Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви

издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 

Архиепископа Новосибирского и Бердского

 МОЛОДЕЖНЫЕ СТРАНИЦЫ


 

Мы вместе идем по дороге в Храм

Самое известное место встречи православной молодежи Новосибирска – Вознесенский кафедральный собор. Но в городе есть еще один храм, в котором собираются молодые люди. Встречи в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» на улице Народной, 75, возникли немного позднее встреч в Вознесенском соборе, да и людей там пока не так много. Но сейчас это единственный из рядовых храмов, в котором проводятся православные молодежные встречи.


В 2002 году священник Димитрий Сальников предложил настоятелю собора протоиерею Андрею Федорову организовать при храме молодежные встречи, наподобие тех, что проводились им в Куйбышеве. На его призыв вначале откликнулось всего 3 человека, но первая встреча все-таки состоялась. А через несколько недель, благодаря активной работе молодежи и священников, пришло значительно больше молодых людей, прихожан этого храма.
Первые встречи проходили в нижнем храме, который освящен во имя святого Иоанна Русского, но вскоре он перестал вмещать в себя всех желающих пообщаться. Сейчас ребята встречаются в помещении детской воскресной школы, которое находится на территории церкви.
В первый год за чаепитием отец Димитрий беседовал с молодежью на определенную тему. Затем ребята выдвинули новую идею: приглашать в гости священников и интересных людей из других храмов. Первым из них стал протоиерей Александр Реморов. Каждый гость приезжал со своей темой для беседы, рассказывал о том, что ему близко. Это могли быть не только священники или известные своей деятельностью в Церкви прихожане, но и молодежь из других приходов.
Много встреч было посвящено культуре. Например, ребята затронули такие темы как «Духовные основы современной культуры», «Находится ли современная культура в кризисе?», «Христианский взгляд на культуру постмодернизма». Было несколько музыкально-поэтических вечеров, молодые люди даже собрались за круглым столом, чтобы обсудить тему «Христиане и современная музыка». Но особенно много проводилось именно духовных бесед, касающихся нашей повседневной жизни: «О Таинстве исповеди и покаянии», «Мы и современное богослужение», «Человек в посте», «О молитве». Было несколько особенно интересных встреч, на которых обсуждались, например, нравственные уроки академика Лихачева, темы «Христиане и толерантность», «Святые отцы и современность», «Гоголь и Православие». Особенно всем запомнилась ролевая игра «Судебные слушания по поводу законности преподавания основ православной культуры в школе» и обсуждения на тему современной моды.
Со временем часть обязанностей по организации встреч молодежь взяла на себя. Ребята стали сами проявлять инициативу, самостоятельно готовить материалы, приглашать гостей и делиться своими знаниями с друзьями.
Большинство православных молодых людей начали приводить на встречи своих неверующих друзей, некоторые из которых заинтересовывались и потом приходили сюда снова. Именно здесь многие из них впервые открыли Евангелие и услышали слово Божие.
Постепенно сформировалась традиция: один раз в месяц на встречах смотреть фильм, а затем обсуждать его. Наибольший интерес вызвали «Сталкер» и «Миссия», а перед новым, 2007-м годом небольшой компанией посмотрели кинофильм «Остров». На праздник святых Жен Мироносиц ребята прослушали видеолекцию диакона Андрея Кураева «Женщина в Церкви».
С августа 2006 года духовником молодежных встреч является иерей Владимир Стеблев. Он всегда присутствует на них. А организатором их сегодня является Алексей Широких, один из трех молодых людей, впервые пришедших на встречи в октябре 2002 года.
Ребята сдружились настолько крепко, что общения лишь по воскресеньям им стало уже недостаточно. Они стали встречаться на природе, вместе кататься на лыжах и коньках. Организованной группой совершили паломничество по храмам и монастырям Кемеровской области и съездили в Коченево в гости к местной молодежи. Но особенно важно молитвенное общение, поэтому участники встреч стараются вместе посещать богослужения и причащаться Святых Христовых Тайн.

Один из активистов, Алексей Широких, в 2005 году принял участие в работе летнего общероссийского православного молодежного лагеря «Феодоровский городок». Он вспоминал, как в один из вечеров в лагере состоялась миссионерская игра, целью которой было научить православных общаться с невоцерковленной молодежью. Она была организованная для того, чтобы молодые лидеры сумели затем провести подобную игру в своих епархиях. На первый взгляд вопросы казались довольно банальными, но ответить на них грамотно смог не каждый.

Например, среди них были такие:
- Что же плохого в том, что я выражаюсь по матушке? Понимаешь, есть люди, которые без мата тебя не поймут. Хотя может быть это и грех, не знаю.
- Знаешь, я не пойму, почему попы ездят на дорогих иномарках? На какие деньги они их покупают?
- Слушай, а почему Церковь запрещает отношения до брака? Если мы друг друга любим, что в этом плохого?
- У меня тяжело болел брат. Мы все за нее молились, свечки ставили, но это ему не помогло, он умер. Почему?
- Не пойму, зачем каждое воскресенье ходить на службу? Ведь можно и дома молиться. Да и дел много по выходным бывает.
- Была в храме и услышала, как один священник очень грубо разговаривал с бабушкой. Меня это очень смутило. Почему в Церкви бывают такие грубые люди?
-Я - мусульманин,правда, в мечеть хожу очень редко. Мне кажется, мы верим в одного Бога, просто вы выросли в русской семье и потому православные, а я в татарской и потому мусульманин. Могло быть и наоборот. Главное - верить в Бога и делать добрые дела, а кто ты - православный или мусульманин - это уже не так важно.

Мнение Алексея ШИРОКИХ: - Молодежные встречи - это одна, весьма эффективная форма миссионерской работы, наряду с детской воскресной школой, гимназией, проповедью священника в учебном заведении. Большинство организационных вопросов решается самими молодежными активистами, поэтому проведение встреч не загружает священнослужителей нашего храма. К слову, участники встреч всегда могут оказать посильную помощь приходу. Они посещают реабилитационный центр «Берегиня», но самое главное, что такое неформальное общение молодых людей между собой помогает им и их пока еще невоцерковленным друзьям  не только прийти в храм, но и остаться в нем.


Томские заметки
ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО СИБИРИ

«Здравствуй, это звонит Алексей. Ты едешь в Томск?» – с этого лаконичного вопроса началось мое путешествие. Пятнадцать человек откликнулись на призыв нашего бессменного организатора, Алексея Морозова, поехать в начале февраля 2007 года на выходные в гости к томской православной молодежи. Совсем недавно, перед Рождественским постом, томичи были у нас, участвовали в традиционной викторине, а теперь с ответным визитом едем мы – участники православных молодежных встреч при Вознесенском кафедральном соборе и Новосибирском государственном университете, в общем – православная молодежь Новосибирска.

На томском автовокзале нас уже встречают, обнимаемся со старыми друзьями, знакомимся с новыми, интересуемся делами. Денис и Вадим (студенты семинарии, организаторы нашего паломничества со стороны томичей) проводят нас по центральному проспекту и набережной, показывая и рассказывая о местных достопримечательностях. С нами еще несколько семинаристов и ребята из томского клуба православной молодежи. Мы, конечно, фотографируемся, интересуемся разными зданиями и памятниками, приближаемся к семинарии, где нас ждет вкусный обед.
После обеда едем на гору Каштак – Томскую Голгофу, как ее здесь называют. На горе возвышается Поклонный крест, посвященный жертвам репрессий. Он был воздвигнут на этом месте в 2003 году, и теперь напоминает о минувших кровавых событиях. В скором времени здесь будет стоять храм в честь новомучеников и исповедников Российских. Рядом с горой – овраг, который стал братской могилой для расстрелянных новомучеников. Среди пострадавших – мученица Татиана Томская, помогавшая едой и одеждой заключенным знаменитого «Тюремного замка». В этой же братской могиле почивают мощи священномученика Ювеналия, архиепископа Рязанского, сосланного в Томск и расстрелянного в 1937 году.
У креста пропели молебен святым новомученикам. Неподалеку находится святой источник с названием «Божия роса». Сто лет назад над родником возвышалась деревянная часовня. Когда к власти пришли большевики, часовню превратили в пятистенок - дом на двух хозяев. Со временем дом развалился, а родник был полностью засыпан гравием. В 2003 году над ключом была выстроена новая, очень красивая и интересная по архитектуре часовня.
Напившись сладкой воды из родника, возвращаемся на набережную, и, миновав несколько переулков, оказываемся у красивейшего белокаменного храма, залитого бледно-розовым светом заходящего солнца. Величественный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» является памятником архитектуры. На этом месте с 1703 года стояла деревянная церковь, а нынешняя, каменная, была построена в 1810 году. В начале 20-х годов здание церкви было национализировано, но богослужения продолжались. В 1935 году церковь закрыли, а на следующий год снесли купол и колокольню, отдав церковное здание под зернохранилище. В 70-е годы здесь были гараж и лодочная станция. В 1992 году развалины храма возвратили Православной Церкви и он был восстановлен.
В храме три придела: главный – Знаменский, левый – в честь святителя Николая Чудотворца, а правый – в честь преподобного Серафима Саровского, точно так же, как и в Вознесенском соборе Новосибирска. К сожалению, времени у нас совсем мало, ведь на вечернюю службу мы должны попасть в Богоявленский собор, что стоит на центральной площади. Нашим провожатым опаздывать нельзя – они служат иподиаконами у Владыки Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского.
Быстрым шагом направляемся к Богоявленскому собору. Уже слышен колокольный звон, прихожане не спеша крестятся и заходят в церковь. Начинается служба. Два хора – мужской семинарский и смешанный поют антифонно, что создает особую атмосферу.
Усталые после такого насыщенного дня, все вместе идем к старому зданию семинарии, где нам предстоит разместиться на ночлег. У нас еще остаются силы петь песни под гитару, пить чай, общаться, обмениваться адресами и телефонами. К одиннадцати часам вечера гости покидают нашу «келью», мы читаем вечернее правило и - отбой.
Просыпаемся от разнообразного пиликанья будильников, все вместе молимся. На Литургию идем в Казанский храм Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Морозное утро бодрит. Приближаемся к собору. Он стоит на пригорке, от этого выглядит особенно величественно и вызывает какой-то особенный трепет.
Собор имеет три престола: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь святых мучеников Флора и Лавра, правый - в честь Алексия человека Божьего (потому и называется монастырь Богородице-Алексеевским, по названиям приделов). Между Алексеевским алтарем и главным – деревянная рака с мощами праведного Феодора Томского. Со всей России приезжают паломники в Томск, чтобы помолиться у мощей праведного старца.
На службе много молящихся. Братский хор поет знаменным распевом. Какая проникновенность в каждом слове, в каждой мелодической строке! Служба идет спокойно, неторопливо, сразу видно – монастырь. Иконы, написаны в рублевском стиле (Владыка Ростислав выбрал именно этот стиль для большинства томских храмов). Иконы в сочетании со знаменным пением придают службе особый, архаичный дух.
Литургия прошла на одном дыхании. Покинув своды собора, мы двинулись к семинарии, где нас ожидал обед и викторина, организованная нашими томскими друзьями. Всего в игре участвовало пять команд: три томские и две наши, новосибирские. Вопросы были подобраны очень интересно и разносторонне: раскрывали знание Священного Писания, церковного Устава, да и просто проверяли умение логически мыслить. Многие вопросы касались жития старца Феодора, а также других сибирских святых.
Победила дружба: первое место разделили томская и новосибирская команды. Наша вторая команда заняла четвертое место. Хозяева подарили нам большую икону старца Феодора и январский выпуск журнала «Фома». Соборно накрываем на стол, готовим чаепитие. На столах – блюда с разными сладостями и вкусностями. Новые знакомства, дружеское общение…
Вечером возвращаемся в Богородице-Алексеевский монастырь на молебен у мощей праведного старца Феодора. Несмотря на небольшое различие новосибирских и томских распевов, спелись мы удачно. Раку специально для нас открыли, и прикладывались мы к самим святым мощам. И так было благостно и светло на душе, что не хотелось покидать это святое место.
Но время бежит, стрелки часов приближаются ко времени отправления нашей маршрутной «Газели». Прямо на улице у вокзала мы поем «Многая лета». Томичи признаются, что еще никогда никого так не провожали. Вот уже водитель приглашает занимать места. Последние слова благодарности, сверкание фотовспышек, рукопожатия. Трогаемся… До новых встреч с томскими друзьями!

Елена БЕЗМЕНОВА Фото автора и Я. СТАРКОВА



Яндекс.Метрика

На главную страницу