Главная


 


Обновление: 
06 ноября 2007 г.

 

 
НОВОСТИ

Общая сумма всенародных пожертвований на воссоздание усыпальницы князя Дмитрия Михайловича Пожарского составила почти два миллиона рублей.

С призывом о сборе пожертвований на воссоздание усыпальницы национального героя России выступила Региональная общественная организация "Русское афонское общество". Ориентировочная стоимость проекта колеблется в пределах 105-150 млн. рублей.

Реквизиты для пожертвований: получатель - РОО "Русское афонское общество", ИНН/КПП 7731281374/770501001, р/с 40703810038040104510 в Сбербанке России ОАО (Тверское отделение № 7982) в г. Москве, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225. Контактный телефон: +7 (495) 9504832.

Патриархия.Ru


02.11.07 Миннауки РФ готово включить "Вестник церковной истории" в число журналов, публикация в которых будет засчитываться при подготовке диссертаций.

Таким образом глава ведомства А. Фурсенко на заседании общественного совета по изданию "Православной энциклопедии" ответил на просьбу Святейшего Патриарха Алексия II, который незадолго до этого попросил его включить этот журнал в число специализированных изданий, публикация в которых учитывается при подготовке научных трудов. Святейший Патриарх также приветствовал инициативу другого участника заседания, спикера Госдумы Бориса Грызлова о признании государством дипломов духовных учебных заведений.

Патриархия.Ru


Патриарх Алексий обвиняет враждебные силы в стремлении дискредитировать церковных иерархов

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил о попытках некоторых сил как внутри Церкви, так и вне ее дискредитировать иерархов и тем самым снизить влияние Церкви в обществе.

"Хорошо зная последствия умаления иерархических принципов в Церкви, мы имеем что ответить всем тем, кто призывает сегодня к революционным реформам традиций церковного устроения. А такие призывы идут как изнутри Церкви, так и извне ее", - сказал Патриарх на выставке-форуме "Православная Русь".

По его словам, есть "небольшие, но громкие" церковные группы, которые желают пересмотреть полномочия иерархии в деле созидания Церкви. "Они признают особую роль в хранении чистоты веры за мирянами, а епископов считают отступившими от православия; появляются требования немедленного созыва Поместных Соборов для решения проблем церковной жизни, появившихся якобы по вине иерархии", - пояснил Патриарх.

Эти люди, по его словам, движимы "не духом подлинной соборности, а скорее желанием подчинить себе церковную иерархию, лишить ее законных прав, скомпрометировать ее учительский авторитет".

Кроме того, как заявил Алексий II, есть и внешние оппоненты, недовольные тем, что "иерархи представляют Церковь, говорят от ее имени, встречаются с политическими и общественными деятелями". "Чтобы дискредитировать эту роль церковной иерархии, ей приписывается желание навязать обществу свою точку зрения, поставить под свой контроль общественные и государственные институты", - сказал Патриарх.

Таким образом, по его мнению, "из священнослужителей пытаются создать образ неполноценных граждан, которые не имеют права высказываться на актуальные темы, встречаться с влиятельными людьми государства и общества".

Алексий II считает, что за действиями всех этих людей кроется одна цель - ослабить иерархическое начало в Церкви. "Если бы все произошло по их воле, то Церковь потеряла бы свое влияние и авторитет в общественной жизни, ее можно было бы не замечать и не считаться с ней", - отметил Патриарх.

Интерфакс-Религия


01.11.07 В Сан-Франциско отметили 10-летие со дня кончины хранителя Иверской-мироточивой иконы, убиенного брата Иосифа 

31 октября в кафедральном соборе Всех скорбящих Радости в г. Сан-Франциско молитвенно была отмечена 10 годовщина со дня убиения хранителя Монреальской Иверской-мироточивой иконы Божией Матери, брата Иосифа Муньоса.

Панихиду совершили ключарь собора, протоиерей Петр Перекрестов, протоиерей Сергий Котар и настоятель Казанского храма в Сан-Франциско, иеромонах Ювеналий при всенародном пении прихожан собора и учащихся Свято-Иоанновского лицея.

На панихиде молилась сестра брата Иосифа, Ангелина Муньос. В слове после панихиды протоиерей Петр отметил, что мученическая кровь является семенем Церкви Христовой. В наши дни в России и на Западе нет открытых массовых гонений на христиан, однако у каждого из нас, тем не менее, имеется возможность быть если не мучениками, то по крайней мере исповедниками за веру Христову.

Господь также не оставляет наше поколение без своих мучеников. Несомненно, кровь убиенных православных христиан, таковых как архимандрита Филумена на Святой Земле, иеромонаха Василия и двух иноков Оптиной пустыни в России и брата Иосифа на Западе, является современным семенем, который дает и даст плоды на ниве Христовой.

После панихиды, в связи с 25-летием явления Мироточивой иконы, все присутствующие приложились к списку Иверского образа и сподобились помазания миром. Ватка, пропитанная миром, была подарена протоиерею Петру братом Иосифом за три месяца до кончины последнего в Афинах.

Седмица.Ru


Патриарх Алексий II: Русская Церковь не будет идти революционным путем в вопросах возвращения ей церковного имущества 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с одобрением воспринял инициативу председателя Госдумы Бориса Грызлова о возврате Церкви всего имущества религиозного назначения. "Я приветствую инициативу Бориса Вячеславовича Грызлова о возврате Церкви всего имущества религиозного назначения, однако подчеркиваю, что мы ни в коей мере не хотим уничтожать сложившиеся музейные экспозиции", - сказал Патриарх. "Мы не можем и не будем делать этого. Мы не будем идти революционным путем", - отметил Алексий II.

По его мнению, "музеи и культурные организации, занимающие помещения, передаваемые Церкви, должны получить достойное помещение и вести свою работу". "У всех перед глазами печальный опыт, когда храмы разрушались и превращались в склады. Мы никогда не пойдем по такому же пути и не будем ничего разрушать", - заявил Предстоятель РПЦ.

Интерфакс-Религия


В Германии прошел съезд православной молодежи 

Центр русской культуры и истории при православном храме Преображения Господня (РПЦЗ) в Баден-Бадене (федеральная земля Баден-Вюртемберг) 27-28 октября провел съезд православной молодежи Германии. В ходе прошедшей на форуме дискуссии его участники обсудили понятие "свобода".

"Наш съезд представил возможность студентам и молодым людям не только больше узнать о таком полифоническом понятии, каким является "свобода", но и реально представить себе само содержание духовной свободы человека как образа Божьего. На форуме состоялся обмен мнениями о понятии "свобода" с точки зрения православной христианской традиции, кроме того, его участники глубже познакомились с Православием, поделились своими соображениями относительно проблемы "виртуальной или компьютерной зависимости" в современных условиях. Главное, эти два дня съезда молодежь провела в общении и молитве", - рассказал участник форума протоиерей Миодраг Глишнич.

Основным докладчиком на съезде была выпускница Технического университета г. Саарбрюкен Мария фон Унгерн-Штернберг, сообщившая в своем выступлении, что "внутренняя свобода соответствует духовной свободе, являющейся "властью человека над своими страстями". С тезисом докладчицы о том, что "жизнь по заповедям Господа нашего Иисуса Христа служит главным путем приобретения духовной свободы" согласились все 70 участников съезда.

Это уже пятый по счету съезд православной молодежи, проводимый Русской Православной Церковью Зарубежом в Баден-Бадене, и на сей раз в нем участвовали молодые люди из двух германских епархий. Руководство Центра русской культуры и истории и настоятель храма во имя Преображения Господня протоиерей Миодраг Глишнич организовали и провели для участников съезда не только дискуссии, но литургии и молебны, а также прогулки по живописным местам Шварцвальда.

Православие.Ru


Церковно-общественный совет по биоэтике выступил с резким заявлением по поводу "пренатальной диагностики" 

Церковно-общественный совет по биоэтике при Московской Патриархии выступил с резким заявлением по поводу набирающей обороты практики т.н. "пренатальной диагностики", состоящей в том, что при малейшем подозрении на заболевания нерожденного ребенка беременную женщину отправляют на аборт. Ниже приводится текст заявления.

"Одно из современных направлений педиатрии - пренатальная медицина рассматривает еще не рожденного ребенка как пациента и разрабатывает методы преодоления его возможных заболеваний. Задача пренатальной диагностики - выявить и определить недуг на ранних стадиях внутриутробного развития.

К сожалению, в последнее время эта задача решается не для того, чтобы определить необходимые меры для лечения, выявленные болезнью, обеспечить оптимальные медицинские условия для рождения ребенка, подготовить родителей к особому о нем попечению. Пренатальная диагностика начинает использоваться как метод получения информации о состоянии здоровья плода с целью прерывания беременности, т. е. его уничтожения в случае обнаружения малейших подозрений на патологию. В связи с довольно низкой степенью достоверности методики нередки случаи врачебных ошибок, следствием которых являются психологические травмы, неблагоприятно влияющие на состояние здоровья матери и ребенка. Результатом пренатальной диагностики все чаще становится направление на аборт, часто сопровождаемое психологическим давлением и даже принуждением со стороны врача, что вряд ли может считаться оправданным с точки зрения профессиональной врачебной этики. Причем от беременной нередко скрывается, что конечной целью пренатальной диагностики будет направление на аборт.

С точки зрения религии аборт абсолютно неприемлем, так как является уничтожением человеческой жизни, которая начинается с момента зачатия. Библейская заповедь "не убий" не содержит никаких оговорок или дополнительных условий, касающихся здоровья плода. Христианская мораль защищает право на жизнь и заботу о каждом человеке, независимо от возраста или наличия у него заболеваний. Социальная концепция Русской Православной Церкви (Глава XII.5) осуждает пренатальную диагностику в случае, если предполагается убийство нерожденного ребенка. Медицина не должна бороться с болезнями путем убийства больных. Этот моральный принцип, как известно, отвергает лишь фашистская идеология, отрицая права "вырождающейся жизни", требуя ее уничтожения и проповедуя "искусственный отбор" по критерию естественного здоровья.

Медицина, осуществляющая "селекционные" программы, утрачивает свое предназначение. Цель медицины - лечить заболевания. Цель профилактики - предотвращать заболевания. Но эти цели не должны достигаться любой ценой. Уничтожение больных, в том числе имеющих генетическую патологию, не должно рассматриваться как мера, предупреждающая возникновение болезней и улучшающая физическое здоровье населения.

Церковно-общественный совет (ЦОС) по биомедицинской этике предостерегает коллег от применения пренатальной диагностики с неправильно понятыми профилактическими задачами в целях прерывания беременности. Мы напоминаем коллегам о праве родителей отказаться от процедуры пренатальной диагностики и о незаконности принудительного пренатального обследования".

Православие.Ru


В Москве тиражом в 1500 экземпляров вышел в свет первый в истории русско-китайский словарь православной лексики.

Словарь, насчитывающий около 2500 лексических единиц, содержит перевод с русского языка на китайский ключевых терминов и понятий, относящихся к богослужению Православной Церкви и духовной практике верующих. Словарь предназначен прежде всего для тех китайцев, которые хотели бы получить представление о Православии вообще и о Православном богослужении в России в частности. Несмотря на небольшой объём, словарь охватывает широкий спектр лексики. В него вошли часто встречающиеся в православной практике слова из Священного Писания, молитв и песнопений, а также имена целого ряда святых и богословов с соответствующими краткими комментариями.

Седмица.Ru


Пресс-секретарь УПЦ: Анафема с гетмана Мазепы до сих пор не снята 

Недавно Киевгорсовет переименовал улицу Январского восстания (на которой находится Киевско-Печерская Лавра, управляемая Украинской Православной Церковью) в честь гетмана Мазепы. В связи с этим Украинская Православная Церковь и братия Киево-Печерской Лавры выразили свое возмущение, так как одна из центральных улиц столицы Украины названа теперь именем преданного анафеме клятвопреступника, человека, изменившего присяге, которую он давал перед Богом Государю Петру I и перешел на сторону иноверцев-шведов. В связи с этим Церковь предлагает организовать акции протеста против кощунственного действа киевских властей и выступает за переименование улицы в Лаврскую или же за возвращение ей исторического дореволюционного названия - Никольская.

В ответ т.н. "Украинская православная церковь киевского патриархата", возглавляемая отлученным от Церкви Филаретом Денисенко, выступила с "сенсационным" заявлением о том, что якобы анафема с гетмана была снята 90 лет назад. Как сообщил украинскому интернет-изданию "Сегодня" Евстратий Зоря, пресс-секретарь раскольников, снята она была якобы самой Русской Православной Церковью по распоряжению Святейшего Патриарха Тихона в 1918 году. При этом представитель "киевского патриархата" сослался на книгу архиепископа Никона Рклицкого "Митрополит Антоний Храповицкий и его время", согласно которой, "в восемнадцатом году к владыке Антонию, который был киевским митрополитом, пришли "самостийники" и попросили его отслужить поминальную службу по Мазепе на Софиевской площади на очередную годовщину Полтавской битвы".

По утверждению архиепископа Никона Рклицкого, владыка Антоний якобы послал Патриарху Тихону телеграмму с просьбой снять с Мазепы анафему, без чего поминальную службе справлять было нельзя, а в своем ответе Тихон, сославшись на постановление поместного собора РПЦ 1917-18 гг., который осудил практику накладывания анафемы по политическим мотивам, якобы написал, что она таким образом с Мазепы снята. В итоге, утверждает архиепископ Никон Рклицкий, "на Софиевской площади была отслужена панихида одним из православных викариев по благословению владыки Антония". Между тем, данное утверждение автора книги не находит подтверждения ни в одном из многочисленных источников по истории гетманской Украины 1918 года и, таким образом, скорее всего, не только недостоверно, но фактически является гнусной клеветой на святого Патриарха Тихона.

Комментируя заявление представителя УПЦ-КП, пресс-секретарь УПЦ Василий Анисимов сообщил о том, что никаких документов, в подтверждение заявления филаретовцев о снятии анафемы с Мазепы, кроме ссылки на вышеупомянутую книгу, нет. "Никаких документов, подтверждающих это, ни в архивах Московской Патриархии, ни у нас нет. Да и вообще, ни один иерарх Церкви, даже если он Патриарх, не может снять анафему. Это может сделать только Синод Церкви, но он таких решений в отношении Мазепы не принимал", - отметил В.Анисимов. Что касается утверждения, что анафеме Мазепа был предан по политическим мотивам, то, по словам пресс-секретаря УПЦ, это не соответствует действительности, так как он был клятвопреступником и перешел на сторону инославных шведов, которые по вероисповеданию были лютеранами. "Позиция нашей Церкви к переименованию улицы отрицательная, о чем говорится в нашем официальном заявлении. Напомню, кстати, что в Лавре покоятся останки Кочубея и Искры, которых Мазепа казнил по лживо м обвинению", - заключил В.Анисимов.

Радонеж


В РПЦ просят не принимать закон об отмене регионального компонента образования без общественной дискуссии 

В Русской Православной Церкви призывают детально проработать законопроект об отмене в школах регионального образовательного компонента, в рамках которого преподаются "Основы православной культуры". "Мы будем обсуждать, думать, и, по всей вероятности, в результате этого обсуждения будет внесен какой-то вклад в дискуссию", - заявил председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл 30 октября на пресс-конференции в Москве.

Этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении 11 сентября. Тем не менее, по словам митрополита Кирилла, он "встретил в Государственной Думе сильную оппозицию". Ранее его критиковали представители православной общественности, опасающиеся, что отмена регионального компонента приведет к ликвидации в школах "Основ православной культуры".

В связи с этим владыка Кирилл заявил, что нельзя принимать законы, которые, по его словам, "противоречат настроениям и убеждениям большинства людей". "Это очень опасная практика", - подчеркнул он.

Митрополит Кирилл призвал детально проработать законопроект и обсудить его со всеми заинтересованными сторонами.

Радонеж


30.10.07 Cербская Православная Церковь надеется на примирение с православными Македонии

Диалог с Македонской Православной Церковью продолжается и в нем происходит определенный прогресс, заявил епископ Шабацко-Валевский Лаврентий (Сербская Православная Церковь).

"Проблемы в отношениях между Сербской и Македонской Православными Церквами решаются в рамках комиссии, которая была специально создана двумя Церквами. Она работает на сближение, и мы надеемся, что с Божьей помощью вернется любовь, которая некогда существовала между Церквами", - заявил епископ Лаврентий, который с 26 по 28 октября принимал участие в международной конференции о диалоге между религиями и цивилизациями в Охриде.

"Македонцы и сербы являются соседями, двумя наиболее близкими народами из славянских, их языки и традиции очень близки, они собратья по вере, поэтому я очень надеюсь и прошу Господа, чтобы диалог между двумя Церквами продолжился", - сказал сербский епископ. По его словам, Сербская и Македонская Церкви не имеют богословских разногласий, а на их взаимоотношения в свое время оказала отрицательное влияние политика.

Седмица.Ru


Софийский собор оказался на двадцать лет старше, чем считалось ранее 

26 октября ученые Национального заповедника "София Киевская" обнародовали сенсационное открытие: они утверждают, что Софийский собор по крайней мере на 20 лет старше, чем считалось до сих пор. Подтверждение этому - прямо на стенах собора.

Там, где фрески кажутся лишь исцарапанными, на самом деле есть надписи - графити. Историки говорят, что от соблазна оставить автограф в храме не удержались даже князья и митрополиты. На изображении святого Василия ученые нашли дату, соответствующую 1022 году. А если верить Нестору Летописцу, София тогда еще не была построена.

У ученых уже есть несколько доказательств, что храм строили при Владимире, а не при Ярославе Мудром, как считали до сих пор. Во-первых, графити нашли на изображении святого Василия, а именно такое имя было у Владимира после крещения. Во-вторых, здесь говорится о "Пасхе-злате", т.е. Пасхе, которая в некоторые года совпадает с Благовещением. А случается такое нечасто. Еще один аргумент - надписи на стенах появились, когда храм уже был открыт, а поэтому здание оказывается еще старше.

Ученые называют открытие сенсацией и продолжают изучать графити. Они уверены: в храме есть надписи еще древнее, поэтому от Софии можно ждать новых сюрпризов.

Профессор Надежда Никитенко, заведующая отделением научно-исторических исследований Национального заповедника "София Киевская" считает, что "Святая София была основана 4 ноября 1011 года, т.е. при Владимире, а завершена при Ярославе 11 мая - это также второй день ее освящения, 1018-го года. А это означает, что София - древнейший памятник, сохранившийся на восточно-славянской территории".

Православие в Украине


Прот. Димитрий Смирнов сравнил врачей, которые делают аборты, с "битцевским маньяком" 

Глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, руководитель медико-просветительского центра "Жизнь" протоиерей Димитрий Смирнов назвал аборт "сумасшествием народным", которое нужно лечить. "И, конечно, сразу не вылечишь. Нужна очень длительная программа психотерапии с нашим сумасшедшим народом, который сам себя уничтожает", - заявил о. Димитрий в эфире телеканала "Ren TV".

Как отметил отец Димитрий, который также является сопредседателем церковно-общественного совета по биомедицинской этике, сейчас у всех на устах "битцевский маньяк" Александр Пичушкин, но любой врач, который делает аборты, по его словам, "похуже этого Пичушкина, потому что многократно превышает цифру в 60 человек. И поэтому какая разница - убивать взрослых или ребенка?".

В свою очередь депутат Госдумы Александр Крутов приветствовал инициативу Минздрава сократить перечень показаний для искусственного прерывания беременности (кроме медицинских причин, в списке социальных показаний на проведение аборта остались только два пункта: сожительство с родственниками и беременность, наступившая в результате изнасилования).

"То, что сегодня предлагает Минздрав, это, конечно, не панацея от абортов, но это хотя бы маленькая часть того, что мы можем спасти очень многих нерожденных детей", - сказал он.

Со своей стороны писательница-феминистка Мария Арбатова выразила мнение, что "во всем мире запретами абортов занимаются люди с очень высокой степенью агрессивности, которым нужна как бы легитимная способность выражать свою агрессивность".

Радонеж


Православные активисты с начала осени собрали более 100 тысяч подписей в поддержку преподавания в российских школах предмета "Основы православной культуры" (ОПК).

Акция становится все более масштабной и сравнима с референдумом. Значительное число подписей организаторы надеются собрать в ходе крестных ходов и других праздничных мероприятий в День народного единства 4 ноября.

Интерфакс-Религия


01.10.07 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил акцию по передаче книг для православных приходов в Центральной и Западной Европе.

Издательским Советом РПЦ была организована благотворительная акция по передаче книг духовной, патриотической, исторической тематики российских издательств "Лепта", "ОЛМА", "Даръ" и других православным зарубежным приходам. Книги, собранные в рамках благотворительной акции, в ближайшее время будут отправлены за рубеж.

Православие.Ru


01.11.07 Археологи нашли свидетельства о первых православных христианах Сибири.

При раскопках возле старейшего храма в Иркутске обнаружили остатки приходского кладбища конца XVII века. Найдены 37 погребений в домовинах из лиственницы конца XVII века. Они сохранились в трехметровой траншее. Также обнаружены остатки деревянного сооружения. Сейчас специалисты проводят анализ, чтобы определить возраст этих деревянных конструкций.

Радонеж


Международный фестиваль православных кино-, теле- и радиопрограмм "Радонеж" уже четвертый год называет лучший христианский фильм года:

в 2004 году это был фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы", в 2005-том - сериал Леонида Эйдлина "Спас под березами", в 2006 году - фильм Павла Лунгина "Остров", а в этом году - фильм Александра Петрова "Моя любовь", снятый по известному роману Ивана Шмелева "История любовная". Как сказал президент фестиваля Евгений Константинович Никифоров, "Фильм Петрова, как и роман Шмелева, посвящен теме юношеской любви, и это особенно важно в нынешнее время, когда самые низкие проявления эротики стали предметом активной коммерческой эксплуатации... Этот фильм безусловно должны посмотреть мамы и папы, озабоченные будущностью своих детей".

Радонеж


 

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу