Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
посвященный 100-летию со дня рождения академика Д.С. Лихачева

РИСУНКИ Д.С. ЛИХАЧЕВА

В книжном наследии академика Дмитрия Сергеевича Лихачева имеется особое сокровище — это «Новгородский альбом», выпущенный Русско-Балтийским информационным центром «БЛИЦ» (Санкт-Петербург) через неделю после кончины ученого, последовавшей 30 сентября 1999 года. Как указывают издатели, «Дмитрий Сергеевич очень ждал выхода в свет этого альбома». Издание посвящается 1140-летию Великого Новгорода, города, который так любил ученый.

В «Новгородском альбоме» опубликованы рисунки, выполненные Д.С. Лихачевым летом 1937 года. Рисовал тогда Дмитрий Сергеевич карандашом на маленьких отрывных листах в блокноте с грифом Ленинградского отделения издательства Академии Наук СССР, где тогда он работал. Рисовал Д.С. Лихачев для себя, но теперь эти рисунки имеют вполне определенную историческую ценность. На них Новгород запечатлен таким, каким его уже никто не может увидеть после Великой Отечественной войны: в войну пострадали не только жители этого славного города, но и многие знаменитые памятники новгородской архитектуры.

В заметке Д.С. Лихачева «Новгород» (раздел из книги «Воспоминания», СПб.,1955 г.), которая служит предисловием к альбому с его рисунками содержатся воспоминая ученого о той поезде в этот город, когда были сделаны рисунки.

В Новгород Дмитрий Сергеевич приехал с женой Зинаидой летом 1937 года накануне рождения их близнецов-дочерей. Они наняли квартиру на самой окраине города. Из окон открывался чудный вид на Красное поле. Вдали виднелась церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 году и украшенная фресками в 1199 году.

«Я захватил с собой подзорную трубу, и в те часы, когда мы гуляли, — вспоминал Д.С. Лихачев, — рано утром или перед заходом солнца, любовался Нередицей. Помню, были видны на белых стенах тени стрижей, мелькавших во всех направлениях под вечер. Вечером, если не очень уставали от дневных прогулок, мы любили гулять по Красному полю. Было множество гусей, кормившихся на подножном корму в поле, а под вечер возвращавшихся домой, становившихся перед воротами домов на Славне и гоготанием требовавших, чтобы их впустили хозяева. Впрочем, под вечер мы иногда ходили и в Кремль, садились у памятника Тысячелетия России и любовались на золотой купол Софии, вызолоченной толстым слоем и отличавшийся зеркальной гладкостью, в которой отражались бегущие к небу облака. На этот купол можно было без конца смотреть, как смотришь на текущую волну».

Эти строки воспоминаний служат наилучшим комментарием к замечательным рисункам церквей и монастырей, сделанным Д.С. Лихачевым во время той поездки в Новгород в 1937 году. Из 67 листов, «Новогородского альбома» Д.С. Лихачева большая часть — это рисунки новгородских храмов и монастырей. А из церквей наибольшее внимание Лихачева-художника привлекала церковь Спаса на Нередице.

Завершается «Новгородский альбом» статьей М.В. Рождественской «Новгород глазами художника Дмитрия Сергеевича Лихачева». В этой статье, в частности, приводятся фрагменты воспоминаний о посещении ученым Новгорода в 1944 году. О гибели новгородских храмов он писал как о гибели дорогих ему существ: «Когда вскоре после его освобождения я попал в Новгород, над ним стояла оглушительная тишина. Мертвая тишина заткнула мне уши. Мне казалось, что я не только оглох, но и ослеп. Я не видел привычного мне города. Под трагически большим небом была равнина, поросшая высокой травой. Кладбище без могил! Изредка тут и там торчали редкие остатки старых церквей. Толстые стены их были сплошь изранены, но они выдержали, устояли».

В 1944 году была создана Новгородская реставрационная мастерская, и вскоре начались работы над восстановлением поруганных страшной войной храмов и монастырей. Постепенно были восстановлены церковь Спаса на Нередице, церковь Николы на Липне, некоторые здания в Юрьевом монастыре. Эти храмы и любил рисовать Д.С. Лихачев.

«Новгородские церкви очень просты по своим формам, — писал Д.С. Лихачев. — Их эстетическая сила — в красивой глади белых стен, в исключительной выразительности силуэтов. Они рассчитаны на то, чтобы обозреваться издалека, быть своеобразными светлыми маяками среди темной северной зелени полей и болот, среди низких деревянных строений города».

— Дмитрий Сергеевич, Вы так любили рисовать? — спросили ученого.
— Нет, просто тогда у меня не было возможности купить фотоаппарат.

Заметка о рисунках Д.С. Лихачева подготовлена О.В. Фишер




Яндекс.Метрика

На главную страницу