Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№7-8 (55-56) июль-август 2006 года  
Церковь и общество

Православные китайцы в храмах Иркутска

С 28 июня по 3 июля этого года по приглашению Братства во имя святителя Иннокентия Иркутского группа паломников из Китая и Гонконга во главе с настоятелем гонконгского прихода во имя святых апостолов Петра и Павла протоиереем Дионисием Поздняевым посетила Иркутскую епархию. Среди православных христиан из Поднебесной были ученые-китаеведы, преподаватели китайских и российских вузов, а также студенты из КНР, обучающиеся в Московской Духовной семинарии. За неделю, проведенную в Иркутске, гости успели побывать на праздничных богослужениях, на экскурсиях по храмам Иркутской епархии и музеям города и области, съездить на озеро Байкал, послушать лекции руководителя паломнической группы протоиерея  Дионисия Поздняева, священника Даниила Сысоева (Москва) и Жан-Поля Виста (Пекин) о современной религиозной ситуации в Китае. Во время выступления отца Дионисия состоялась также презентация книг на китайском языке, изданных Братством святых апостолов Петра и Павла в Гонконге: русско-китайского молитвослова, брошюры архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», церковного календаря на 2006 год и других.

По благословению Управляющего Новосибирской епархией архиепископа Тихона и по приглашению священника Дионисия Поздняева в этих мероприятиях принял участие сотрудник Новосибирского Епархиального управления Денис Гавчук. Предлагаем вашему вниманию его интервью с сотрудником ОВЦС МП священником Дионисием  ПОЗДНЯЕВЫМ.


– Отец Дионисий, православные китайские паломники впервые приехали в Россию? Какова цель вашего визита?

– Это уже вторая паломническая поездка, первый наш опыт – посещение Благовещенской епархии летом 2005 года. Конечно, основная цель приезда – помолиться у мощей святителя Иннокентия и в храмах Иркутска. Для китайских православных христиан сегодня единственная возможность побывать на церковной службе – это совершить паломническую поездку за пределы Китая. Также мне показалось важным рассказать в Иркутске о проблемах Православной Церкви в Китае, поговорить о путях сотрудничества в их решении.  

В составе группы есть китайские студенты Московской Духовной семинарии. Какие задачи встанут перед ними после окончания обучения? Они уедут в Китай, либо останутся служить на территории России?

– Если власти КНР дадут согласие на их служение в Китае, выпускники МДС поедут служить в китайские приходы. Решение о рукоположениях будет принимать священноначалие Русской Православной Церкви. Мне представляется, что по окончании семинарии готовые к хиротонии студенты должны быть рукоположены. Важным видится и их возможное направление на приходы сибирских или дальневосточных епархий для миссионерского служения среди китайцев, проживающих в России.

Как принимают православных китайцев в России? Есть ли польза для китайских паломников от этих поездок?

– Должен сказать, что принимали нас с большой теплотой и неподдельным живым интересом. Для православных китайцев, помимо возможности участия в богослужениях, исповеди, причастия, эта поездка – еще и общение с православными христианами в России, а также, безусловно, еще один шаг для укрепления их собственного единства, столь необходимого для восстановления нормальной церковной жизни.

В России распространено мнение о некой «желтой угрозе», якобы нависшей над нашей страной. Вы прожили в Китае уже более двух лет, скажите, реальна ли она?

– Мне кажется, на эту тему существует немало спекуляций. Я не вполне даже понимаю, в чем тут видят угрозу – почти никто из китайцев, работающих в России, насколько я знаю, не рассматривает ее как страну своего постоянного проживания. Если у нас становится больше китайцев (их, кстати, на сегодня насчитывается как минимум 20 процентов от всего населения земного шара), значит, мы должны сделать все, чтобы и этот народ обратить ко Христу. По апостолу Павлу, для Церкви нет разницы между эллинами, иудеями и другими национальностями. В проповеди Православия я вижу призвание России и долг каждого православного христианина. Неисполнение этого призвания, игнорирование нашего долга – вот основная угроза для нас.

– Отец Дионисий, как Вы смотрите на изменение жизни православных граждан Китая в свете состоявшегося Саммита религиозных лидеров, на котором присутствовали также и представители правительства Китайской Народной Республики?

– Скорых перемен не жду. Церковная и духовная среда не возникают от политических решений – думаю, больше всего нужно заботиться о духовном росте и воцерковлении православных христиан в Китае, а политические решения тут могут играть поддерживающую роль. Что касается Саммита, тут, я бы сказал, важны имевшие место контакты на высоком уровне. Официальный Китай пока не вполне осознает роль Православной Церкви в истории России и в сегодняшней жизни страны. Думаю, визит китайской делегации послужит формированию более полного взгляда на Русскую Православную Церковь на уровне официальных лиц КНР.

В Интернете появилась информация о том, что в Харбине построят православный храм. Будут ли в нем проводиться богослужения для православных китайцев?

– Пока китайская сторона говорит об открытии этого храма как туристического объекта. В этом решении трудно усмотреть какое-то улучшение положения православных верующих в КНР. В Харбине уже есть открытый храм, община немногочисленна. В Пекине же, несмотря на большее число верующих, нет ни одного православного храма. Однако сегодня для нас гораздо важнее решение проблемы пастырского окормления китайских верующих – я говорю о хиротониях наших китайских семинаристов.

– Отец Дионисий, благодарю вас за данное интервью, которое будет очень интересно нашим читателям. Я также поздравляю вас с заслуженной наградой от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – саном протоиерея и желаю вам помощи Божией в нелегком труде на благо нашей Матери-Церкви.

Фото автора

 Церковь должна прийти и в школы и в армию» – председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы журналиста «Комсомольской правды»

О кризисе человека

– Владыка, какова, на ваш взгляд, особенность эпохи, в которой мы живем, каковы главные проблемы человека сегодня?

На мой взгляд, самая большая проблема сейчас – это кризис человеческой личности, а совсем не вопросы экономики. Даже в 90-х, когда было совсем плохо, нечего было есть и не платили зарплаты, я настаивал, что экономические проблемы при всей их остроте не являются для нас по-настоящему опасными, стратегически опасными. Потому что такая страна, как Россия, не может быть бедной. И человеческий, и интеллектуальный потенциал, и ресурсы, которые нам Бог дал, при правильном сочетании одного с другим, несомненно, будут давать результат. И сейчас мы видим, что потихоньку страна выходит из экономических трудностей. А вот то, что действительно имеет отношение к стратегии человеческой жизни, и не только в России, а во всем мире, – это кризис личности.

– В чем проявляется этот кризис?

– Главное отличие человека от других существ – это даже не интеллект, потому что и в животном мире есть впечатляющие проявления интеллекта. Люди не имеют оснований гордо заявлять, что они единственные, кто способен осмыслять реальность. А вот чего нет в животном мире – так это нравственного начала. Поведение животных подвластно инстинкту. У человека не так. Когда люди жертвуют своей жизнью ради других, они руководствуются нравственным чувством. Если оно разрушается, то есть человек не может отличать добро от зла, он перестает быть человеком. Тогда он – лишь носитель интеллекта. Этот интеллект может совершенствоваться, равно как человек может наращивать свои мышцы. Но если при этом разрушается его нравственное начало, сила человека становится смертельно опасной для него и окружающих. Мы сейчас видим знаки этой катастрофы – жестокость, криминал, коррупция...

О добре и зле

– Почему же такое произошло с человеком?

Грешного человека провозгласили мерилом добра и зла. Причем в каком-то смысле это правильно, потому что сам человек определяет, что хорошо и что плохо. Но вот самый важный вопрос: а критерий в определении добра и зла – его что, тоже сам человек определяет для себя?

– А почему нет?

Если так, тогда нет объективной нравственности. Потому что все становится произвольным. Что хорошо и обязательно для меня, может не оказаться таковым для вас. Наши оппоненты-либералы говорят: мол, Церковь хочет иметь верховное право решать, что есть добро, а что зло, быть всем судией, получить власть над всеми людьми. А мы, мол, не хотим этого, мы желаем быть свободными, и пускай каждый определяет для себя, что есть добро, а что – зло. Мы согласны с нашими либеральными коллегами в том, что человеку тоже дана власть определять, что есть добро и что – зло. Но он должен опираться на критерии, которые Бог заложил в его природу. А если он сам для себя мерило всех вещей? Тогда он может решить: считаю правильным убить, ограбить человека лишь потому, что у него другая вера или национальность...

– Но ведь у каждого человека есть еще и своя совесть?

Еще апостол Павел сказал, что совесть может быть сожжена. Человек сам может разрушить в себе нравственный критерий. Если вы убеждаете себя, что ваш дурной поступок объясним и оправдан, то в конце концов сами начинаете в это верить. Если мы разрушим нравственные критерии, то мы способны на все. И тогда никакой борьбы с криминалом, никакой борьбы с коррупцией – ничего не получится. Люди должны не воровать и не убивать не потому, что в государстве строгие законы, а потому, что нравственное чувство человека не позволяет этого сделать. Церковь и апеллирует к этому нравственному началу, заложенному в природе человека.

О божественном в человеке

– Любого человека? Где бы он ни родился, какой национальности бы ни был?

Любого. Возьмем героев литературы. Ведь если нравственность относительна, то положительный герой в Америке был бы другой, чем в России или Папуа-Новой Гвинее. Но ведь нет же. Ну, попробуйте представить положительным героем насильника, убийцу, вора, обманщика? Не получится! Даже американские боевики и те имеют хеппи-энд – торжество добра. Хеппи-энд – общий для всех: белых, черных, богатых, бедных. А почему так? Потому что есть общие для всех критерии. А откуда они берутся? Из природы человека. Бог так создал нас.

– И только Церковь способна сохранить нравственную природу человека?

 – Меня вот не покидает чувство, что сегодня Церковь в одиночку с этими задачами справиться не может. В прошлом были наша великая литература, образование, которые формировали одни и те же ценности. Сегодня мы наблюдаем дробление этого идеала: в школе говорят одно, дома – другое, на улице – третье, по телевизору – четвертое. И ребенок воспитывается с таким лоскутным сознанием. И вот здесь важно взаимодействие Церкви со всем обществом. Главное сейчас – не борьба за удвоение экономики, а борьба за человека.

О демократии

– Как Вы относитесь к демократии?

Для меня демократия – это в первую очередь гармонизация интересов. Все остальное вторично. Я не признаю взгляда на Россию сверху вниз, как то позволяют себе иногда на Западе. Если главное содержание демократии – гармонизация интересов, каждая страна должна идти к демократии, сообразуясь со своими особенностями. А нам говорят: нет, вам не надо учитывать свои особенности, вы должны просто воспроизвести у себя модель – желательно Соединенных Штатов Америки.

Мы говорим: но ведь у нас разные история, культура, традиции. Нет, отвечают нам, вы должны строго соблюдать единые параметры. А если не соблюдаете, то вас за это надо долбить.

Но ведь так быть не должно! Поэтому люди и отторгают такую демократию. Спросите у среднего россиянина, как он относится к демократии. Он скажет: плохо. Потому что у нас демократия зачастую ассоциируется с неким идеологическим вторжением Запада. А на самом-то деле демократическая идея замечательная – люди призваны взаимодействовать и сочетать свои традиции. Тогда демократия тоже получает нравственное измерение.

Об уроках Православия

– Сейчас много споров о том, нужно ли Церкви идти в армию, школу...

Я думаю, что во многом эти споры не очень добропорядочны. Принятые Россией законы уже предполагают, что каждый гражданин имеет право на религиозное образование в школе. Практически во всех школах 3апада тоже преподаются основы религии. Наши оппоненты возражают: Россия – многонациональное, многорелигиозное государство, а как же мусульмане, а как же неверующие? Но это придуманные «страшилки». Речь не идет о том, чтобы Основы православной культуры навязывались всем подряд и без вариантов. Это должен быть предмет по выбору. Должна быть и альтернатива. Если в классе есть мусульмане, для них могут вестись Основы исламской культуры. Другой разговор, если в классе 98 процентов православных, один мусульманин и один атеист, то я не думаю, что для преподавания этим единицам нужно за счет государства приглашать отдельных учителей. Ссылки на нашу многоукладность нельзя использовать для того, чтобы запретить абсолютному большинству народа изучать основы своей религиозной культуры.

То же в армии. Мы провели в Калининграде военные сборы духовенства, которое работает в Российской армии пока еще не на постоянной основе. И пригласили на эти сборы представителей ислама, иудаизма, буддизма. Православный военнослужащий имеет право попросить, чтобы с ним общался православный священнослужитель, а другие верующие имеют такое же право со своими священнослужителями.

Об исламе

– Не представляет ли yгpoзу Православию приток в Россию мигpaнтoв-мусульман?

– Здесь важно, что за люди приезжают к нам и с какими намерениями. Если у нас будут появляться ваххабиты, которыe силой оружия станут насаждать свои убеждения, это опасно. Если же у нас будет процветать умеренный российский ислам, с которым мы живем бок о бок тысячу лет без всяких конфликтов, никакой опасности я в этом не вижу. Наоборот, наша страна может стать примером для тех гocударств, где льется кровь в братоубийственных конфликтах. В России никогда не было религиозных войн. Этo дорогого стоит.

О возрождении нации

– Есть ли в Церкви какая-то статистика, которая свидетельствует о религиозном возрождении нации?

Это заметно даже чисто визуально. Я вспоминаю, как выглядел храм в Пасхальную ночь лет 15 назад и как он выглядит сейчас. Тогда это была подвыпившая молодежь, которая приходила поразвлечься, пошуметь, покуражиться. А теперь это весь наш народ, мужчины и женщины, молодого и среднего возраста. Часто можно увидеть совершенно трогательные сцены, когда родители держат маленького ребенка на руках в течение 3 – 4 часов, пока идет служба.

У меня в Смоленске в гостях были один известный швейцарский юрист с женой. Они попросили, чтобы я привел их в храм на Пасху. За богослужением я посматривал на них и понимал, что им трудно будет выстоять до конца. Он стоял смертельно бледный, вцепившись в поручни ограды, она тоже была близка к потере сознания. Рядом были стулья, они могли сесть. Но не сели. После службы я спросил, почему они не дали себе отдохнуть. «Мы так устали, – говорят они, – как никогда в жизни. Хотели сесть, но когда увидели ребят из православного детского сада, которые в свои пять-шесть лет стояли всю службу, то не могли себе позволить присесть».

Я не люблю оперировать цифрами, процентами, но все-таки значительно более 60 процентов людей в России заявляют о том, что они православные. Мне часто приходилось тестировать в Москве большие аудитории, перед которыми я выступал, состоявшие из светских людей. Я просил поднять руки тех, кто считает себя православным. Поднимали процентов 95. 

Беседу провела Лариса КАФТАН (Текст приводится с сокращениями)

Телегония, или загадка генома

Священник Георгий КУЛАКОВ, настоятель прихода во имя Святителя Николая в районном поселке Ордынское – доктор медицинских наук, профессор, 33 года проработал врачом-терапевтом. Из них свыше двадцати лет – заведующим кафедрой внутренних болезней в Томском медицинском институте, более семи лет – проректором по лечебной работе.

В начале 90-х годов профессор Г. Кулаков с семьей отправился в поездку на Святую Землю, и после этого все изменилось в его жизни. По благословению своего духовника в 2000 году он закончил Томскую Духовную семинарию, в 2005 году – Киевскую Духовную Академию. Весной этого года получил ученую степень кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Взаимосвязь православной биомедицинской этики и религиозного смирения».

Понятия целомудрия и девственности современному человеку по большей части чужды. Они кажутся ему cтapомодными, и вызывают интерес лишь как примечательная странность. Однако первые мужчина и женщина были созданы в виде нерушимого единства с Богом и друг с другом. Согласно Священному Писанию, Адам и Ева были одной плотью, и благословил их Бог, и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт.1, 28).

Ни в мать, ни в отца…

Вступающие в брак, естественно. в большинстве своем хотят иметь детей. Но мало кто сегодня знает о том, как влияет на здоровье потомства девственная чистота, что именно от нее зависит, какими будут эти дети. А наши предки знали: они сумели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества. Девичья честь и супружеская верность во все времена определяли генетическую основу семейного счастья, счастливой будущности родителей и их детей.

Нередко в быту мы встречаемся с тем, что в казалось бы порядочной и уважаемой всеми семье отсутствует контакт родителей с сыном или дочерью, дети совершают поступки вопреки принятому семейному этикету. Почему же так происходит?

По наблюдениям ученых, женщины часто рожают детей, не похожих не только на родителей, но и на кого-либо из ближайших родственников. Это объясняется тем, что 98 процентов (!) вполне благополучных матерей имели добрачные связи. В итоге такие «девушки – добрачные женщины» дарят своим «законным любимым» скрытые грехи и трагедии предыдущих половых связей: наукой отмечено, что наследуются не только внешние признаки первого полового партнера, но в определенных случаях и его болезни, в частности, венерические, психические заболевания, болезни крови. Поэтому дочь или сын, рожденные от женщины, которая познала мужчину до замужества, чyждаются отца, они ведь ему чужие.

Давно замечено, что иногда у женщины, вторично вышедшей замуж, дети от второго мужа бывают похожи на первого. Поэтому в Китае когда-то существовал даже закон, запрещавший рожавшим женщинам вторично выxодиrь замуж. Этим отчасти объясняется очень серьезное отношение многих народов к целомудрию как к понятию прежде всего нравственно-генетическому.

Арабские скакуны с окрасом зебры

Телегония (от «теле» – далеко и «гони» – рождение), как научный факт, стала признанной благодаря авторитету Чарльза Дарвина (1809 -1882). Для изучения влияния первого или предыдущего партнера, а также первой партнерши на наследственные признаки потомства было создано научное направление. Основанием для этого послужили данные при скрещивании разных пород животных. Например, когда более ста лет тому назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, решили скрестить лошадь с зеброй, опыты не удались. Не произошло ни единого зачатия ни у лошадей от мужских особей зебр, ни у зебр-кобыл от породистых жеребцов. Эти эксперименты забылись. Однако через несколько лет после вязки породистых жеребцов и кобыл-чистокровок, бывших под самцами-зебрами, от них стали рождаться полосатые жеребята… Поэтому-то опытные лошадники и не допускают к породистой кобыле непородистых жеребцов – знают, что будет вырождение.

Практики-собаководы и профессиональные заводчики собак также четко отслеживают родословную породистых собак, потому что стоит породистой суке всего один раз «познать страсть» беспородного кобеля, и в будущем от нее породистых щенят ждать нечего.

В ходе многочисленных экспериментов, которые проводились на свиньях, овцах, кроликах, курах, голубях при скрещивании разных видов наблюдали немало случаев проявления признаков предшествующих производителей. В животном мире явление телегонии принято за основу, не будь его – не было бы в России лучших пород животных: породистых скакунов, молочных коров, отменных соболей...

Интенсивные научные физиологические, антропологические, социологические исследования и даже опыты, если представлялась возможность, проведенные учеными в XIX веке, позволили установить, что эффект телегонии распространяется на людей даже в большей степени, чем на животных.

Естественно, исследования касались в основном внешних проявлений изучаемого явления. В те времена еще не было такого широкого обмена генофонда человеческих особей, да и глубоких генетических исследований в XIX веке просто не могло быть. Однако и полученные результаты смутило определенную группу лиц. Публикации по проблеме телегонии были засекречены. Открытие спрятали, так как в противном случае могла бы приоткрыться завеса судеб множества простых и великих людей. В энциклопедию внесли удобную для засекречивания фразу: явление телегонии якобы не подтвердилось. А позднее и вовсе это понятие было изъято из большинства энциклопедий и словарей.

 С того момента по воле все тех же заинтересованных лиц опыты были прекращены, результаты засекречены или уничтожены. Для более полной компрометации полученных выводов уже в наше время стали привлекaтъ специалистов по генетике и селекции, молекулярной биологии, и порешили считать телегонию пережитком религиозной идеологии. Другими словами, факт налицо, а по науке выходит, что такого быть не может (К слову, генетиками обработано менее одного процента информации о геноме человека.).

«По плодам их узнаете их»

Сторонники телегонии считают, что это явление свойственно всем организмам, у которых существует внутреннее оплодотворение, включая человека. С их точки зрения, решающее значение на потомство женшины оказывает ее первый в жизни мужчина, так как именно он, а не отец ребенка, закладывает генофонд всего будущего потомства. Не будучи биологическим отцом, предыдущий мужчина может оказаться даже просто биологически «сильнее» отца настоящего, и тогда его черты проявятся в детях, вроде бы и не родных ему.

В XX веке связь девственности с качеством потомства попытались объяснить генетики. Сперматозоиды, как известно, несут генетическую информацию. Попадая в половые пyти женского организма, они достигают яичников, покрытых зародышевым эпителием, из которого созревают яйцеклетки. Сперматозоиды распадаются до генов, некоторые цепочки которых могут проникнуть в клетки зародышевого эпителия. В дальнейшем яйцеклетки, готовые к оплодотворению, могут нести гены предыдущих представителей, которые проявляются у последующего потомства. Длительность жизни спермaтoзoидов в половых путях варьируется: у птиц – от 3—5 до 70—80 дней, у млекопитающих – от нескольких дней до нескольких месяцев. Чем больше сперматозоидов попадает в организм самки, тем больше вероятность трансформации (телегонии) зародышевых клеток. Подобное явление может увеличивать количество тех или иных генов, уже имеющихся в гаметах, а значит, и увеличивать количество признаков. Другими словами, гены мужчины «запоминаются» организмом женщины даже без беременности.

К слову, исследование родословных книг (генеалогический анализ) видных и простых людей показало, что положительные характеристики родителей (особенно интеллектуальные данные) передаются по наследству в меньшей степени, чем отрицательные. Более того, последние, включая болезни, передаются в усиленных формах и играют свою роль в ослаблении и вымирании наций. Примеры показывают, что в алкоголизме, а также различных маниях легко возможно проявление атавизма – скачка назад через поколение, когда пороки предков, не проявившиеся в детях, сказываются на внуках.

Нравственность – духовный щит, способность отличать добро от зла

Законы жизни, действующие в человеческом организме, делятся на физические и духовные. Духовные законы определяются Промыслом Божиим, пути которого неисповедимы, а естественные (физические) слагаются из набора соответствующих физических представлений. В человеке присутствуют невидимый и видимый миры, взаимосвязанные в единую систему, понуждающие его не забывать о своем высоком предназначении. Очевидно, в организм человека Творцом заложены некие механизмы, автоматически срабатывающие при греховной жизни и вызывающие изменение природы человека.

Опасный фактор телегонии предупреждает тех, кто считает, что девственность, мол, хранить не обязательно, что с ней якобы труднее выйти замуж, что девственность супруги – признак ее сексуальной и иной неполноценности… Он доказывает: девичья честь – понятие нравственно-генетическое, и это немаловажно для тех мужчин и женщин, которые хотят и могут иметь своего ребенка, любящего родного отца, а не относящегося к нему как к чужому. Каждая внебрачная половая связь, будь она хоть единичной, – это дубина, которой женщина бьет себя, ломает свою судьбу, жизнь детей, внуков, порождая семейные трагедии, убийства и самоубийства, брошенных, отчужденных или враждебных к родителям потомков. Девичья честь и супружеская верность – это генетические основы счастливой будущности родителей и их детей. Они есть основы крепости не только семейных устоев, но и генетической преемственности здоровья и благополучия семьи, нации и государства. Именно поэтому все ведущие религии мира не только девичью, но и юношескую нравственность требуют беречь, укреплять в семье и в государстве. Изнасилование же считается тяжким уголовным преступлением, караемым часто смертью.

Религиозное и общественное сознание веками исходило из твердой убежденности, что именно нравственная деградация ведет к генетическому вырождению. Всегда следует помнить Священное Писание и слова святых отцов: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28).

Когда Господь называет тело Свое Церковью или наши тела храмом Божиим, тогда Он внушает нам высокое уважение к телу как скинии временной, в которой живет бессмертный дух наш, равно как и то, что мы должны всячески беречь его от осквернения и растления и соблюдать его в чистоте и святости. «Руце Твои сотвористе ми и создасте ми, вразуми ми и научуся заповедям Твоим» (Пс.118, 73).

«Не прелюбодействуй» – это церковное требование гарантирует сохранность генетического фонда народа, генетическую совместимость мужа и жены, исключает наследственные болезни, вырождение рода. Сколько медицинских функций заключает в себе всего одна Божия заповедь чистоты и целомудрия! Таким образом, целомудрие есть признак истинной цивилизованности, идущей из глубины веков. В апостольских посланиях и писаниях святых отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой греховной плотской скверны, а также здравие ума и души. Девство – это борьба со страстями и своей природой, очищающие ум и делающие его подобно уму первозданного человека. Чистое девство любезно и Богу, и людям. Недостаток же целомудрия лишает нас Неба. И Господь не раз предупреждает нас об этом: «Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбодее, ни малакии, ни мужеложницы Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6, 9—10). «Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления» (Кол. 3, 5-6). «Явлена же суть дела плотская, иже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящии Царствия Божия не наследят» (Гал. 5, 19, 21).

Царство Небесное принадлeжиr людям чистой жизни, чистого сердца: «Блажении чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). «А целомудренным, – говорит Господь устами пророка Исаии, – дам Я в Доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее; дам им вечное имя, которое не истребитcя» (Ис. 56, 4—5). Нечистым же определено вечное осуждение: «Стрamливым же и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящим и чары творящим, идоложерцем и всем лживым, часть им в езере гopящем огнем и жупелом» (Orкp. 21, 8).

 Именно нравственное чувство – тот духовный щит, которым Творец защищает от приражения зла всякого человека и сохраняет его в нравственной, духовной и телесной чистоте. Оно определяет жизнь человека, его совесть, мировоззрение, поведение, отношение к Богу, к закону Божию, к людям, ко всей природе.




Яндекс.Метрика

На главную страницу