Главная


Архив новостей


Обновление: 
26 октября 2008 г.

 

 
Новости

Протоиерей Николай Балашов: Перспектива проведения Великого Собора Православной Церкви становится реальностью

Стамбульская встреча Предстоятелей и представителей Православных Церквей позволила вывести из тупика переговоры по подготовке Великого Собора Восточной Православной Церкви. Такое мнение высказали представители Московского Патриархата.

"В Стамбуле были приняты решения, которые открыли возможность подготовки этого исторического события, которая с 1996 года зашла в тупик", -  сообщил секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов.

По его словам, главным препятствием стала эстонская проблема, возникшая, когда после распада СССР Константинопольский Патриархат создал в Эстонии свою структуру, параллельную Московскому Патриархату. Это образование не признал как Московский Патриархат, так и многие другие Православные Церкви, однако Константинополь настаивал на участии ее представителей в общеправославных мероприятиях. В связи с этим Русская Православная Церковь не раз уже была вынуждена отказываться от участия в совещаниях, которые проводятся по инициативе Константинопольского Патриарха. В Стамбуле был принят документ, который закрепляет положение о том, что отныне во всеправославных встречах будут принимать участие только Церкви, признанные во всем православном мире.

Великий Собор должен представить общеправославный взгляд на проблемы современного мира. В частности, как подчеркнул представитель Московского Патриархата, уже на этой встрече глав Церквей была дана нравственная и духовная оценка мирового финансового кризиса.

"Вопрос о проведении общеправославного Собора, который принял бы решения по ряду вопросов, до сих пор не подвергавшихся рассмотрению на таком уровне, активно обсуждается с начала ХХ века", -  напомнил отец Николай.

Попытки созвать такой форум были в 20-е и 30-е годы XX века, отметил отец Николай, но церковные иерархи осознали, что он несвоевременен, поскольку крупнейшая в мире Русская Православная Церковь не сможет в нем участвовать из-за притеснений советской власти. Только после второй мировой войны вновь был поднят вопрос о подготовке такого Собора.

"Всего за это время было проведено 4 всеправославных совещания и три предсоборных, на которых прорабатывалась подготовка к созыву Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви", -  уточнил отец Николай. "На повестке дня -  самые трудные вопросы для мирового православного сообщества: о порядке и правилах предоставления автокефалии и автономии, о составе и количестве существующих Церквей, вопрос о каноническом устроении так называемой церковной диаспоры", -  отметил сотрудник ОВЦС МП.

"И все-таки о сроках созыва Великого Собора Восточной Православной Церкви говорить еще рано", -  подытожил отец Николай.

Патриархия.Ru


В 2009 году впервые будет присуждаться премия Патриарха Московского и всея Руси в области киноискусства

Об этом объявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Уже утвержден состав Патриаршего совета по присуждению премии, а вся организационная работа возложена на Церковно-научный центр "Православная энциклопедия". Первый приз планируется вручить в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Патриархия.Ru


В Москве бывший ваххабит перешел в Православие

Бывший последователь нетрадиционного для России течения в исламе -  ваххабизма -  решил перейти в православие после серии бесед с православным священником.

"Этот человек пришел в наш храм поговорить о взаимоотношениях ислама и христианства. Он спросил, почему в христианстве есть такая "возмутительная логическая ошибка", как догмат о Троице. В исламе же ему было непонятно учение о предопределении. Чтобы выяснить для себя эти вопросы, он начал регулярно посещать наши огласительные беседы", -  рассказал священник Даниил Сысоев, настоятель храма Апостола Фомы на Кантемировской.

После того, как молодой человек нашел для себя в храме ответы на волновавшие его вероучительные вопросы, он принял решение креститься. Убедившись в твердости его решения, отец Даниил совершил над ним таинство. В настоящее время новообращенный христианин скрывает свое имя, потому что опасается расправы со стороны бывших единоверцев-ваххабитов.

Православие.Ru


В Нижегородской епархии будут совершаться "детские" Литургии

В 2008 году в Нижегородской епархии будут проходить "детские" Литургии, то есть богослужения, во время которых в храме помимо священнослужителя будут присутствовать только дети. Им же поручат выполнять все церковные послушания, которые несут в храмах миряне: петь на клиросе, заниматься подсвечниками, стоять за свечным ящиком, пономарить. Идея подобного нововведения принадлежит архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.

По словам владыки, "сегодня присутствие детей в храме очень пассивно. А у детей очень пытливый ум, они хотят живого участия. Детские Литургии станут новой гранью взаимоотношений детей и Церкви, и я надеюсь, что они помогут детям полюбить богослужения и церковные традиции".

Архиепископ Георгий рассказал, что подобные Литургии уже проходили, но теперь они будут носить систематический характер и совершаться не реже одного раза в месяц. Сначала они будут проходить в храмах при которых есть православные гимназии и воскресные школы, хотя принимать в них участие смогут дети не только из воскресных школ.

Патриархия.Ru


Казна Белгорода, за девять месяцев с.г. пополнилась на 3 млн. 710 тыс. рублей

Дело в том, что в городе начиная с июля 2004 г. законодательно установлена административная ответственность за употребление матерных слов в общественных местах и штраф в размере 1200 руб. Согласно с этим в текущем году в областном центре составлено почти 11 тысяч протоколов по ст. 20.1 ч.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), наложено штрафов на сумму 3 млн. 710 тыс. 150 рублей из них взыскан 1 млн. 042 тыс. 550 рублей. Причем около 50% протоколов составлено в отношении молодежи до 30 лет. Любопытно, что с июля УВД по городу Белгороду определено в качестве администратора акции по борьбе со сквернословием, а потому часть доходов от штрафов будет перечислена в управление внутренних дел.

Православие.Ru


В Красноярске трудных подростков превратят в алтарников

Красноярская епархия и городской музей Красноярска реализуют совместный проект по социализации и духовному воспитанию трудных подростков и детей-сирот.

На первом этапе проекта, в ноябре-декабре 2008 года, музейные работники организуют для сирот и подростков из социально неблагополучных семей экскурсии и лекции об истории православия в крае, а священники расскажут детям об основах веры. Воспитанники детдомов и трудные подростки побывают в храмах города.

На следующем этапе (январь-май 2009 года) из всех детей будут отобраны 40 человек, проявившие наибольший интерес к Церкви. Их разделят на две фокус-группы и проведут занятия по темам "Веришь ли ты?", "По страницам Книги Жизни", "Евангелие", "Притчи Нового Завета". В конце курса обучения подростки поставят спектакль по собственной притче. Также они получат возможность прислуживать при храме и работать в музейном фонде.

Летом подростков повезут в паломнический тур по храмам Красноярского края. Проявившие наибольшие успехи в обучении смогут в дальнейшем работать экскурсоводами в паломнических турах.

Интерфакс-Религия


Социолог: В современном обществе смертные грехи превратились в "поведенческие проблемы"

Британский социолог, профессор университета графства Кент Фрэнк Фуреди отмечает, что современному обществу становится все сложнее "диагностировать" грех с нравственной точки зрения.

"Те действия, что некогда осуждались как греховные, более не оцениваются с нравственной точки зрения, им ставят диагноз, прибегая к языку терапии. Смертные грехи превратились в поведенческие проблемы, которые нуждаются в лечении, а не в наказании", -  пишет Ф.Фуреди, которого цитирует газета "Известия".

По его словам, современные люди "не просто отчуждены от мира религии", но теряют способность "приписать акт согрешения человеческому поведению".

"Сегодня представление о личной вине, которое лежит в основе семи смертных грехов, существует только в карикатурном виде", -  считает социолог.

Издание в статье, посвященной причинам мирового финансового кризиса, также приводит данные, характеризующие потребительский разгул в западном обществе. Сообщается, в частности, как одна американская компания, получив от государства кредит в размере 85 млрд. долларов под залог своих обесценившихся акций, устроила страховщикам-банкротам "отдых" в Калифорнии почти на полмиллиона долларов, при этом 23 тыс. пошли на оплату СПА-процедур и 10 тыс. -  на обслуживание в барах.

Седмица.Ru


В США Христианство хотят поставить вне закона

Эксперты предупреждают, что в США нарастают процессы, которые могут окончиться тем, что Христианство окажется вне закона. Об этом говорится в документе, который готовится обнародовать христианская организация "Корал Ридж министриз" (штат Айова).

В документе отмечается, что так называемые "законы о преступлениях на почве ненависти" ("hate crime laws") уже используются в Канаде, США, Австралии и Швеции для преследования тех, кто осмеливается высказать основанные на Библии взгляды на гомосексуальное поведение, ислам и другие вопросы, о которых совершенно определенно сказано в Писании.

"На первый взгляд эти законы выглядят вполне разумно", -  говорит Джерри Ньюкомб, предтавитель "Корал Ридж министриз". -  "В конце концов, никто не будет защищать ненависть и насилие по отношению к кому бы то ни было. Но вглядитесь -  и вы увидите, что на самом деле они запрещают не ненависть, а образ мыслей".

Агентство "World News Daily" приводит некоторые примеры. Так, в Колорадо губернатор Билл Риттер подписал документ, который, по мнению экспертов, означает запрет на публикацию Библии в этом штате. Закон, запрещающий "дискриминацию по признаку пола", не разрешает публиковать ничего, на что могли бы обидеться всевозможные извращенцы. Больше того, в Конгрессе обсуждают, не принять ли такой закон для всей страны. Этого давно добиваются про-гомосексуальные силы. Такой закон обрушится на тех, кто сохранил библейские представления о взаимоотношениях полов: Библия однозначно называет гомосексуализм грехом. Притом под запрет попадут именно слова и мысли: оскорбления, насильственные действия и т.п. подпадают под уже существующие законы.

В Канаде "законы о преступлениях на почве ненависти" уже привели к тому, что священнику велели отречься от своей веры, поскольку существует закон, запрещающий высказывания, которые могут быть восприняты как осуждение других людей.

В той же Канаде пастор Стефан Буассон в 2002 году написал в газету текст, где осуждал "борцов за права гомосексуалистов" и выражал сочувствие и ободрение людям, борющимся с искушениями однополого влечения. Трибунал по правам человека оштрафовал его на 5 тысяч долларов и велел письменно извиниться перед гомосексуалистами и впредь никогда не высказываться на эту тему.

В Швеции пастор Оке Грин был арестован за проповедь против гомосексуализма (правда, впоследствии оправдан). В Австралии двое священнослужителей попали на скамью подсудимых по обвинению в оскорблении ислама за то, что провели в собственной церкви семинар о мусульманском вероучении.

В некоторых штатах США подобные законы уже действуют. Например, в Нью-Мехико фотоагентству, принадлежащему двум христианам, пришлось уплатить штраф в 6,6 тысяч долларов за то, что они отказались снимать лесбийскую "свадьбу".

Покойный основатель "Корал Ридж министриз" Джеймс Кеннеди не раз предупреждал, что если все так пойдет и дальше, это поставит под угрозу гражданские права американцев. "Они заткнут рот Церквам -  это их самое горячее желание: чтобы Церкви не смели слова молвить против гомосексуализма", -  говорил он.

Тони Перкинс, президент "Совета семейных исследований", с ним согласен: "Все дело в том, что пока гомосексуалисты знают: в церквах этой страны они должны помалкивать".

Роберт Найт, директор Института культуры и масс-медиа, считает, что конечная цель подобных законов -  поставить Христианство вне закона. "Если вам удастся объявить, что отныне традиционная мораль считается ненавистью и изуверством, а потом хорошенько надавить на правительство, то самые основы христианской морали можно объявить преступными".

Марк Готалинг, исполнительный директор Альянса христианских семей, отметил, что инициаторы "законов о преступлениях на почве ненависти" часто говорят, что на Церкви и церковные организации он распространяться не будет. Однако, отметил он, закон входит в разряд так называемых "законов о безопасности", а это значит, что исключений не будет ни для кого. "Всякий, кто полагает, что для Церквей будет сделано исключение, просто плохо знаком с этим законом", -  отметил мистер Готалинг.

"Слово Божие уже под запретом, а в Первой поправке к Конституции (гарантирующей свободу слова) появилась брешь", -  добавил он.

Седмица.Ru


Интернет создает поколение невежд

Британская газета The Independent опубликовала отрывок из новой книги Эндрю Кина "The Cult of the Amateur", в которой он рассуждает о том, как компьютерная грамотность мешает грамотности обычной и как подача информации в форме гипертекста опасна для умственных способностей подрастающего поколения и угрожает нашему будущему.

Писатель рассказывает о случае, произошедшем в США несколько лет назад: девушка по имени Меган Мейер с избыточным весом и психологическими проблемами покончила с собой после того, как ее виртуальный бойфренд "Josh Evans" стал издеваться над ней. Такие инциденты, а также ряд серьезных публикаций, по мнению Эндрю Кина, свидетельствуют об угрозе, которую несут новые технологии.

Ссылаясь на несколько книг, опубликованных по этой тематике, Эндрю Кин излагает свое видение проблемы. Из-за интернета молодым людям безынтересным становится почти все, кроме онлайн-игр и самолюбования собственными текстами. Компьютерная грамотность угрожает грамотности обычной, а переизбыток информации в эпоху веб-два-ноль -  причина острого дефицита интеллекта. Самым наглядным доказательством, по мнению автора книги, является нынешнее "самое тупое поколение"; термин взят из книги "Клеймо человеческое" Филиппа Рота.

Причина коренится в том, что интернет уничтожает наше желание и даже способность читать что-либо большее, чем записи в блогах и мгновенные сообщения. Интернет не дает сконцентрироваться на тексте из-за гиперссылок -  в итоге из читателей мы превращаемся в "листателей". То есть падает внимательность и ухудшаются умственные способности.

Православие.Ru


Суд отклонил иск к Богу по причине отсутствия у Господа... домашнего адреса

Иск сенатора от американского штата Небраска Эрни Чемберса к Богу отклонен. Как пояснил судья округа Дуглас Марлон Полк, для начала процесса необходимо, чтобы у ответчика был домашний адрес. "Учитывая заключение суда о том, что доставить повестку указанному ответчику некуда, в рассмотрении иска будет отказано", -  заявил судья.

Чемберс, который окончил юридический колледж, но так и не сдал квалификационные экзамены, полагает, что нашел лазейку в постановлении судьи. "Суд признал существование Бога. Таким образом, признается его всеведение. А если Он все знает, то знает и об этом иске", -  заключил сенатор.

Истец может обжаловать судебное решение в течение месяца. По словам Чемберса, он пока не решил, станет ли подавать апелляцию.

В иске к Богу Чемберс требовал наложить судебный запрет на Его отношения с человечеством. По словам истца, Бог представляет угрозу для самого сенатора и его избирателей, а также "причиняет смерть, разрушения и терроризирует миллионы жителей Земли". Иск был подан в сентябре 2007 года.

Чемберс работает в законодательных органах Небраски уже 38 лет. Он часто прогуливал утренние молитвы перед заседаниями парламента и неоднократно выступал с критикой христиан.

Седмица.Ru


Британцы борются с финансовым кризисом с помощью "электронной" молитвы

По мере углубления экономического спада в Великобритании все большее количество британцев -  видимо, не полагаясь более на правительство -  обращаются к Богу с молитвой о помощи, используя для этого возможности интернета.

Как рассказал представитель Англиканской Церкви доктор Джон Престон, в специально составленной "электронной" молитве о нынешней финансовой ситуации британцы призывают Всевышнего спасти их от разорения и сохранить в целостности их банковские счета и бизнес. Начиная с сентября, по словам Престона, количество "пользователей" этой молитвы почти утроилось.

"Я не думаю, что люди целенаправленно обращались в интернет в поисках религии, но по мере того, как они блуждают по сайтам, их мысли обращаются к вере", -  сказал представитель Англиканской церкви.

"Господи, -  говорится, в частности, в этой "электронной" молитве, -  мы живем в тревожные дни, когда во всем мире растут цены, увеличиваются долги, банкротятся банки, сокращаются рабочие места, а хрупкая безопасность становится все более эфемерной. Возлюбленный Господь, снизойди до нас в наших страхах и услышь нашу молитву, будь нам надежной опорой среди зыбучих песков и светочем в темноте...


Корзина цветов нобелевскому лауреату. Творчество Бориса Пастернака, и особенно "Доктор Живаго", раздражали агрессивно атеистическую власть своим глубоко христианским подтекстом

Так называется глава в мемуарах "Записки гадкого утенка" крупнейшего российского мыслителя наших дней, философа, культуролога, писателя и эссеиста 90-летнего Григория Померанца. И связана она с событиями полувековой давности – присуждением великому русскому поэту Борису Пастернаку Нобелевской премии по литературе.

Это было второе в истории русской литературы присуждение Нобелевской премии – первой удостоился в 1933 году писатель-эмигрант Иван Бунин (1870 – 1953). 23 октября 1958 г. секретарь Нобелевского фонда Андреас Эстерлинг телеграммой известил Бориса Леонидовича Пастернака о результатах голосования во втором туре Шведской Академии и присуждении ему Нобелевской премии по литературе за 1958 год.

Нет, известие не стало неожиданностью для коммунистических властей СССР. Еще 21-го октября в Отделах культуры и агитации и пропаганды ЦК КПСС обсуждался вопрос о мерах в связи с возможным присуждением Б.Л. Пастернаку Нобелевской премии. Тем не менее, сам факт присуждения премии вызвал в партийных и государственных структурах СССР бурю негодования. Этот вопрос рассматривался на уровне президиума ЦК КПСС, секретариата и лично главного идеолога СССР Михаила Суслова.

Впрочем, расправа над Пастернаком началась раньше. В 1957 году в итальянском прокоммунистическом издательстве Фельтринелли на итальянском языке вышел роман Пастернака "Доктор Живаго", после чего в советской прессе началась его травля.

Роман быстро был переведен на английский, на несколько других иностранных языков, стал весьма популярен на Западе, а спустя некоторое время и вовсе экранизирован Голливудом. Кроме того, что роман был опубликован на Западе без разрешения властей, все творчество Бориса Пастернака, и особенно "Доктор Живаго", раздражали агрессивно атеистическую власть своим глубоко христианским подтекстом.

Присуждение же Борису Пастернаку Нобелевской премии довело травлю писателя до огромных масштабов. Именно в те времена появилась фраза, позже ставшая комической расхожей присказкой: "Я романа не читал, но скажу!…".

Изречения такого рода звучали на многочисленных рабочих собраниях, на которых записные "мамани Климы" (персонаж из песни Галича, 90-летие которого отмечалось на днях) призывали к расправе над опальным поэтом.

"Литературная газета" обрушилась на Пастернака, называя его "изменником", "злобным обывателем", "клеветником", "Иудой", "вражеским наймитом" и т.д. Его исключили из Союза писателей, вынудили отказаться от премии.

Несмотря на то, что "нобелевка" была присуждена Пастернаку "За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа", усилиями официальных советских властей она надолго, если не навсегда, прочно связалась с романом "Доктор Живаго", "антисоветская" сущность которого то и дело выявлялась в то время партагитаторами, литкритиками, лекторами общества "Знание" и иже с ними.

На самом деле это было не совсем так. Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии, начиная с 1946-го года, т.е. задолго до написания "Доктора Живаго".

Впервые слух о присуждении Пастернаку Нобелевской премии пронесся в 1954 году. А в 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю.

Получив известие о присуждении премии, Борис Пастернак 23 октября направил в адрес Шведской академии телеграмму, в которой говорилось, что он "Чрезвычайно благодарен, тронут, горд, изумлен и смущен".

А 29 октября последовала вторая телеграмма: "В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не примите за оскорбление мой добровольный отказ".

На церемонии же вручения премий, которая прошла чуть позже член Шведской академии Андерс Эстерлинг сказал: "Разумеется, этот отказ никоим образом не принижает значимости награды. Нам остается только выразить сожаление, что награждение лауреата Нобелевской премии не состоится".

Сам же Пастернак написал по поводу присуждения премии стихи:

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

После публикации этого стихотворения на Западе Пастернак был приглашен к Генеральному прокурору СССР Роману Руденко, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 УК РСФСР "Измена Родине". Правда, никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.

К Пастернаку, который постоянно жил на даче в Переделкино, даже удавалось прорваться кое-кому и из иностранных визитеров. Первым, нарушившим добровольно избранную черту оседлости нобелевского лауреата, был знаменитый американский композитор и дирижер Леонард Бернстайн, который на электричке приехал к Пастернаку 12 сентября 1959 года – на следующий день после своего первого концерта в СССР.

Чуть более чем через полтора года после скандала вокруг Нобелевской премии, 30 мая 1960 года в возрасте 70 лет Борис Леонидович Пастернак скончался от рака легких в Переделкино и был похоронен на местном кладбище. Все то же Галич написал тогда:"Как мы радуемся, сволочи, что он умер в своей постели!"

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году "Доктор Живаго" впервые был напечатан в СССР в журнале "Новый Мир", а в 1989 году медаль Нобелевского лауреата была вручена в Стокгольме сыну поэта — Евегнию, за день до ежегодной официальной церемонии.

Это произошло на торжественном приеме в Шведской академии в присутствии нобелевских лауреатов, послов Швеции и СССР, а также многочисленных гостей. При передаче медали секретарь академии профессор Сторе Аллен прочел обе телеграммы, посланные Б.Л. Пастернаком 23 и 29 октября 1958 года, и сказал, что Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии тридцати одного года вручает его медаль сыну, сожалея о том, что лауреата нет уже в живых.

А на следующий день на официальной церемонии на площадке широкой лестницы королевского дворца появился с виолончелью Мстислава Ростроповича. Свое выступление он предварил словами: "Ваши величества, достопочтенные нобелевские лауреаты, дамы и господа!

На этой великолепном празднике мне хочется напомнить вам о великом русском поэте Борисе Пастернаке, который при жизни был лишен права получить присужденную ему награду и воспользоваться счастьем и честью быть лауреатом Нобелевской премии". После этого прозвучала Сарабанда из сюиты Баха d-моль для виолончели соло.

Вслед за Пастернаком Нобелевской премии были удостоены еще три русских писателя: Александр Солженицын, Михаил Шолохов и Иосиф Бродский.

…А корзина цветов Борису Пастернаку была все же вручена. Ее заказал Илья Шмаин, взяв не хватившие на ее покупку и доставку деньги у Григория Померанца. Шмаин проследил, как цветы были доставлена сквозь пикеты милиции в московскую квартиру писателя в Лаврушинском переулке.

А вечером в шестиметровую комнату Померанца в 1-м Зачатьевском переулке, когда там собралась небольшая компания, чтобы написать поздравительную открытку нобелевскому лауреату, туда нагрянул паспортист и под видом уточнения списков к выборам проверил паспорта у всех присутствовавших. Тут-то все и вспомнили, что еще совсем недавно проверка паспортов предшествовала аресту.

Владимир Ойвин
"ПРАВДА.РУ" 23 октября 2008 г.


 

 


bgcolor="#000000" class="mal" > bgcolor="#000000" class="mal" >