Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ПУТЯМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

 «Идите, научите все народы…

Продолжение. Начало см. №6, июнь 2006

В ранние века христианства Галлию населяли кельты. Такое наименование – кельты – получили от древних греков варварские племена Центральной Европы, чья цивилизация сформировалась примерно в VIII веке до Р.Х. на территории нынешней Австрии. В VII веке до Р.Х. кельты стали осваивать Галлию, и с III века до Р.Х. они уже ведут полуоседлый образ жизни.

Примерно в V веке до Р.Х. кельтские племена пришли в движение. Один поток их вторгся на Аппенинский полуостров. Здесь они основали город Милан, а в 390 году до Р.Х. захватывают и подвергают разграблению Рим.

Другой поток варварских племен в III веке до Р.Х. обрушился на Фракию, Грецию, Македонию и Иллирию, а также часть Малой Азии, где кельты получают другое наименование – галаты. Влияние их на цивилизованный мир по своему значению становится равным влиянию персов и скифов.

Где проповедовал апостол Крискент

 Одним из важных событий в истории развития христианства в Галлии и Британии, по мнению историков, является Арльский собор 314 года. Под принятом на нем определении стоят подписи 16-ти епископов от галльской Церкви. В то время на Востоке даже в небольшом поселении верующие могли иметь своего епископа, тогда как на Западе епископы находились только в главных городах провинции. Евсевий Кесарийский упоминает о послании «галльских парикий (приходов), над которыми епископствовал Ириней» по вопросу празднования Пасхи. По всей видимости, он был епископом всей Галлии, а парикиями управляли пресвитеры и даже диаконы.

 Ириней Лионский был преемником епископа Пофина, которого упоминает Евсевий: «Епископское служение в Лугдуне было вверено блаженному Пофину». В исторической литературе это первое упоминание о галльском епископе. Но Евсевий не говорит о том, что Пофин и был первым епископом Лугдуна (Лиона), а также не указывает время пребывания его на епископской кафедре. Поэтому мы не можем с уверенностью говорить о том, что христианство в Галлии появилось именно во II веке.

 Напротив, предание приписывает проповедь в Галлии апостолу от 70-ти Крискенту, бывшему спутником апостола Павла. Во втором Послании к Тимофею апостол Павел говорит: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию…» (2 Тим. 4, 10). Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» об апостоле Крискенте также пишет: «Из остальных спутников Павла Крискент, по собственному свидетельству апостола, был отправлен в Галлию».Под названием же Галатия в исторической литературе подразумевается именно римская провинция Галлия.

 Так как святые апостолы не только управляли Церквами, но и сами благовествовали народам слово Божие, то логично было бы предположить, что в Галлии христианство распространилось в первом, а не во втором веке от Р.Х.

 Следует также отметить, что торговые пути в те времена проходили через Южную Галлию, где находились греческие города-полисы. Это вполне могло привлечь сюда предприимчивых иудеев и создать определенную почву для проповеди. Вероятно, для утверждения верующих в истине и устроения церковной жизни и отправился в Галлию апостол Крискент.

Был ли святой Дионисий Ареопагит  первым епископом Парижа

 В церковно-исторической литературе существуют два предания относительно святителя Дионисия, первого епископа Парижского. В первом им является святой Дионисий Ареопагит, о котором говорится в книге Деяний апостолов. Будучи членом афинского Ареопага, он уже в преклонном возрасте стал учеником апостола Павла, когда тот проповедовал в Афинах (Деян. 17). Оставив жену и детей, Дионисий Ареопагит три года был спутником первоверховного апостола. По свидетельству Евсевия Кесарийского, он стал первым Афинским епископом, а затем, повинуясь Божией воле, возвещенной ему в откровении, святой Дионисий оставил на Афинской кафедре своего преемника Публия и пришел в Рим. Отсюда, по поручению римского епископа Климента, он вместе с Рустиком и Елевферием отправился просвещать светом Христовым Галлию. Когда святой Дионисий пришел в Париж, то многих он обратил от идолослужения к вере во Христа.

 Во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Домицианом, святых Дионисия, Рустика и Елевферия схватили и предали на мучения, требуя, чтобы они принесли жертвы языческим богам. Никто из них не повиновался мучителям, но чудесным образом оставаясь в живых, они продолжали исповедовать Христа, Истинного Бога. Тогда их осудили на усечение мечом.

 По смерти святого Дионисия Бог явил преславное чудо. Обезглавленное тело святого, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею около шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени. Там, отдав главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, происходившей из римской знати, оно пало на землю, указав тем самым место, где должны быть погребены святые останки. Многие из язычников, видя это чудо, уверовали во Христа. Впоследствии, после прекращения гонения на христиан, на месте захоронения святого Дионисия была устроена церковь.

 Второе предание возникло уже в XVII веке, но именно оно изложено в современных энциклопедиях и учебниках и считается историческим, а первое если и упоминается, то лишь как легенда. Согласно этому преданию, о жизни первого Парижского епископа ничего не известно, кроме того, что он был епископом во второй половине III века и мученически окончил свое служение.

 Но если принять за основу утверждение, что нам ничего не известно о личности и событиях жизни первого епископа Парижского, то как же нам вдохновляться, обращаясь к святому Дионисию с молитвой? Кроме того, второе предание не дает объяснения, почему, начиная с IX века, западные богословы предпринимали поистине титанические усилия для того, чтобы понять сложные мистические сочинения, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту. Не потому ли, что их вдохновлял подвиг его служения в Западной Европе, во Франции.

Небесный покровитель французской монархии

 Сказание о славном происхождении святого Дионисия было известно и великим святым Православной Церкви. Они в своих сочинениях подтверждают его подлинность. Святой Мефодий, Патриарх Константинопольский, стал автором первого жития Дионисия Ареопагита на греческом языке, содержащего повествование о его мученической кончине в Лютеции (ныне – Париже). Священномученик Михаил Синкел, пострадавший от иконоборцев, преклоняясь перед славной кончиной первого афинского епископа, составил Панегирик святому Дионисию Ареопагиту. Преподобный Симеон Метафраст был талантливым автором «Житий святых». Изучив источники, где повествуется о жизни святого, он также включил в его жизнеописание рассказ об апостольском служении Дионисия в галльской земле.

Святитель Димитрий Ростовский, церковный иерарх, выдающийся автор самого полного собрания Житий святых, уже был осведомлен о существующих на Западе сомнениях относительно того, кто был первым епископом Парижа. Тем не менее, в житии святого Дионисия Ареопагита он рассказал о «западной странице» его жизни, а также поведал о чуде «кефалофории» (главоношения), которое вызвало столько толков и недоумений у исследователей и мыслителей нового времени.

 Девятнадцатого октября 1997 года впервые за много лет в кафедральном соборе на улице Сен-Дени православным духовенством был совершен молебен. После богослужения протоиерей Марк-Антоний ознакомил присутствовавших на молебне французских паломников с основами учения Православной Церкви о святых мощах. С одной стороны, они являются знаком присутствия среди нас, в этом мире, наших Небесных покровителей. С другой стороны, пропитанные благодатью, полученной святыми исповедниками веры Христовой за их прижизненные подвиги, мощи сами становятся источником чудес, могучим средством помощи всем верующим в их духовной жизни.

 Знакомство со славным житием святого Дионисия Парижского, с историей его почитания оказалось самым ярким впечатлением для паломников, посетивших в этот день базилику на улице Сен-Дени. Ведь среди православных, живущих на Западе, большинство составляют либо русские, либо греки. Поэтому и для тех и для других особенно утешительно было узнать, что основатель христианской Церкви в Париже – выходец с Востока. А для православных парижан, несомненно, радостным открытием явилось то обстоятельство, что небесным покровителем французской монархии и государственности является не кто иной, как «ученик до третьего небесе достигшего апостола, прошедший сам небесныя врата духом, отче всемирный» святой Дионисий Ареопагит.

Алексей ЗУБОВ,  послушник Вознесенского кафедрального собора,  выпускник НСМПБИ


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу