Главная



Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

Сообщение Священного Синода Русской Православной Церкви по поводу перехода к системе электронной идентификации людей 

Священным Синодом Русской Православной Церкви было направлено Обращение к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии. 

Причиной принятия обращения стали возникшие среди части верующих опасения, связанные с электронной идентификацией граждан, созданием и объединением электронных баз личных данных, а также начавшейся или планируемой в некоторых странах выдачей новых удостоверений личности, которые содержат электронную информацию о природных свойствах человеческого тела - биометрические данные. 

Сознавая необходимость заботы об общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью и особенно терроризмом, Священный Синод с пониманием относится к заботе власть предержащих о должной организации учета населения, полагая, что нет ничего греховного в самом факте учета граждан государством. Испокон веков взаимоотношения между людьми и народами начинались с решения вопроса, заданного Иисусом Навином архистратигу Михаилу у Иерихона: "Наш ли ты, или из неприятелей наших?" (Иис. Нав. 5.13). Одно из первых в истории мероприятий по исчислению народа было совершено по прямому Божию повелению: "Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен" (Числ. 1.2). Божия Матерь и святой праведный Иосиф подчинились законному требованию власти и приняли участие в переписи населения Римской империи в Вифлееме. 

Нет ничего греховного и в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так, описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях безопасности еще в древние века. Совершенствование способов их записи не несет в себе ничего принципиально нового. Однако, вместе с рядом технических преимуществ, создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей. 

Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов. 

Данная опасность приобретает весьма реальные очертания в момент, когда в национальном и международном праве закрепляются идеи нравственного и мировоззренческого релятивизма. Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим Священноначалие Русской Православной Церкви ведет небезуспешный диалог с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ о ходе и результатах такого диалога. Во многих вопросах власти уже пошли навстречу пожеланиям верующих. 

Весьма важно, чтобы и впредь все предпринимаемые в этой деликатной сфере меры проводились гласно, под строгим общественным контролем. Обратившись к властям стран, в которых преимущественно проживает паства Русской Православной Церкви, Священный Синод выразил ряд пожеланий, удовлетворение которых могло бы снять имеющуюся озабоченность и не подвергать испытаниям традиционную для православных христиан лояльность по отношению к гражданским установлениям. В частности, отмечена опасность сбора и хранения данных о частной жизни людей, особенно об их религиозном и политическом выборе, здоровье, круге общения, путешествиях и тому подобном. 

Видится неоправданным дистанционное опознание человека без его ведома, особенно в местах, где он не обязан представляться. Каждый человек должен знать, какая именно информация о нем содержится в "электронном досье", и иметь возможность исключать из него сведения, потерявшие актуальность. Перечень собираемых и хранимых данных, по мнению Церкви, следовало бы ясно определить и сделать общеизвестным. 

Представляется важным, чтобы разработка электронных систем идентификации и учета граждан велась гласно, под общественным контролем, с четким объяснением ее мотивировки, а также с раскрытием значения используемых символов. Видится необходимым ясно и исчерпывающе определить список инстанций, имеющих доступ к базам данных, а также принять меры к защите персональной информации, усилив ответственность за ее незаконное использование. 

Средства опознания человека не должны вредить его здоровью, унижать его честь и достоинство. Видятся неприемлемыми такие разновидности подобных средств, которые были бы неотделимы от человеческого тела. Нельзя в системах учета присваивать людям некий номер, который будет использоваться вместо имени. Подобно номеру паспорта, учетные номера могут относиться не к личности, а к документу или к записи в базе данных. 

Наконец - и это главное, - недопустимо, чтобы люди, по разным причинам отказывающиеся от участия в новой индентификационной системе, были оттеснены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и так далее. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм идентификации личности. 

Православные христиане призываются помнить, что принятие или непринятие новых документов, в том числе содержащих электронную информацию о природных свойствах человеческого тела, не должно быть поводом для осуждения одних христиан другими, для сеяния смуты и раскола в Церкви. Тысячелетний опыт жизни во Христе свидетельствует, что Господь оберегает внутреннюю свободу христианина, в каких бы условиях тот ни находился, ибо "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3.17). 17 октября 2005 г. http://www.sedmitza.ru 


Потомок Романовых принц Кентский посетил родовую святыню – Ипатьевский монастырь в Костроме

С однодневным частным визитом в Кострому во время турне по России 14 октября приехал потомок Дома Романовых принц Майкл Кентский (Великобритания) с супругой. Гости посетили Ипатьевский монастырь - колыбель Дома Романовых, где их встречал архиепископ Костромской и Галичский Александр. Об этом сообщили в Костромской епархии. Визит носил личный характер и не афишировался. Принц по одной из ветвей своей богатой родословной является праправнуком Николая I. 

Посетить святые для Романовых места он посчитал своим долгом. Принц Майкл Кентский уже приезжал в Кострому в прошлом году во время международного автопробега на раритетном "Бентли". В нынешний визит он поклонился Феодоровской чудотворной иконе Божьей Матери, которой был благословлен на царствие в 1613 году Михаил Романов, осмотрел Ипатьевский монастырь, где посетил Троицкий собор и Романовские палаты. 

ИА REGNUM/Седмица.Ru  


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу