Главная


Архив новостей


Обновление: 
15 октября 2008 г.

 

 
Новости

Рatriarhia.ru Послание предстоятелей Православных Церквей.
Фанар, 12 октября 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

1. По благодати Божией мы, Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей собрались с 10 по 11 октября 2008 года на Фанаре по приглашению и под председательством первого среди нас Вселенского Патриарха Варфоломея по случаю провозглашения этого года годом апостола языков Павла. С братской любовью мы обсудили вопросы, беспокоящие Православную Церковь. Приняв участие в праздничных мероприятиях по этому случаю, мы совершили совместно Божественную Евхаристию во всечестном Патриаршем храме Вселенского Престола сегодня, 12 октября 2008 года, в Неделю святых отцов VII Вселенского Собора в Никее. В эти дни мы укрепились истиной даров Божественного промысла апостолу языков, благодаря которым он явился превосходным "избранным сосудом" (Деян. 9. 15) Божиим и ярким примером апостольского служения телу Церкви.

Вся Православная Церковь, почитая сего апостола в настоящем спасительном году, предлагает его всей своей Полноте как образец современного свидетельства нашей веры ближним и дальним (Еф. 2. 17).

2. Православная Церковь, авторитетно истолковывая учение Апостола языков в мирные и трудные времена ее двухтысячелетнего исторического пути, может и должна представить современному миру учение не только о восстановлении во Христе единства всего человеческого рода, но и о всемирности Его искупительного дела, которым преодолеваются все расколы мира и утверждается общая природа всех людей. Достоверное свидетельство Его спасительной вести предполагает преодоление и внутренних противоречий в Православной Церкви через избавление от националистических, этнофилетических или идеологических напряженностей, потому что только таким образом слово православной веры найдет надлежащий отклик в современном мире.

3. Вдохновляемые учением и деятельностью апостола Павла, мы, во-первых, отмечаем важность, которую имеет для жизни Церкви и особенно для нашего общего служения миссионерское поручение, согласно последней заповеди Господа: "И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1. 8). Благовестие народу Божию, а также и не верующим во Христа составляет высший долг Церкви. Этот долг не следует исполнять агрессивно или посредством различных видов прозелитизма, но в любви, смирении и уважении к идентичности каждого человека и культурным особенностям каждого народа. Все Православные Церкви должны вносить свой вклад в эту миссионерскую деятельность при уважении канонического порядка.

4. Церковь Христова совершает ныне свое служение в стремительно меняющемся мире, который становится все более взаимосвязанным благодаря средствам сообщения, а также развитию транспортных и технических возможностей. Параллельно все более нарастают масштабы отчужденности, разделений и конфликтов. Христиане отмечают, что источником этого состояния является отдаление человека от Бога. Никакие трансформации социальных структур и правил поведения не способны уврачевать такое положение. Церковь постоянно указывает, что борьба с грехом возможна только в соработничестве Бога и человека.

5. В этих условиях современное свидетельство Православия о постоянно возрастающих в объеме проблемах человека и мира становится более насущным не только для констатации вызвавших эти проблемы причин, но и для непосредственно возможного преодоления проистекающих из них трагических последствий. Разнообразные националистические, расовые, идеологические и религиозные противоречия постоянно предоставляют питательную среду для возникновения опасных смущений не только по отношению к бесспорному онтологическому единству человеческого рода, но и касательно связи человека с творением Божиим. Священное достоинство человеческой личности сводится к отдельным проявлениям индивидуума, а его связь с прочим творением Божиим подвержена злоупотреблениям потребительского своеволия.

Разделения, навязанные миру, влекут за собою неравенство возможностей людей и народов в доступе к благам творения, лишают миллионы людей основных благ и ведут к уничижению человеческой личности, вызывают массовые миграции народов, обостряют националистические, религиозные и социальные различия и конфликты и угрожают традиционной внутренней сплоченности обществ. Последствия этих разделений более чем тягостны, ибо неразрывно сопряжены с угрозой окружающей среде и всей экосистеме.

6. Православные христиане разделяют с другими религиозными и нерелигиозными людьми планеты ответственность за современный кризис, потому что они безрассудно попустительствовали злоупотреблениям свободы или примирялись с ними, не противостоя им достойно словом веры. Таким образом, их величайшим долгом является вклад в преодоление разделений мира.

Христианское учение об онтологическом единстве человеческого рода и Божественного творения, как оно выражено всем таинством Божественного домостроительства спасения человека и мира во Христе, представляет фундаментальную основу для истолкования отношения человека к Богу и миру.

7. Общей тенденцией во многих современных государствах являются попытки вытеснить религию из общественной жизни. Принцип светскости государства может сохраняться, но недопустимо понимать этот принцип как означающий радикальное изгнание религии из всех сфер жизни народа.

8. Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью.

9. В вопросе об отношении христианской веры и естествознания Православной Церкви чуждо стремление брать под свою опеку развитие научных исследований и высказывать свою позицию по всякой научной проблеме. Для православного мировоззрения свобода исследования представляется Божиим даром человеку. Вместе с тем, Православие отмечает опасности, которые таятся в определенных научных достижениях, и указывает на границы научного познания, не забывая о наличии иного знания, не входящего непосредственно в сферу науки, но необходимого для подобающего ограничения свободы и правильного использования плодов науки на основе уважения к достоинству человеческой личности и отказа от эгоцентризма.

10. Православная Церковь убеждена в том, что технический и экономический прогресс не должны вести к уничтожению среды обитания и истощению природных ресурсов. Неограниченное стремление к удовлетворению материальных потребностей ведет к оскудению и души человека, и окружающей природы. Нельзя забывать, что природные богатства земли суть не только человеческое достояние, но, прежде всего, творение Божие: "Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней" (Пс. 23. 1). Мы должны помнить о том, что не только нынешние, но и будущие поколения имеют право на пользование теми природными благами, которые даны нам Творцом.

11. Мы твердо поддерживаем все мирные усилия, направленные на справедливое разрешение возникающих конфликтов. Приветствуем позицию Русской и Грузинской Церквей во время недавнего конфликта и их братское сотрудничество. Таким образом, обе Церкви исполнили долг служения примирению. Мы надеемся, что взаимные усилия Церквей будут содействовать преодолению трагических последствий военных действий и скорейшему примирению народов.

12. В нашу эпоху нарастающих смут институт брака и семьи переживает кризис. Церковь в духе понимания новых сложных социальных условий должна изыскать способы духовной поддержки и укрепления молодежи и многодетных семей.

В особенности мы обращаемся к молодым, чтобы призвать их принимать активное участие как в богослужебной жизни, так и в миссионерской и социальной деятельности Церкви, дабы они могли принести ей свои заботы и чаяния. Ведь молодежь — не только будущее, но и настоящее Церкви.

13. Мы, Предстоятели и представители Святейших Православных Церквей, вполне сознавая значение указанных выше проблем, стремимся к безотлагательному их решению как служители Христовы и домостроители таин Божиих. Мы возвещаем с этой кафедры Первопрестольной Церкви и еще раз подтверждаем:

а) наше непоколебимое обязательство сохранять единство Православной Церкви в вере отцов наших, однажды преданной святым (Иуд. 3), в единой Божественной Евхаристии и в верном следовании канонической системе управления Церковью, стремясь к урегулированию временами возникающих проблем в наших взаимных отношениях в духе любви и мира;

б) нашу волю к скорейшему уврачеванию канонических нестроений, происходящих из исторических обстоятельств и пастырских нужд в так называемой православной диаспоре, желая преодолеть всевозможные влияния, чуждые православной экклезиологии. В этой связи мы приветствуем предложение Вселенской Патриархии созывать в следующем 2009 году по этому вопросу, а также по вопросу продолжения подготовки Святого и Великого Собора Всеправославные совещания, на которые будут приглашены все автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до Всеправославных совещаний на Родосе;

в) наше желание, несмотря на имеющиеся трудности, продолжать богословский диалог с прочими христианами, а также межрелигиозный диалог, в особенности с иудаизмом и исламом, имея в виду, что диалог является единственным способом решения разногласий между людьми, особенно в эпоху, подобную нашей, когда любые разделения, включая разделения во имя религии, становятся угрозой миру и единству людей;

г) нашу поддержку инициативам Вселенского Патриархата и других Православных Церквей по защите природной среды. Экологический кризис наших дней, имеющий, в том числе, духовные и нравственные причины, побуждает Церковь имеющимися у нее духовными средствами безотлагательно содействовать защите Божия творения от последствий человеческой алчности. В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них;

д) наше решение осуществить все необходимое, дабы создать межправославную комиссию для изучения вопросов биоэтики, по которым мир ожидает услышать слово Православной Церкви.

Обращаясь с этими словами ко всем православным народам и всему миру, мы паки и паки желаем, чтобы мир, справедливость и любовь Божия восторжествовали в конечном итоге в жизни людей. "А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе" (Еф. 3. 20–21). Аминь.

Фанар, 12 октября 2008 года
Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей
Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор
Блаженнейший Патриарх Антиохийский Игнатий
Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
Митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (от лица Грузинского Патриархата)
Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (от лица Сербского Патриархата)
Митрополит Трансильванский Лаврентий (от лица Румынского Патриархата)
Митрополит Видинский Дометиан (от лица Болгарского Патриархата)
Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом
Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним
Архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия (от лица Польской Православной Церкви)
Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий
Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор

 


Рatriarhia.ru Выступление Патриарха Алексия II на открытии симпозиума, посвященного святому апостолу Павлу

Ваше Святейшество, Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Превосходительства, уважаемое высокое собрание, дорогие отцы, братия и сестры!

В первую очередь хочу поблагодарить Его Святейшество Патриарха Варфоломея за встречу Глав и представителей Поместных Православных Церквей и проводимый в связи с этой встречей симпозиум, приуроченный к году юбилея святого апостола Павла. С любовью приветствую представителей всего православного мира, прибывших в город святого царя Константина, дабы вновь засвидетельствовать миру единство Вселенской Церкви и воздать должную честь святому первоверховному апостолу.

Церковь по праву именует Божественного Павла "печатью и венцом апостолов… иже напоследок званный времен, тщанием же всех превзошед" (тропарь канона апостолу Павлу, песнь 7). Получив от Господа указание о благовестии, он обошел с проповедью всю вселенную, в пути рассылая верным свои послания, которые, по словам Златоуста, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта. Сам Господь в видении апостолу Анании назвал Павла "избранным сосудом", призванным возвещать имя Иисуса Христа "перед народами и царями и сынами израилевыми" (Деян. 9:15).

Эта богодохновенная апостольская весть о имени Христовом преодолевает время и пространство. В силу своей сотериологической направленности во все периоды исторического бытия Церкви она всегда свежа, актуальна и насущно необходима человечеству, "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12). Не составляет исключения и переживаемая нами эпоха с ее попытками поставить человека на место Бога, вытеснить религию из общественной жизни, оправдать грех, противопоставить идеи святости и свободы, навязать народам в качестве обязательных внерелигиозные ценности и языческую по сути идеологию потребления. Ответы на эти опасные вызовы современности в изобилии содержатся в неистощимой сокровищнице богословия святого апостола Павла, откуда мы можем и должны их извлекать и использовать в нашей пастырской деятельности.

Еще одним серьезным вызовом Церкви является проникновение в ее ограду духа мира сего, ведущее к внутренним разделениям, и, соответственно, ослаблению ее свидетельства миру. В третьем тысячелетии по Рождестве Христовом к нам вновь обращен вопрос апостола Павла: "Разве разделился Христос?" (1 Кор. 1:13) — и его же вдохновенный призыв к единению "в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор. 1:10). Тот же апостол говорит о разномыслиях, которым надлежит быть между нами (1 Кор. 11:19). Несовпадения мнений по вопросам, не связанным с православным вероучением, действительно имеют место в межцерковных отношениях. Однако при наличии взаимной любви и они могут побудить нас к более глубокому осознанию и переживанию церковного единства.

От лица многонациональной Русской Православной Церкви, Церкви, прошедшей в ХХ столетии тернистым путем мученичества и исповедничества, призываем наших православных братьев во всем мире делать все для предотвращения разделений, "стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4:3). Доброй поддержкой тому является наше литургическое общение, а также общение в молитвах и трудах на ниве богословских исследований, подобное нынешнему всеправославному форуму. От души молитвенно желаем его участникам благословенных успехов и помощи Божией, дабы вашими трудами прославлялось на земле имя Христово, к чему вдохновенно призывает нас святой апостол Павел: "Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его" (Евр. 13:15).

Я сердечно благодарю за доклад, который сделан Его Святейшеством. Он ввел нас в обсуждение и богословское осмысление того наследия, которое оставил нам святой апостол Павел. И я убежден, что симпозиум, посвященный жизни, учению, подвигу святого апостола Павла, даст нам много для того, чтобы нам в нашем служении подражать его примеру.

Спасибо за внимание.


Рatriarhia.ru Обращение главы УПЦ Митрополита Владимира к предстоятелям Поместных Православных Церквей

ЕГО ВСЕСВЯТЕЙШЕСТВУ ВСЕСВЯТЕЙШЕМУ ВАРФОЛОМЕЮ, АРХИЕПИСКОПУ КОНСТАНТИНОПОЛЯ — НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКОМУ ПАТРИАРХУ

Ваше Всесвятейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель!

От Полноты Украинской Православной Церкви еще раз сердечно благодарим Вас за участие в прошедших в столице Украины торжествах, приуроченных к 1020-летию Крещения Киевской Руси. Наша встреча и братское молитвенное и евхаристическое общение вновь засвидетельствовали, что мы едины и дорожим даром единства, следуя слову Господа: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Ин.17, 20-21). Основываясь на этой евангельской заповеди, Святые Поместные Церкви развивают свои взаимоотношения таким образом, чтобы многообразие подходов к проблемам современной церковной жизни не умаляло заповеданных Спасителем единства и любви.

Одной из проблем, которая болезненно отзывается в жизни всего Вселенского Православия, является церковный раскол в Украине. По нашему глубокому убеждению, эта проблема может быть решена лишь соборным разумом всех Поместных Православных Церквей. Со своей стороны мы свидетельствуем о своей готовности участвовать в общецерковном обсуждении вопроса церковного разделения в Украине.

Обретя в составе Московского Патриархата статус Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии, Украинская Православная Церковь демонстрирует ныне неизменно высокую динамику роста. Сегодня наша Церковь насчитывает более 11 000 общин, объединенных в 43 епархии, которые управляются 55 архиереями (43 правящих и 12 викарных). В Украинской Православной Церкви несет послушание свыше 9 000 священнослужителей, действуют 20 учебных заведений (1 академия, 7 семинарий и 12 училищ). В более чем 200 монастырях подвизаются около 5 000 монашествующих.

Рана раскола, нанесенная церковному Телу в начале 1990-х годов, постепенно уврачевывается. Украинская Православная Церковь ведет диалог с «Украинской Автокефальной Православной Церковью». Проводятся регулярные собеседования с представителями «Киевского Патриархата». Ведя диалог с непризнанными церковными сообществами, мы движимы духом Христовой любви, которая «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 5-7).

Следуя этим словам святого апостола Павла, Собор епископов Украинской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 21 декабря 2007 года, призвал верных чад нашей Церкви «с христианской любовью и без враждебности относиться к тем нашим братьям и сестрам, которые, верим, временно пребывают вне спасительной ограды Церкви».

Полную поддержку такому пастырскому подходу к решению проблемы раскола в украинском Православии выразила также Полнота Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор которой «одобрил усилия, предпринимаемые Украинской Православной Церковью для преодоления раскола посредством диалога с теми, кто отпал от общения с нею» (Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О единстве Церкви». Москва, 24-29 июня 2008 года).

Исходя из вышесказанного, просим Ваше Всесвятейшество и возглавляемую Вами Святейшую Константинопольскую Церковь поддержать усилия Украинской Православной Церкви, направленные на восстановление церковного единства в нашей стране.

Проблема раскола вызывает серьезную обеспокоенность также у государственных и политических деятелей Украины. Движимые благородным порывом помочь делу единения, они неоднократно предлагали и предлагают различные модели восстановления единства. Однако эти модели не всегда соответствуют православной экклесиологии и нормам канонического права.

В последнее время в украинских средствах массовой информации обсуждается сценарий решения украинского церковного вопроса путем создания в Украине нескольких параллельных православных юрисдикций.

Ответственно заявляем, что такой способ решения проблемы является неприемлемым, поскольку:
• противоречит каноническому принципу «один город ― один епископ»;
• усилит этнофилетические настроения в церковных общинах;
• усугубит негативные тенденции, ведущие к поляризации украинского общества;
• может привести к возобновлению жесткого противостояния в борьбе за храмы и церковное имущество;
• ослабит миссионерский потенциал Православия в Украине на фоне активности новых религиозных движений и униатства;
• и, наконец, не решит проблемы уврачевания раскола, поскольку в Украине останутся неканонические церковные группы, претендующие на автокефальный статус.

Украинская Православная Церковь осуществляет ныне свое спасительное служение в сложных исторических условиях. Вместе с тем именно она обладает необходимым потенциалом для объединения разделенного украинского Православия и консолидации украинского общества. В осуществлении этой миссии Украинская Православная Церковь нуждается в единой позиции всех Поместных Православных Церквей по вопросу о способах уврачевания церковных разделений в Украине. Мы надеемся, что просвещаемый Духом Святым соборный разум Вселенской Церкви укажет путь к восстановлению богозаповеданного церковного единства.

Возлагая упование на Господа, просим молитв Вашего Всесвятейшества об Украинской Православной Церкви, ее целостности и единстве, ибо все мы, по слову святого апостола Павла, составляем одно Тело во Христе, в котором «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12,26).

Примите, Ваше Всесвятейшество, искреннее пожелание доброго здравия и изобильной помощи Божией в Ваших Первосвятительских трудах на благо Святейшей Константинопольской Церкви. С неизменной к Вашему Всесвятейшеству братской во Христе любовью

от имени Священного Синода Украинской Православной Церкви,

Блаженнейший Владимир,
Митрополит Киевский и всея Украины,
Предстоятель Украинской Православной Церкви
Аналогичные обращения были переданы Предстоятелям и представителям всех Поместных Церквей.
 


Офіційний сайт "Українська Православна Церква"

Выступление Патриарха Константинопольского Варфоломея I на Совещании предстоятелей Православных Церквей (Фанар, 10 октября 2008)

1. Благодарственную молитву и славословие воссылаем в Троице Святому Богу, сподобившему нас снова встретиться здесь в этом Священном Центре все те, кому Его милостью доверено служение быть во главе поместных Святейших Автокефальных и Автономных Церквей для того, чтобы подтвердить наше неразрывное во Христе единстве и обсудить волнующие Церковь вопросы в рамках выполнения ее миссии в современном мире.

С большой и невыразимой радостью наша Святейшая Константинопольская Церковь, и лично мы, приветствуем всех вас Блаженнейших и Высокопреосвященнейших Предстоятелей поместных Святейших Православных Церквей и представителей тех, кто не смог присутствовать лично, и сопровождающих вас лиц, и, целуя каждого из вас, святым целованием восклицаем вместе с псалмопевцем: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе". Всем вам мы выражаем нашу благодарность за то, что вы с готовностью и братской любовью ответили на приглашение нашей смиренности собраться здесь, подвергнув себя трудностям посещения нашего Града. Ваш ответ на наше приглашение мы оцениваем как проявление братской любви и заботы об усилении и утверждении единства Святейшей Православной Церкви, хранителями и гарантами которой мы были назначены Божией Благодатью.

2. Когда мы, милостью Божией, приняли руль этой Первопрестольной Церкви, мы посчитали нашим священным и неотложным долгом усилить узы любви и единства всех Предстоятелей поместных Православных Церквей. Поэтому мы, выполняя желание и других братьев Предстоятелей, взяли на себя инициативу созвать подобные Совещания в этом Граде: на Воскресенье Торжества Православия в 1992 году, затем в 1995 году на острове Патмос. Имели же и другие возможности подобных встреч и совместных богослужений в Иерусалиме и в Фанаре в начале и в конце 2000 года по случаю наступления третьего тысячелетия после Рождества Христова.

Конечно, эти Совещания не являются "нормативными" с точки зрения канонической акривии. Как известно, Священные Каноны нашей Церкви предоставляют высшую ответственность и власть по церковным вопросам Соборной системе, в которой принимают участие все действующие архиереи или по очереди или в полном составе. Эту каноническую структуру ни коим образом не заменяет Совещание Предстоятелей. Тем не менее, периодический созыв такого собрания считается необходимым и полезным, особенно в такие времена как наши, когда встреча и разговор лицом к лицу ответственных руководителей во всех областях общественной жизни людей становится возможным и даже очень полезным. Таким образом, с Божией помощью, польза для Церкви от личной встречи Предстоятелей Православных Церквей не может не быть великой.

3. Настоящее Совещание, дорогие братья во Христе, осуществляется в рамках великого юбилея не только для Православной Церкви, но и для всего христианского мира. Хотя мы не знаем точную дату рождения Апостола языков Павла, но формально она установлена около 8 года по Рождеству Христову, т.е. две тысячи лет тому назад. Этот факт побудил и другие христианские Церкви, например Римо-католическую, объявить сей год годом Апостола Павла. Очевидно, что Православная Церковь, которая многим обязана Апостолу Павлу, не могла остаться в стороне.

Первый и самый большой долг - это создание, посредством проповеди и всего апостольского деяния "избранного сосуда Христова"- Церквей на территориях современных Православных и Автокефальных Церквей, а именно Церквей в Малой Азии, в Антиохии, на Кипре и в Греции. Учитывая этот долг, Вселенская Патриархия приняла решение организовать паломничество к некоторым местам проповеди Апостола, находящимся на ее канонической территории, и пригласить братьев Предстоятелей Святейших Православных Церквей, чтобы все вместе почтить бесчисленные труды и жертвы божественного Павла: "был в ранах, более в темницах и многократно при смерти… много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор., 12:23-27). Все это он перенес, при учреждении и укреплении тех Церквей, служение и забота о которых было предоставлено нам Божией милостью.

Другой наш долг перед "трудами любви" великого Апостола – это его учение, которое было отражено в его посланиях и в "Деяниях Апостолов", написанных его соработником евангелистом Лукой. Это учение, выражающее "чрезвычайность откровений" (2 Кор. 12: 7), которым удостоился Павел благодатью Господа, остается проводником и компасом Церкви Христовой через века, фундаментом догматов нашей веры, ненарушимым каноном веры и бытия для всех нас православных христиан. Эта высота и глубина понятий этого учения были в веках и продолжают быть источником для богословия Церкви.

4. Итак, мы посчитали, что в рамках празднеств в честь Апостола Павла, надлежало бы организовать международный и межхристианский симпозиум, на котором выдающиеся докладчики от Православной и других христианских Церквей и Конфессий в рамках наших паломнических посещений священных мест, где проповедовал Апостол языков, представят и обсудят вопросы, касающиеся различных сторон личности и учения Апостола Павла. Тексты этих докладов и дискуссий по ним планируется издать отдельным томом, который, надеемся, внесет свой вклад в исследования о Павле.

Как будет несомненно показано в работе вышеупомянутого симпозиума, учение Апостола Павла касается не только прошлого, оно всегда имеет, и даже сегодня, свое особое значение и свою актуальность. Для нашего Собора это учение крайне важно, особенно одна из его основных сторон, затрагивающаяся большой и всегда актуальный вопрос единства Церкви, которое, как мы уже отметили, является самой большой ответственностью и заботой всех епископов Церкви, и в особенности Предстоятелей Церквей.

5. Несомненно Апостол Павел является первым богословом единства Церкви. Со дня своего создания Церковь переживала единство как свою существенную черту. Так или иначе, это было то категорическое пожелание ее Создателя, с которым незадолго до Своих страданий Он обращается к Своему Отцу: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их; да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино: да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино" (Иоан. 17:20-23). Павел – первый, кто развивает и подробно анализирует это единство, за которое он боролся как никто другой из Апостолов.

В самом деле, какое усердие проявлял Павел в проповеди Евангелия, с таким же и еще большим усердием он беспокоился и боролся за единство Церкви. Его страсть к "заботе о всех церквах" (2 Кор. 11:28) и к единству во Христе соединялась с его жизнью. Как отмечает святой Иоанн Златоуст "имел попечение не об одном доме, но о городах, о народах, о племенах, о целой вселенной, и в делах столь важных, при таком множестве (врагов) старавшихся вредить ему, трудился один, и был так чувствителен, так заботился, как не заботится даже и отец о детях" (Migne, PG 61, 57).

Ничего так не расстраивало сердце Апостола, как отсутствие единства и любви между членами Церкви: "если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" пишет он с душевной болью галатам (Галат. 5:15). Поэтому, обращаясь к Коринфянам, просит "именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор. 1:10). И, увидев, что верующие в Коринфе были разделены по группам, восклицает с болью: "разве разделился Христос?" (1 Кор. 1:13).

В самом деле, для Апостола Павла раскол в Церкви столь ужасен и отвратителен, как разделение самого Христа. Потому, что для Апостола Церковь есть "тело Христово", она сам Христос. "И вы – тело Христово, а порознь – члены", пишет он коринфянам (1 Кор. 12:27). Известно с какой твердостью Павел настаивал на определение Церкви как "тело Христово", которое подробно разъясняет в двенадцатой главе первого Послания Коринфянам. Этот образ имеет не метафорическое содержание, а онтологическое. Раскол в Церкви разделяет самого Христа, а это настолько отвратительно и ужасно, что, согласно святому Иоанну Златоусту, трактовавшему Павла, даже мучение не способно искупить грех того, кто раскол причиняет и настаивает на нем.

Следовательно, мы можем спросить себя, что сказал бы сегодня Павел, если бы он увидел то безразличие, с которым многие из наших современников относятся к восстановлению единства Церкви. Конечно, он резко осудил бы их и точно также он поступил бы и со всеми нами, которые терпят и проявляют халатность по отношению к различным расколам и разделениям, апеллируя к имени Христа или даже к самому Православию. Невозможно проявлять уважение к Апостолу Павлу, не борясь за единство Церкви.

6. Такую же борьбу за единство Церкви вёл и сам Павел, желая перекинуть мост через пропасть, разделившую жидовствующих христиан из иудеев и из язычников. Как известно, между церквами, учрежденными Павлом среди язычников и Церковью Иерусалима существовали разногласия, которые создавали серьезную угрозу для первой Церкви. Эти различия были связаны с соблюдением или несоблюдением норм Закона Моисеева, а особенно соблюдение или несоблюдение обрезания для христиан из язычников. Позиция Павла по этому вопросу особо поучительная. В этой позиции мы можем различить первые семена практики Церкви, которая затем стала известна в каноническом праве нашей Православной Церкви как икономия. Закон, а позднее Святые Каноны, должны уважаться, однако они не могут не принимать во внимание человека, для которого, так или иначе, и была создана Суббота (другими словами Закон), согласно известной фразе Господа (Марк 2:27). На этой мысли, выражая дух Господень, настаивал Павел, указывая на путь "икономии", чтобы не нарушать единство Церкви наложением на плечи слабых невыносимого груза.

Но и способ, с помощью которого Апостол Павел добивался в то время сохранения единства Церкви, довольно поучителен. Решение было найдено посредством инициативы Павла для созыва Иерусалимского Собора, так называемого Апостольского Собора, с помощью которого в итоге было сохранено единства Церкви (Деяния 15). Итак, хотя Павел и был убежден в правоте своего мнения, он не ограничился только верности правде. Его страсть к единству Церкви привела к единственно возможному и достоверному утверждению его позиций, которое мы находим в соборном определении. Церковь сохранила это через века, определяя только на Соборах то, что есть истина и то, что есть ересь. Только в наши дни мы наблюдаем среди православных то явление, когда отдельные лица или группы лиц кричат в поддержку своих взглядов наперекор соборным решениям Церквей. Однако по примеру Павла, но также и по многовековому примеру Церкви, как истина, так и единство Церкви обеспечиваются только соборным образом.

7. Для Апостола Павла единство не является просто внутренним вопросом Церкви. Если он так упорно настаивает на его сохранение, то он это делает потому, что единство Церкви неразрывно связано с единством всего человечества. Церковь не существует для самой себя, но для человека, для всего творения.

Апостол Павел описывает Христа как "второго" или "последнего" Адама, т.е. человечество в своей совокупности (1 Кор. 15:14 и Рим. 5:14). И "как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:22, Ср. Рим. 5:19). Как в Адаме существует единство человеческого рода, так и во Христе "соединяется" все "небесное и земное" (Ефес. 1:10). И как отмечает святой Иоанн Златоуст, "возглавить" означает, что "одно дал (верховное) начало и ангелам и людям, одним – (Христа) по плоти, другим – Бога Слова; и здесь всех привел под одну главу; тогда только и будет совершенный союз" (Migne, PG 62, 16).

Однако это "возглавление" всего мира во Христе не представляется Апостолом Павлом вне Церкви. Как он объясняет в послании Колоссянам (1:16-18) ибо во Христе "создано все, что на небесах и что на земле… и все Им стоит", потому что "Он есть глава тела Церкви". "И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Ефес. 1:22-23). Итак, Христос для Павла есть глава всего, всего человечества и всего творения, потому что Он одновременно является и главой Церкви. Тело Христово, Церковь, не "наполняется", если она не включит в себя весь мир.

Из экклезиологии Апостола можно извлечь много полезных для нас выводов. Мы лишь просто подчеркнем, прежде всего, значение, который имеет для жизни Церкви и в особенности для нашего служения наш миссионерский долг. Евангелизация народа Божиего, но и тех, кто не верит во Христа, является высшим долгом Церкви. Этот долг, если он не выполняется агрессивно, как это происходило раньше, в основном, в западном Христианстве, или коварными методами, как это происходит с различными формами прозелитизма, но исполняется с любовью, со смирением и с уважением к культурной особенности каждого человека, соответствует желанию Господа, чтобы через единство Церкви "да уверует мир" в Него (Иоан. 17:21). Поэтому мы должны поощрять и всячески поддерживать миссионерство среди тех, кто находится вне Церкви, как это происходит на территории Александрийского Патриархата на необъятном африканском континенте.

Но и в пределах наших Церквей необходимость и долг евангелизации становятся сегодня насущным. Нам надо осознать, что в современных обществах, особенно в рамках западной цивилизации, уже не следует считать веру во Христа фактом. Сегодня православное богословие не может развиваться и выполнять свою работу без диалога с современными течениями философской и социальной мысли и проблематики, а также с различными формами искусства и культуры нашего времени. Для этого проповедь и слово Православия не могут быть агрессивными, как это, к сожалению, обычно происходит, потому что от этого нет никакой пользы. Они должны быть диалектическими, диалогическими и примиряющими. Прежде всего, мы должны понять других и найти то, что их глубоко тревожит, потому что даже за неверием скрывается поиск истинного Бога.

Наконец, связь единства Церкви с единством мира, на котором настаивает Апостол языков, возлагает на нас роль миротворцев в раздираемом противоречиями мире. Церковь не может и ей не позволено питать в любой форме, умышленно или неумышленно, религиозный фанатизм. Когда ревность превращается в фанатизм, то она откланяется от природы Церкви, а в особенности Православной. И наоборот – следует предпринимать инициативы для примирения там, где могут возникнуть или возникают столкновения между людьми. Межхристианский и межрелигиозный диалог – это наш минимальный долг и мы должны его исполнить.

Однако современный мир страдает и от такого кризиса, который не ограничивается только отношениями между людьми, но распространяется и на отношения человека с окружающей его природой. Как мы уже отметили, для Апостола Павла Христос есть глава всего, видимых и не видимых, т.е. всего творения. Церковь, как Его тело, объединяет не только человечество, но и все творение. Поэтому совершенно ясно, что Церковь не может оставаться безразличной к кризису, который переживают сегодня отношения человека с окружающей его средой. Наш долг состоит в принятии любых возможных инициатив, во-первых, для того, чтобы наша паства осознала необходимость проявлять уважение к природной среде, избегая злоупотребления или неразумное использование природных ресурсов; во-вторых, для поощрения любых усилий, направленных на защиту Божиего творения. Потому что, как признается всеми, причины экологического кризиса являются глубоко духовными и объясняются, в основном, алчностью человека и эвдемонизмом, характеризующим современного человека. Православная Церковь со своей многовековой аскетической традицией и литургической моралью (этосом) может внести свой весомый вклад для отражения уже угрожающего нашей планете экологического кризиса. Осознав это, Вселенский патриархат уже в 1989 году, т.е. впервые в христианском мире, в Послании нашего приснопамятного предшественника Патриарха Димитрия провозгласила день первого сентября днем молитвы за защиту окружающей среды и предприняла с того времени ряд действий, как, на пример, проведение международных симпозиумов с участием ученых и религиозных лидеров для рассмотрения путей сохранения Божиего творения от угрожающего ему уничтожения. Мы просим все братские Православные Церкви объединить свои усилия с усилиями Вселенского Патриархата ради нашего общего долга и нашей общей ответственности перед Богом и Историей.

8. А теперь, дорогие братья во Христе, обратим наши взоры на внутренние вопросы нашей Православной Церкви, руководить которой доверила нам милость Господня. Мы по милости Господа являемся членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, верным продолжателем которой и выразителем в истории является наша Святая Православная Церковь. Мы приняли и сохраняем истинную веру, какую нам дали святые Отцы Вселенских Соборов единой и неразделимой Церкви. Мы причащаемся одним Телом и одной Кровью в Святой Евхаристии и участвуем в общих Святых Таинствах. Мы соблюдаем, в основном, один и тот же литургический чин и управляемся одними и теми же Святыми Канонами. Все это обеспечивает наше единство и предоставляет все фундаментальные предпосылки для нашего свидетельства в современном мире.

Тем не менее, мы должны откровенно признать, что иногда мы представляем картину неполного единства, будто мы не являемся одной Церковью, а некой конфедерацией или федерацией Церквей. Это происходит во многом благодаря институту автокефалии, характеризующему структуру Православной Церкви. Как известно, этот институт относится к древней Церкви, когда действовала так называемая "Пентархия" древних Апостольских кафедр: Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской, общение и "симфония" которых выражали единство Церкви во вселенной. Эта Пентархия распалась после трагической схизмы 1054 г., в начале между Римом и Константинополем, а затем между Римом и остальными Патриархатами. К оставшимся после Схизмы четырем Патриархатам присоединились с середины второго тысячелетия и до нашего времени другие автокефальные Церкви и, таким образом, была сформирована сегодняшняя структура Православной Церкви.

Однако если система Пентархии вытекала из уважения к апостольскому характеру и к особенностям традиций древних патриархатов, а автокефалия Церквей из уважения культурной идентичности народов, в новейшее время и под воздействием светского влияния в систему автокефалии проник дух этнофилетизма или, что еще хуже, этатизма. Таким образом, основой автокефалии уже является светское государство, пределы которого, как известно, не остаются стабильными, но зависят от исторической конъюнктуры. Таким образом, мы пришли к концепции о том, что Православие является федерацией национальных Церквей, которые нередко в своих взаимоотношениях отдают предпочтение национальным интересам. Перед этой картиной, напоминающей ситуацию в Коринфе, когда было написано первое Послание к Коринфянам, Апостол Павел спросил бы: разделяется ли Православие? Этот вопрос поднимают в наши дни многие наблюдатели православных дел.

Конечно, на этот вопрос обычно отвечают, говоря, что, несмотря на административную раздробленность, Православие остается в единстве веры, Таинств и т.д. Но разве этого достаточно? Когда перед неправославными мы иногда представляемся разделенными в богословских диалогах и в других мероприятиях, или когда мы неспособны прийти к осуществлению давно провозглашенного Святого и Великого Собора Православной Церкви; или же когда у нас нет единого голоса перед современными проблемами, а вместо этого мы создаем двусторонние комиссии по этим вопросам с неправославными; или, когда мы не в состоянии создать единую Православную Церковь в так называемой диаспоре в соответствии с экклезиологическими и каноническими принципами нашей Церкви; каким же образом мы сумеем не создавать картину раздробленного Православия и особенно на основе не богословских, а светских критериев?

Следовательно, нам необходимо большее единство, чтобы мы представлялись миру не как федерация Церквей, а как одна единая Церковь. Эта кафедра через века, а в особенности после схизмы, когда Церковь Рима перестала находиться в общении с православными, была призвана на основе канонического порядка служить единству Православной Церкви как ее первопрестольная, что и делала во все времена, созывая целую серию всеправославных Соборов по актуальным церковным вопросам. Она всегда была готова оказать помощь и поддержку находящимся в затруднениях Церквам, когда бы ее об этом не попросили. Таким образом, был сформирован определенный канонический порядок, с помощью которого координирующая роль этой Патриархии гарантировала единство Православной Церкви без ущерба или ущемления самостоятельности поместных автокефальных Церквей каким либо вмешательством в их внутренние дела. Именно в этом и заключается здоровый смысл института автокефалии, т.е. в то время как он гарантирует независимость внутренней жизни и устройства каждой Церкви, то, когда вопросы касаются всей Православной Церкви и ее отношений с теми, кто вне нее, каждая автокефальная Церковь не действует самостоятельно, а в координации с остальными Православными Церквами. Если эта координация исчезнет или расслабится, тогда автокефалия превращается в "автокефализм", т.е. становится фактором разделения, а не единства Православной Церкви.

Итак, дорогие братья во Христе, мы призываемся содействовать любимы путями единству Православной Церкви, преодолевая всякого рода местническое или этнофилетическое искушение, чтобы мы действовали как единая Церковь, как единое, канонически организовано тело. Конечно это не легко. Мы не имеем, как это происходило во времена Византии, политического фактора, гарантирующего, а иногда и навязывающего наше единство. Да и наша экклезиология не дает возможности для возникновения некой централизованной власти, могущей навязать нам сверху единство. Наше единство должно основываться на нашем сознании. Осознание необходимости и нашего долга, чтобы мы представляли единое, канонически организованное тело, одну Церковь, способно гарантировать наше единство без всякого внешнего вмешательства.

Размышляя обо всем этом и сознавая долг нашей Церкви перед Богом и Историей в эпоху, когда единое свидетельство Православия считается необходимым и ожидается всеми, мы призываем и просим в братском духе, чтобы мы, с одобрением ваших Священных Синодов, предприняли необходимые действия для того, чтобы:

А) Продвинуть подготовку Святого и Великого Собора Православной Церкви, которая началась созывом Всеправославных Предсоборных Совещаний.

Б) Привести в действие соглашение, достигнутое на Межправославной Подготовительной Комиссии Святого и Великого Собора 1993 года относительно разрешения нерешенного вопроса православной диаспоры.

В) Усилить еще большими богословскими силами всеправославно согласованное участие Православной Церкви в проводимых богословских диалогах с неправославными.

Г) Снова показать живой интерес полноты Православной Церкви к актуальной проблеме защиты окружающей среды и поддержать на всеправославном уровне соответствующую инициативу Вселенского Патриархата.

Д) Создать Межправославную Комиссию для изучения возникающих сегодня вопросов по биоэтике, по которым, вполне естественно, мир ожидает позицию Православия.

Мы посчитали нужным поставить эти предложения на ваше рассмотрение, желая, чтобы после обмена мнениями настоящее Совещание пришло к конкретным решениям, посредством которых будет выражено и на практике единство нашей Церкви. Так или иначе, именно это ожидает от нас и общественное мнение, как наших паств, так и окружающего нас мира. Конечно, к этим предложениям вы можете добавить и другие, если вы посчитаете это нужным, Блаженнейшие и Святейшие братья.

В заключение нашего выступления мы снова выражаем славословие Всемилостивому Богу за то, что Он удостоил нас встретиться здесь в рамках празднеств в честь Апостола Павла, надеясь, что наше братское общение о Господе в эти дни объединить нас еще крепче в узах любви.

"А тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, тому слава в Церкви во Христе Иисусе" (Ефес. 3:20-21). Аминь. 

Фанар, 10 октября 2008


 

 


bgcolor="#000000" class="mal" > bgcolor="#000000" class="mal" >