Главная


 


Обновление: 
04 декабря 2007 г.

 

 
Новости

В Москве отметили 50-ю годовщину со дня образования Китайской Православной Автономной Церкви

В пятидесятую годовщину образования Китайской Православной Автономной Церкви, в домовом Ольгинском храме Паломнического центра МП был совершен торжественный молебен 222-ти китайским мученикам. Затем в храме была отслужена лития по китайским архиереям, священникам и мирянам.

Обратившись к собравшимся в храме с архипастырским словом, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин сказал: "Мы сегодня собрались здесь, чтобы молитвенно отметить 50-летие образования Китайской Православной Автономной Церкви. Мученики китайские в полной мере исполнили слова Христа, положив свои жизни за ближних. Убежден, что их кровь станет семенем Православия в Китае".

Святые 222 православных китайцев были прославлены Русской Православной Церковью в лике местночтимых угодников Божиих в 1902 году. Летом 1900 года в Китае началось "боксерское восстание", участники которого провозгласили одной из своих целей борьбу с "иностранным влиянием". В числе убитых в ходе восстания были не только иностранные проповедники и технические специалисты, торговцы, ученые, но и китайские чиновники, солдаты, офицеры и крестьяне. Особой популярностью среди восставших пользовался лозунг, провозглашавший борьбу с христианской Церковью и расправу с обращенными в христианство китайцами, которые рассматривались как предатели.

Российская Духовная миссия в Китае пережила тяжелейшие испытания - результатом пропаганды ихэтуаней стала расправа 11 июня (24 июня по н.ст.) 1900 года над православными китайцами, которых к началу XX века на территории Китая насчитывалось около полутора тысяч. В те дни в Пекине погибло несколько сотен православных китайцев. После были найдены и опознаны останки 222 человек. Среди них - священномученик Митрофан, принявший священство от рук святителя Николая Японского, его жена Татиана и их дети. Они стали первыми православными китайскими мучениками, причисленными к лику святых.

В связи со строительством во второй половине 1950-х годов на исторической территории Российской Духовной Миссии в Китае нового комплекса зданий Посольства СССР многие постройки Миссии были снесены, в том числе и храм Всех святых мучеников. По одной из версий, останки китайских мучеников и прочие захоронения, находившиеся в храме, были перенесены на русское кладбище в районе Аньдинмэнь. Впоследствии кладбище было ликвидировано, а на землях, примыкавших к нему, был разбит парк отдыха "Циньняньху".

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 апреля 2007 года - к празднику Пасхи - на месте разрушенного храма Всех святых мучеников на территории Посольства Российской Федерации в Китайской Народной Республике был устроен мемориал: Поклонный крест и памятная плита с изображением храма и краткой информацией о нем.

Святым китайским мученикам составлены службы на русском и английском языках, им молятся православные христиане в разных странах мира.

Радонеж


«Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы» Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла http://www.mospat.ru/index.php?page=38758 


Православных в Италии - почти миллион

По данным последнего досье, посвященного мигрантам, католической благотворительной организации "Каритас", православная община Италии сегодня насчитывает почти миллион человек. В 2006 году вследствие мощного миграционного потока из Румынии и с Украины православных стало больше на 259 тыс.

"Их присутствие в Италии имеет давние исторические корни, но в последние годы оно достигло невиданных масштабов, к которым общественное мнение, как кажется, не готово", - отмечает историк Роберто Мороццо делла Рокка.

При таких темпах роста, по мнению экспертов, православная община в Италии скоро станет второй по численности после католиков. На полмиллиона иностранных учащихся в итальянских школах приходится 117 тыс. православных, а число смешанных браков постоянно увеличивается.

Православие оказывается привлекательным для католиков в том числе и потому, что допускает возможность женатых священников и второго церковного брака для разведенных.

Седмица.Ru


26.11.07 Русская Православная Церковь отметила 1600-летие кончины святителя Иоанна Златоуста

26 ноября Русская Церковь отметила 1600-летие кончины святителя Иоанна Златоуста. К этой дате в Сочи была приурочена конференция "Наследие святителя Иоанна Златоуста" с участием священников, ученых и литераторов.

Святитель Иоанн роди-лся в Антиохии в христианской семье богатых и знатных родителей. По-сле смерти от--ца все заботы о воспитании будущего Святителя легли на плечи его благочестивой матери. Утвердив сына в вере, она отдала его в обучение лучшим учителям для изучения красноречия и философии. После этого он поехал в Афины для усовершенствования знаний. Здесь Иоанн вскоре превзошел мудростью своих учителей, став философом и прекрасным оратором.

Вернувшись в Антиохию, святой поселился в монастыре, где учил всех, прежде всего, личным примером. Его поучения, записанные скорописцами, читались за трапезами и на площадях. Слушатели поучались его наставлениям, как Псалтири. Все считали большей потерей, когда не удавалось им слышать речей Иоанна, которого за красноречие назвали Златоустом.

Святитель оставил после себя много трудов. В 27 лет Иоанн стал епископом, жизнь закончил на территории Абхазии, а мощи его хранятся в Константинополе.

Патриархия.Ru


РПЦ нуждается минимум в 20-25 новых храмах для соотечественников за рубежом

Председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил о необходимости строительства новых храмов для соотечественников, проживающих вне России. "Сегодня соотечественники все чаще обращаются к нам с просьбой об организации прихода или строительстве храма. Если руководствоваться количеством наших соотечественников за рубежом, в качестве "программы-минимум" нам необходимо построить за границей 20-25 новых церквей", - сказал владыка Кирилл на открытии конференции "Соотечественники и деловой мир".

По его словам, после подписания Акта о каноническом общении с Русской Зарубежной Церковью количество приходов Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье удвоилось и составляет сегодня около 600.

Владыка Кирилл призвал также "поблагодарить Бога, что Русская Православная Церковь сохраняет свое единство на территории всех бывших республик бывшего Советского Союза даже в самых трудных местах", например, в Эстонии и на Украине, где были созданы раскольнические группировки с целью отрыва православных верующих от Московского Патриархата. "Но этого не удалось ни в одном, ни в другом случае: сегодня абсолютное большинство верующих этих стран принадлежат к Русской Православной Церкви", - отметил митрополит Кирилл.

Радонеж


В Санкт-Петербурге прошел Всероссийский семинар, посвященный миссии среди глухих

В форуме приняли участие специалисты по работе с глухими из Петербурга, Архангельска, Минска, Москвы и Московской области, Мурманска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Сыктывкара, Томска и других городов. В центре их обсуждения - обмен конкретным опытом миссионерства среди глухих и вопросы сурдоперевода богослужения.

Миссия среди глухих позволяет по-новому взглянуть на различные аспекты миссионерского служения. Так, поскольку не существует церковнославянского сурдоязыка, переводчику необходимо иметь перед глазами предварительный перевод богослужения на русский язык, который, прежде всего, учитывал бы особенности синтаксиса сурдоязыка. Это связано с тем, что, например, глухие не употребляют причастий, а для адекватного понимания при сурдопереводе необходим строгий грамматический порядок слов в предложении. Поэтому во многих регионах сегодня разрабатываются методические пособия для того, чтобы обычный специалист-переводчик, видя перед собой русский перевод, мог донести содержание и смысл происходящего за богослужением до глухих и слабослышащих прихожан. Вообще, как это ни покажется парадоксальным, все участники семинара отмечают, что степень понимания Божественной литургии у глухих гораздо выше, чем у людей слышащих.

Как отмечает специалист по работе с глухими из Нижнего Новгорода, Алексей Шестаков, "как бы понятно не переводили Литургию, поначалу она останется для людей непонятной. Невозможно сразу объяснить им, что такое Сион, или Бог Иаковлев. Еще труднее перевести на язык жестов генеалогию Иисуса Христа. И не имеет смысла человека, который только стал приходить в Церковь, считать воцерковленным. Поэтому необходимо тайноводство". По словам Алексея Шестакова, в приходе прп. Сергия Радонежского в Нижнем Новгороде - около пятидесяти глухих. Для них проводятся не только богослужения с сурдопереводом, но и специальные библейские лагеря. А чтобы поддержать глухих прихожан, специалисты даже обучают слышащих прихожан сурдоязыку.

Православие.Ru


Уникальная подпольная переписка Царской семьи с семьей графа Толстого после ареста большевиками - письма императрицы и царских дочерей, написанные в доме Ипатьева перед самым расстрелом, - проданы на аукционе "Друо" в Париже.

Письма, все это время находившиеся в частной коллекции, никогда не были опубликованы, их покупатель неизвестен. Седмица.Ru Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в пятый раз стал лауреатом национальной премии "Человек года" за выдающийся вклад в духовное возрождение России. Премия учреждена Русским биографическим институтом. Среди других лауреатов - митрополит Ижевский и Удмуртский Николай, архиепископ Корсунский Иннокентий, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник ростовского Троице-Сергиева Варницкого монастыря архимандрит Силуан (Глазкин). За большой вклад в российскую культуру и в возрождение храмов премии удостоен художник Иван Глазунов. В качестве одного из знаковых событий год Институт отметил подписание Акта о каноническом общении, в результате которого произошло воссоединение Церкви в Отечестве и за рубежом.

Религия и СМИ


Христианские святыни Каппадокии станут доступнее для русских паломников

Паломнические группы Русской Православной Церкви вскоре впервые отправятся к христианским святыням, находящимся в провинциях Турции. Об этом сообщил зампредседателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк. По его словам, весной этого года в Каппадокии, находящейся в центральной части Турции, была достигнута договоренность о подготовке местных специалистов по работе с православными паломниками. В свою очередь российские ученые, историки, искусствоведы обязались помочь в составлении путеводителей по Каппадокии.

Епископ Марк отметил, что в этом регионе "еще существуют осколки культуры первых веков христианства, которых уже нет ни в Константинополе, ни в Греции". В частности, заметил он, в Каппадокии встречаются храмы IX-X веков, в которых сохранились фрески.

До сих пор экскурсии к византийским святыням в Турции организуют светские турфирмы России. Турецкая сторона признала, что христианская тема неадекватно представлена для туристов, которые все в большем количестве стремятся познакомиться с историей святых мест первых веков христианства.

В основном, достопримечательности Каппадокии посещают туристы из Франции, Германии, США, Италии, Японии, российским же туристам этот регион малоизвестен.

Православие.Ru


28.11.07 В Московском Патриархате призывают паломников не верить листовкам с рекламой "ночных соборований" и "духоносных старцев, лечащих крестом"

В Московском Патриархате призывают верующих не доверять обещаниям "особо благодатных таинств" и "встреч с духоносными старцами", публикуемыми некоторыми паломническими службами и туристическими фирмами на своих рекламных проспектах.

"К сожалению, сегодня в сфере паломничества часто наблюдается пропаганда утилитарного, прагматичного подхода к посещению святых мест. Однако коммерциализация паломничества, поставление его на поток просто недопустимо", - заявил замглавы ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк.

Он отметил, что многие неопытные в духовной жизни люди, делающие первые шаги в Церкви, часто черпают знания о паломничестве к той или иной святыне лишь из рекламных листовок сомнительного содержания. Чаще всего такие листовки обещают паломникам в качестве обязательного пункта программы путешествия "встречу со старцами в глубинке и духоносными отцами", отметил епископ Марк. "Старец лечит крестом, и к нему также можно будет подойти по жизненным вопросам", - процитировал он одну из подобных реклам.

Некоторые фирмы, по словам владыки, "гарантируют" паломникам "особо благодатные церковные таинства". К примеру, одна из паломнических служб пытается привлечь клиентуру рассказом о том, что во время организуемых ею поездок в одном из монастырей "по ночам совершаются таинства соборования, которые посещают автобусы богомольцев".

Владыка Марк отметил также, что нередко многие паломники пытаются во время поездки успеть посетить максимально большее количество святынь. Однако, по его словам, "в отличие от хаджа, православное паломничество не ориентируется на совершение ритуалов".

Царящий сегодня во многих сферах жизни прагматичный подход, по его словам, распространяется и на представления о паломничестве - люди стремятся к святыням в надежде улучшить личную жизнь, найти работу, повысить материальное благосостояние, "видят смысл паломничества в зримом, гарантированном чуде".

Представитель Московского Патриархата также назвал недопустимым как слащавый и елейный, так и высокопарно-напыщенный стиль и слог, присущий некоторым сотрудникам и руководителям ряда паломнических служб в рассказах о святынях.

Интерфакс-Религия


В этом году исполнилось 375-лет избрания святителя Петра Могилы на кафедру Киевской митрополии

В юбилейный год по заказу службы кинематографии Украины знаменитый киевский режиссер Александр Столяров снял научно-документальный фильм "Митрополит Петр Могила". Все, в том числе противоречивые этапы биографии Петра Могилы объединены в ленте образной драматургической структурой. О судьбе киевского святителя размышляют наши современники - от митрополита Киевского и всея Украины Владимира до скептически настроенного историка. При этом фильм создает цельный образ личности Петра и как церковного деятеля, и как святого.

Патриархия.Ru


Постное меню для соблюдающих Рождественский пост (28 ноября - 6 января) разработано в вагонах-ресторанах российских поездов дальнего следования. Такое меню исключает блюда из продуктов животного происхождения (яйца, молоко, мясо, рыба).

Интерфакс-Религия


Единственная в Кении православная семинария получила международное признание

Кенийской духовной семинарии присуждена премия Международного Фонда единства православных народов. 28 ноября президент Фонда Валерий Алексеев вручил в Найроби ректору учебного заведения митрополиту Макарию личное послание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В нем сообщается о присуждении премии и содержится приглашение принять участие в церемонии награждения, которая состоится 21 января в Москве.

Как рассказал Валерий Алексеев, "Православная духовная семинария, единственная не только в Кении, но и во всей Восточной Африке, внесла огромный вклад в продвижение православной религии на континенте".

"Только в одной Кении существует около 300 приходов, которые возглавляют воспитанники семинарии, - отметил он. - Священники, окончившие учебное заведение, есть также в Уганде, Танзании, Замбии, Бурунди, Конго, Гане и других странах Африки". Кроме того, продолжил президент Фонда, "семинария внесла неоценимый вклад в перевод церковных книг с английского и греческого на африканские языки".

Со своей стороны, митрополит Макарий поблагодарил президента Фонда за присуждение награды, отметив, что "это событие действительно является историческим". "Все мы помним, как сложно было в самом начале, 25 лет назад, - сказал владыка. - Но мы не сдавались, шли вперед и вот теперь можно с уверенностью сказать, что наши усилия по продвижению православной религии в Африке не прошли даром". "С этой наградой к семинарии пришло международное признание", - подчеркнул митрополит Макарий.

Православие.Ru


Патриарх Алексий II совершил молебен с акафистом у Курской-Коренной иконы Божией Матери в Мюнхене

Вечером 29 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии большого стечения православных верующих из всей Германии возглавил молебен с акафистом у чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери.

Образ был доставлен из Ирландии в Мюнхен и уже во второй раз выставлен для поклонения в Кафедральном соборе Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в храме Новомучеников и Исповедников Российских и святителя Николая.

В молебне приняли участие архиепископ Берлинский и Германский Марк; викарий Германской епархии епископ Штутгартский Агапит, а также настоятель Кафедрального храма Германской епархии РПЦЗ протоиерей Артемов, настоятель Свято-Воскресенского прихода Московского Патриархата в Мюнхене протоиерей Николай Забелич и многие другие представители духовенства и монашествующие из приходов Русской Православной Церкви и РПЦЗ, священники и прихожане Сербской Православной Церкви в Мюнхене.

Чудотворный образ Знамения Пресвятой Богородицы Курской-Коренной с конца 20-х годов прошлого столетия является Одигитрией Русской Зарубежной Церкви и верных чад богохранимого русского народа, в рассеянии сущих. Весной 1945 года икона прибыла в Мюнхен и как неизменная спутница русских людей, не принявших в 1917 году безбожную власть, доставляла великое утешение тысячам людей, переживавшим в военные годы страдания и лишения. Из Мюнхена святыня посещала Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию и многие города Германии. И ныне, спустя шесть десятилетий, чудотворная икона "Знамение" Божией Матери Курская-Коренная, постоянно пребывающая в Синодальной Церкви Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, регулярно посещает места русского рассеяния во многих странах мира.

В молебном пении перед Курской-Коренной иконой в Мюнхене вместе с Предстоятелем Русской Церкви участвовали певчие РПЦЗ и Московского Патриархата, а иногда это умилительное пение подхватывали сотни православных верующих, прибывших из разных уголков Германии.

По завершении молебна и чтения акафиста архиепископ Берлинский и Германский Марк сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Алексия II за принятое им приглашение впервые после объединения двух ветвей Русской Церкви посетить один из действующих приходов Русской Зарубежной Церкви, каким явилась мюнхенская православная община. На молитвенную память владыка Марк преподнес Его Святейшеству список Курской-Коренной иконы Божией Матери, с любовью исполненный руками прихожан Кафедрального собора в Мюнхене.

Святейший Патриарх Алексий, обращаясь в своей ответной речи к архиепископу Марку, духовенству и православным верующим Русской Зарубежной Церкви в Германии и всем присутствующим, кратко напомнил основные вехи жизни Русской Православной Церкви в уходящем году. Предстоятель назвал главным историческим событием 2007 года долгожданное объединение Русской Церкви, произошедшее в день Вознесения Господня. Предстоятель Русской Церкви сказал, что прошедший в Мюнхене молебен с чтением акафиста у Курской Коренной иконы Божией Матери навсегда останется в его сердце и памяти. Его Святейшество преподнес прихожанам Кафедрального собора великий дар - большую древнюю Корсунскую икону Божией Матери.

Вручая Святейшему Патриарху большой букет цветов, верующие желали ему укрепления здоровья и благодарили за молитвы, за предстояние и заботу о православных людях, волею судеб живущих в рассеянии.

Православие.Ru


Лидеры ряда общественных организаций патриотической направленности в обращении общественных организаций к премьер-министру РФ Виктору Зубкову потребовали отстранить от занимаемой должности директора Государственной Третьяковской галереи Валентина Родионова из-за скандала вокруг выставки "Соц-арт. Политическое искусство в России".

"Среди представленных на выставке "произведений" находились картины, оскорбляющие общественную мораль и нравственность, "произведения" откровенно порнографического характера, пропагандирующие порок и половые извращения, разжигающие межрелигиозную вражду", - считают авторы документа.

Седмица.Ru


Лидер футбольной команды "Милан" и сборной Бразилии Кака объявил о том, что после завершения спортивной карьеры он станет протестантским пастором

По словам полузащитника, который в ближайшее время должен получить приз как лучший футболист мира, он собирается посвятить себя проповедям и глубокому изучению Библии.

Седмица.Ru


Японский профессор решил дописать роман Достоевского "Братья Карамазовы"

Японский профессор Икуо Камэяма, чей перевод "Братьев Карамазовых" попал в "шорт-лист" японских бестселлеров, написал "план продолжения" романа Федора Достоевского. Исследователь русской литературы из Токийского университета иностранных языков назвал свой труд "научно обоснованными фантазиями".

"Работая над планом продолжения, я исходил из того, что сам Достоевский хотел написать второй роман про Карамазовых", - сказал Камэяма. Фантазии профессора во многом стали результатом интерпретации различных эпизодов подлинного произведения. Вот как, по его мнению, сложились судьбы героев в течение последующих 12-13 лет.

Митя Карамазов, несправедливо осужденный за убийство своего отца, в результате повторного рассмотрения дела признается невиновным, возвращается из Сибири, но вскоре умирает из-за подорванного здоровья. Его возлюбленная Грушенька, убитая горем, остается с ним до последней минуты. Иван Карамазов, который и добивается повторного суда над братом, сходится с 16-летней Лизой Хохлаковой. Она рожает от него ребенка, но Иван бросает ее и уезжает в Европу с Катериной Ивановной. Заботу о младенце берет на себя Алеша Карамазов, которому Лиза так и не раскрыла, кто отец ребенка.

Повзрослевший Коля Красоткин, который в романе сразил школьных товарищей тем, что не побоялся лечь между рельсами под поезд, у японского профессора становится народовольцем и отправляется в Сибирь за попытку покушения на Александра II. Коля вместе с приятелем Карташовым хотел взорвать поезд, на котором царь приехал в Нижний Новгород. Красоткин получил 8 лет каторги, а Карташова приговорили к виселице.

Издательство "Кобунся" выпустило "Фантазии на тему продолжения "Братьев Карамазовых" вместе с пятитомником перевода самого романа, который до сих пор остается в Японии в списке бестселлеров. С сентября прошло года, когда был издан первый том, куплено уже свыше 500 тыс. экземпляров.

Сенсационную популярность Икуо Камэяма объясняет тем, что в Японии "наступила вторая волна интереса к русской классической литературе". Сам он сейчас готовит новый перевод "Преступления и наказания". После этого планирует взяться за "Бедных людей" и рассказы Чехова.

По словам Камэямы, в своих переводах она пытается "делать текст максимально легким для чтения". С этой целью он сначала переводит произведение дословно, а затем перекладывает на современный японский язык, разбивая на короткие предложения. Как было написано в одной из рецензий, "считавшийся прежде тяжелым, длинным и сложным для понимания Достоевский неожиданно озарился светом". Книготорговцы отмечают, что новый перевод Достоевского привлек внимание молодой аудитории, которая воспринимает "Карамазовых" прежде всего как... детективный роман.

Седмица.Ru


В Абхазии обустроят паломнический маршрут к с. Коман (Команы) - месту кончины и первого погребения святителя Иоанна Златоуста

В бюджете запланированы средства на реабилитацию мостов и подъездов к ним, что даст возможность добираться до монастыря из Сухуми в течение 20-25 минут. В Абхазской епархии отмечают, что если власти окажут помощь в восстановлении хотя бы транспортных коммуникаций, то Коман станет интенсивно развивающимся центром паломничества православных. Есть также предложения по строительству гостиниц для паломников и иной сопутствующей инфраструктуры. Православие.Ru 1 января 2008 года в Москве вступает в силу собственный Кодекс об административных правонарушениях. В принятом кодексе исключен пункт об ответственности за "приставание к гражданам в целях религиозной агитации".

Седмица.Ru


ГЕРОИЗМ МСТИТЕЛЯ

В Россию вернулся осужденный за убийство Виталий Калоев. В средствах массовой информации персона Калоева на наших глазах приобретает едва ли не ореол героизма. Чем объясняется такой феномен и о чем он свидетельствует? Подробнее... http://nevskiy.orthodoxy.ru/news/2007_12_02_2.html 


ПОКЛОННИКИ ИВАНА ГРОЗНОГО ОСНОВАЛИ В ЯРОСЛАВСКОЙ И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТЯХ СЕКТУ "ОПРИЧНИКОВ"

По сообщению сайта ПРАВОСЛАВИЕ.RU в деревне Кощеево Ярославской области несколько лет существует "Опричное братство Ивана Грозного" - одна из многочисленных околоправославных сект, наподобие пензенских последователей Петра Кузнецова, уходящих в изоляцию от мира и критикующих Русскую Православную Церковь, сообщает ИНТЕРФАКС. Подробнее... http://nevskiy.orthodoxy.ru/news/2007_11_27_4.html


1502 год – 505 лет назад была разгромлена Большая орда – пришёл конец многовековому владычеству татаро-монголов на евразийском континенте

Русь скинула ненавистное иго раньше. В октябре-ноябре 1480 года произошло знаменательное событие – «угорщина» или СТОЯНИЕ НА УГРЕ.

…Только наверное в раю увидишь подобную красоту. Сплошь расписан звёздами, цветами, птицами с ярким оперением и ветвями винограда высокий сводчатый потолок. Блеск золота, начищенного серебра, переливы прозрачных камней на тканях, покрывалах, одежде и оружии собравшихся в кремлёвской палате. Под иконами древнего письма в драгоценных окладах, в ласковом тепле, струящемся от изразцовых печей, заседала боярская Дума под началом самого Государя.

Великий Князь всея Руси Иван III, подпершись рукой на подбородок, тоскливо глядел на бояр. Глубоко вздохнув, с отчаянием окинул взором привычную красоту убранства палаты и подумал: «Ведь не нужно этого ничего! Можно и в лесу, в шалаше тихо пожить, лишь бы миновала беда. Только б не ослепили раскалённым прутом, как отца, только б голову не отрезали! Создали райские кущи в дремучих лесах, себе на обман, татарам на смех! К чему всё это дорогое убранство дворцов, сотни слуг, пышность боярской Думы, если на нас идёт Орда вместе с польской и литовской конницей короля Казимира! А в западные приграничные области вторгся Тевтонский орден. По одному с этими врагами с Божией помощью еще можно бы совладать, вместе – навряд ли. Скоро в Кремль ворвутся ордынцы, не знающими промаха стрелами и острыми саблями перебьют немногих решивших сопротивляться, как баранов, будут резать пытающихся отсидеться по домам и мечущихся в панике по улицам обывателей-москвичей. Таранами выбьют двери церквей, начнут, не слезая с седла, обдирать оклады с икон и вязать пленников. Как в степи расположатся на бивак на Красной площади и у соборов в Кремле, разведут костры, будут жарить мясо и издеваться над пленными».

Князь Иван взял себя в руки, выпрямился на троне и долго молча смотрел на прячущих глаза воевод и бояр. Думалось ясно и горько: «Воевод разобьют. А ещё вернее побегут первыми сами, спасаясь по медвежьим углам, по дальним заимкам, как побежали при отце, отдав его, своего Великого Князя Василия, в плен казанским татарам. Среди московских воевод есть умные стратеги, деловитые снабженцы, храбрые сорвиголовы. Но нет ни одного полководца под стать прежним монгольским Субедею, Ногаю, Тимуру, Едигею… А у татар ныне может и есть – в последнее время Большая орда хана Ахмата вновь одерживает победу за победой…».

Подтверждали мысли Великого Князя и слова державшего речь боярина Григория Мамоны:

– Нельзя нам воле Великого Хана противиться! Ныне Ахмат разбил крымскую орду, самого хана Менгли-Гирея взял в плен. На воевод наших надежда слабая – не помешали они ордынцам захватить и сжечь Алексин, – утверждал боярин, зыркая по сторонам глазами и задирая бороду. – Да и если сдадимся, дань платить будем необидную, по старине, как сто лет назад, при Тохтамыше. На Руси народа больше стало, города расцвели, серебро для хана легко соберём. А без Орды, без узды иноземной, нам никак нельзя! Все друг с другом передерёмся. Будут, как в старину, усобицы. Братцы твои, батюшка Государь, уж больно часто что-то в гости друг к другу зачастили. Худа б чего не удумали!

Великий Князь Иван горестно усмехнулся. Боярин не знал всего – братцы Борис и Андрей Большой вышли из повиновения Москве, не платили подати в казну и не отвечали на послания. Спасибо ещё к польскому королю Казимиру со всеми уделами не отложились.

Меж тем, отмахнувшись от боярина, как от надоедливой мухи, слово взял сын, князь Иван Иванович Молодой:

– Батюшка, неужели нам опять нехристям кланяться? Дань заплатить полбеды, но ведь хан Ахмат вконец обнаглел, требует, чтоб ты лично явился к его стремени. Как понимать его слова: «Приидет ко мне Иван сам, как будет пригоже, так его пожалую?» Тут не только великого княжения, – головы лишиться можно. Надо собирать полки, закупать порох, ордынцев встретим на переправах через Оку. Да, их конница лучше нашей, но огонь пушек не даст им переправиться.

– Вот так-то и Витовт, князь Литовский, на Ворксле пушками хотел битву выиграть! – ехидно заметил боярин Мамона. – Ордынцы его пятьсот вёрст гнали, все войско посекли, сам Витовт только тем и спасся, что его местный полутатарин, потомок Мамая, из рода Глинских, тайными тропами от погони увёл.

– Когда это было-то! – возразил князь Иван Молодой. – И Орда уже не та, и мы не литовцы!

Двери Думной палаты распахнулись, и опираясь на посох вошел глава Русской Православной Церкви митрополит Владимирский Геронтий. Посыльный от воевод тайно известил владыку о нестроении в Думе, и на правах духовного отца Геронтий явился подбодрить Великого Князя. Он сказал: «Ты, Великий Князь, после захвата басурманами Царьграда главный хранитель дела Христа и апостолов, первый православный владыка на Земле. Какой пример подашь другим православным государям, на что подтолкнёшь малых людишек, колеблющихся в вере? Помни, что ответил, выбирая веру, святой князь Владимир иудеям: „Что же вы учите других, а сами отвергнуты Богом и по всем землям рассеяны? Если бы Бог любил вас и ваш закон, так не рассеял бы Он вас по чужим землям!“. Неужто и русичи отвергнуты Богом и вечно должны сносить иго ордынское? Как мы сможем учить других, внушать что Господь любит своих детей, склоняясь сами под ярмом иноземным?».

Спор в государевой Думе разгорелся с новой силой. Великий Князь Иван больше помалкивал. Как написал позже летописец, сборище бояр, «сребролюбцев богатых и брюхатых», призывало покориться ордынцам. Но митрополит Геронтий, сын Великого Князя Иван и многие воеводы настаивали на необходимости скинуть проклятое иго.

Окончательного решения в тот день принято не было. К хану решили послать послов с богатыми подарками, с наказом тянуть время, подкупить мурз и выведать всё что можно о намерениях ордынцев. Решено было также полки собирать, порох закупать не мешкая. Послали посольство и в Крым, попытаться подкупить остатки тамошней орды напасть на поляков. Нельзя было дать королю Казимиру со шляхетской конницей соединиться с золотоордынцами.

Но как ни хитрили бояре, к весне 1480 года стало ясно – тянуть с решением о том, дать ли отпор Орде или покориться, – дольше невозможно. Простой народ, духовенство и воеводы настойчиво требовали от правителей защитить страну.

Решившись сопротивляться, Великий Князь действовал решительно и энергично. Русские полки расположились вдоль Оки, держа оборону по берегу на линии Серпухов – Таруса, сильно укрепив места бродов. Сам Великий Князь с небольшими силами занял городок Кременец между Медынью и Боровском.

На воинском совете Иван III объявил воеводам и повелел передать всем ратникам: кто во время боя бежать удумает, пусть лучше татарам себя в плен поймать даст, легче ему потом будет на галерах веслом ворочать или кастратом в гареме ханских жён обслуживать, чем на Руси жить. Это он, Великий Князь, твёрдо обещает.

Русская армия была намного многочисленней ордынской, но фронт её оказался растянут на сотни верст. К тому же большинство воинов составляли пешие ратники. Конница, которая только одна и могла не отстать от конной орды Ахмата, была и малочисленнее и хуже обучена, чем приученные с детства к верховой езде степняки. Сильно надеялись русские на пушки, которых у ордынцев не было.

Как и предчувствовал Великий Князь Иван, многое было не так, как хотелось бы. Братья Борис и Андрей Большой полков не прислали, зато, по верным сведениям из Литвы, король Казимир готовился присоединиться к ордынцам. Из-за великого скопления в малых сёлах невиданной до того на Руси силы не хватало овса коням и еды ратникам.

Лазутчики передавали, что хан Ахмат со всей ордой – более 100 тыс. всадников – переправился через Волгу и медленно двигался на Русь, откармливая коней у Дона. В июне у Оки появились первые ордынские разъезды.

Прослышав о приближении татар, жена Великого Князя, последняя византийская принцесса Софья Палеолог, уехала из Москвы в далёкое Белоозеро со всей казною. Из столицы началось повальное бегство богатых и власть имущих. Но по строгому приказу митрополита Геронтия все духовные лица оставались в Москве, как могли успокаивали и духовно укрепляли людей. Однако и простой народ, которому бежать было некуда и не на что, роптал и волновался.

Переговоры с ордынцами меж тем продолжались, но толку от них было мало. Почувствовав слабину в душах присланных Иваном III бояр, хан Ахмат потребовал выплатить с лихвой все прежние недоимки – дань за девять лет. Кроме того требовал приезда Великого Князя на поклон в свою ставку.

Множество недобрых вестей сломили Великого Князя. Оставив войско на сыновей и воевод, он решил поехать к Москве, а после, может, и дальше.

Этот въезд Ивана III в столицу был далеко не триумфальным. Встречали его митрополит Геронтий и владыка Вассиан Ростовский, который тут же начал стыдить Ивана за оставление войска, бегуном его называя. Горожане на улицах глядели зло, едва кланялись. Из толпы раздавались оскорбительные выкрики и насмешки.

Ближе к вечеру на площадях начали собираться посадские, самозванные горлодёры призывали народ насильно задержать Великого Князя в Москве, не дать ему вслед за женой укрыться за северными лесами в Белоозере.

«Бояся гражан мысли злыя» Иван III расположился не в Кремле, а в окрестностях города – в Красном сельце. Здесь и состоялось на следующий день тяжёлое объяснение его с митрополитом Геронтием.

Великий Князь догадывался, что разговор с владыкой будет неприятным, но не предполагал насколько. Он думал, что Геронтий несправедлив: выталкивая его, Ивана, из относительной безопасности кремлёвских стен в воинский стан на Оке, сам митрополит, по сути, не рисковал ничем. Ордынцы во время набегов духовных лиц не трогали, разве только под горячую руку, освободили Церковь от дани – десятины, наложенной на всю Русь. Слушая укоряющего его и призывающего как можно скорее вернуться к войску митрополита Геронтия, Иван III наконец не выдержал:

– Владыка! – рявкнул Великий Князь, – Почто ты меня подталкиваешь испытывать неверную военную судьбу? Почто не даёшь замириться с Ахматом? Знаешь ли ты наперёд, кто одолеет в битве с Ордою? Хочешь ли, что б я, как отец мой, князь Василий, к татарам в плен угодил? Хочешь, чтоб страна без Князя осталась?

Ожидавший подобного вопроса, митрополит Геронтий пристально посмотрел в глаза Великого Князя:

– Ведомы ли тебе, Иван, все обиды русским людям басурманами нанесённые? Ведомо ли, что покалеченные, избитые, бездомные, ограбленные, потерявшие надежду они на исповеди духовным отцам поверяют? Как просят помочь хоть чем? Видно, плохая на Руси надежда на Великого Князя, на твоих воевод и бояр, что несчастные люди последнюю надежду в Православной Церкви полагают. А ведомо ли тебе, сколько русских пленников в Сарае, в других ордынских городах православных батюшек спасти их от неволи умоляют? Что ж, по-твоему, у нас, у духовных лиц, сердца нет? Ты вот думаешь, что легко мне, лицу духовному, скрываясь за монастырскими стенами, тебя с сыновьями и всё войско к ратному подвигу призывать. Поверь, Иван, ещё больше ты рискуешь, если допустишь Руси разграбление. Не слушай, государь, тех, кто из трусости хочет твою честь в бесчестье и славу в бесславье превратить, чтобы стал ты изгнанником и предателем христиан назывался. Ныне простые люди, – крестьяне и посадские, – твёрдо знают, что в стране, непрестанно тревожимой внешними врагами, твёрдая власть нужна. Богатство, поместья, кровные лошади, оружие хорошее да богатое не затем вам, князьям да боярам, даны, чтоб перед простыми людьми да друг перед дружкой бахвалиться, а как плата за защиту и безопасность народа. В час военной беды посадский за стеной города будет отсиживаться, крестьянин вместе с семьей – в дремучем лесу, а ты, князь, вместе с ратниками должен против врага в поле выйти, крепко постоять за православное христианство, за своё Отечество против безбожных басурман, а коль придётся, голову сложить за Русь Святую. Так что, князь, помолись угодникам, к иконам в соборах приложись и поезжай к полкам, на Оку. Иначе не будет тебе ни от меня, ни от другого духовного лица благословения. А с братьями твоими, Борисом да Андреем Большим, я тебя помирю полюбовно, вся Православная Церковь тому способствовать будет.

Помириться с братьями Ивану III удалось только в начале октября. Подписав грамоты, он не мешкая выехал к войску.

Ожидая подхода польского короля, до середины осени Орда не предпринимала активных действий. Наконец полчища Ахмата подошли к Оке. Впрочем, форсировать реку под огнём русских пушек хан не собирался.

Осень в 1480 году стояла небывало холодная. 7 октября рано утром вся Орда снялась с места и быстро двинулась на Запад. Проводники вели войско Ахмата в обход Оки, к бродам на реке Угре. Русские устремились вдогонку, но пехота за противником не поспевала. Отбиваться от Ахмата в одиночку предстояло конным полкам сыновей Великого Князя, Ивана Молодого и Андрея Меньшого.

Пасмурный осенний день быстро близился к закату. Когда после продолжавшегося весь день быстрого марша, преодолев 60 вёрст, ордынцы вышли к Угре, на другой стороне реки уже маячили русские разъезды. Это не пугало Ахмата: конные полчища сомнут их. Все мысли его были уже о марше к Москве, о штурме непокорного города. Он решил, чтобы не замедлять набег, запретить воинам брать пленников и грабить, всех встречных он прикажет убивать, жильё – жечь. Московский князь заплатит за всё!

И тут Ахмату передали, что ногайские, черкесские мурзы и князья отказываются переправляться через реку.

– Великий хан, лошади должны отдохнуть, нельзя на разгорячённых конях бросаться в ледяную воду! – говорили мурзы.

– Если мы промедлим хотя бы пару часов, то совсем стемнеет, тогда тем более нельзя переходить реку, – возражал Ахмат. – Надо немедленно переправить на тот берег хотя бы несколько тысяч.

– Что будут делать эти тысячи, оставшись без лошадей? Сдаваться в плен русским? – возражали мурзы. – Прикажи остановиться на ночёвку, русские всё равно не успеют подтянуть свою пехоту, завтра мы их сомнём!

От бешенства Ахмат скрежетал зубами. Победа так близка, а эти глупцы упускают её. И сделать ничего нельзя – иначе соберут своих воинов и уйдут назад в степи.

Да, Орда стала не та, что при Чингисхане и Батые. Вместо 2–3 заводных лошадей на каждого воина, теперь хорошо если была одна на десяток. О, если бы у Ахмата были заводные лошади! Ими можно и пожертвовать на переправе! А так приходилось ждать, теряя преимущества от бешенного дневного марша.

Ночью к конным русским дружинам князей Ивана Молодого и Андрея подошли батареи орудий на конной тяге. Опытные воеводы советовали расставить пушки у каждого брода, поровну, а основную массу конницы держать в резерве, чтобы ударить по начавшим переправляться татарам.

В своём походном шатре сын Ивана III, князь Иван Молодой, горячо молился иконе Владимирской Богоматери, списку с самой почитаемой святыни Русской земли. Он знал – немногочисленная русская конница не в состоянии прикрыть весь берег Угры, и если он сейчас ошибётся с расположением полков, ордынцы легко зайдут в тыл нашей армии и пойдут на незащищённую Москву. Погибнут сотни тысяч русских людей, ещё сотни тысяч будут проданы в рабство на невольничьих рынках Кавказа, Крыма, Казани. Где попытается переправиться Ахмат, как применить единственный козырь русских – орудийные батареи?

Хан не станет переправляться по узким бродам, – рассудил князь Иван, – с них ордынцев легко собьют даже немногочисленные силы. Потому они навалятся всей своей массой, чтобы смять русскую конницу, с пологого участка берега, шириной в несколько километров, на который легко выбраться переплывшим Угру полчищам всадников. Если там будут броды – тем лучше, если нет – ордынцы переберутся вплавь. Впрочем, нет, совсем без бродов Ахмат не пойдёт, ему надо переправить вьючных лошадей с юртами и припасами. Широкий пологий участок берега с нашей стороны был всего один – заливной луг, и были там броды! Именно туда решил ставить все батареи и всех воинов, прикрыв остальные броды лишь разъездами, князь. А чтоб ордынцы не догадались, полки до времени укрыли по оврагам, а пушки – в прибрежных зарослях.

Случилось то, о чём молился князь Иван и чего больше всего боялся хан Ахмат. Орда пошла в лоб на все пушки русской армии.

Фронтом в пять километров длиной десятки тысяч людей и коней бросились в ледяные воды Угры, стремясь вплавь преодолеть реку и смять русские полки. Большинство ордынцев плыли, держась за гривы коней, поднимая в другой руке вверх луки, тетивам которым никак нельзя было подмокнуть; некоторые наиболее отчаянные лихо пытались удержаться, стоя в полный рост на сёдлах.

На русской стороне реки, ближе к берегу, в зарослях кустов, князь Иван приказал расположить «тюфяки» – короткоствольные пушки, стрелявшие дробосечным железом (картечью). Первый же залп «тюфяков» по ордынцам был страшен – мириады фонтанчиков вспенили реку в гуще плывущих, вода быстро окрасилась в кровавый цвет, вопили раненые, бились искалеченные лошади. И в это месиво тут же вдарили русские длинноствольные пушки, стрелявшие цельными каменными и железными ядрами, прокладывающими просеки смерти в рядах ордынцев. Сверху посыпался густой дождь стрел, выпускаемых подскакавшими к берегу русскими всадниками.

Тут уж нельзя было удержать луки поверх воды. Ордынцы пытались стрелять прямо из реки, но подмокшие тетивы лишились силы, обычно страшные татарские стрелы, перелетая Угру, бессильно падали, не принося вреда русским воинам. Потери среди воинов Ахмата, прикрывавшихся лошадьми, были не так уж и велики, но лишившись коней выбравшиеся на берег ордынцы нерешительно топтались на лугу и, не осмеливаясь в пешем строю вступить в битву, трусливо разбегались по кустам.

Четыре дня орда хана Ахмата безуспешно пыталась прорвать фронт русских на Угре, то здесь, то там прощупывая оборону. К концу второго дня на помощь к князю Ивану Молодому подошли многочисленные пешие полки. Укрепили весь берег Угры. Поняв безнадёжность дальнейших атак, Ахмат решил ждать зимы, надеясь по льду беспрепятственно перейти реку. Но ни запасов провианта, ни тёплой одежды у ордынцев не было.

20 октября к Угре подошли полки помирившихся с Великим Князем братьев Бориса и Андрея Большого. На телегах из центральной России непрерывно подвозили запасы пороха, стрел, шубы, тёплую одежду, валенки, мясо, копчёную и мороженую рыбу, хлеб, мёд, овёс и морковь для лошадей. Чаша весов в противостоянии на Угре медленно, но неуклонно склонялась в пользу русских.

Сидя в своём походном ханском шатре, Ахмат горько усмехнулся, покачал головой и отпил из чаши подогретое красное вино. Каково-то сейчас на холодном ветру нести службу постовым у шатров, дозорным у Угры, каково выбивающимся каждый новый день из сил, не находящим подножного корма ордынским боевым коням? А как воинам на голодный желудок, в плохонькой, износившейся одежде переживать стужу? Если бы они выдержали хотя бы ещё пару недель! Скоро станет река, и он, Ахмат, вновь поведёт конные полчища на русских. Это его единственный шанс, последняя надежда на возрождение Золотой Орды.

Сознание собственной обречённости не покидало хана Ахмата уже много дней. Разумом он давно понял, что никого никуда он уже не поведёт, от Орды давно осталось одно название. Она проиграла даже на Угре, и давно, много поколений назад.

Как случилось, что сорок грозных туменов Батыя после многих побед, завоевания стольких стран, когда стало намного больше денег, при последующих ханах всё уменьшались и уменьшались в числе, превратились в пять туменов Тохтамыша, в 100 тыс. оборванных, не защищённых доспехами, каждый всего при одной лошади воинов Ахмата? Их и туменами-то назвать стыдно!

Раньше всё было по-другому. У Орды оружие, кони, дисциплина была намного лучше, чем у противников. При Батые монгольские и татарские луки стреляли дальше европейских, построенные китайскими инженерами осадные и метательные машины у них были лучше, чем у мусульман и русских. Ведь и пушки, разбившие ныне ордынских воинов на переправе, первыми применили не русские, а казанские татары. А порох китайские инженеры изобрели три века назад.

Не тогда ль проиграла Орда, когда, поверив в отсутствие внешней угрозы, перестала щедро тратить на вооружение воинов, заботиться о табунах боевых коней, об укреплении границ крепостями? Все бесчисленные сокровища ханов, дань с Руси, с кочевников, из Кавказа и Хорезма, налоги с купцов без остатка тратились на дворцы для приёмов, роскошь, гаремы, полчища чиновников, своей алчностью и воровством разоривших непобедимое внешними врагами государство.

Надо было держаться своих путей. Мы проиграли, когда доверили управлять делами государства инородцам-чиновникам, людям чуждой веры, обычаев и культуры.

Необходимо было надёжно обезопасить страну от внешних врагов. Порой долгие десятилетия Орда и Русь сосуществовали мирно, вместе громили врагов – поляков, немцев, литовцев, горцев Кавказа, торговый европейский сброд в Крыму. Но потом всё пошло наперекосяк. Мамай слишком слушал инородцев, слишком зависел от денег итальянских банкиров…

А окончательно обрекла себя Орда, когда, не оправившись ещё от разгрома на Куликовом поле, безрассудно, по мелкому поводу, затеяла войну с единственным своим союзником, могучим правителем, железным Тимуром. Долгие годы войны, набеги и контрнабеги, два генеральных сражения, самые грандиозные конные битвы за всю историю человечества, проигранные ханом Тохтамышем, смерть сотен тысяч степных удальцов, разрушение Тимуром столицы Орды Сарая, а также Хаджи-Тархана, Азака, всех кавказских городов, всей Золотой Орды в сущности.

Тлели красные угли в жаровнях, посвистывал за пологом шатра ледяной ветер. Пьянствовал с горя в одиночку последний хан Золотой Орды.

В тот суровый 1480 год зима грянула на месяц раньше обычного. Угра встала и покрылась толстым льдом. Охранять берега, растянув полки, больше не имело смысла. Русская армия отступили сначала к Кременцу, оттуда – к Боровску и изготовилась к решительной битве. По словам летописца: «В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-Вседержителю и Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, преславной Богородице». Польский король Казимир, тревожимый набегами крымских татар, на помощь ордынцам так и не подошёл. «В четверток канун Михайлову дню», то есть 7 ноября (по другим сведениям – 11 ноября), по словам летописца, «наги и босы, страхом гонимы» ордынцы побежали назад в степи. С монголо-татарским игом на Руси было покончено.

6 января 1481 года ставка хана Ахмата была разгромлена, а сам он убит тюменским ханом Иваном и ногайцами, польстившимися на золотоордынские сокровища. В 1502 году крымцы хана Менгли-Гирея окончательно уничтожили Орду и она перестала существовать. Осколком её было лишь Астраханское ханство.

Смелый и удачливый русский полководец, прославленный многими победами после Угры, старший сын Великого Князя – Иван Иванович, вскоре был отравлен на Москве иноземцами по личному приказу папы Римского. Похоронен в Архангельском соборе московского кремля.

Сын Ивана III Василий, став Великим Князем, женился на Елене Глинской. Их сын, Царь Иван Васильевич по прозванию Грозный, являлся потомком одновременно и Дмитрия Донского, и Мамая.

В последующие века русский и татарский народы совместно создали самое большое государство на Земле – Россию, славную великими научными и культурными достижениями, расстроившую планы завоевателей о мировом господстве и проложившую человечеству дорогу в Космос.

Александр Скорупский

Русский дом


  Ссылки по теме:

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ



Яндекс.Метрика

На главную страницу