления социальной деятельности -
деятельность разных программ :
• Клуба«Золотой возраст» - где
гимназисты создают условия для своего образования и общения
с пожилыми людьми
• Центр «Теремок Надежды» - где
осуществляется обучение и развитие детей с ограниченными
возможностями участием гимназистов
• Программа «Маленькое чудо» - в
рамках которой оказывается помощь детям-сиротам Дома малютки
и детского дома Новосибирской области
• Клуб «Золотой
возраст» Для пожилых людей
• Развитие собственной
личности.
• Содержательное
проведение досуга.
• Сознательное участие в
общественной жизни.
• Дает возможность
гимназистам -добровольцам
• Формировать доброе
отношение молодёжи к людям «Золотого» возраста.
• Развивать активную
гражданскую позицию молодёжи по отношению к пожилым людям ч
Центр «Теремок Надежды»
Работа центра направлена на общение
учащихся гимназии с детьми-инвалидами и развитие у
гимназистов доброго отношения к этой группе детей
Программа «Маленькое чудо»
Воспитывает у гимназистов чувства сострадания, милосердия и
ответственности за будущее
Привлечение добровольцев-гимназистов и
регулярное посещение дома малютки с организацией досуга его
детей.
Только совместно, объединив усилия
государства и общества, обратив особое внимание на семью,
можно решить проблему появления нового здорового поколения
XXI века, а значит, и процветания России. Образование - та
сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где
передается от поколения к
поколению социально-культурный опыт,
накопленный народом за века и тысячелетия его исторического
развития.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах
писал:
• «В жизни надо иметь
служение - служение какому-то делу. Пусть это дело будет
маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
• В жизни ценнее всего
доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная
доброта - самое ценное в человеке, самое к нему
располагающее и самое в конечном счете верное по пути к
личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится
сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о
своих интересах, о себе.
• Знать это, помнить
об этом и следовать путями доброты - очень и очень важно.
Поверьте мне!»
Уважаемые участники Рождественских чтений!
Позвольте пожелать здоровья, терпения и творческих успехов
на пути служения детям, делу образования, добру во имя
светлого будущего России.
Ирина Германовна Путинцева, директор
муниципальной гимназии № 6 «Горностай» г. Новосибирска.