Главная


 


Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 2008

Тихон, Архиепископ Новосибирский и Бердский

Приоритетные направления образовательной деятельности Новосибирской епархии (Доклад по IV направлению "Пути промысла Божия и святоотеческое наследие)

Честные отцы, братья и сестры! 12 лет тому назад, выступая с докладом на IV Международных Рождественских Образовательных Чтениях, я говорил о начальном этапе развития образовательной деятельности Церкви на примере Новосибирской епархии. Тогда решающим фактором в становлении образовательной деятельности Церкви было умножение численности приходов, учреждение первых воскресных школ и подготовка церковных педагогов. Очень остро ощущался и недостаток священнослужителей, которые могли бы и сами заниматься образовательной деятельностью и успешно готовить мирян к церковно-педагогической работе. Кроме того, надо было устанавливать взаимодействие со светскими образовательными структурами.

К настоящему времени, слава Богу, в результате систематической и целенаправленной духовно-просветительной деятельности, в Новосибирской епархии сформировалась целостная образовательная система, перед которой стоят уже новые требования, задачи и открываются новые приоритетные направления.

Кроме Отдела образования, учрежденного в 1993 году, в Новосибирской епархии в настоящее время действуют епархиальный Отдел по взаимодействию с государственными образовательными учреждениями и патриотическому воспитанию и Общеепархиальный духовно-просветительский центр. Благодаря их совместной работе образовательная деятельность епархии ведется на различных уровнях и в разных образовательных учреждениях - от дошкольных до высших учебных заведений.

В решении проблем подготовки православных педагогов для образовательных нужд епархии важное значение имеет деятельность Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского Института, который с нынешнего учебного года ведет обучение не только на вечернем и заочном отделениях, но также на дневном отделении. В 2006 году были открыты одногодичные Богословские курсы, предваряющие обучение в НСМПБИ. При Богословском Институте имеются регентское и иконописное отделения и школа звонарей.

Преподаватели и выпускники НСМПБИ ведут преподавательскую работу более чем в десяти вузах г. Новосибирска. В Дни славянской письменности и культуры в Новосибирской епархии в рамках Кирилло-Мефодиевских Чтений ежегодно проводятся межвузовские конференции. В наступившем 2008 году будут проводиться IX Кирилло-Мефодиевские Чтения. За последние годы Новосибирская епархия наладила сотрудничество со следующими государственными и негосударственными высшими и средними профессиональными учебными заведениями города Новосибирска: Новосибирским Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО), Новосибирским государственным университетом, Новосибирским государственным педагогическим университетом, Новосибирским государственным техническим университетом, Сибирским государственным университетом путей сообщения, Новосибирским государственным аграрным университетом, Сибирским институтом международных отношений, Сибирским университетом потребительской кооперации, Сибирским гуманитарным институтом, Сибирским независимым институтом, Русско-немецким университетом, а также с Новосибирским военным институтом внутренних войск МВД России, Высшей школой милиции, Новосибирским колледжем телекоммуникаций и информатики Сибирского Государственного Университета телекоммуникаций и информатики, Новосибирским торгово-экономическим колледжем, Специализированным учебно-научным центром (Физико-математическая школа при НГУ) и некоторыми другими высшими и средними образовательными учреждениями Новосибирска.

В Новосибирском Колледже телекоммуникаций и информатики действует часовня во имя Святой Мученицы Татианы. В Новосибирском торгово-экономическом колледже обустроена часовня в честь иконы Божией Матери "Милующая". В Новосибирском Государственном Аграрном Университете освящена часовня в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов".

При НИПКиПРО функционируют курсы по православной культуре. При Новосибирском Государственном краеведческом музее проводятся занятия Открытого университета "Православная культура России".

Взаимодействию с муниципальными гимназиями, лицеями и средними школами содействуют православные гимназии Новосибирской епархии.

Их фактически четыре - три в Новосибирске, и одна в быстро развивающемся городе Бердске, где находится второй кафедральный собор епархии. Православные гимназии, являющиеся общеобразовательными учреждениями, активно участвуют в церковно-общественной жизни и помогают возрождать лучшие российские педагогические традиции.

В 2005 году Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, участвуя наряду с государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями во Всероссийском конкурсе "Лучшая школа - 2005", вошла в число десяти победителей этого главного школьного конкурса российских школ. А в 2006 году, успешно пройдя все стадии конкурса, проводившегося в рамках Приоритетного национального проекта "Образование", эта гимназия получила президентский грант.

Умения по оказанию первоначальной медицинской помощи воспитанники гимназии получают на учрежденных гимназией курсах "Основы медицинских знаний", которые успешно действуют в районе уже шестой год и на которых занимаются старшеклассники многих муниципальных школ.

Воскресные школы имеются при большинстве приходов епархии и выполняют свою важную духовно-просветительную работу. Ряд приходов епархии регулярно проводит летние лагеря для своих юных прихожан. В наиболее активных приходах, где на высоком уровне налажена работа воскресных школ, имеются предпосылки для создания новых православных гимназий, как в Новосибирске, так и в райцентрах области.

В Новосибирской епархии уже более десяти лет организуется отдых в 14 епархиальных летних православных лагерях. В них отдыхают и получают духовно-нравственное воспитание дети из православных гимназий, воскресных церковно-приходских школ, различных общеобразовательных учебных заведений г. Новосибирска и области, а также воспитанники интернатов и детских домов. Все епархиальные летние лагеря работают по программе "Непрерывное религиозное образование", утвержденной Управляющим епархией. Главным образовательным форумом Новосибирской епархии являются ежегодно проводимые Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения. Тематика этих Чтений созвучна Международным Рождественским Чтениям, проводимым в Москве.

Например, проходившие в 2006 году IX Новосибирские Рождественские Чтения посвящались теме: "Воспитание детей и молодежи через нравственные ценности и культуру". Прошлогодние Юбилейные X Новосибирские Рождественские Чтения назывались "Духовно-нравственное, культурное и патриотическое воспитание в Церкви, семье и школе". Только что завершившиеся в Новосибирской епархии XI Рождественские Чтения проводились по теме: "Духовно-нравственные ценности и современное российское образование". В подготовке и проведении Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений принимают участие: Новосибирская Епархия Русской Православной Церкви, Департамент образования Новосибирской области, Главное управление образованием Мэрии г. Новосибирска, Департамент культуры Новосибирской области, Управление по делам молодежи Новосибирской области, Комитет по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями Администрации Новосибирской области, Управление по культуре Мэрии г. Новосибирска, Новосибирский Государственный Университет, Новосибирский Государственный Педагогический Университет, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирский гуманитарный институт, Новосибирский государственный краеведческий музей, Новосибирский военный институт ВВ МВД России, Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт и другие учреждения и организации. Материалы Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений публикуются в специальных сборниках, издаваемых Новосибирской епархией.

Одним из новых приоритетных направлений образовательной деятельности Новосибирской епархии стали педагогические конференции, проводимые епархией совместно с государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Такие конференции проводятся не только в Новосибирске, но и по районным центрам Новосибирской области. В юбилейном 2005 году такие конференции посвящались 60-летию Великой Победы. В следующем - 2006 году, по инициативе Новосибирской епархии, эти педагогические конференции посвящались 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева.

Прошедшие по призыву Новосибирской епархии памятные мероприятия стали не только данью памяти академика Д.С. Лихачева, но и свидетельством о православной культуре России. Если школа сумеет услышать и усвоить культурно-исторические уроки и духовно-нравственные заветы этого великого ученого и патриота России, то появятся предпосылки для решения проблем нравственного воспитания и культурного формирования детей и молодежи.

На конференциях, посвященных 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева, собрались учителя, священнослужители, ученые, библиотекари, работники управлений образованием, студенты, школьники. В сентябре - декабре 2006 года научно-педагогические конференции и другие мероприятия, по священные памяти Д.С. Лихачева, прошли в половине районов Новосибирска и области - около 50 конференций за один год.

Участникам конференций раздавались учебно-методические материалы о духовном наследии Д.С. Лихачева, подготовленные епархиальным Отделом образования. Особое внимание на конференциях уделялось книге Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном". Если 2006 год, объявленный "Годом Д.С.Лихачева" прошел под знаком празднования столетия со дня его рождения, то прошедший год, как известно, был "Годом русского языка".

Соответственно тематике года, весь 2007 год в Новосибирской епархии проводились научные и практические конференции, посвященные русскому языку. О том, что русский язык имеет важнейшее значение для сохранения родной культуры и для сохранения самой России говорится в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию (26 мая 2007 года). Во вступительной части Послания Президент Российской Федерации отметил, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность". Статья 4 Федерального Закона "О государственном языке Российской Федерации", целиком посвящена "защите и поддержке государственного языка Российской Федерации". Защищая русский язык, мы защищаем свою отечественную историю и культуру. Все проводившиеся Новосибирской епархией совместно со светскими образовательными учреждениями мероприятия в рамках "Года русского языка", соответствовали целям Федеральной целевой программы "Русский язык". Это - поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, соблюдение норм русского литературного языка в средствах массовой информации, содействие повышению культуры речи, выпуск из образовательных учреждений России учащихся с высоким уровнем владения русским языком. Главным результатом проведения "Года русского языка" должно стать бережное отношение к русскому языку, являющемуся драгоценным достоянием народов России.

Нынешний год объявлен "Годом семьи". И эта животрепещущая тема представляет прекрасные возможности православным педагогам для проведения научных и практических конференций и семинаров совместно со светскими педагогами в светских школах и вузах. Потому что тема семьи неразрывна с темой духовно-нравственного воспитания. А забота о духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения теперь вписана в Федеральный закон "Об образовании" (п. 6, ст.9).

Если проведение вышеуказанных педагогических конференций в самом городе Новосибирске возможно практически в течение всего учебного года, то широкий охват районных центров Новосибирской области стал возможен благодаря работе поезда "За духовное возрождение России", который уже более десяти лет ежегодно совершает миссионерские поездки по области.

В 2007 году этот миссионерский поезд в период с 21 по 30 ноября посетил 12 районов Новосибирской области, и во всех посещаемых райцентрах были проведены педагогические конференции, посвященные Году русского языка и роли учителя в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.

Важнейшим образовательным форумом, проходившим в Новосибирске в 2007 году, стали Первые Образовательные Чтения Сибирского Федерального округа "Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества". В работе этого всесибирского педагогического форума принимали участие педагоги из всех уголков Сибири. В Новосибирск собрались и светские, и церковные педагоги средней и высшей школы, руководители и преподаватели дошкольных учреждений, труженики системы дополнительного образования, воспитатели, писатели, а также представители других профессий, занимающиеся духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи.

На этом педагогическом форуме Сибирского Федерального округа были подведенные итоги второго этапа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью "За нравственный подвиг учителя", проводящегося по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. Победители сибирского окружного этапа конкурса стали участниками заключительного этапа Всероссийского конкурса и получили приглашение на XVI Международные Рождественские Образовательные Чтения.

Участники Образовательных Чтений "Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества" многократно подчеркивали, что русский народ всегда отличала сила духа и сила отечественных культурно-исторических традиций, которая дала миру великих ученых, мыслителей, педагогов, святых. Эта сила своим источником имеет Святое Православие. Она же поможет преодолеть кризис, переживаемый страной, и начало перемен - в оздоровлении семьи, в союзе Церкви, семьи и школы, в возвращении духовности и нравственности, воспитании идеалов добра и патриотизма.

Планомерной образовательной и духовно-просветительной деятельности Новосибирской епархии весьма содействует Соглашение о сотрудничестве с Департаментом образования Новосибирской области. Первоначально такое "Соглашение о сотрудничестве в области образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Новосибирской области" было подписано

23 мая 2001 года. 23 марта 2007 года это Соглашение было пролонгировано, причем в расширенном виде. В настоящем виде оно значительно расширяет сферы сотрудничества между Новосибирской епархией и Департаментом образования Новосибирской области является основанием для разработки конкретных образовательных проектов и программ, а также для осуществления совместного выпуска учебно-методической литературы, соответствующей целям и задачам Соглашения. В настоящее время на основании Соглашения разрабатывается Перспективный план сотрудничества между Департаментом образования и Новосибирской епархией на 2008-2010 годы.

Кроме того, соглашения о сотрудничестве заключаются между Общеепархиальным духовно-просветительским центром и районными администрациями или районными отделами управления образования.

В соответствии с первоначальным Соглашением между Новосибирской епархией и Департаментом образования в 2001 году была разработана учебная программа общеобразовательного курса "Православная культура России". Начиная с 2002 года, в ряде общеобразовательных учреждений проводится апробация этого учебного предмета.

До недавнего времени в различной форме занятия по православной куль туре России и основам православной культуры проводились примерно в 50 общеобразовательных школах г. Новосибирска и Новосибирской области, а также в Сибирском кадетском корпусе, и в некоторых высших и средних профессиональных учебных заведениях г. Новосибирска. В настоящее время благодаря активной работе Общеепархиального духовно- просветительского центра занятия по основам православной культуры проводятся уже более чем в 100 учебных заведениях. В ноябре 2006 года начали свою работу курсы для учителей по православной культуре России при Общеепархиальном духовно-просветительском центре. Этим центром разработана специальная программа курсов повышения квалификации по православной культуре России. Курсы проводятся в тесном сотрудничестве с Центром религиоведческого и культурологического образования при НИП-КиПРО и Городским центром работников образования.

Общеепархиальным духовно-просветительским центром определены механизмы координации образовательной деятельности епархиальных отделов и намечены перспективы совместной работы по организации, планированию и проведению такой деятельности. Проведению вышеуказанных педагогических конференций и чтений, а также апробации учебных курсов по основам православной культуры помогает совместная издательская деятельность Новосибирской епархии, Департамента образования Новосибирской области и НИПКиПРО. Это, прежде всего, тематические сборники уроков, посвященных Дню славянской письменности и культуры. Это и учебные и учебно-методические пособия для учащих и учащихся, подготовленные и выпущенные в связи с проведением в 2006 году "Года Д.С.Лихачева", а в 2007 году - "Года русского языка". Издаются эти пособия в виде книг, брошюр, а также на электронных носителях.

Кроме того, к Рождественским и Кирилло-Мефодиевским Чтениям всегда готовятся тематические брошюры и специальные выпуски газеты "Новосибирский Епархиальный вестник". Выпуск учебной и учебно-методической литературы составляет еще одно из приоритетных направлений в образовательной и духовно-просветительной деятельности епархии. Проблемам образовательной деятельности Церкви посвящается специальный раздел "Богословского сборника", издаваемого Новосибирской епархией.

Проходившая в Калуге 20-21 декабря 2007 года Российская конференция "Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся" показала, что перед образовательной деятельностью Церкви открываются новые перспективы, и соответственно повышается ответственность священнослужителей и всех православных педагогов за духовно-нравственное состояние детей и молодежи России.

В Резолюции этой Конференции утверждается, что в настоящее время "возможно систематическое приобщение детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к духовным и нравственным ценностям, принятым в семье учащегося, в том числе к религиозным традициям и культуре". А в 2008-2009 учебном году предполагается проведение олимпиады школьников по православной культуре.

В настоящее время Россия, выбирая дальнейшие пути развития системы образования, вместе с тем стоит перед проблемой преодоления кризиса воспитания школьников, учащейся и не желающей учиться молодежи. Деградация традиционных ценностей в обществе приводит к утрате школой воспитательных функций. Элементарный инстинкт самосохранения побуждает Российское Государство, наконец, обратиться к духовно-нравственному аспекту воспитания и образования, к отечественным педагогическим традициям, к родным культурно-историческим истокам. С каждым годом все большему числу наших соотечественников становится понятно, что без духовно-нравственной составляющей разрушается государство, останавливается экономика, вырождается наука и гибнет культура.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Рождественских Чтениях 2002 года сказал, что "Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла... На протяжении последних лет мы воочию убедились, как может быть беспомощно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на тысячелетнюю народную мудрость, на высший духовно-нравственный идеал... Школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты".1

И Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем приветствии VII Всемирному Русскому Народному Собору (16-17 декабря 2002 года) утверждал, что "без укрепления духовных начал нашей жизни, ее нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества".

Дай Бог, чтобы настоящие Международные Рождественские Образовательные Чтения дали новый импульс к сохранению духовно-нравственных ценностей в современном российском образовании!

1 Слово Святейшего Патриарха Московского и все Руси Алексия II на открытии X Международных Рождественских Образовательных Чтений. В сборнике: "Рождественские Чтения. 2002". Издание Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. - М., 2002, с.3-4,7. http://www.prokimen.ru/article_2868.html 

Prokimen.ru :: РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 2008


"Чтобы соединить расколотое общественное сознание, мы стараемся искать связующие звенья между поколениями людей"

Интервью с архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном

Сегодня все чаще и чаще можно услышать о необходимости духовно-нравственного воспитания и образования. Ежегодный православный форум Международные Рождественские образовательные чтения дает огромные возможности преподавателям, священникам, профессорам, высшим представителям светской и церковной власти, студентам, деятелям науки и искусств собираться вместе и обсуждать наболевшие и насущные вопросы, касающиеся образования и воспитания подрастающих поколений. Своими размышлениями на тему духовного образования в России, делится с нами Его Высокопреосвященство, архиепископ Новосибирский и Бердский, владыка Тихон.

- Владыка, уже 16 год подряд проводятся Международные Рождественские образовательные чтения. Насколько, на Ваш взгляд, важно проведение подобного форума? Дает ли он какие-либо реальные результаты и помощь для развития и улучшения духовного воспитания и образования подрастающих поколений?

- Рождественские чтения - это действительно большой образовательный форум, который очень нужен особенно тем епархиям, которые находятся на периферии и ощущают недостаток религиозного образования. В течении 70 лет эта сфера не развивалась в Церкви и сохранилось только несколько учебных заведений, где фактически образование было направлено только на подготовку пастырей Церкви, но не являлось настолько разносторонним, чтобы работать с мирянами всех категорий: и с детьми, и с пенсионерами, и с людьми среднего возраста. Ведь сейчас все новые и новые слои населения включаются в церковную жизнь, идет активное воцерковление представителей преподавательского состава школ, ВУЗов, самих студентов и вообще всех категорий населения, включая и заключенных, и военнослужащих, и рабочих. Поэтому священники многие просто теряются как вести образовательную работу. Не у всех даже священнослужителей хватает собственного богословского образования. Поэтому обмен вот таким опытом, тем более на уровне Москвы, где сосредоточены наши лучшие силы в сфере религиозного образования, я думаю, очень важен. И год от года Рождественские чтения будут востребованы. Раньше из Новосибирска ездили несколько человек, а сейчас набирается группа ежегодно до 50 человек, причем едут преподаватели ВУЗов, едут и воспитатели из военных учебных заведений. Здесь в Москве совершенно другой уровень, чем у нас и многое , что здесь предлагается и на пленарном заседании и в работе секций очень важно. Мы получаем здесь литературу, методические пособия, а самое главное, мы можем во время скоординировать свою деятельность в области религиозного образования. Не было бы такого интереса к Чтениям, если бы практического результата не ощущалось.

- Понравилась ли Вам организация Рождественских чтений? Есть ли у Вас какие-нибудь пожелания или предложения для организаторского комитета чтений?

- В этом отношении мы заранее договариваемся митрополитом Климентом, председателем Международных Рождественских образовательных чтений и отцом Петром (Пиголем), как ответственным секретарем IV направления, в работе которого в последнее время я принимаю участие. Вообще, когда в Москве проводятся такие многолюдные собрания, конечно, очень много зависит от работы протокольной службы, штаба, и, естественно, всегда ощущаешь, что недоработки есть. И даже не из-за того, что организаторы что-то просмотрели. Просто необходима очень большая ответственность в сфере заказов гостиниц, билетов, транспорта и здесь, я думаю, всегда будут какие-то недоработки. Но в основном, особых жалоб никогда не слышно и в целом все проходит довольно благополучно, без излишней нервотрепки.

- Сейчас многие государственные ВУЗы имеют теологический факультет наряду с другими факультетами, на которых ведется научно-исследовательская работа. Можно богословие ставить в один ряд с академическими науками или все же богословие нельзя воспринимать чисто с научной точки зрения?

- Богословие понятие широкое. Русская богословская наука включает в себя много направлений. Если брать археологию - это же раскопки, исследования древностей. Или исследование источников, допустим литературных - это чистая наука. И никак нельзя сказать, что это наука религиозная. Другое дело - это исследования богословских терминов или рассуждений на какую-то богословскую тему. Мы слушаем доклады, которые предлагают нам люди - кандидаты филологических наук, они исследуют богословские термины, но может быть ни как богословы, а как просто исследователи, лингвисты, которые выясняют, что стоит за этим словом. Есть науки: философия, религиозная философия. Теология также подходит под определение науки, потому что здесь, как и в науке, ее методология основана на опыте или на исследованиях.

- Но в основе богословия лежит духовный опыт, а это же иное, чем какие-то вещественные, материальные исследования.

- Нет, сейчас мы говорим не об аскетике, не о мистике, а мы говорим о богословских рассуждениях, которые могут существовать отдельно от самой духовной жизни. Мы, например, не будучи католиками, исследуем творения святых отцов католической церкви или других церквей. Также знакомимся с богословием мусульманских писателей и писателями других религий. Это не значит, что мы переживаем те же духовные состояния, что и они. Аскетика - это другое, это молитва, пост, какие-то аскетические упражнения, которые человек должен выполнять, будучи членом церкви, а исследования всего того наследия, которое имеет Церковь - это чистая наука.

- В настоящее время уровень дореволюционного богословского образования оценивают достаточно высоко. Как Вы оцениваете современный уровень духовного и богословского образования, превосходит ли он дореволюционный или нет?

- Я думаю, не превосходит. До революции было понятие, что российская интеллигенция была самая образованная в мире. И когда мы исследуем жизнь представителей сельской богословской школы, жизни профессоров Духовных академий, мы видим, что это люди огромной эрудиции и образованности. Есть некоторые богословы, чьи рукописи не опубликованы до сих пор и я, будучи председателем издательского отдела, попросил некоторых журналистов, которые занимаются исследовательской работой, поработать в архиве и опубликовать работы некоторых дореволюционных богословов. Что вы думаете, - они не смогли даже разобрать рукописи, потому что некоторые рукописи одновременно написаны на семи языках. То есть, мы можем видеть, насколько был высокий уровень знаний древних языков, новых европейских языков и они свободно ими владели и оперировали. Поэтому, для расшифровки одной рукописи нужно несколько человек-переводчиков, чтобы подготовить ее к публикации. Уровень подготовки был лучше потому, что были церковно-приходские школы. Основная часть населения проходила через изучение Закона Божия еще в церковно-приходской школе - первые четыре класса, потом гимназии, где также изучался Закон Божий. И в семинарию приходили люди уже подготовленные. Даже гражданское население, светские люди прекрасно знали и Священное Писание, и Закон Божий, и русское благочестие, а сейчас за 70 лет во многом преемство поколений прервано. Нам необходимо возродить просто хотя бы тягу к Церкви, к воцерковлению. Чтобы люди ощущали необходимость жизни в Церкви и с Церковью. Ведь за этот период не было ни литературы, ни духовных руководителей, монастырей было очень мало. Была потеряна необходимость в церковной жизни, а до революции само население России, само общество и было Церковью. Сейчас этого нет. Во-первых, Церковь отделена от государства, во-вторых, за 70 лет незнания Закона Божия, несколько поколений даже не понимают, что такое совесть, и даже многих нравственных понятий, поэтому, во многом беседуя с людьми, мы в первую очередь говорим о нравственности, говоря о духовности - имеем в виду подчас внешнюю культуру, больше говорим о бытовом христианстве, нежели о православной аскетике, о творениях святых отцов. Многим людям это пока недоступно и мы вынуждены говорить самое простое, самые основы - чтобы люди молились утром и вечером, приступали к таинствам исповеди и причастия, чтобы брак был венчан и т.д. А уже религиозное образование и богословие, я думаю, что будет, конечно, возрождаться, но необходимо время. Я помню, в 70-х годах, при советской власти, запрещали брать в духовные академии и семинарии людей с высшим образованием, поэтому уровень образования даже среди студентов семинарии был не очень высокий. И помню, когда пришли в конце 70-х выпускники московских ВУЗов, поступили к нам в академию, а семинарию они сдавали экстерном, они сразу и резко подняли уровень богословского образования, это была другая категория людей: у них был шире кругозор, они обладали более развитыми умственными способностями. Раньше преимущественно контингент населения был уровня 10 классов, для него было достаточно готовить пастырей с минимальным запасом богословских знаний. Конечно, сейчас богословское образование выходит на должный уровень, но до дореволюционного уровня нам еще далеко.

- Вчера на пленарном заседании прозвучали высказывания о необходимости обязательного изучения Основ православной культуры (ОПК) в школах. Но из истории известно, что из среды духовных школ нередко выходили революционеры и безбожники, которые гнали и преследовали Церковь. Какие условия и принципы необходимо учитывать в процессе преподавания ОПК, чтобы это не возымело негативный эффект?

- Этого не избежишь. И среди духовенства встречаются люди, которые начинают неправильно понимать то, что им преподается. Мы видим, что Христос подбирал себе учеников и из двенадцати один оказался Иудой. Церковь сейчас становится все больших размеров и приходят разные люди, с разными наклонностями, с разными способностями, с разными целями. Прежде всего следует взирать на свою личную жизнь. Мы тоже бываем разные, сегодня хочется молиться, постится, трудится, завтра мы ленимся, жалеем себя, ропщем, обижаемся на кого-то. Если человек не идет по правильному духовному пути, то вся его духовность вырождается в понятия чистой нравственности, что религия нужна только для того, чтобы не воровали, для того, чтобы все добрые были, уступали место в трамвае, т.е. в чисто практических целях, а религия - это нечто большее. Это соединение человека с Богом, это обоживание человека и здесь необходимо учитывать то, что в религии очень важно, чтобы было смирение, ведь первая заповедь, которую да ет нам Христос: "Блаженны нищие духом", то есть если человек не понимает, что дух Божий на нем, если он гордость свою не оставляет, не смиряется - он остается подобным сатане. Ведь сатана же не был плохим, каким-нибудь революционером или еще кем. Он же был ангелом света, но, возгордившись, увлек за собой других ангелов и сам пал в бездну. Так и человек, если гордыня его не оставляет, а он занимается аскетикой, то в таком случае даже аскетика вредна - он впадает в прелесть, в самомнение, в высокоумие. Ведь на духовном пути есть очень много опасностей. Конечно, духовный уровень преподавателей основ православной культуры должен быть высоким. Если сами преподаватели говорят ученикам только с книги: "будь хорошим" - это еще ничего не значит. Так же как и родители, воспитывая детей, заставляют их быть хорошими, но сами при этом творят безобразия, то дети будут по образу и подобию своих родителей. И преподаватели: если усиливается неверие, если усиливается пренебрежение к законам д уховной жизни, то слово у такого преподавателя становится мертвым. Спаситель предупреждает нас, что наше слово должно иметь соль, особенно слово учителя. Под "солью" подразумевается благодать Божественная, сила, энергия Божества - она приобретается только трудом самого человека, если нет подвига духовной жизни, стояния в вере, исполнения заповедей, то семена смерти, которые живут в его сердце, он сеет в сердца слушающих и заражает их тем же неверием и всеми прочими отрицательными качествами. Поэтому каждый христианин, прежде всего, должен работать над собой. Если будут преподаватели работать над собой, в том числе и священники - будет и паства. Как говорится: "Какой поп - такой и приход". Поэтому всегда, когда Церковь увеличивается в объеме, всегда есть опасность, что будут приходить люди, которые будут разочаровываться в духовной жизни, не будут что-то исполнять и, в конце концов, будут негативно влиять на тех людей, которые находятся в Церкви. Мы знаем, что самая сильная церковь была в первые христианские времена - времена гонений. Все те, кто приходил с какими-то другими целями кроме спасения души, они все отпадали во время гонений. Но гонения не могут быть все время, наоборот, мы молимся о временах мирных, спокойных, чтобы люди имели возможность спокойно молиться, трудиться, но в спокойные времена приходят люди с другими целями нежели спасение души.

- Насколько сегодня Православная Церковь способна предоставить обществу грамотные и квалифицированные кадры для осуществления подобной образовательной деятельности?

- Над этим надо работать. Церковь - это мы с вами. Вот мы с вами и должны подумать, что мы можем сделать в этой сфере. Поэтому на кого-то указывать пальцем - вот они должны подготовить специалистов - это неправильно. Мы говорим, что Россия находится в трудном положении, много плохих людей, много людей, которые не знают Бога, неисправленных в духовно-нравственном плане. Но начинать надо с себя. Если я исправился, то на одного человека в России стало лучше. С вами я не могу работать каждый день 24 часа в сутки и на протяжении многих лет, а с собой могу. Себя могу заставлять, принуждать бороться со своими недостатками, работать над своими ошибками. Вести напряженную духовную жизнь. Значит, многое от меня лично зависит. Поэтому, когда говорят: "Что может предложить Церковь?" Можно ответить - только то, что она в настоящий момент имеет. Какие у нее есть пастыри, какие есть учителя - то и может предложить. Для этого мы и собираемся вот на такие Рождественские чтения, чтобы послушать умных людей, какой опыт они наработали. Все же пробуют, никто же не знает точно как надо в современном обществе решать эту проблему церковного образования, богословского образования. Я думаю, что не просто надо произнести на какую-то тему доклад, а надо предложить какие-то свои выводы. Обратить внимание на то, что из наших докладов следует, как мы можем использовать в жизни тот опыт, который нам пытается передать тот или иной участник чтений. Самое главное то, что есть не равнодушные люди, которые работают в этой сфере и этот опыт может и должна использовать вся Церковь. Нельзя думать, что духовно-нравственная сфера это задача только Церкви - это задача всего общества. Церковь может быть очень маленькой и она существует для людей верующих, а если общество хочет, чтобы благодатное влияние Церкви распространялось, общество должно использовать опыт Церкви в сфере воспитания. Поэтому здесь общая задача, которую никак нельзя делить и общество, и Церковь должны работать вместе, если мы хотим наших граждан видеть не духовными уродами, а нормальными людьми.

- Какие православные образовательные и воспитательные программы проводятся в Вашей епархии?

- У нас есть Отдел религиозного образования, который возглавляет замечательный председатель протоиерей Борис Пивоваров. Он постоянно занимается образовательно-воспитательной деятельностью. Работая на базе гимназии преподобного Сергия Радонежского, он собрал хороший преподавательский коллектив, которым разработан ряд методик преподавания Основ православной культуры и для гимназий и для воскресных школ. В общеобразовательных учреждениях, школах, есть также программа непрерывного религиозного образования, разработанная для летних лагерей. Наша задача - это контакт с преподавателями. Очень важна в этой сфере формальная сторона, если мы не заключим договор или соглашение с Департаментом образования, с Управлением образования, то доступа к учителям практически не имеем. Если даже мы не заключаем соглашения с районным регионом народного образования, то попадаем в школы только при условии, что есть контакт с администрацией школы. Но, чтобы работать во всем районе с преподавателями, к онечно нужно, соглашение с районом. Мы проводим до 20 и более преподавательских конференций в год по району города, по районам области, работаем с библиотекарями, с учителями, чтобы они все время могли постоянно пополнять свой багаж знаний, и могли работать с нашими учебниками по православной культуре. Мы целенаправленно через наш отдел религиозного образования проводим эту работу. Но поскольку сейчас объявили, что уже в учебном плане школ вводится новая область под названием "духовно-нравственная культура", в составе которой должен быть предмет "Православная культура", включающий ряд учебных курсов по разным годам и ступеням обучения, мы решили скорректировать наши стратегии, и теперь будем стимулировать открытие гимназий, т.е. государственных церковных общеобразовательных школ. Государство частично оплачивает зарплату преподавателям, а также многие приходы у нас за 15 лет уже укрепились, имеют возможность построить и открыть у себя гимназию, нанять учителей. Сейчас у нас фактически уже четыре гимназии, будут открываться еще. Отдел религиозного образования будет заниматься подготовкой пакета документов на открытие гимназий и созданием учебных пособий. Сейчас мы создали еще просветительский центр. В этом центре есть штатные сотрудники, которые специально занимаются контактами со светскими образовательными учреждениями и с администрацией города, области, районов, поселков и т.д. Они выезжают специально на место, рассказывают о своей деятельности и стараются заключить соглашение с ними о том, чтобы мы имели доступ к преподавателям, о возможности проведения с ними различных семинаров, конференций. Чтобы соединить расколотое общественное сознание, мы стараемся искать связующие звенья между поколениями людей воспитанных в атеистическом обществе и теми, кто пришел к вере. Необходимо проводить научные конференции с сотрудниками библиотек, ведь всякая образовательная деятельность начинается с библиотек. Подводя этих людей к пониманию необходимости создавать отделы духовной литературы. Библиотечные работники должны быть на нашей стороне, без них мы не сможем возродить духовного образования. Они должны понять как нужно и для чего преподносить духовно-нравственную культуру людям.

- Где могут ознакомиться с разработками ваших методик и пособий люди из других епархий? Есть ли сайт, на котором все это можно было бы почитать?

- Мы очень много выпускаем различных пособий. Это источниковедение в школе, учебники русской словесности, греческого языка "Греческий вокруг нас", каждый год мы выпускаем около двух десятков различных пособий. У нас есть страничка на сайте Администрации Новосибирской области, который имеет департамент образования, где есть православный раздел и там мы помещаем всю информацию и о нас, и наших разработках.

- Государственная аккредитация предполагает программу обучения государственного стандарта, что дает возможность государству оказывать свое влияние на учебный процесс. Насколько это приемлемо для православных школ? Как Вы относитесь к государственной аккредитации духовных семинарий и академий?

- Мне трудно здесь что-то сказать, это не касалось нас вплотную. Здесь надо не опасаться влияния государства. Я считаю, что в данной ситуации, Церковь просто хочет заявить о себе. Мы должны сказать, что, как и все, мы - полноправная организация. Общество Церковь не знает потому, что многие были лишены связи с Церковью, а сейчас наш епископат заявил, что не имеет никаких политических амбиций и Церковь не стремится вмешиваться в политические дела государства, но вместе с тем, Церковь невозможно удалить из государства, из общества. Она имеет право своего голоса и мнения. Члены Церкви - это полноправные граждане нашего отечества и их полноправие не должно быть ущемлено. Само отношение к Церкви было подорвано у народа и сейчас народ узнает, что такое Церковь и для чего она. Церковь имеет право о себе заявить. И мы стараемся во всем проявлять: в социальной работе, образовательной, так как это повеление нашего христианского сердца. На Западе, например, государство распространяет какие-то социальные гранты через Церковь, я думаю, что и у нас такое будет. Это будет служить на пользу не только Церкви, но и всему нашему обществу.

http://www.prokimen.ru/article_2867.html 

Беседовала Семенова Светлана,Prokimen.Ru


Священник на телевидении: бисер перед свиньями?

Выступление на секции "Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика" XVI Рождественских образовательных чтений

Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

На сегодняшний день при существующих форматах есть три варианта участия священника в телепередаче: священник может быть ведущим, гостем в студии и давать комментарии в сюжете.

На федеральных каналах, а их в России шесть, сейчас существует только одна передача, в которой человек в священном сане выступает в качестве ведущего - это "Слово пастыря" с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. На канале "ТВЦ", который вещает на Центральный федеральный округ, выходит программа "Православная энциклопедия", ее ведет известный московский пастырь протоиерей Алексий Уминский. На московском канале "Столица" уже два года существует авторская программа священника Валерия Степанова "Москва: мифы и легенды". Это пример того, что передача, в которой работает священник, необязательно должна прямо говорить на сугубо церковные темы: можно с христианских позиций рассказывать о культурной и общественной жизни.

Как показывает наша многолетняя работа по мониторингу православных СМИ в рамках исполнительного комитета фестиваля "Вера и слово", передачи, которые ведут священники, существуют и на кабельных, и на региональных каналах.

Второй вариант участия священнослужителя в телепередаче - в качестве гостя в студии. Речь идет о разнообразных видах ток-шоу - развлекательных, информационно-аналитических, женских и т. д. Думаю, очень многие священники ощутили на себе возросший "спрос" на озвучивание церковной позиции в передачах самой разнообразной тематики.

Зачем священников приглашают на телевидение? В 90-е годы приглашали для "экзотики", для "краски". Сейчас эта причина постепенно уходит в прошлое. Продюсеры и редакторы передач осознали необходимость моральной оценки, скрепляющей дискуссию. На сегодняшний день единственный общественный институт, представители которого в состоянии адекватно оценить ситуацию с нравственной точки зрения и изложить целостную позицию, это Церковь. Поэтому неудивительно, что многих зрителей интересует мнение Церкви по самому широкому спектру вопросов, и телевизионщики выполняют такой общественный заказ.

Наибольшее количество проблем вызывает именно участие священника в телепрограмме в качестве гостя. 10-15 лет назад священник, спорящий в кадре и отвечающий на вопросы ведущих и зрителей, выглядел странно, экзотично. Одними из первых на съемки передач приходили диакон Андрей Кураев и священник Георгий Чистяков. Им приходилось отвечать на самые невежественные вопросы и держать удар как со стороны скептически настроенной публики, так и со стороны церковной общественности, которая считала подозрительным присутствие священнослужителя на экране.

Сегодня отношение духовенства к приглашениям в телестудию выражают две крайности. Есть священники, которые ходят на все программы, куда их зовут, и есть те, кто не ходит никуда. Конечно, первых значительно меньше, чем вторых. Попытаемся проанализировать наиболее частые причины отказа: почему священники не приходят на съемки. Некоторые просто стесняются. Другие боятся реакции благочинного или архиерея, опасаются, что могут быть наказаны за искренность. Но самые распространенные причины - презрительное отношение к телевидению (зачастую за ним скрывается неуверенность в себе) и неудачный предыдущий телевизионный опыт.

Иногда звонишь священнику и слышишь: "Я бы пошел, если бы это было не ток-шоу" (как будто бывают другие разговорные передачи), или "я бы пошел, если бы было как на канале "Культура" (аудитория которого - это не аудитория массового ТВ), "если бы не было рекламы". Между тем, надо раз и навсегда понять, что "большое" телевидение - жесткий бизнес, живущий в рамках форматов, и большая ошибка думать, что можно его переделать под себя. Мне случалось слышать от священников такие причины отказа: "я испытываю стойкое отвращение к самой процедуре. Мне неприятно даже думать об этом". Или даже "я беспокоюсь только о том, как обеспечить своих детей и заработать на содержание семьи. Приезд к вам на съемки отнимет у меня полдня, а значит - у них кусок хлеба".

Мне кажется, подобная реакция говорит о том, что духовенство имеет превратное представление о телевизионной аудитории и руководствуется в отношении к ней (а заодно и к тем, кто делает передачи) известными словами из Нагорной проповеди Спасителя "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф 7:6). Существует стереотип, что "нормальные люди телевизор не смотрят", что как только люди воцерковляются, они выбрасывают телевизор, что по телевизору показывают только насилие, эротику и низкий юмор, что оно "зомбирует" зрителей и играет на самых низменных человеческих страстях. Конечно, эти стереотипы возникли не на пустом месте. Между тем, по данным ВЦИОМ, приведенным осенью 2006 года, 85% населения России получает информацию из передач центрального телевидения, при этом 72% смотрят телевизор ежедневно. Неужели 85% жителей нашей страны категорически не способны воспринять пастырское сл ово, звучащее с экрана, и могут быть приравнены к этим свиньям? Ведь для большого количества зрителей именно появление священнослужителя в какой-нибудь передаче - единственный в жизни шанс услышать священника и встретиться с ним лицом к лицу, пускай и через экран. Это те люди, которые десятилетиями не переступают порог храма. Конечно, не нужно от разговора в студии ждать глубины и всестороннего охвата проблемы. Телевидение по своей природе скользит "по верхам", потому что рассчитано на массовую аудиторию - на людей с разными взглядами, интересами и уровнем образования. Однако, внятно и четко артикулируя свою позицию, можно донести ее до миллионов. Здесь следует помнить, что чем короче и более емко сформулирована мысль, тем меньше шансов, что она будет искажена или вообще вырезана при монтаже.

Перейдем ко второй причине отказа от участия в съемках - неудачному прошлому опыту. Существуют нехитрые правила "телевизионной безопасности", осознание которых существенно снижает риск. Во-первых, сознательные провокации со стороны творческого коллектива передачи - это большая редкость. Программы, в которых такое возможно, надо знать и обходить стороной. Чаще всего провокации случаются по невежеству. Самые распространенные случаи - "плохие" собеседники (священник приходит в студию и обнаруживает на соседнем стуле раскольника, представителя сексуальных меньшинств или просто нерукопожатного персонажа, о присутствии которых не был оповещен заранее) или неудачный монтаж (техническими средствами можно добиться того, что высказывание обретает противоположный смысл).

Необходимо заранее и точно знать название передачи и канал, на котором она выходит, формулировку темы и фамилии собеседников. Также полезно заставить редактора точно под диктовку записать, как священника представить и какую дать титровку. Обязательно писать не обращение "отец", а сан - протоиерей, священник, игумен, указывать фамилию (монашествующим в скобках). К сожалению, опыт показывает, что совладать с титрами не может ни одна передача и даже на православных каналах случаются недоразумения.

Не стоит участвовать в передаче, если нечего сказать по ее главной теме. Однако форма отказа - это тоже важно. Часто отказ конкретного священнослужителя говорить на конкретную тему истолковывается как отсутствие позиции Церкви по данному вопросу или негативное отношение христианства к проблеме. Приведу пример. 2 декабря 2007 года традиционно отмечали всемирный день борьбы со СПИДом. В эфир Первого канала (самого влиятельного по охвату аудитории) выходит программа Владимира Познера "Времена". В студии ведется напряженная дискуссия и вдруг ведущий заявляет: ""Мы хотели позвать на эту программу представителя Церкви, потому что эта проблема связана с моралью и нравственностью. Мы позвонили одному из самых серьезных и внятных священнослужителей и получили очень жесткий ответ: про СПИД - ни в коем случае. Мне это напоминает Понтия Пилата, Церковь просто умыла руки". Конец цитаты. Думаю, всем присутствующим известно, что Церковь много лет занимается профилактикой СПИДа и помогает ВИЧ-инфицированным. Священный Синод принял "Концепцию участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом", во многих храмах ежемесячно служатся молебны о ВИЧ-инфицированных. И вот этот "один из самых серьезных и внятных священнослужителей", к которому обратился Познер, своим некомпетентным ответом перечеркнул труд множества людей. Очевидно, этот священнослужитель был, что называется "не в теме". Но если бы он поговорил с приглашающим редактором чуть дольше и объяснил, что он сам не вправе высказываться, но есть люди, которые занимаются этой темой, посоветовал бы обратиться в ОВЦС, картина была бы совсем иной.

Нередко в ответ на просьбу вместо категорического отказа порекомендовать другого священника, редакторы слышат: "Не хочу подкладывать такую свинью никому из своих братьев". Помимо очевидной неконструктивности такого хода мыслей, это звучит очень оскорбительно для редакторов. Как будто, предлагая участие в телепередаче, они склоняют батюшку к какому-то неприличному занятию. Чаще всего телевизионные редакторы - народ напористый, иногда невежественный, но готовый к диалогу и обучаемый. Поэтому если священник потратит пару минут и объяснит, чем именно его не устраивает формулировка темы, собеседник или манера общения сотрудников передачи, это будет небольшим, но реальным вкладом в улучшение взаимопонимания между телевидением и Церковью. Передач, на которые категорически нельзя ходить священникам на самом деле очень мало. Это редкие программы, специализирующиеся на провокациях, ведущие которых занимают активную и публичную антицерковную позицию или известные своими пороками. Кроме того, это сугубо развлекательные передачи с жестким монтажом, драматургия которых построена на нагнетании истерики и агрессии. Например, известный журналист Александр Архангельский в своем интервью журналу "Фома" сказал, что он не советует священникам приходить на шоу Андрея Малахова "Пусть говорят". В целом, я с ним согласна, но здесь стоит отметить, что решение "приходить" или "не приходить" стоит принимать в зависимости не от названия передачи, а от ее темы. В качестве удачного примера участия священнослужителя в программе "Пусть говорят" можно привести недавнее присутствие диакона Михаила Першина в передаче Малахова, посвященной памяти погибшего радиоведущего Геннадия Бачинского.

Бывают случаи, когда надо уходить с эфира или съемок. Это необходимо не только потому, что из некоторых оскорбительных ситуаций нет другого выхода, но и потому что телевизионщиков можно и должно воспитывать, в том числе и таким образом. Они должны отдавать себе отчет, что перед ними не "дядя Вася", а человек в священном сане. Уйти можно, если ведущий открыто хамит или явно встает на сторону хамящего гостя. Здесь у меня пример из радийной практики. Три девушки-ведущие на одной из самых известных радиостанций, позвав в эфир молодого священника, начали наперебой грубо интересоваться подробностями его интимной жизни с матушкой, он не ушел и не пресек это, пытаясь отшутиться. Читать расшифровку этой программы было, по меньшей мере, противно.

К сожалению, сегодня очень мало священников, которые умеют и - еще меньше - любят говорить с людьми через камеру. Не надо думать, что все они - прирожденные златоусты, у которых легко получается находить контакт с аудиторией. Большинство тщательно готовится к каждой передаче, прорабатывая тему и стараясь найти "ключик" к аудитории.

Мы очень надеемся, что духовенство сменит по отношению к телевидению, его зрителям и сотрудникам, гнев на милость. И что взаимодействие Церкви и телевидения будет более упорядоченным.

Еще хотелось бы от имени всех сотрудников передачи "Русский взгляд" поблагодарить священнонслужителей, которые принимали участие в съемках и помогали нам своей поддержкой и советами - это протоиереи Максим Козлов, Алексий Уминский, Георгий Митрофанов, Димитрий Смирнов, священники Владимир Шмалий, Валерий Степанов, Димитрий Карпенко. Также необходимо выразить благодарность наместнику Троице-Сергиевой Лавры епископу Феогносту и наместнику Данилова монастыря архимандриту Алексию за то, что они не препятствовали приходить на съемки своим насельникам и положительно отнеслись к их участию в нашей программе.

Ксения Лученко, редактор программы "Русский взгляд"

Источник: Православие и Мир http://www.katehizis.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4641&Itemid=134


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу