Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

МОЛОДЕЖНЫЕ СТРАНИЦЫ

 

Что нового у друзей

C 14 по 22 мая в Томске проходили Кирилло-Мефодиевские чтения, которые являются главным образовательным мероприятием Томской епархии. В рамках Чтений прошел региональный форум православных молодежных объединений. В нем приняли участие представители Новосибирска, Омска, Барнаула и Павлодара, благодаря чему форум назвался международным. Организатор встречи семинарист Денис Мелентьев подготовил несколько интересных мероприятий, о двух из них хотелось бы рассказать подробнее.

Петербург на связи

Томичи приготовили своим гостям оригинальный подарок – Интернет-конференцию с молодежью Санкт-Петербурга. Около двух часов мы общались с представителями межвузовской ассоциации «Покров» и председателем Отдела по делам молодежи Санкт-Пеетрбургской епархии священником Артемием Скрипкиным.

Интернет-конференция была организована в доме Шишкова. Мы сидели за круглым столом в специально оборудованной комнате, напротив каждого стоял микрофон, а сбоку висел большой экран, на котором можно было видеть собеседников. Питерцы расположились в библиотеке университета имени Герцена. Во время разговора операторы давали крупный план человека, который вел рассказ, или общий план – когда мы слушали выступления молодежи Санкт-Петербурга.

Наш разговор начался со знакомства. Вначале представился каждый из нас и рассказал немного о работе с молодежью в своей епархии. Затем разговор продолжили студенты питерских вузов. Еще в 2001 году они создали межвузовскую ассоциацию «Покров».

«Вначале это была инициатива преподавателей, а затем вся работа стала проводится с подачи молодежи», - рассказывал председатель студенческого совета ассоциации «Покров» Владимир Гуренов.

Сейчас в ассоциации 36 вузов, в основном Санкт-Петербургские, а также три университета Рязани, один - Воронежа и Уральский институт бизнеса.

В Петербурге деятельность студенческой ассоциации сконцентрировалась в педагогическом университете имени Герцена, Военно-космической академии имени Можайского, а также семинарии и Духовной академии. Владимир обозначил основные направления деятельности ассоциации. В первую очередь, это информационная работа и проведение научно-практических конференций. Силами активистов издаются «Покровские листки», работает сайт и идет общение на сайте Вконтакте.ру в группе ассоциации.

Проводится очень много досуговых мероприятий. Для малоцерковных людей организуются культурно-просветительские поездки по России. За три года более 3 тысяч студентов из 25 вузов объехали 30 городов северо-западной части страны и побывали в Великом Новгороде, Москве, Рязани, Старой Ладоге, Выборге, Старой Руссе, в городах Архангельской области.

Особенно популярны студенческие балы, которые проводятся силами студентов творческих вузов – для них это возможность применить получаемые знания на практике. Эти балы заявлены как светские мероприятия, но приурочены всегда к православным праздникам. Традиционные даты балов: 15 октября – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 25 января – в день памяти святой мученицы Татианы. Также вузы ассоциации участвуют в организации епархиальных художественных выставок.

Курсант Военно-космической академии имени Можайского Никита Затеев рассказал о жизни православных студентов этого вуза:

- В 2002 году в нашей академии была открыта молельная комната, и с этого же времени мы начали возрождение храма во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, который был освящен 160 лет назад. В 2006 году был создан Круг духовно-нравственного возрождения «Верность», участники которого занимаются социальной работой. Наша цель – возрождение духовных и культурных традиций российской армии, русского воинства, обеспечение национальной безопасности.

Курсанты проводят большую работу в деле церковного просвещения и общественного служения, разрабатывают культурные программы и организуют туристические походы. В молельной комнате академии ежедневно читается акафист святым равноапостольным царю Константину и царице Елене; собрана большая библиотека православных книг и фильмов, издается газета «Фавор». Курсанты также трудятся на кладбище: восстанавливают могилы юнкеров царского Павловского военного училища.

(Томичи в ответ на рассказ петербуржцев поделились проблемой студентов главного вуза области – ТГУ. Когда-то при нем был храм в честь Казанской иконы Божией Матери, сейчас на этом месте обустроен актовый зал. Студенты собирали подписи за возвращение помещения, но диалог с руководством вуза не состоялся. При ТГУ существует православная община, которая и занимается этими вопросами. Год назад студенты начали издание молодежного журнала «Сретение», в мае 2008 года вышел второй номер.)

С 2005 года питерские студенты занимаются социальной работой, в основном, в детских домах города и области. Также ребята помогают детям-инвалидам и матерям-одиночкам.

Сейчас в Санкт-Петербурге более 15 храмов при вузах, в епархии есть благочиние по взаимодействию с ректорами и учеными советами вузов. «Большая проблема в том, что в храмы при вузах студенты почти не ходят, - рассказывал отец Артемий. – Молодежь считает, что открытие храма при родном университете ничего не изменит. Возможно, что молодые люди просто не «замотивированы» на религию. Поэтому мы должны просвещать их через образование, а это очень сложно. Открыть студенческий храм непросто, так как все зависит от личных отношений архиерея и ректора. Если ректору храм не нужен, нужно искать контакт на другом уровне».

В Петербурге достаточно хорошо развита православная журналистика, и молодежные СМИ занимают в ней значимое место. В епархиальных изданиях всегда есть материалы о жизни молодежи. В православной студии Пятого канала Санкт-Петербурга ведутся съемки передачи о жизни молодежи епархии.

СМИ – от слова смирение…

В рамках Кирилло-Мефодиевских чтений 14 мая 2008 года прошла конференция на тему «Церковь и СМИ: пути взаимодействия».

Одним из ее инициаторов и организаторов был преподаватель факультета журналистики Томского государственного университета Илья Мясников. Во время своих лекций и семинарских занятий он часто говорит со студентами о нравственности и православной вере. Поэтому не случайно на конференции большинство присутствующих были студенты журфака ТГУ.

По словам Ильи Юрьевича, студентов волнуют в основном два вопроса: как сделать так, чтобы Бог помогал мне здесь и сейчас? И - что православного есть в журналистике? Если студент православный, возникает немного другой вопрос: можно ли, будучи верующему, работать в светских СМИ? Игумен Силуан (Вьюров), наместник Богородице-Алексиевского монастыря, постарался ответить на эти вопросы.

- Паства должна получать пользу и от светских, и от церковных средств массовой информации. Сейчас СМИ – отдельный институт, а это неприемлемо ни для Церкви, ни для граждан.

Далее игумен говорил о том, что Православие – это ядро всей человеческой жизни, и никакая деятельность не может препятствовать образу жизни верующего человека. Но православный журналист никогда не будет подходить к своей деятельности механически. Его работа – это искание своего, а не чужого, девиз – не навредить, а принести пользу ближнему. Нужно помнить, что Православие дает не ущербный взгляд, а полноту картины жизни. Подход верующего человека к труду конструктивен.

Выступление игумена Силуана дополнил Артем Еремин, заместитель главного редактора журнала «Наследник»:
- Православный журналист каждую информацию пропускает через себя, осмысливает, тут не должно быть простого пересказывания. Нужно помнить, что люди имеют право нас не слушать, и это пресса существует для общества, а не общество для прессы. Потому журналисту необходимо помнить, что он отвечает за свои материалы перед людьми, а главное – перед Богом.

Отец Силуан добавил, что в журналистике обязательно должно быть смирение. Но смирение, скорее, не в современном понимании этого слова. Раньше слово «смирение» писалось через «ять» (смЕрение), то есть от слова «мера». Именно чувство меры и стремление найти золотую середину должно присутствовать в современной журналистике.


«У православного издания должна быть душа»

- в этом убежден Артем ЕРЕМИН, заместитель главного редактора молодежного православного журнала «Наследник», с 1997 года издающегося при Новоспасском мужском монастыре в Москве. В июле этого года он побывал в редакции «НЕВ» и мы, естественно, не могли не попросить его поделиться секретами популярности журнала «Наследник» и не задать вопросов, касающихся организации молодежных изданий.

- Многие молодые люди в епархиях и на общероссийском уровне пытаются издавать молодежные журналы или газеты, но, чаще всего, их хватает лишь на несколько номеров. Как вам в редакции удается сохранять жизнеспособность своего детища?

- Журнал «Наследник», как говорят французы, прошел путь айсберга, потому что перед ним шесть или семь лет было нерегулярное, любительское издание православной юношеской газеты. Самоценным продуктом она почти так и не стала, хотя и была в конце своей деятельности отмечена Святейшим Патриархом, что, собственно и послужило ее преобразованию из гусеницы в бабочку. И эта деятельность закалила в первую очередь главного редактора - священника Максима Первозванского, потому что человек шесть лет вел одну линию, создавая малотиражную, не очень красивую, не очень широко распространенную газету. Кто-то же должен быть человеком, который никогда не меняет своего настроения, своей позиции, не опускает руки ни в какой ситуации. Я не участвовал в выпуске газеты, не могу сказать, как это было, но думаю, что было тяжело, потому что косвенно я участвовал в жизни многих православных изданий. Действительно, обычно речь идет о всплеске энтузиазма, который продолжается максимум год, а потом под налетом текучки гаснет.

- Как произошел переход от газеты к журналу?

Благодаря конкурсу «Обретенное поколение». В 2003 году отцу Максиму, как духовнику организации «Молодая Русь», вручили премию конкурса, и одновременно на этом же форуме православная юношеская газета была отмечена в числе шести лучших не просто молодежных, а всех православных СМИ. Это резко изменило отношение к ней окружающих.

Безусловно, сотрудники редакции изначально трудились не за деньги, для многих это было вторым или третьим местом работы. Но теперь можно сказать, что кого-то из них журнал «кормит», и труд в нем стал их основной деятельностью. Правда, это произошло только с третьего года выпуска, не раньше.

Полтора года мы выходили в черно-белом формате, на скрепке, без склейки, сравнительно небольшого объема, потому что не могли его, этот объем, заполнить. Если б нам сразу помогли выпускать журнал того объема, который мы делаем сейчас, тогда мы бы забили его всякой ерундой, потому что просто сил не хватало. Надо с самого начала ставить скромные задачи, но зато потом постоянно предъявлять к себе повышенные требования, не останавливаться на этом первом уровне, подниматься, но медленно. И, кроме того, нужно постоянно искать не только читательскую, но и пишущую аудиторию.

Ни для кого не секрет, что есть закрытые издания, особенно это видно в Православии, - их создает и пишет в них определенный коллектив людей, они никого к себе не пускают, и им вначале хорошо друг с другом. Но через год-два им становится очень скучно вместе, и это понятно – запас творческих идей исчерпан, они высказались.

Необходимо с самого начала озаботиться привлечением людей, которые о вашем издании даже не знают, а не то что они рвутся, а их не пускают. Нужно пойти и начать их искать, кропотливо подбирать себе новых сотрудников, чем моложе, тем лучше, но в то же время не любых, а таких, чтобы они стали вашими единомышленниками. Допускать их к соучастию, а не просто говорить: «Пойди, сделай это, потом приходи через неделю, ты нам больше не нужен». Вот тогда образуется коллектив, который сам начинает генерировать инициативы, и у него уже жизнь совершенно другая. Человек едет в отпуск, берет с собой пачку журналов, распространяет их бесплатно, ищет новые каналы, куда-то заходит. И делает так не потому что ему это поручили, нет, ему этот поиск даже не оплачивают специально, просто потому, что ему интересно, он связывает себя, свое становление со своим изданием.

- Какова цель вашего журнала?

- Наша цель – поддержка и развитие традиционной русской культуры и особенно ее православной составляющей.
- Почему вы издаете именно молодежный журнал?

- Культура творится постоянно, у молодых больше сил. Конечно, они должны прислушиваться к старшим, оглядываться на них. Но основная, черновая, можно сказать, работа в культуре всегда принадлежит молодым людям. Наша задача – «раскрутить», в хорошем смысле этого слова, людей, которые считают себя приверженцами русской классической культуры, во всех ее отраслях. Например, мы публиковали материал девушки о моде – и это тоже культура. Наша «гиперцель» – создать поле традиционной культуры, но эта цель достижима только целями нескольких СМИ.

Мы очень кропотливо отслеживаем какие-то иностранные слова. Язык не обязательно должен быть славянским, но все-таки мы стараемся, по возможности, переводить современные термины, находить для них какую-то замену. Потому что это – культурное убийство, предательство своего языка.

Есть у нас и миссионерская цель. Мы полагаем, что культурный человек в России, если он развивается в рамках классической культуры, не может не прийти в Православие. Это настолько органичные вещи. То есть для него открытие веры станет совершенствованием собственного творчества. И это станет важной творческой, профессиональной задачей: ему не нужно будет специальной уделять время для того, чтобы знакомиться с Православием. Наш проект рассчитан на людей воцерковляющихся через культуру и, с другой стороны, стремящихся как-то культурно оформить свою церковную жизнь.

- Сейчас, на ваш взгляд, что востребованнее: издания о молодежи или для молодежи?

- Если честно, молодежный журнал «Наследник» на самом деле - альманах по жанру. Но если бы мы его так называли, кто бы его взял в «Розпечати»? Молодежи нужен журнал, а не издание для совместного семейного чтения. Использовать какие-то популярные бренды – допустимый прием, чтобы пробиться к читателям, но совершенно необязательно им соответствовать. Автор работает в стиле бард-рок, а у него авторская песня. Концепция – вот это вещь важная, без нее плохо. Но когда она начинает людей сковывать, особенно на первом этапе, это ужасно. Можно начать со сбора материала и посмотреть, что набралось, что из этого можно сделать, а не как это втиснуть в вашу концепцию. Издание должно родить концепцию.

Гламурная, глянцевая, журналистика построена на стандарте, но догонять ее нелепо – этого никогда не получится, а если и получится, то у тех, кто догонял, будет полное внутреннее перерождение. Если мы стараемся догнать конкурента, мы всегда проиграем. Нужно стараться быть на уровне своих целей. Нужно не бояться быть оригинальным. Вот - журнал «Отрок» (Украина) – шедевр! Издание без макета, но они рисуют каждую полосу! Каждый журнал рисуется заново.

- Какие православные молодежные издания вам еще хотелось бы отметить?

- Журнал «Нескучный сад» занимается организаций досуга и свободного времени для человека, семьи. Это журнал для уже церковных людей. На его площадке встречаются, общаются, это в каком-то смысле коллективный организатор.

У нас в журнале нет новостей и репортажей. Во-первых, мы выходим редко – 6 раз в год, во-вторых, мы стараемся выпускать номера так, чтобы они читались и через год. Материалы могут быть привязаны к событиям, но, в основном, не к современным. Событие может быть старым, но для многих людей оно является новостью, и в этом смысле новости есть и у нас. Но новости не хронологические и не «горящие». Большинство изданий очень крепко по своему содержанию связаны со своим кругом и оказывается, что они не интересны людям, которые к этому кругу не принадлежат. Эти СМИ фактически становятся корпоративными. Поэтому православный Интернет развивается более динамично. Например, у него нет расходов на распространение, и поэтому новинки, в основном, становятся известны через Интернет.

- Что вы думаете о епархиальной прессе?

- Коммуникация налажена очень плохо. Региональные СМИ не доходят в Москву и нигде там не продаются, а московские, если и доходят, остаются в пределах храмов, и тоже почти не известны.

- В Новосибирске молодежь одного из храмов попыталась начать издавать свой журнал, вышел один номер на Пасху этого года. Опыт был неудачным, но ребята вместе с настоятелем храма стараются подготовить второй номер. Как вы относитесь к таким начинаниям молодежи?

- Хуже всего, когда такого типа вещи делаются бессознательно. Но культурный порыв всегда нужно приветствовать, особенно в наше время, когда тяга к потреблению гораздо больше, чем тяга к производству вообще чего-то, тем более самостоятельной культурной продукции. То, что один раз это произошло неудачно, может быть, и хорошо. Главное, чтобы эти проекты не останавливались. Но только если их делает человек действительно талантливый. Если же он издал один номер и полгода с ним бегает и всем показывает себя на обложке – это уже мертвый проект. Должен быть принцип – издал себя, ищи другого и дай ему часть своей работы. Не издателя должны упрашивать опубликовать материалы кого-то, а сам издатель должен искать себе людей. Тогда этот проект будет жить. А обычно творческий запас у молодых быстро иссякает. Должен быть среди молодежи взрослый человек, который направляет их не только на самовыражение, но и на поиск.

- По-вашему мнению, с чего надо начинать выпуск газеты или журнала?

- Нужно постоянно собираться, обсуждать уже имеющееся, подмечать то, что нравится, и то, что вы могли бы, как вам кажется, сделать иначе. На этом пути возможны два варианта развития: написать в то издание, которое вы обсудили и сообщить ваше мнение или, если по силам, издать что-то свое. После этого должен появиться человек или группа, которые будут постоянно всех дергать и заставлять работать. У православного издания обязательно должна быть душа, и лучше всего, чтобы этой душой был священник. Не обязательно пожилой, но авторитетный человек. Важно, чтобы он постоянно думал о редакции, молился о ней. Сразу нужно придумывать какие-то акции, быть открытым к общению с читателями. Надо стоять лицом к людям не только затем, чтобы другим рассказывать о себе. Такую газету или журнал никогда не бросят. Издание должно стать площадкой для общения. Любая субкультурная тусовка не замирает потому, что в нее может прийти каждый, там рады новому человеку. Нужно постоянно искать людей, которых можно было бы публиковать, причем в Интернете нужно искать в последнюю очередь. Надо научиться преодолеть отчаяние, которое возникнет при выпуске второго и третьего номеров. А главное, нужно с уважением относиться друг к другу и ради дела уметь и уступить.

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу