Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 ПУТЯМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ


«ИДИТЕ. НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ...»

 
 Продолжение. Начало в №№ 6, 7-8,10-12 за 2006 г., 3-4  6-7 за 2007 г.
 

Просвещение армянской земли светом учения Христа

В древности на территории нынешнего Закавказья, между Кавказскими горами и рекой Аракс, Черным и Каспийским морями, были расположены два царства: Грузинское, состоявшее из самой Грузии, или Иверии, Колхиды и Абхазии, и Армянское, точнее, восточная половина этого царства, заключавшая в себе почти всю Великую Армению и Кавказскую Албанию (ее территория примерно совпадает с границами современного Азербайджана и части Дагестана).
Предание Армянской Апостольской Церкви гласит, что семена христианства были посеяны здесь еще во времена святых апостолов. Считается, что первым проповедником Слова Божиего стал апостол от 70-ти Фаддей.
В сирийском сказании о царе Авгаре, правителе Эдессы, говорится о прибытии с проповедью в этот город святого апостола Фаддея. Об этом же повествует и Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории»: «После воскресения Его из мертвых и вознесения на небеса Фома, один из 12 апостолов, отправил Фаддея, принадлежащего к 70 ученикам Христа, по божественному внушению в Эдессу проповедником».
После того, как царь Авгарь получил исцеление от своей болезни, он вместе со своими домашними принял Святое Крещение. По одной из версий, апостол Фаддей, проповедав христианство в Эдессе и обратив многих жителей города ко Христу, удалился в Месопотамию, Сирию и Киликию, где и почил о Господе.
Армянский вариант предания иной. Здесь принято считать, что царь Авгар был армянским царем, и с момента его крещения, собственно, и начался в Армении период христианской проповеди. По летописям армянского народа, апостол Фаддей проповедовал в течение 18 лет (с 32 по 49-й годы) в самой Армении, Малой и Великой, скончался на территории этого государства и был погребен в области Шаваршан, в деревне Артаз. Позднее на месте его упокоения был устроен монастырь.
Спустя некоторое время в Армении проповедовал апостол Фаддей из12-ти, называвшийся также Левием. Побывав в Палестине, Сирии, Аравии и Месопотамии, он прибыл сюда. В это время государством управлял царь Санатрук. С проповедью Слова Божиего апостол доходил до отдаленных районов Армении. В стране Араратской в продолжении трех лет он просвещал людей святой верой и здесь же принял мученическую кончину.
Согласно преданию, в Армении благовествовал также апостол Варфоломей. Сюда он пришел после проповеди в Персии и Индии. Ученики Господни Фаддей и Варфоломей встретились на Арташатском холме. По приказу царя Санатрука святой Варфоломей был казнен. В письменных источниках сведения о проповеди этих апостолов были зафиксированы в V веке.
По одним источникам, святой Варфоломей принял мученическую кончину в Албанополе (современный Баку), по другим – в Корванополе.
Название Корванополь, по мнению профессора В.В. Болотова, скорее всего, означает «город жертвоприношений» (от сирийского «курбана» - жертва). Если это так, «то можно предположить, - пишет он в «Лекциях по истории Древней Церкви», - что местом мученической кончины апостола был один из армянских городов – Аштишат (в Тароне), что значит «город жертвоприношений».
В свою очередь, Албанополь являлся для жителей Кавказской Албании религиозным центром, культовым городом, населенным языческими жрецами. Здесь было распространено учение Зороастра, основным элементом которого являлось поклонение огню. Арабский источник свидетельствует о «нефтяной земле у города Баку, где до сих пор живут огнепоклонники». Традиционно принято считать, что именно здесь, на ступенях храма Арта, и был распят апостол Варфоломей.
О распространении в Армении проповеди Евангелия еще в древности свидетельствует цитата из произведения Тертуллиана «Против иудеев»: «Да в кого же уверовали и другие народы: Парфяне, Мидяне, Эламиты, жители Месопотамии, Армении…». Здесь Тертуллиан указывает, что среди народов, которые пришли в Иерусалим в день Пятидесятницы, были и иудеи - жители Армении. Как известно, ранее на ее территории находились такие древние государства как Вавилония и Персия. Поэтому здесь еще со времен вавилонского пленения проживало много евреев. Город Селевкия, располагающийся на берегу реки Тигр, являлся крупным еврейским центром на Востоке. В дальнейшем правители Адиабентского царства (территория Курдистана) приняли иудаизм, что увеличило удельный вес евреев в Месопотамии.
Много евреев проживало в Мидии и Эламе. И среди них также были свидетели сошествия Святого Духа на апостолов и те, кто слышал проповедь первоверховного апостола Петра. В тот день, как мы знаем, многие приняли Святое Крещение. Когда же они возвратились в свои страны, то, несомненно, поведали землякам о чуде, которое на их глазах произошло в Иерусалиме. Этим они подготовили почву для проповеди Слова Божия в восточных странах, в том числе, и в Армении.
Среди источников, упоминающих о раннем проникновении христианства в Армению и о его глубоких корнях в армянском народе, можно назвать также произведение блаженного Августина «Против манихеев», книгу Фавста Византийского «История царствования Тиридата и проповеди св. Григория Просветителя». Евсевий Кесарийский в описании событий в Церкви после жестоких гонений Декия упоминает о письме Дионисия Александрийского (248-265), в котором говорится «о покаянии к братьям в Армении, где епископом был Мерузан». Причем последнее свидетельство говорит о наличии в Армении к тому времени церковной иерархии. Епископ Меруджан (230-260 гг.), согласно списку армянских католикосов, начинающемуся с Фаддея, является десятым епископом Армянской Церкви.

Алексей ЗУБОВ,
послушник Вознесенского
кафедрального собора
Продолжение следует




Яндекс.Метрика

На главную страницу