Главная


 


Обновление: 
06 апреля 2007 г.

 

 
Новости

Принята Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ "Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", разработанный Миссионерским отделом Московского Патриархата. В преамбуле документа отмечается, что принятая в 1995 году "Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви" в значительной мере выполнила свое назначение. В новом документе, первое рассмотрение которого состоялось еще летом 2005 года, учтен опыт, накопленный за последние годы, а также отражены современное состояние православной миссии и перспективы ее развития.

Принятый документ основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также "Оcнов социальной концепции Русской Православной Церкви", постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996-2002 гг. Новая концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей.

"Я очень положительно оцениваю миссионерскую концепцию. Это даст нам возможность развивать миссионерскую деятельность на епархиальном и приходском уровнях скоординированно", - сказал глава ОВЦС МП митрополит Кирилл, комментируя утвержденный Синодом документ. По его словам, в согласовании концепции принимали участие 90 епархий РПЦ. В миссионерской деятельности будут использованы новейшие информационные технологии, наряду со специальными "миссионерскими богослужениями", возрождением практики "миссионерских станов" и передвижных храмов-палаток. Об этом говорится в концепции миссионерской деятельности. "Для результативной работы в средствах массовой информации необходимо активно осваивать информационное пространство, используя все многообразие новейших информационных технологий (радиовещание, телевидение, интернет и печатные СМИ)", - говорится в документе.

Концепция содержит призыв "придать миссии в информационном пространстве упреждающий характер", что предполагает оперативное реагирование на происходящие в обществе события, а также их своевременную "христианскую оценку" для формирования общественного мнения. Концепция признает необходимым и перспективным также повсеместное издание миссионерской литературы, в том числе на национальных языках, и применение различных "слогов" речи в зависимости от того, на какие слои населения ориентирована проповедь (на детей, молодежь, воинство, госслужащих или ученых). В числе перспективных направлений миссионерской работы женщин указано создание благотворительных учреждений по примеру Марфо-Мариинской обители, основанной в Москве преподобномученицей Елизаветой Федоровной, а также служение в больницах, детских домах, местах лишения свободы.

Патриархия.Ru, Седмица.Ru


Грузинская Православная Церковь отметила 90-летие восстановления автокефалии

Во всех действующих церквях Грузии состоялись праздничные богослужения. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II провел благодарственный молебен в кафедральном соборе Самеба. В 1811 году Российский император Александр I упразднил автокефалию Грузинской Церкви, отменил Патриаршее правление и Грузинскую Церковь, на правах экзархата подчинил Синоду Русской Церкви. В 1917 году автокефалия Грузинской Церкви была восстановлена и введено Патриаршее правление. После восстановления автокефалии, первым Католикосом-Патриархом был избран известный деятель Церкви Кирион II.

По преданию, Христианство в Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV в. в Грузии существовали значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 г. от Антиохийской Церкви. В 1989 году существующую с V века Грузинскую автокефальную Церковь подтвердил Константинопольский Патриархат. С 1977 года и поныне, Католикосом-Патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским является Святейший и Блаженнейший Илия II.

Православие.Ru


Синод РПЦ одобрил подготовку к воссоединению с Русской Зарубежной Церковью и назвал имена новых подвижников

Священный Синод Русской Православной Церкви выразил удовлетворение ходом подготовки к подписанию Акта о каноническом общении с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), которое состоится в Москве 17 мая 2007 года.

"Одобрить представленные результаты комиссии по подготовке мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении и восстановлением единства в Поместной Русской Православной Церкви", - говорится в тексте постановления Синода. Синод впервые принял решение по наиболее трудной проблеме - проблеме дальнейшей деятельности клириков, в разное время по разным причинам перешедших из РПЦ в РПЦЗ. Первые такие переходы состоялись ещё до неудачного решения Арх. Синода РПЦЗ об открытии в апреле 1990 года в России своих параллельных приходов. Однако, после принятия этого решения такие переходы стали происходить гораздо чаще, причём некоторые клирики, перешедшие в РПЦЗ, отправились тогда за границу и ныне продолжают служить там, имея на своей совести прещения от своих правящих архиереев. Часть же этих клириков осталась в России, не признавая своих епископов и продолжая "священнодействовать" под омофором зарубежных архиереев. Согласно канонам, даже самовольно покинувшие епархию священники не должны приниматься другими архиереями. Тем не менее, вопреки канонам, все бывшие клирики РПЦ были приняты зарубежными епископами, а их канонический статус остался при этом неопределенным.

В связи с этим Св. Синод РПЦ постановил: "Учитывая предстоящее восстановление канонического общения с Русской Зарубежной Церковью и принимая во внимание поступающие обращения от ее архиереев о каноническом урегулировании положения тех клириков, которые ранее, в период отсутствия церковного общения, перешли из различных епархий Московского Патриархата в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви без надлежащим образом оформленных отпускных грамот, - рекомендовать епархиальным Преосвященным в случае, если такие клирики не находятся под каноническими прещениями, после восстановления церковного единства выслать их личные дела вместе с отпускными грамотами в адрес соответствующих архиереев Русской Зарубежной Церкви при получении от них запросов". Таким образом, нынешнее решение Синода, рекомендующее правящим архиереям давать клирикам отпускное письмо по запросу епископов епархий, в которых они теперь служат, то есть, фактически снимать прещение за самовольное оставление приходов, дать возможность восстановиться в каноническом служении очень многим клирикам Русской Церкви, находящимся до сего дня в неопределенном каноническом состоянии. Однако, постановление Св. Синода вступит в силу только после подписания "Акта о каноническом общении". Таким образом, священноначалие РПЦ напрямую обозначило логичную зависимость своего решения в отношении неканонических переходов от воссоединения двух частей Русской Церкви.

В постановлении Синода также присутствует формулировка - "если такие клирики не находятся под каноническими прещениями", что само по себе позволяет правящим архиереям РПЦ, не приступая рекомендаций Св. Синода, принять собственное решение. Теперь есть надежда, что правом восстановить свой канонический статус, опираясь на рекомендации членов Синода, воспользуются все добросовестные клирики, оказавшиеся в подобном невнятном каноническом состоянии. Тем более, что на состоявшемся заседании священноначалием РПЦ уже были удовлетворены первые такие прошения. Священный Синод РПЦ постановил "включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века" имена 12-ти подвижников, материалы о которых представил во вторник на первом в этом году заседании Синода глава Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. По решению участников заседания, к сонму новомучеников причисляются семь клириков и мирян Московской епархии. Это протоиерей Иоанн (Хрусталев; 1875 - 10 декабря 1937), священник Сергий (Кочуров; 1892 - 12 декабря 1941), протодиакон Сергий (Станиславлев; 1884 - 16 ноября 1942), диакон Трифон (Родонежский; 1873 - 27 февраля 1938), псаломщик Николай (Некрасов; 1872 - 7 марта 1938), Дмитрий (Волков; 1871 - 4 марта 1942), Никита (Сухарев; 1876 - 4 июля 1942). Еще пятеро канонизированных - из Оптиной пустыни. Это монахи Евтихий (Диденко; 1870 - 5 декабря 1937), Авенир (Синицын; 1879 - 5 декабря 1937), Савва (Суслов; 1873 - 5 декабря 1937), Марк (Махров; 1875 - 5 декабря 1937) и Борис (Козлов; 1886 - 5 декабря 1937). Эти имена будут сообщены предстоятелям других Поместных Православных Церквей мира для включения в святцы.

Мир религий, Русская линия


Митрополит Кирилл считает, что нравственное состояние российского общества исключает восстановление в стране монархии в ближайшее время

Председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл считает, что нравственное состояние современного российского общества не соответствует православному монархическому принципу, и надеется на то, что это когда-нибудь произойдет. "Почему в 1917 году рухнула монархия в России?

Именно потому, что нравственное состояние народа уже не соответствовало монархическому принципу государственного устроения", - сказал владыка Кирилл в эфире радиостанции "Маяк" По его словам, чтобы поддержать идею того, что во главе государства стоит Божий помазанник, и отвечать ей, "требуется почти стопроцентная религиозность народа и общества, нужна всеобщая вера в то, что царь есть помазанник. Надо также, чтобы и сам царь это сознавал глубоко и на этом основании соответствующим образом строил свою жизнь и свое правление".

Владыка призвал задаться вопросом, соответствует ли православному монархическому принципу религиозно-нравственное состояние сегодняшнего общества в России, отметив, что если бы монархия сегодня "каким-то чудом была восстановлена и если бы, сохрани Бог, царь допустил какую-нибудь ошибку, то в него полетели бы помидоры и тухлые яйца так же, как в какого-нибудь нерадивого градоначальника". По словам митрополита Кирилла, ныне у людей нет пиетета к монархии "как к священной институции, и поэтому на данный момент нашему нравственному состоянию монархия не соответствует". "Я очень хотел бы, чтобы нравственное состояние нашего общества восстановилось, дабы однажды, может быть, действительно явилась у нас православная монархия", - сказал владыка. Он подчеркнул, что монархия всегда требовала от правителя "огромного аскетизма".

"Ведь что такое не иметь права жениться по собственной воле, будучи обязанным сделать в своей личной жизни государственный выбор? Это значит наступить на горло собственной песне", - сказал митрополит Кирилл. "Вот когда принцы из королевских домов в странах современного Запада на секретаршах женятся, то это означает полную деградацию монархического принципа. Кажется, лучше было бы, чтобы такой монархии вообще не существовало", - добавил он.

Патриархия.Ru


В Минобрнауки России настаивают на введении единого факультативного курса "История мировых религий"

Всем детям независимо от их вероисповедания должны преподаваться общие основы знаний религий, считает министр образования РФ Андрей Фурсенко. "Я думаю, что мы не должны заведомо создавать условия, при которых в школе разные дети по интересам изучают разные религии. Я думаю, очень важно, чтобы основа знаний, подходов была бы общая", - сказал Фурсенко по итогам второго заседания Общественного совета при Минобрнауки РФ. Министр считает необходимым максимально активно развивать внешкольные формы преподавания религии. При этом он высказал мнение, что государство может поддержать различные конфессии в том, чтобы они развивали такие формы преподавания. Общественный совет планирует до конца этой недели представить на рассмотрение министра рекомендации по изучению в школах исторических и культурных основ традиционных религий.

В числе рекомендаций - введение в старшей школе курса "История мировых религий", разработка и внедрение спецкурса "История мировых религий" для студентов всех педагогических специальностей. Кроме того, совет рекомендует включить данный курс в программу переподготовки и повышения квалификации учителей истории, проверить на соответствие Конституции РФ и российскому законодательству правомерность введения в некоторых регионах курсов по основам культур отдельных религий. Члены совета полагают, что курс должен быть факультативным и его следует вести профессиональным педагогам, а не служителям культа. "Я буду учитывать в максимальной степени те рекомендации, те советы, которые будут получены", - заверил Фурсенко на втором заседании Общественного совета.

Патриархия.Ru


В Русской Церкви считают искажением православной веры пропаганду тех, кто усматривает в российском паспорте знак дьявола

Как сообщалось ранее, почти одновременно от российского паспорта отказались более ста жителей села Боголюбово во Владимирской области, полагая, что он - от дьявола. В районном суде было рассмотрено несколько обращений жителей поселка, не желающих получать паспорт нового образца, и все решения вынесены в пользу верующих, которым разрешили пользоваться советским паспортом. "Мне этих людей понять трудно.

Увидеть в виньетках паспортов шестерки, змею, кусающую свой хвост, и короны Люцифера, а именно об этом пишут радикальные противники паспортов, может только человек с больным воображением и с искаженным представлением о православной вере", - сказал зампредседателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. Он отметил, что в церковные учреждения приходят письма, авторы которых в любом растительном орнаменте находят шестерки. "Так можно увидеть шестерки в любой травинке, в кусте или дереве, в звездном небе, в облаках, вообще где угодно, - сказал отец Всеволод. - Если кому-то очень хочется увидеть что-то дурное, это обязательно произойдет. Но само такое желание есть признак духовного нездоровья". Он заметил, что вокруг нас "много тьмы, но мы должны не копаться в ней, не зацикливаться на ней, а нести людям свет, свет Христов, и тогда тьма отступит или, по крайней мере, не прикоснется к нам". "По-настоящему верующему человеку она не страшна", - убежден отец Всеволод.

По его словам, и в Библии есть страница 666, во многих книгах и компьютерных программах также используется это число. Он обратил внимание на то, что улицы и площади российских городов полны откровенных антихристианских символов - "красных звезд, серпов и молотов, намалеванных на стенах свастик". "В окружающей действительности полно и пропаганды греха. Изображение на рекламных щитах полуголых женщин, продавших свое тело для зарабатывания денег на пиве или косметике, меня как христианина возмущает больше, чем шестерки в виньетках", - сказал отец Всеволод. Он также указал на то, что антихристианская символика содержится и в советском паспорте, который так стараются сохранить противники нового.

В то же время отец Всеволод отметил, что государство не должно навязывать людям никакой документ, который люди считают неприемлемым. "Наверное, властям нужно договориться с людьми о приемлемой для них форме документа, который позволил бы удостовериться в том, что человек действительно тот, за кого он себя выдает, а это необходимо в любом государстве", - подытожил отец Всеволод.

Радонеж


Прокуратура не будет возбуждать уголовного дела по факту пожара в доме новосибирского священника

Прокуратура Черепановского района Новосибирской области не усматривает оснований для возбуждения уголовного дела по факту пожара, произошедшего 21 февраля в доме священника Димитрия Сташенко в селе Посевная. "Признаков поджога в доме настоятеля храма не обнаружено, фактов давления и угроз на потерпевшего также не выявлено", - сообщил следователь Черепановской прокуратуры Константин Павлов. По его данным, причина пожара - неправильная эксплуатация печного оборудования. В настоящее время священник вместе с семьей и малолетними детьми выехал из села Посевная в Новосибирск. "После того, как сгорел их дом, состояние здоровья членов семьи ухудшилось. Вернется ли отец Димитрий в село, чтобы продолжить работу, в приходе пока не известно", - добавил следователь.

Как сообщалось ранее, прокурор Черепановского района Алексей Кобзев также не видел оснований для возбуждения уголовного дела, основываясь на предварительном заключении пожарных. Он также отвергал версию о том, что дом священника якобы подожгли сатанисты. Интерфакс-Религия Профессор МДА диакон Андрей Кураев предложил ввести в школах курс, посвященный сектам. "Веры у них (у сект) сомнительные, но я не уверен, что здесь нужны государственные репрессии, - нужна система информирования. Мне кажется, что в школах должен быть курс "Техника религиозной безопасности", - сказал он. "Но безопасности не с точки зрения христианства или ислама, а с точки зрения культуры и интересов общества и прав человека. О существовании тоталитарных сект, которые покушаются на свободу человека, можно предупреждать подростков", - считает отец Андрей.

Патриархия.Ru


Диакон Андрей Кураев критикует законопроект, запрещающий СМИ называть национальность и вероисповедание правонарушителей

Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев возражает против принятия законопроекта, предусматривающего запрет публикации в СМИ сведений о национальности и религиозной принадлежности потерпевших и правонарушителей. "Законопроект производит очень странное впечатление, как будто если что-то не называть, то оно и не существует. Это такое магическое мифологическое мышление: если не говорить о национальности людей, совершающих неблаговидные поступки, дескать, эти поступки сами собой исчезнут. Это неправда", - заявил отец Андрей "Интерфаксу".

При этом он отметил, что существует реальная проблема "инкультурации мигрантов в ткань российского общества", которая "происходит небесконфликтно". "Отрицать наличие конфликта - преступление, особенно после того, что было в Кондопоге. Я надеюсь, что хотя бы Кондопога научит наших новоявленных толерантщиков видеть честно реальность в ее сложности, в ее трагическом разнообразии", - сказал А. Кураев. Законопроект, разработанный Московской городской Думой и предложенный на рассмотрение Госдумы в этом месяце, предполагает дополнить закон "О СМИ" положением следующего содержания: "Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших, лиц, совершивших правонарушение, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Характеризуя законопроект, А. Кураев сказал, что ему "этот новый кляп в глотку совсем не по вкусу".

"Мы видим, что так называемые мигранты четко себя идентифицируют по национально-религиозному признаку. Мы только что это видели в Париже, когда именно мигранты мгновенно, сотнями организовались, чтобы отбить от контролеров в парижском метро одного своего", - отметил отец Андрей. По его мнению, "мы себе запрещаем видеть своих и чужих, а они (мигранты) это четко видят". "Если полководец отказывается замечать различие в униформе и признать сам факт конфликта, значит, он идет к капитуляции", - подытожил А. Кураев.

Патриархия.Ru


Жители Мариинска собрали 2 млн. рублей на изготовление памятника императрице Марии Александровне Романовой, в честь которой в 1857 году переименовали Мариинск, расположенный в 178 км от Кемерова и получивший статус города в 1856 году. Памятник императрице намечено установить в Мариинске 7 июля, в день ее тезоименитства. Бронзовый монумент в натуральную величину будет установлен в центре города неподалеку от набережной реки Кия.

Седмица.Ru


 «Игумен Даниил и его Хождение в русской церковной традиции».

Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог»

29–30 марта 2007 года в Москве в Паломническом центре Московского Патриархата проходит международная научно-церковная конференция «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог», посвященная девятисотлетию хождения во Святую Землю черниговского игумена Даниила.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступил на встрече с докладом, текст которого ниже приводится полностью.

2007 год по праву может считаться годом игумена Даниила. Через 10 дней исполняется ровно 900 лет с той Великой Субботы, когда русский человек впервые затеплил у Гроба Господня лампаду от Святого Огня, чтобы принести его на Русь.

Созданное игуменом Даниилом «Хождение» является выдающимся памятником древнерусской церковной мысли. На протяжении веков оно постоянно переписывалось, украшалось миниатюрами, входило в круг чтения православного человека, во многом определив формирование русской картины мира. Оставаясь непревзойденным по своей художественной и богословской глубине, «Хождение» Даниила стало образцом для всей последующей паломнической литературы.

В наше время, когда Русская Православная Церковь восстанавливает традицию паломничества, и у православных верующих вновь появилась возможность своими глазами увидеть святыни Иерусалима и Палестины, «Хождение» игумена Даниила становится востребованным путеводителем – не только по святым местам, но и по всему тысячелетнему пространству нашей духовности и культуры. В эпоху разделений и нестроений, лампада, возжженная Даниилом от Благодатного Огня «за всех князей русских», является символом единства славянских народов и их верности Христу. Русско-палестинские церковные и культурные связи не уступают по давности самой истории Руси и Русской Православной Церкви. Русский народ, как только узнал о Православии, как только принял в днепровской купели Крещение, устремился в Святую Землю.

Время игумена Даниила – рубеж XI–XII веков – особое время в русской и мировой истории. Эпоха крестовых походов радикально раздвинула духовный, политический и географический кругозор народов, впервые открыв людям христианской Европы, в том числе Руси, Палестину, колыбель христианской цивилизации, целый мир Востока. Для православной Руси вхождение в заповедный мир библейского Востока было глубоким творческим потрясением. Но в отличие от западных крестовых походов движение русских богомольцев привело к возникновению мирного, не рыцарского «сословия», – так называемых «калик перехожих», певцов и сказателей былин, духовных стихов, сливающих порой до неразличимости в своих поэтических образах Святую Землю и Святую Русь. Древнейший из славянских фольклорных памятников – Стих о Голубиной книге – ярко и наглядно передает библейско-палестинскую окрашенность всей русской народной космологии, согласно которой «гора Фавор – всем горам мать», ибо на ней совершилось Преображение Господне, «Иордан-река – всем рекам мать, ибо крестился в ней Сам Иисус Христос», Иерусалим, естественно, «всем городам мать», а «кипарис – всем деревьям мать», так как на кипарисовом Кресте был распят Спаситель.

Русско-палестинские связи становятся важной составляющей в духовной жизни Руси, определяя на столетия вперед «картину мира» русского человека. Тогда же в русском языке, наряду с обычным обозначением странник, то есть уходящий на чужбину, появляется специфически иерусалимский термин паломник, от латинского «пальмариус» (palmarius).

Подчеркнем и другой важный аспект: тяга к Святой Земле традиционно находила на Руси свое выражение не только в народной поэзии и стихийном паломническом движении, но и в государственной, державной инициативе. В 1001 году, по преданию, сохраненному Никоновской летописью, великим князем Владимиром было отправлено первое посольство на Ближний Восток. Сто лет спустя, в первый год по освобождении Иерусалима крестоносцами, в Святом Граде окончила свои дни русская княгиня Гита Гаральдовна, жена Владимира Мономаха. В 1167 году прибыла с паломничеством в Иерусалим, чтобы умереть и быть похороненной в нем, другая представительница дома Рюриковичей – святая княжна Евфросиния Полоцкая, просветительница Белоруссии. И дальше, прослеживая историю русско-палестинских контактов, мы постоянно будем видеть, как государственная инициатива взаимодействует и переплетается с народным устремлением.

Между тем, православное паломничество как религиозное и культурно-историческое явление лишь в последние годы становится у нас полноценным объектом научного исследования и осмысления. Проходят научные конференции, защищаются диссертации, издаются книги. Не только в церковном обществе, но и в среде историков зреет понимание того, что мы здесь имеем дело с особым явлением, с отдельной стороной в духовной жизни народа.

Православное паломничество, как всякое историческое явление, имеет свои закономерности, свою периодизацию, свою религиозно-психологическую специфику. Очевидно, можно даже говорить о «богословии паломничества», имея в виду осмысление его духовных основ, места в церковной жизни и Предании.

Святые места, храмы, обители, даже развалины древних храмов, обладают благодатной силой воздействия на человека независимо от чьей-либо воли, санкций или запретов, ибо являются материальным свидетельством Божьего присутствия в мире, действия Его в истории. Они образуют в совокупности особую реальность, единственным способом вхождения в которую как раз и являются паломничество и поклонение.

Все богослужение Православной Церкви и устройство православного храма основано на реалиях, связанных со Святой Землей – воспоминании и символическом изображении земной жизни Спасителя от Рождества до Голгофы и Воскресения. Любой христианский храм в литургическом смысле есть модель мира и любой престол в момент совершения Евхаристии является символически Гробом Господним. Символичны и все совершаемые при богослужении действия и обряды. Но коснуться губами, приложиться к подлинному Гробу Господню, поклониться в Гефсимании подлинному ложу Успения Божией Матери, пройти путями Господа Иисуса Христа по Галилее, вознести молитву на том самом месте на Фаворе, где преобразился Он пред апостолами, – это христианин может сделать, только совершая паломничество.

По-настоящему приобщиться к духовному опыту православия можно только пройдя святые места в качестве участника крестного хода. Само слово «паломник», по первоначальному своему смыслу, как раз и означает «участник иерусалимского крестного хода от Виффагии до Гефсиманских ворот Старого Города, с пальмовыми ветвями, – с ветвями ваий».

Паломничество существовало и существует в различных религиозных и национальных традициях. Язычники Греции и Рима приходили за предсказанием будущего к святилищам древних богов, кельты и славяне поклонялись священным холмам и дубравам. Из священной истории Ветхого Завета мы знаем, что благочестивые иудеи регулярно совершали паломничество в Иерусалим, для принесения жертв в храме Единого Бога. Впервые пришедший с родителями на Пасху 12-летний отрок Иисус был найден в Иерусалимском Храме, беседующим с учителями (Лк. 2. 41-49). Время общественного служения Спасителя определяется по Евангелию от Иоанна тремя Пасхами (Ин. 2. 13; 6. 4; 11. 55), в канун последней из них, Пасхи Страданий, совершился искупительный подвиг Сына Божия на Голгофе. На Пасху в Иерусалим каждый раз спешит из своих благовестнических путешествий святой апостол Павел (Деян. 18. 21-22; 19. 21; 21. 13).

Особый характер приобрел Иерусалим после Воскресения и Вознесения Спасителя как центр паломничества христиан. Со времени равноапостольных Константина и Елены, обретших святыни Голгофы и Живоносного Гроба, воздвигших первые христианские храмы на местах евангельских событий, паломничество становится постоянной формой церковной жизни. С дальнего Запада, от пределов Британии, Галлии, Испании, и всех концов земли устремляются верующие в Иерусалим. Многие из них по возвращении описывали свои хождения. Так формировалась целая литература – итинерариев на латинском Западе, проскинитариев на греческом Востоке.

Другая серьезная проблема – это соотношение духовной реальности евангельских святынь и сугубо археологической, научной обоснованности их как мест поклонения. Мы знаем, что Господь ходил по Иерусалиму, который лежит от трех до пяти метров ниже нынешнего уровня Иерусалима. Да, культурный слой нарастает, это скажет любой археолог. Но когда вы видите наших русских паломников, особенно женщин, которые падают на колени и лобзают камни вот этой сегодняшней мостовой, вы понимаете, что они не ошибаются, что верующее сердце здесь не ошибается, что вопрос не в археологической точности, этого камня коснулся Спаситель или не этого. Речь ведь идет не об археологической, а об историко-литургической реконструкции. Да, этот путь есть повторение Крестного пути Спасителя. Вот в это мы верим и этих камней мы касаемся, и этим путем мы должны пройти, как прошли им до нас на протяжении истории тысячи и сотни тысяч православных паломников, ради этого устремлявшихся в Святую Землю.

Другой пласт актуальной для нас и сегодня проблематики связан с церковно-историческими реалиями Хождения игумена Даниила, прежде всего вопрос взаимодействия в Святой Земле различных Поместных Церквей и конфессий. Игумен Даниил с благодарностью вспоминает о встречах и общении с греческим духовенством Кипрской и Иерусалимской Православных Церквей. 16 месяцев, по его словам, он пребывал в Лавре преподобного Саввы Освященного, где Господь помог ему встретить святого и опытного старца, «весьма книжного», который искренне полюбил посланца далекой Руси и «показал добре все святые места в Иерусалиме и по всей Святой Земле, и до Тивериадского моря водил и до Фавора, и до Назарета, и до Хеврона, и до Иордана и потрудился» с Даниилом «любви ради».

Особый интерес имеет опыт его общения с католическим духовенством латинского Иерусалимского королевства крестоносцев. Даниил неоднократно упоминает об исключительно дружелюбном и доверительном отношении к себе и своим спутникам со стороны крестоносных рыцарей.

Завершается Хождение первым в русской литературе повествованием о схождении Благодатного огня. В этом эпизоде ровное и доброжелательное отношение к католическому духовенству раскрывается наиболее ярко. Храм Гроба Господня в Иерусалиме, как и другие святыни Палестины, принадлежал тогда католикам. Для современного читателя может показаться почти невероятным тот факт, что в описании русского православного игумена в богослужении Великой Субботы «латинянам» сослужат «попы православные, и черноризцы, и все духовные мужи, и пустынники многие». И когда «воссиял Святой Свет во Гробе Господнем, латинский епископ с 4 диаконами открыл дверь Гроба, и взял свечу у князя Балдуина, и первым делом зажег свечу князя от Святого Света. И стал князь на месте своем, держа свечу с великой радостью, и от него мы все зажгли свои свечи». Столь тесного и единодушного единения христиан восточных и западных в литургической молитве храм Гроба Господня, пожалуй, не видел более со времен Даниила.

Этот духовный опыт Иерусалима в смысле устроения единого сакрального пространства для верующих всего христианского мира актуален и сегодня. Православные паломники с одинаковым усердием посещают и Камень Моления о Чаше, оказавшийся с 1924 года в «Храме Всех Наций» в Гефсимании, и Пещеру раскаяния апостола Петра в храме святого Петра в Галликанту, принадлежащем ордену ассумпционистов, и немецкую бенедиктинскую базилику на месте Успения Божией Матери на Сионе.

Русские православные паломники смиренно обучались и обучаются здесь воспитывать в себе, как любил говорить архимандрит Антонин (Капустин), «терпимость, столь нужную тому, кто решился принести на Гроб Господень дань и своей признательной души вместе с тысячами других, подобных ему пришельцев, часто не похожих на него ничем, кроме одного образа человеческого и имени христианского».


Российская академия кинематографических искусств признала фильм Павла Лунгина "Остров" лучшим игровым фильмом 2006 года, вручив ему премию "Ника" в этой номинации.

Сам П. Лунгин получил премию за лучшую режиссерскую работу, а Петр Мамонов, сыгравший в "Острове" главную роль, получил "Нику" за лучшую мужскую роль. Андрею Жегалову, недавно ушедшему из жизни, премия присуждена посмертно за лучшую операторскую работу в этой картине. В январе этого года "Остров" был удостоен другой престижной национальной премии - "Золотой орел".


При Межрелигиозном совете России будет создана рабочая группа по взаимодействию со СМИ в целях защиты общественной нравственности

Президиум Межрелигиозного совета России одобрил создание при этом органе рабочей группы по взаимодействию со СМИ, защите и поддержанию духовно-нравственных ценностей в информационном пространстве, в который войдут представители традиционных религий России, журналисты и юристы.

Кроме того, члены президиума выразили озабоченность ситуацией со вступлением в силу поправок в федеральный закон "Об основах туристской деятельности", которые, как считают в Межрелигиозном совете, ограничат или сведут на нет деятельность малых паломнических фирм. Представители традиционных религий России предложили также провести межрелигиозную конференцию по вопросам распространения СПИДа, его профилактики а также духовного окормления ВИЧ-инфицированных.

Члены президиума одобрили идею проведения под эгидой Межрелигиозного совета России и ЮНЕСКО межрелигиозной конференции "Диалог культур и цивилизаций: мост между правами человека и нравственными ценностями", местом проведения которой был выбран дагестанский город Дербент. Было также принято обращение Межрелигиозного совета России о внесении теологии в списки научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

Интерфакс-Религия


Европейский русский собор пройдет 1-2 октября в Брюсселе и будет посвящен осмыслению роли русскоязычного населения Европы в развитии отношений между ЕС и Россией.

Это первое совместное мероприятие Русской Православной Церкви, Европейского русского альянса и Координационного совета российских соотечественников.

Православие.Ru


Поспеловский Д .В. Штрих-код как образ врага Кто заинтересован в подобном мифотворчестве?

Тянет душу русскую к мистике. Недаром немцы так любят говорить о тайнах русской души (Die mystische russiche Seele). Да вот беда в том, что нередко находит она мистику там, где ей и не пахнет. Одни увлекаются астрологией, другие штрих-кодами и прочими «сатанинскими числами».

Все это не ново. В XVII веке старообрядцы приписывали «сатанинское число» Собору 1666 г., отлучившего старообрядцев, а вот «никониане» вполне смирились с тем, что новообрядная Церковь родилась под «сатанинским числом». С логикой тут плоховато, но на то и мифы, чтобы с логикой не считаться. Во время паспортизации 30-х гг. было среди верующих (особенно катакомбников и различных сектантских отклонений от православия) движение против принятия паспортов от сатаны, хотя в советских условиях человек лишался фактически всех прав, что вскоре на своей шкуре почувствовало колхозное крестьянство, лишенное правительством паспортов и тем самым ввергнутое в новое крепостное право.

Когда я впервые услышал о панической реакции части русского церковного народа на так называемые штрих-коды — обыкновенный учет товаров при помощи компьютера, что гораздо проще и дешевле, чем делать это вручную, — я расхохотался, думая, что речь идет о каких-то забитых и неграмотных реликтах где-то в очень отдаленной глубинке. Тут же вспомнил горькие слова Лескова о том, что Церковь крестила Русь, но не просветила. Но, оказывается, в этой галиматье участвуют и весьма образованные священнослужители и красно-коричневые братства. И тут возникает вопрос: не сознательная ли это провокация тех, кто хочет отвлечь гнев и обиду народа от подлинных объектов на мнимые?

Под подлинными объектами я имею в виду все недавнее советское прошлое: ленинско-сталинский террор, унесший по меньшей мере 40 млн. жизней в так называемое мирное время, то есть не считая жертв внешних войн. Ведь до сего дня не открыты архивы ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, недоступны гражданам России подлинные цифры террора. Нельзя же всерьез принимать смехотворную «кагэбэшную» цифру в 2,5 млн. жертв советского террора, когда только между двумя переписями — 1926 и 1937 гг. — не досчитались 12 млн. человек.

Кстати, и поэтому Сталин засекретил эту перепись, расстрелял ее организаторов, а в 39-м провел новую, уже совершенно сфальсифицированную. Но сейчас несколько о другом. В белорусском партархиве нам удалось обнаружить любопытные реакции населения на ожидавшуюся перепись, которые во многом схожи с нынешними кривотолками о штрих-кодах. Некий бывший церковный староста призывал бежать от переписи, «чтобы не быть обманутым». В некой деревне население собирается скрыться на время переписи. «Исполняется — якобы все, что сказано в Библии... людей будут клеймить... Кто верующий, тот будет клеймиться, после чего погибнет…». Некий сельский учитель говорил о переписи: «В ночь с 5 на 6 января 1937 г. будет летать огненный змей (чем не летающие тарелки? — Д.П.), который будет спрашивать, кто за советскую власть, кто против...». Верующие предсказывают, что перепись будет проводиться ночью, «и эта ночь будет Варфоломеевская». Некий баптист развил целую «теорию»: «Враг (т.e. советская власть. — Д.П.) приходит к концу и не знает, за что схватиться, поэтому выдумали перепись населения... нужно записываться верующими. Советская власть долго существовать не будет, ее победят капиталистические государства, и тогда тем, кто запишется неверующим, будет гибель».

Другой вариант: Германия заключила договор с Японией и скоро перебьет всех коммунистов, и если мы будем регистрироваться неверующими, то такая же участь постигнет и нас, когда в Советский Союз придут японцы и немцы. Более образованный учитель говорил: «Везде ложь. Готовят кадры своих переписчиков и накачивают давать ложные сведения о религиозности и образовании. В этой переписи будет столько правды, сколько в наших сведениях об успеваемости учеников... везде ложь, рассчитанная на агитацию за границей».

Эти реакции прежде всего свидетельствуют о вполне понятном недоверии прocтoгo народа к советской власти, которая одаривала его террором, голодом, ограблением и насильственным загоном в колхозы, собственно в новое государственное крепостничество, гонениями за веру. Но парадоксально то, что такая бурная реакция была на последнюю честную перепись советской эпохи, проводившуюся еще подлинными учеными-демографами старой досоветской школы, которых Сталин добьет именно за эту научную добропорядочность. А вот следующую, полностью сфальсифицированную сталинскую перепись 1939 г. население уже приняло весьма спокойно.

Вот это радение и сопротивление невпопад как-то постоянно повторяется. Так и сегодня идет бурная кампания против нормального компьютеризированного учета товаров, а совершенно спокойно воспринимается зло сохранившейся символики коммунистической тирании. Повсюду стоят памятники Ленину (не говоря уж о мавзолее), улицы продолжают носить имена Ленина, основателя большевистского террора Дзержинского и пр. Ведь это равноценно тому, если бы в современной Германии стояли памятники Гитлеру и улицы носили имена Гиммлера, Геринга и пр. Режим-то Ленина - Сталина был значительно более кровавым, чем Гитлера, во всяком случае, в отношении собственного народа. Ведь памятники ставятся национальным героям, тем, кем нация вправе гордиться, равно как и названия улиц связываются с именами выдающихся национальных деятелей, а не в честь палачей. Сохранение названий в честь последних легитимизирует их, и тот режим, который они устанавливали, позволяет под сурдинку реабилитировать Сталина.

Кому нужно мифотворчество превращения палачей в героев и спасителей при одновременном создании образа ВРАГА из священников-просветителей и миссионеров и даже их ШТРИХ-КОДОВ?! За 70 лет советской власти систематически создавались образы враждебного окружения, классового врага, и люди просто отучились жить без образа вpaгa, на которого можно было бы свалить все свои неудачи, разочарования, беды. Социализм отучил людей от личной ответственности и приучил во всем винить козла отпущения — от западного капиталиста до мифического «жидомасона» и якобы придуманного им «сатанинского» штрих-кода. А мы-то сами ни при чем. Мы «святая Русь». И это при том, что церковно-православных христиан в России всего от 1 до 2%! И то неизвестно, в чью силу многие, называющие себя православными, больше веруют — в Божью или сатанинскую. Если в Божью, то никаких штрих-кодов они бы не боялись и относились бы друг к другу более открыто, доверчиво и с любовью.


В КУРСКИХ ШКОЛАХ, ГДЕ ИЗУЧАЮТСЯ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, НЕТ ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Курск, 26 марта 2007 г. В курских школах, где изучаются основы православной культуры, нет детской преступности, отмечалось на Знаменских чтениях, которые прошли в Курске. Известные философы, богословы и ученые России обсуждались проблемные вопросы, связанные с наукой и религией в системе современного образования. По словам архиепископа Курского и Рыльского Германа, в Курской области успешно реализуется и программа по изучению православной культуры. В 98 % школ, где преподается факультативный предмет "Основы православной культуры", 60 % учащихся проходят этот курс знаний. В таких школах практически отсутствует детская преступность.

Уже 20 российских регионов использовали курский опыт. Знаменские чтения должны помочь "найти ответы на важнейшие и наиболее острые проблемы жизни нашего общества, без которых мы не сможем удовлетворить его духовные и материальные запросы". В области действует совместная областная целевая программа "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на 2006-2010 годы". Она пока единственная в России и предусматривает комплекс мероприятий не только в сфере образования и воспитания, но и здравоохранения, профилактики правонарушений, работы с трудными подростками, физвоспитания и спорта. Ее работу курирует общественный Совет с двумя сопредседателями - губернатором Александром Михайловым и владыкой Германом.

http://www.pravoslavie.ru


В МОСКВЕ С УСПЕХОМ ПРОШЛА ПРЕМЬЕРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ» ЕПИСКОПА ИЛАРИОНА

Москва, 27 марта 2007 г. В Большом зале московской консерватории с большим успехом прошла премьера музыкального произведения "Страсти по Матфею", сочиненного представителем Русской Православной Церкви при международных европейских организациях епископом Венским и Австрийским Илларионом, сообщает сайт Седмица.Ru

Присутствовавший на концерте Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что это сочинение готовит верующих к Страстной неделе и встрече Воскресения Христова. На концерте присутствовал также папский нунций в России архиепископ Антонио Меннини, который высоко оценил сочинение епископа Илариона и выразил уверенность, что исполнение "Страстей по Матфею" в Риме 29 марта послужит культурному сближению и развитию православно-католических отношений. Зал консерватории был полон. После завершения концерта звучали крики "Браво!" и долго не смолкали аплодисменты. "Страсти по Матфею" передают содержание 26-й и 27-й глав Евангелия от Матфея на русском языке и тексты православных богослужений Страстной седмицы (недели) на церковно-славянском. Произведение состоит из четырех частей: "Тайная вечеря", "Суд", "Распятие" и "Погребение". В общей сложности оно включает 48 музыкальных номеров: речитативы, арии для сопрано, контральто, тенора и баса с оркестром, хоры, фуги для оркестра и хора. Продолжительность звучания - около двух часов.

http://www.pravoslavie.ru


Горбюджет Новосибирска выделит средства Новосибирской епархии на строительство Дома милосердия

Три миллиона рублей из городского бюджета получит во втором квартале Новосибирская епархия для завершения строительства Дома милосердия в Советском районе. Эта цифра была названа мэром Новосибирска Владимиром Городецким на встрече с архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном. Строительство Дома милосердия было начато в 2003 году на территории Академгородка, причем возводится он при содействии мэрии, администрации Советского района, Сибирского отделения Российской академии наук и администрации Новосибирской области. Многопрофильная церковно-благотворительная служба в Доме милосердия будет оказывать постоянную духовную, медицинскую и социальную помощь одиноким престарелым людям, проводить постоянные или единовременные консультации и врачебную помощь от Сестричества милосердия во имя княгини Елисаветы, имеющего государственную лицензию на медицинскую деятельность.

Как сообщает Официальный сайт мэрии Новосибирска, в перспективе — создание при Доме милосердия благотворительной аптеки, службы помощи одиноким матерям, службы доставки пищи нуждающимся людям, живущим в своих квартирах, а также сектор занятости и социальной адаптации.

Regions.ru/Патриархия.ru


Патриарх Алексий II: "Религиозные общины должны уметь изложить суть своего учения на простом и ясном языке"

Великопостное интервью предстоятеля Русской Православной Церкви стало доброй традицией на страницах нашего издания. В шестой раз Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отвечает на вопросы специального корреспондента "Газеты" Надежды Кеворковой и делится своим видением тех путей, которыми сегодня следуют люди в поисках веры.

- Ваше Святейшество, как Вы считаете, Вашу судьбу определял Ваш личный выбор или действие свыше?

- Служить Церкви Христовой - это всегда и призвание, и собственный выбор человека. На мою долю как Предстоятеля Церкви, а стал я им в переломный период начала 90-х, выпала задача, как говорится в книге Екклесиаста, собирать те камни, которые были бездумно разбросаны. Я размышлял не о чести и не о славе, а о громадной ноше: вместе с моими братьями и сестрами искать и определить, каким путем пойдет Церковь, как сложится ее будущее. Для этого нужно было проявить мудрость, твердость, взвешенность, благоразумие.

Оглядываясь сегодня на 16 лет, прошедшие со дня моей интронизации, видишь, сколько было пережито общественных потрясений. И понимаешь, что без призвания и без всесильной помощи Божией невозможно было достичь тех результатов, которые ныне говорят сами за себя.

- Могли бы Вы сформулировать принцип, которым руководствуетесь в жизни и служении?

- Я привел бы слова чтимого в России святого - преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся".

- Сейчас любят проводить опросы, результаты которых ставят социологов в тупик. Христианами, православными себя называют порой те, кто сомневается в своей вере или только ищет ее, не умея ее определить. Чем должна быть вера для человека?

- На самом деле, думаю, нет человека, который бы совсем не верил. Только во что? Одни говорят, что верят в добро, другие - в сверхъестественную силу, в высшее начало. А многие пришли к истинной вере в Бога.

И Церковь неизменно утверждает, что без веры нет и не может быть вечной жизни в небесном царстве и даже достойной жизни здесь, на земле.

Много столетий православные христиане трудились ради преображения души светом Евангелия, ради торжества христианского идеала посреди бушующего моря греховных страстей. Мы всегда помнили и помним слова Спасителя: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16. 33). Эта победа легла в основание великой христианской культуры, плодами которой мы все пользуемся.

- Многие современные люди ищут себе вероисповедание, которое бы им помогало преуспеть, достичь славы. Другие подбирают веру, как гимнастику или диету. Вера - это сила? В чем ее смысл?

- Слово "сила" может иметь разный смысл. Сила бывает разрушительной, а бывает творческой, созидающей, доброй. Истинная вера восстанавливает общение человека с Богом - нашим Творцом, источником добра и любви. Однако Господь предупреждает нас в Евангелии: "Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их" (Лк. 21. 8).

Различные заблуждения порой преподаются под видом веры. Лжеучители хотят казаться "сильными" в глазах людей, господствовать над их умами и душами. Сила этих лжеучителей опасна для них самих и для тех, кого им удается ввести в заблуждение.

Когда в основе учения нет Истины, нет Живого Бога, пустоту заполняют идолы. В современном мире есть множество "ложных богов" - это слава, богатство, деньги, развлечения, псевдомистические теории. Они, конечно, требуют служения себе. Но рано или поздно человек убеждается в их обманчивости. И, поклоняясь им, человек вместо доброй силы обретает немощь и разрушение. Достойно сожаления, если это постигает человека в конце его дней.

Вера в Истинного Бога открывает совсем иной путь - Бог действует вместе с человеком, помогает ему во всяком добром деле. В Псалтири есть такие слова о праведнике, возложившем надежду на Бога: "И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое. И лист его не отпадет. И все, что желает сотворить, успеет" (Пс. 1. 3).

Даже самый слабый человек, верующий в Бога, не один. Рядом с ним Господь, и Он дает силы жить по правде, служить добру. В этом смысле вера - великая сила.

- Часто приходится слышать: верующие хотят вернуть средневековье, они насаждают архаичные представления о мире. Нуждается ли вера в пересмотре, влияет ли на нее сегодняшний день?

- Как раз вера призвана формировать окружающий мир, определять поведение живущих в нем. Если же происходит наоборот, то религиозные убеждения меняются так, чтобы это было удобно для грешного человека, и в итоге исчезают совсем, став абсолютно относительными. Таким образом, человек вредит себе, ибо сказано: "Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?" (Лк. 9. 25).

Другое дело, что форма выражения веры может меняться так, чтобы быть понятной современному человеку. Религиозные общины должны уметь изложить суть своего учения на простом и ясном языке. Но нужно помнить, что мы говорим о Боге, а Он неизменен.

- Многие уверены, что все стремительно меняется - общество, представления, мораль. Разве Бог, который испытывал Авраама, - тот же Бог, которому молится сегодняшний бомж? Ведь сегодняшний человек не понимает даже своих дедов, не то что праведников минувших веков. Как же этому сегодняшнему человеку услышать и понять Бога, обращавшегося к пророкам? А если человек не хочет слышать Бога, вера умрет, ее не будет?

- Изменяется окружающий нас мир. Бог - один. Вчера, сегодня и завтра. Он тот же. Суть Его Откровения непреложна, неизменна. Так, неизменны заповеди, данные человечеству тысячи лет назад - сначала через Закон Моисея, потом - через Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа. Они не зависят от признания, моды и политических событий. И во все времена в мире находятся люди, устремляющиеся к Богу и к Церкви. Господь в Евангелии обращается к ним со словами: "Не бойся, малое стадо! ибо Отец благоволил дать вам Царство" (Лк. 12. 32).В другом месте Он говорит так: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мф. 24. 35).Вот какое будущее у веры и тех, кто обрел веру.

Сегодня человеку бывает непросто отыскать дорогу к Истине, к храму Божию. Сегодня есть люди, убежденные в том, что религия - это такая же сфера, как наука, культура или техника, и ее место в мире определяет закон конкуренции: сегодня спрос больше, завтра - меньше. Многие диктаторы XX века вообще считали, что религия - это пережиток, и, если человеку предложить что-то более привлекательное, она исчезнет.

Оказалось, что это неправда. За веру в Бога люди в России и во многих других странах готовы были потерять все блага и даже шли на смерть. XX век дал столько же мучеников за Христа, сколько первые века христианства. Диктаторы терпели крах, менялись правительства и государственные границы, а Церковь выходила из всех испытаний победительницей, выходила с радостным благовестием Воскресения Христова. В наши дни в России мироточат иконы мучеников, люди обращаются к ним с молитвой о ходатайстве перед Богом и получают помощь. Мы имеем заступников, чья вера очищена, подобно золоту, в горниле испытаний.

Какое будущее у религии в современном мире, ведь зло кажется таким мощным, а добро так беззащитно? Надеюсь, что мир будет стоять, пока в нем будет жить хоть один праведник: для этого достаточно и одного храма - человеческого сердца.

- Свобода почитается современным человеком как очень важная категория, определяющая его личное поведение. Свобода покупать и потреблять лежит в основе сегодняшнего представления о правильном мироустройстве. Разве верующий может чувствовать себя свободным? Ведь он со всех сторон ограничен запретами. Можно быть верующим и свободным одновременно?

- Одно из самых известных заблуждений в отношении Православия и христианства в целом - это мнение, что заповеди Божии лишают человека свободы. В современном мире свобода подчас воспринимается как вседозволенность, отсутствие каких-либо ограничений. Следуя такому толкованию свободы, некоторые люди пытаются представить христианство, призывающее к воздержанию и самоограничению, как религию, несовместимую с современной жизнью.

Однако настоящая свобода немыслима без нравственного обновления, которое освобождает человека от рабства греху. Примером такой свободы могут служить многочисленные памятники архитектуры, музыкальные и художественные произведения, созданные великими мастерами под влиянием христианской проповеди. И на этих примерах мы видим, что истинное творчество невозможно без свободы.

- Мы живем в тесноте. Как понять веру соседа? Да и надо ли ее понимать?

- Для этого необходимо религиозное образование, которое должно начинаться в семье и продолжаться в школе. Ведь чтобы с уважением относиться к чужой религии, человек должен знать прежде всего свою духовную традицию. Это облегчит и понимание традиций наших соседей, а значит, поможет людям жить вместе, поскольку именно невежество часто приводит к конфликтам.

- Некоторые люди гордятся своим неверием. Некоторые убеждают, что вера - дар, но им такого дара дано не было. Есть такие качества или дела, которые навсегда закрывают душу для веры?

- Безусловно, каждый человек может обрести веру. Это не зависит от пола, возраста, национальности, социального статуса. Но нужно помнить, что вера - это дар Бога чистому сердцу. Слово Божие говорит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5. 8). В злую душу, в нечистый ум, в сердце, оскверненное грехом, не может войти Божественная премудрость. Свет никогда не смешается с тьмой, чистота - с грязью.

Поэтому, несмотря на то что каждый человек призван воспринять в свое сердце Бога, он прежде всего должен осознать свою греховность и приложить усилия к очищению своей души, обратиться к Богу в молитве, и тогда внутри такого человека зародится истинная вера.

Надежда КЕВОРКОВА "Газета" 29 марта 2007 г.


  Ссылки по теме:

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу