Главная


Архив новостей


Обновление: 
05 декабря 2008 г.

 

 
Новости

ВОЗВРАЩАТЬ ЛИ ИКОНЫ В ХРАМЫ? Аргументы Церкви

Недавняя дискуссия церковных и светских СМИ о возможности кратковременного перенесения иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру переросла в разговор на более обширную тему: должны ли вообще православные иконы находиться в музеях, а не в храмах?

Представители Православной Церкви в своих выступлениях стремятся не занимать радикальных позиций по этому вопросу, ведь речь идет не только о святынях, но и о довольно хрупких и ценных произведениях искусства. Столь высокая температура споров о ситуации с иконой письма преподобного Андрея — скорее результат стремления некоторых СМИ к сенсационности, чем отражение реальной позиции Церкви. А какова, собственно, эта позиция?

Основные тезисы, которые выдвигают представители Церкви в спорах по данному вопросу, по просьбе «Фомы» сформулировал руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский:

1. Нахождение православных икон в музеях является по большей части следствием насильственного изъятия церковного имущества, поэтапно осуществлявшегося в годы атеистической власти. Музейные работники сегодня не несут никакой ответственности ни за преступления богоборческой власти, ни за принятые законы, не позволяющие вернуть иконы в храмы.

2. Распределение икон по музеям в годы советской власти привело к тому, что жителю провинции, чтобы увидеть икону местной иконописной школы, приходится отправляться в другой город. Между тем в музейной экспозиции икона вырвана из духовного и культурного контекста православного храма, в котором ее содержание и исполнение подчинены единому замыслу. Именно многолетнее выставление икон во внехрамовом пространстве закрепило в общественном сознании тот факт, что музей — нормальная среда для хранения икон.

3. Большинство икон, в том числе и особо почитаемые Церковью, вообще не выставляются музеями и находятся в запасниках. Таким образом, не только верующие, но и все общество лишено возможности знакомиться с богатством русской иконописной культуры во всей ее полноте.

4. Церковь не выступает за безоговорочное и повсеместное возвращение икон в храмы, прекрасно осознавая важность работы музейных специалистов по сохранению икон для всего общества и по обеспечению доступа к ним посетителей музеев независимо от их социального положения и вероисповедания.

5. Церковь готова в стенах православных храмов обеспечить доступ к находящимся здесь иконам , представителям других конфессий и неверующим людям.

6. Церковь не находится в конфронтации с музейным сообществом по этому вопросу, она испытывает благодарность к реставраторам, искусствоведам и музейным хранителям, которые в годы гонений на Церковь многое сделали для сохранения икон. Церковь готова решать конфликтные вопросы цивилизованно и разными путями. Примером для многих музеев является позиция руководства Третьяковской галереи, которое на протяжение 14 лет выдает чудотворную Донскую икону Божией Матери для молитв перед нею в Донском монастыре 1 сентября, которое перенесло Владимирскую икону Божией Матери в домовый храм при Третьяковской галерее, а на праздник Троицы выставляет в том же храме оказавшуюся в центре споров икону Троицы преподобного Андрея Рублева.

7. Святейший Патриарх неоднократно предлагал возродить форму выставления и содержания икон, действовавшую до революции, — создание «древлехранилищ», в которых могли бы реализоваться как музейная, так и сакральная функция икон.

http://www.foma.ru/articles/1929/




Яндекс.Метрика

На главную страницу