Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского

СЛОВО ПАТРИАРХА


 «Церковь отделена от государства, но не от общества»

(из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

на ежегодном Епархиальном собрании города Москвы)

Мировое сообщество переживает период глобализации, представляющей собой стремительный процесс формирования единого информационно-экономического пространства. Это стало возможным в первую очередь благодаря активнейшему развитию технологий обработки, передачи и хранения информации.

В результате разного рода границы, казавшиеся нашим предкам незыблемыми, ныне утратили былую непроницаемость. Это касается не только политической, социальной, экономической сферы, но и сферы мировоззренческой. Удивительно, но сегодня и в области религиозной, для которой, как считалось ранее, характерны наиболее архаичные формы человеческого мышления, наблюдаются подобные тенденции к эклектическому смешению разнородных элементов.

Говоря об объективности указанных процессов, необходимо осознавать, что данные явления, как порождение человеческой деятельности, могут и должны быть оценены с христианских позиций.

Формирование единого информационно-экономического пространства сопряжено с неминуемым изменением ряда ключевых мировоззренческих ориентиров современного человека. К наиболее ярким явлениям подобного рода следует отнести, с одной стороны, широкое распространение в общественной среде формы бытового мировосприятия, опирающегося на принцип интеллектуальной всеядности, при котором в сознании человека сосуществуют совершенно разные, иногда взаимоисключающие, идеи, а с другой – набирающие все большее влияние унификационные тенденции.

Можно даже говорить о постепенном формировании некоторой общей антропологической концепции, в которой мерой всех вещей становятся потребности человеческой природы, искаженной грехом. Именно на основании такого отношения к окружающему миру и к себе самому происходит постепенная секуляризация сознания современного общества, из жизни которого вытесняются традиционные религиозные ценности. Одним из прямых порождений такого взгляда является релятивистский подход к оценке действительности, что приводит к активному размыванию представлений современного человека о фундаментальных нравственных ценностях.

Конечно же, было бы неоправданным преувеличением утверждать, что в минувшие века общество целиком состояло из людей морально совершенных, чуждых каким-либо порокам. Однако ныне становится очевидным стремление сделать все возможное для того, чтобы внушить обществу мысль об относительности всяких норм в области морали и неприемлемости категоричных суждений относительно нравственного достоинства человеческих поступков. Внешним проявлением этого становится попытка произвести словесную подмену, заменив наиболее очевидные термины, звучание которых воскрешает в сознании обывателя чувство нравственной ответственности. Словесные, языковые предпочтения здесь как нельзя более показательны. Убийство нерожденного ребенка называется «прерыванием беременности», блудное сожительство – «гражданским браком», корыстолюбие – «материальной заинтересованностью».

Информационная среда, окружающая наших сограждан, изобилует множеством материалов, носящих откровенно безнравственный характер, пропагандирующих потребительское отношение к обществу и ближним, уничтожающих саму мысль о наличии абсолютной, незыблемой системы ценностей, основанной на вневременных и не подверженных тлению основаниях.

Идеология секуляризма, претендующая на универсальность, становится сегодня серьезным препятствием на пути возвещения Благой вести современному миру. Основная сложность противодействия этому мировоззрению состоит в том, что это миропонимание скорее является интуитивным, чем рационально принимаемым для подавляющего большинства своих адептов. Поэтому крайне сложно бывает побудить человека к принятию аргументов, опровергающих самодостаточные принципы отношения к миру, пропитавшие весь строй жизни современного человека и предоставляющие ему множество удобных поводов для потакания собственным страстям и порокам.

Отсутствие твердых нравственных принципов ведет к ложному восприятию окружающей действительности и своего места в мире. Часто человек стремится избежать осознания реальности, понимая, что это знание накладывает на него определенную моральную ответственность. Именно это ощущение становится плодородной почвой для порождения явления, которое с некоторой долей условности можно назвать социальным инфантилизмом.

Главным атрибутом этого явления становится общий недостаточно серьезный, можно даже сказать, игровой подход ко всему строю жизни. Приведем лишь несколько примеров подобного рода. Сейчас часто можно видеть взрослых или даже пожилых людей, одетых подобно воспитанникам детского сада. Значительное количество эфирного времени на радио и телевидении отводится развлекательным передачам: играм либо демонстрациям кино– и видеоматериалов с очевидно сказочным, но часто нравственно искаженным сюжетом, активно развивается индустрия уличных развлечений: различных игровых клубов и развлекательных аттракционов. В области информационных технологий компьютерные игры, а равно и прочие явления, создающие «виртуальную реальность», также занимают огромное место. Сам факт «потребления» данных продуктов обществом является ярким свидетельством их востребованности.

Очевидно, что подобная среда, формируемая в ответ на определенные запросы общества, в свою очередь воспитывает в молодом поколении наших сограждан отношение к жизни весьма специфического рода.

Вместе с тем не менее очевидно, что Православная Церковь не может спокойно взирать на сложившееся положение вещей, прежде всего в силу того, что ее основная задача – содействовать спасению человека, указывать ему на его высочайшее Божественное призвание и свидетельствовать о том, что Бог так «возлюбил... мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Бог, будучи источником любви, призывает каждое из Своих разумных творений к уподоблению Себе. Поэтому христианство настаивает на том, что подлинная духовная жизнь немыслима без деятельной любви к Богу и ближним. Однако любовь только тогда достигает своего результата, когда получает выражение в конкретных делах, заботе о благополучии окружающих. Именно поэтому Православная Церковь, будучи наряду с другими религиозными организациями отделена от государства, не может отделить себя от нужд общества, в среде которого проходит свое земное служение. Особенно актуально социальное служение Церкви в нынешнюю эпоху торжества прагматизма, когда забота о благе ближних, социума, родины с легкостью уступает место попечению о собственных эгоистических интересах.

В связи с этим следует сказать, что Русская Православная Церковь во все времена своего бытия являлась тем духовным фундаментом, на основании которого росло и крепло могучее здание Российского государства. Для всякого православного христианина очевидно, что только высокодуховный человек может иметь подлинную любовь к людям и своему Отечеству, способен быть настоящим патриотом.

Нам есть что сказать человеку о нем самом. Однако, чтобы Истина Христова принесла добрый плод, она должна стать доброй закваской, изменяющий свойства всего «смешения» (ср.: Гал. 5, 9) не только в области внутрицерковной, она должна войти в жизнь всего общества, и прежде всего ее самой малой составляющей – семьи, соделав ее, по слову апостола, «домашней Церковью» (ср.: Кол. 4, 15).

5 декабря 2006 г.

Фото Андрея ШАПРАНА

Окончание в следующем номере


Святейший Патриарх Алексий:

«НАСТОЯЩАЯ СВОБОДА НЕМЫСЛИМА

БЕЗ НРАВСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ»

Великопостное интервью Предстоятеля Русской Православной Церкви изданию «Газета» (29.03.2007)

– Ваше Святейшество, как Вы считаете, Вашу судьбу определял Ваш личный выбор или действие свыше?

– Служить Церкви Христовой – это всегда и призвание, и собственный выбор человека. На мою долю как Предстоятеля Церкви, – а стал я им в переломный период начала 90-х, – выпала задача, как говорится в книге Екклесиаста, собирать те камни, которые были бездумно разбросаны. Я размышлял не о чести и не о славе, а о громадной ноше: вместе с моими братьями и сестрами искать и определить, каким путем пойдет Церковь, как сложится ее будущее. Для этого нужно было проявить мудрость, твердость, взвешенность, благоразумие.

Оглядываясь сегодня на 16 лет, прошедшие со дня моей интронизации, видишь, сколько было пережито общественных потрясений. И понимаешь, что без призвания и без всесильной помощи Божией невозможно было достичь тех результатов, которые ныне говорят сами за себя.

– Могли бы Вы сформулировать принцип, которым руководствуетесь в жизни и служении?

– Я привел бы слова чтимого в России святого – преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

– Сейчас любят проводить опросы, результаты которых ставят социологов в тупик. Христианами, православными себя называют порой те, кто сомневается в своей вере или только ищет ее, не умея определить. Чем должна быть вера для человека?

– На самом деле, думаю, нет человека, который бы совсем не верил. Только во что? Одни говорят, что верят в добро, другие – в сверхъестественную силу, в высшее начало... А многие пришли к истинной вере в Бога. И Церковь неизменно утверждает, что без веры нет и не может быть вечной жизни в Небесном Царстве и даже достойной жизни здесь, на земле.

Много столетий православные христиане трудились ради преображения души светом Евангелия, ради торжества христианского идеала посреди бушующего моря греховных страстей. Мы всегда помнили и помним слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»

(Ин. 16, 33). Эта победа легла в основание великой христианской культуры, плодами которой мы все пользуемся.

– Многие современные люди ищут себе вероисповедание, которое бы им помогало преуспеть, достичь славы. Другие подбирают веру, как гимнастику или диету. Вера – это сила? В чем ее смысл?

– Слово «сила» может иметь разный смысл. Сила бывает разрушительной, а бывает творческой, созидающей, доброй. Истинная вера восстанавливает общение человека с Богом – нашим Творцом, источником добра и любви. Однако Господь предупреждает нас в Евангелии: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лк. 21, 8). Различные заблуждения порой преподаются под видом веры. Лжеучители хотят казаться «сильными» в глазах людей, господствовать над их умами и душами. Сила этих лжеучителей опасна для них самих и для тех, кого им удается ввести в заблуждение.

Когда в основе учения нет Истины, нет Живого Бога, пустоту заполняют идолы. В современном мире есть множество «ложных богов» – это слава, богатство, деньги, развлечения, псевдомистические теории. Они, конечно, требуют служения себе. Но рано или поздно человек убеждается в их обманчивости. И, поклоняясь им, человек вместо доброй силы обретает немощь и разрушение. Достойно сожаления, если это постигает человека в конце его дней.

Вера в Истинного Бога открывает совсем иной путь – Бог действует вместе с человеком, помогает ему во всяком добром деле. В Псалтири есть такие слова о праведнике, возложившем надежду на Бога: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое. И лист его не отпадет. И все, что желает сотворить, успеет» (Пс. 1,3).

Даже самый слабый человек, верующий в Бога, не один. Рядом с ним Господь, и Он дает силы жить по правде, служить добру. В этом смысле вера – великая сила.

– Часто приходится слышать: верующие хотят вернуть средневековье, они насаждают архаичные представления о мире. Нуждается ли вера в пересмотре, влияет ли на нее сегодняшний день?

– Как раз вера призвана формировать окружающий мир, определять поведение живущих в нем. Если же происходит наоборот, то религиозные убеждения меняются так, чтобы это было удобно для грешного человека, и в итоге исчезают совсем, став абсолютно относительными. Таким образом, человек вредит себе, ибо сказано: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк. 9, 25).

Другое дело, что форма выражения веры может меняться так, чтобы быть понятной современному человеку. Религиозные общины должны уметь изложить суть своего учения на простом и ясном языке. Но нужно помнить, что мы говорим о Боге, а Он неизменен...

– Многие уверены, что все стремительно меняется – общество, представления, мораль. Разве Бог, который испытывал Авраама, – тот же Бог, которому молится сегодняшний бомж? Ведь сегодняшний человек не понимает даже своих дедов, не то, что праведников минувших веков. Как же этому сегодняшнему человеку услышать и понять Бога, обращавшегося к пророкам? А если человек не хочет слышать Бога, вера умрет, ее не будет?

– Изменяется окружающий нас мир. Бог – один. Вчера, сегодня и завтра Он тот же. Суть Его Откровения непреложна, неизменна. Так, неизменны заповеди, данные человечеству тысячи лет назад – сначала через Закон Моисея, потом – через Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа. Они не зависят от признания, моды и политических событий. И во все времена в мире находятся люди, устремляющиеся к Богу и к Церкви. Господь в Евангелии обращается к ним со словами: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). В другом месте Он говорит так: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35). Вот какое будущее у веры и тех, кто обрел веру.

Сегодня человеку бывает непросто отыскать дорогу к Истине, к храму Божию. Сегодня есть люди, убежденные в том, что религия – это такая же сфера, как наука, культура или техника, и ее место в мире определяет закон конкуренции: сегодня спрос больше, завтра – меньше. Многие диктаторы XX века вообще считали, что религия – это пережиток, и, если человеку предложить что-то более привлекательное, она исчезнет. Оказалось, что это неправда. За веру в Бога люди в России и во многих других странах готовы были потерять все блага и даже шли на смерть. XX век дал столько же мучеников за Христа, сколько первые века христианства. Диктаторы терпели крах, менялись правительства и государственные границы, а Церковь выходила из всех испытаний победительницей, выходила с радостным благовестием Воскресения Христова.

В наши дни в России мироточат иконы мучеников, люди обращаются к ним с молитвой о ходатайстве перед Богом и получают помощь. Мы имеем заступников, чья вера очищена, подобно золоту, в горниле испытаний.

Какое будущее у религии в современном мире, ведь зло кажется таким мощным, а добро так беззащитно? Надеюсь, что мир будет стоять, пока в нем будет жить хоть один праведник: для этого достаточно и одного храма – человеческого сердца.

– Свобода почитается современным человеком как очень важная категория, определяющая его личное поведение. Свобода покупать и потреблять лежит в основе сегодняшнего представления о правильном мироустройстве. Разве верующий может чувствовать себя свободным? Ведь он со всех сторон ограничен запретами. Можно быть верующим и свободным одновременно?

– Одно из самых известных заблуждений в отношении Православия и христианства в целом – это мнение, что заповеди Божии лишают человека свободы. В современном мире свобода подчас воспринимается как вседозволенность, отсутствие каких-либо ограничений. Следуя такому толкованию свободы, некоторые люди пытаются представить христианство, призывающее к воздержанию и самоограничению, как религию, несовместимую с современной жизнью.

Однако настоящая свобода немыслима без нравственного обновления, которое освобождает человека от рабства греху. Примером такой свободы могут служить многочисленные памятники архитектуры, музыкальные и художественные произведения, созданные великими мастерами под влиянием христианской проповеди. И на этих примерах мы видим, что истинное творчество невозможно без свободы.

– Мы живем в тесноте. Как понять веру соседа? Да и надо ли ее понимать?

– Для этого необходимо религиозное образование, которое должно начинаться в семье и продолжаться в школе. Ведь чтобы с уважением относиться к чужой религии, человек должен знать, прежде всего, свою духовную традицию. Это облегчит и понимание традиций наших соседей, а значит, поможет людям жить вместе, поскольку именно невежество часто приводит к конфликтам.

– Некоторые люди гордятся своим неверием. Некоторые убеждают, что вера – дар, но им такого дара дано не было. Есть такие качества или дела, которые навсегда закрывают душу для веры?

– Безусловно, каждый человек может обрести веру. Это не зависит от пола, возраста, национальности, социального статуса. Но нужно помнить, что вера – это дар Бога чистому сердцу. Слово Божие говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). В злую душу, в нечистый ум, в сердце, оскверненное грехом, не может войти Божественная премудрость. Свет никогда не смешается с тьмой, чистота – с грязью.

Поэтому, несмотря на то, что каждый человек призван воспринять в свое сердце Бога, он, прежде всего, должен осознать свою греховность и приложить усилия к очищению своей души, обратиться к Богу в молитве, и тогда внутри такого человека зародится истинная вера.

Надежда КЕВОРКОВА,

специальный корреспондент «Газеты»

Седмица.ru/Патриархия.ru

Фото Владимира ОСИНЦЕВА




Яндекс.Метрика

На главную страницу