Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

ЖИВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

День второй.
Экскурсия пешком

Продолжение. Начало в №3-4 (64-65) 2007г.

Пройдя Стефановы, или Гефсиманские врата, мы подходим к часовне Бичевания, принадлежащей католическому монастырю Сестер Сиона. Когда-то там, где она сейчас находится, стоял дом воинов римского прокуратора Понтия Пилата. Здесь у столба они бичевали Христа. Внутри часовни – открытый алтарь, под ним на мраморном помосте – черный круг, отмечающий место, где пролилась кровь Спасителя. Это – первая из девяти остановок на Его Крестном пути до Голгофы.

На картах Иерусалима дорога, которой шел Господь, обозначена как Via Dolorosa, или, в переводе с латыни, – «Скорбный путь». Греческое название Крестного пути можно перевести как «Путь мученичества», или «Путь свидетельства».

Вторая остановка

Через некоторое время мы подошли к Лифостротону (по-гречески – Каменный помост) – месту осуждения Иисуса Христа. Сюда из крепости Антония вышел Понтий Пилат, чтобы предать Сына Человеческого на суд толпы. Неподалеку видна арка, возле которой он, показывая народу иудейскому обагренного кровью Христа, произнес: «Се Человек». Здесь возбужденная толпа кричала Пилату: «Распни Его».

«Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 23-25).

В подвале церкви католического монастыря Сестер Сиона находится темница, где Спаситель провел ночь перед казнью. В ней и сейчас холодно, темно и сыро. В углублении скалы – выдолбленная из камня скамья с двумя отверстиями. Ноги заключенного продевались в них и сковывались внизу цепью. Теперь здесь устроена часовня с образом «Спаситель во узах». Протоиерей Владимир Бобров, руководитель нашей паломнической группы, говорит, что отсюда начинается Крестный путь Иисуса Христа. Мы купили каждый по кресту, чтобы пройти с ним по тому же пути.

Третья остановка

Идем не спеша, за поворотом останавливаемся у обломка большой колонны, обозначающей место первого падения Спасителя под тяжестью Своего Креста. Рядом находится небольшая часовня, принадлежащая Армянской Церкви. В ожидании, когда из нее выйдут иностранные туристы, пытаемся представить, как все тогда происходило.

Четвертая остановка

Двигаемся дальше и вскоре вновь останавливаемся возле небольшой часовни Страданий Богоматери с барельефом, изображающим встречу Ее со Своим Сыном. По преданию, не успев походатайствовать за Него перед прокуратором, Пресвятая Богородица поспешила навстречу Христу кратчайшим путем – переулком, что выходил на дорогу, именуемую сейчас Via Dolorosa. Там, где теперь стоит часовня, Она увидела Его окровавленного и лишилась чувств.

Пятая остановка

А вот тут Спаситель, изнемогая, оперся о стену: на камне остался отпечаток Его руки. Мы все по очереди прикладываем к нему свои ладони. Тогда же произошла встреча Иисуса Христа с Симоном Киринейским:
«И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27, 31—32).
Шестая остановка

Немного далее, шагах в двадцати, стоит церковь, сооруженная на месте дома святой Вероники. По церковному преданию, когда Искупитель проходил мимо него, эта женщина, проникнувшись глубокой жалостью к Его страданиям, подошла к двигавшейся процессии и подала Ему свой плат. И когда Он отер им пот и кровь со Своего лица, на ткани осталось изображение Его лика. Ныне покрывало хранится в Римском соборе святого апостола Петра, а в этой церкви, по преданию, находится могила самой Вероники.

Седьмая остановка

Примерно в ста шагах от храма, на перекрестке Via Dolorosa и оживленной торговой улицы, установлен столб. Это – место второго падения Спасителя под тяжестью Креста.

Мы подходим к Порогу Судных Врат. Здесь в те давние времена преступнику последний раз объявляли приговор, после чего осужденный мог подойти к так называемой ступени синедриона и, если кто-нибудь из членов высшего иудейского суда высказывался в его защиту, казнь откладывалась. В 1859 году этот участок земли, в 70 шагах от Храма Гроба Господня, стал русским. Под руководством начальника Русской Духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина) были проведены раскопки, и в результате между остатками городских ворот, блоками башни и частью городской стены эпохи Ирода Великого обнаружили плиты Порога Судных Врат. Именно по ним когда-то Иисус Христос шел к Лобному месту…

В 1896 году стараниями архимандрита Антонина и Императорского Православного Палестинского общества над этой святыней было возведено здание Александровского подворья с церковью во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Осмотрев храм, проходим через «игольное ушко» в каменной стене – прообраз входа в Царствие Небесное. В евангельские времена вход в Иерусалим был платным, и для тех, кто не хотел проходить через главные ворота за деньги, в нескольких метрах от входа было неохраняемое отверстие в стене – «игольное ушко», очень узкое и низкое, поэтому желающим воспользоваться им приходилось снимать с себя всю поклажу.

Восьмая остановка

Мы видели небольшой, потемневший от времени крест на стене греческого монастыря. Здесь Иисус Христос, обернувшись к женщинам, следовавшим за Ним, сказал: «дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23, 28).

Девятая остановка

Там, где сейчас возведен коптский монастырь, Спаситель третий раз упал под тяжестью Креста. На этом самом месте, прямо возле входа в обитель, установлена римская колонна.

Пройдя еще с десяток шагов, мы подходим к Храму Воскресения (Гроба Господня). Сейчас под его куполом находится и Голгофа. Мы видим перед собой Святые Врата, у входа три колоны белого и зеленого мрамора, одна из которых с расщелиной. В 1579 году, в Великую Субботу, когда турецкие власти не допустили Иерусалимского Патриарха ко Гробу Господню, Благодатный огонь был ниспослан ему в виде молнии, вышедшей из этой колонны. Много раз я видел это место на фотографиях и по телевизору, но до сих пор не верится, что мы сейчас сами стоим у одной из великих православных святынь.

Входим в Храм. По мраморной лестнице поднимаемся на скалу Голгофу (по-арамейски, гулгалта, или гагулта – череп). Покрытая небольшим куполом, она включает в себя параллелепипед скалы и две часовни: греческую православную с северной стороны и католическую – с южной.

Справа от греческой церкви расположен алтарь Пригвождения ко Кресту с католическим престолом. Он установлен на том самом месте, где с Сына Человеческого сорвали одежды и пригвоздили Его ко Кресту.

За престолом в православной греческой церкви Голгофы возвышается огромное распятье, по обеим сторонам которого находятся изображения Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Богослова. Над распятием висят 14 лампад – дар православных царей. Под престолом серебряным чеканным окладом с изображением Страстей Христовых отмечено круглое отверстие, где стоял Крест Господень. Справа от престола видна расщелина скалы, появившаяся в тот момент, когда Спаситель испустил дух. «И вот, завеса в Храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 50—52).

Между греческим престолом Голгофы и приделом Пригвождения находится небольшой католический алтарь Stabat Mater, напоминающий о скорби Пресвятой Богородицы в час, когда тело Ее Сына сняли с Креста.

Черными кругами на мраморном помосте Голгофы обозначены места, где стояли кресты разбойников.

Под северной частью Голгофы, на месте могильной пещеры праотца нашего Адама, устроена небольшая часовня. По церковному преданию, кровь распятого Господа, струящаяся из пронзенного стражником ребра, стекала через расщелину в скале на череп Адама, смывая прародительный грех. Отсюда и появился обычай изображать под крестом Адамов череп.

Спустившись с Голгофы, возвращаемся к входу в храм. Перед нами – Камень миропомазания, на котором тайные ученики Христовы Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв с Креста Пречистое Тело Спасителя, помазали Его миром, обвили плащаницей и положили в новом гробе, «в котором еще никто не был положен» (Ин. 19, 41). При этом присутствовали, как сказано в Евангелии, кроме Божией Матери, Мария Магдалина, Мария Иосиева, и Саломия, мать сыновей Зеведеевых. То место, где они стояли, обозначено мраморной ротондой-часовней. В ней находится верхняя часть древней иконы Богородицы, названная «Скорбящая». В 1986 году на Страстной седмице во время вечернего богослужения араб-полицейский заметил исходящий от иконы свет и увидел, что изображенная на ней Божия Матерь открывает и закрывает глаза, из которых льются слезы. На следующий день Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Диодор отслужил перед святым образом молебен. И до сих пор многие паломники временами становятся свидетелями этого чуда, когда Скорбящая Богородица открывает глаза, источающие слезы и благовонное миро.

Вокруг всей соборной греческой церкви, занимающей половину Храма Гроба Господня, тянется галерея. Она заключает в себе приделы, посвященные воспоминаниям Страстей Христовых.

В греческом приделе Тернового венца, или Поругания престол установлен на обломке гранитной скалы, к которой в претории воины привязали Христа для поругания.

Далее находится придел Разделения риз, принадлежащий Армянской Церкви.

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жеребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жеребий». Так поступили воины» (Ин. 19, 23—24).

Осматриваем придел святого Лонгина Сотника, присутствовавшего при казни Спасителя, бывшего свидетелем всех знамений, происшедших после Его Крестной Смерти, и явления на третий день Ангела, отвалившего камень от дверей Гроба Господня.

«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).

В отличие от остальных воинов, охранявших двери Гроба Господня, он не соблазнился подкупом первосвященников за лжесвидетельство, а исповедал веру во Христа Распятого и был по приказу Понтия Пилата обезглавлен. После своей смерти святой мученик Лонгин явился одной слепой вдовице и сказал ей, что если она обретет его голову, брошенную за стенами Иерусалима в мусор, и приложит к своим глазам, то прозреет. Так и случилось.

Заходим в греческую часовню Каменных Уз, где хранится древняя каменная плита в отверстия которой, по преданию, были продеты и скованные затем ноги Спасителя в ночь перед казнью.

Позади часовни слева находится придел, чаще называемый Темницей Христовой: сюда Он был заключен вместе с двумя разбойниками в то время, когда устанавливали кресты для распятия. Здесь же Пресвятая Богородица увидела пригвожденного ко Кресту Своего Единородного Сына и вторично лишилась чувств. Так сбылось предреченное старцем Симеоном: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).

В сорока шагах от Темницы Христовой, там, где, по преданию францисканцев, находилась Божия Матерь все то время, пока Спаситель был во Гробе, теперь католическая часовня Явления. Пресвятой Богородице первой Он явился после своего Воскресения, отсюда и название часовни – Явления. В евангельские времена на этом месте был сад, в котором Воскресший Христос предстал пред святой Марией Магдалиной. Большой мраморный круг на полу часовни обозначает место, где стоял Спаситель, когда она увидела Его и услышала сказанные Им слова: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17). Считается также, что спустя триста лет именно тут епископ Иерусалимский Макарий и святая царица Елена в присутствии огромного количества людей возложили на умершего человека Животворящий Крест Господень, воскресивший усопшего.

Пройдя несколько шагов вперед, подходим к Кувуклии Святого Гроба. Само слово «кувуклия» произошло от искаженного латинского diculum – опочивальня; кроме того, в Византии так называли царскую сокровищницу.

Перед входом в Святую Кувуклию стоит свеча с Благодатным огнем. Мы обжигаем на нем свои свечи и тут же гасим. Поднявшись на низкое мраморное крыльцо, оказываемся в часовне Ангела, благовестившего Воскресение Христово. Здесь установлен мраморный куб, где хранится часть камня, которым был привален вход в Гроб Господень. Над ним висят пятнадцать неугасимых лампад, из которых пять принадлежат Греческой Православной Церкви, пять – Католической, четыре – Армянской и одна – Коптской Церкви.

Вход в пещеру Святого Гроба низкий и узкий, поэтому все входят в него, склонившись в поклоне. Каменное ложе Спасителя скрыто под мраморной плитой. Над ним укреплены сорок три лампады, также принадлежащие разным Церквам – Православной, Католической, Армянской и Коптской. По периметру всего вертепа под потолком высечен тропарь: «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения» (Часы Пасхи). Кувуклию день и ночь по очереди охраняют два греческих монаха.

Только позднее мы сможем полностью осознать то, что с нами сейчас происходит. Описать все, что довелось здесь увидеть и прочувствовать, невозможно, да, наверное, и не нужно. Бог даст, кто-нибудь из читающих эти строки когда-нибудь побывает в Иерусалиме и Храме Гроба Господня и сам прикоснется к этим великим святыням.

Затем мы спускаемся в подземный храм святой равноапостольной царицы Елены, который находится между приделами Тернового венца и Разделения риз. Сюда со скалы Голгофы сбрасывали кресты и тела казненных. Через 326 лет здесь, среди двух других, был обретен и Животворящий Крест Господень. В южной стене главного алтаря церкви есть спуск еще ниже, на самое место обретения Креста. Там же, по преданию, была обретена и доска, на которой на греческом, латинском и еврейском языках Пилат начертал: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский».

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Пер-восвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал»
(Ин. 19, 19–22).

***

А мы, возвращаясь в тот, второй день нашего пребывания на Святой Земле, в гостиницу, посетили также Сионскую горницу, в которой совершена была Тайная Вечеря. В ней же после Своего Воскресения Господь дважды являлся Своим ученикам, а в день Пятидесятницы произошло сошествие Святого Духа на апостолов; в этих стенах состоялся первый Иерусалимский Апостольский Собор; здесь, под покровом первой церкви Своего Сына, в течение двадцати четырех лет жила Пресвятая Богородица.

Осмотрели мы и католическую церковь Успения Божией Матери, и русский храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. К слову, на освящении этого храма, сооруженного на средства царской семьи в память императрицы Марии Александровны, в 1888 году вместе с великими князьями Сергеем Александровичем и Павлом Александровичем присутствовала великая княгиня Елисавета Феодоровна. А в 1921 году, спустя три года после мученической кончины, ее останки через Харбин (Китай) были привезены в Иерусалим, и Промыслом Божиим нашли упокоение в том самом храме святой равноапостольной Марии Магдалины, который она посетила тридцать три года тому назад. В 1992 году Русская Православная Церковь причислила великую княгиню Елисавету Феодоровну к лику святых новомучеников Российских.

Евгений СПИРКОВ
Продолжение следует


 


Яндекс.Метрика

На главную страницу