Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

Семья и церковь

 О рождении и воспитании ребенка

Продолжение. Начало см.  №№  2, 3, 4 - 2006

Беседа четвертая. Первые уроки веры

Побеседуем о первых уроках благочестия, которые молодая мама должна преподавать своему розовощекому дитяти, своему младенчику, который недвижимо, перепеленато лежит в люльке, лежит в кроватке и смотрит на мамочку чистыми, блестящими, невинными глазками.

– Помилуйте, о чем Вы говорите! А не рано ли? – спросят иные.

– Не запрещайте детям, рожденным в церковных семьях, рожденных там, где благочестие сияет, приходить ко Мне уже с младенчества через Таинство Крещения, ибо их есть Царство Небесное.

– Батюшка, а не правы ли западные христиане, которые лишь в двенадцать лет совершают конфирмацию, то есть таинство Миропомазания (если есть вообще вне Православной Церкви таинства) над детьми, а младенцев же не помазуют там миром?

– Друзья мои, не будем учиться у инославных, ибо один учитель у нас – Христос, пребывающий в лоне Православной Церкви, ибо Церковь Его есть Тело, а мы – члены этого Тела. Пока будем слушать лжеучителей, будем помрачаться, и сами себе сложности создавать. А более всего, – явим неблагодарность и злобу к нашим детям, которые нуждаются в полноте духовного окормления с первого дня появления на свет.

Итак, крещено дитя, миропомазано, облеклось оно даром Святаго Духа, благодатью премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия. Как возгревать эти дары в ребенке? Прежде всего, новорожденное дитя должно почаще приносить ко груди Матери-Церкви. Никто не укоряет младенчика за то, что он требует груди материнской, никто да не запрещает младенчику питаться груди церковной: я разумею Таинство Причащения.

Мать, как смеешь ты искушаться мыслями и сомнениями, что ребеночек твой заразится, приступая к Святой Чаше? Как ты можешь других заражать своими сомнениями, говоря: «Из одной ложечки-то да в уста моему младенчику! А перед ним кто там причащался, откуда я знаю?». Раскрой свои очи пошире и узри, что причащает младенчика не священник, а шестикрылый Серафим! Неужто ты так плохо училась в школе, что не понимаешь смысл известного пророческого стихотворения:

« ...в пустыне мрачной (неверия, маловерия) я влачился, и (вдруг) шестикрылый (церковный) Серафим передо мною (негаданно-нежданно с неба) появился...». Именно об этом Таинстве написал замечательные строки великий русский поэт.

Итак, Бог наш есть Огнь, поядающий всякую нечистоту, всякую болезнь! Причащайте, родители, младенцев хоть ежедневно, – они будут благодарить вас всю жизнь, ибо сказано в Псалтири: «Ты, Господи, хранишь младенцев». И паче тех младенцев хранишь, с которыми пребываешь, в сердцах которых созидаешь обитель вкупе со Отцем и Духом. Если будем причащать младенцев по воскресным дням, Бог сохранит их от злого человека, дурного глаза, от гриппа, свинки, краснухи, от всех страшилищ двадцатого столетия.

Но мало только причащать младенца. Должно быть и духовное домашнее воспитание.

– Да как же, батюшка, я могу его воспитывать, когда дитя мое еще ничего не понимает?

– Мама, дитя твое понимает гораздо более тебя, ибо устами младенцев глаголет Истина, ибо младенец сей имеет внутри себя Христа, входящего в его сердце. Спроси дитя, воспитанное в православной семье:

– Дитя мое, понимаешь ли ты, о чем поют соловьи?

И дитя скажет вам:

– Да, понимаю. Они вещают: «Слава Тебе, Господи!»

– Дитя мое, а что кошечка, когда «мяу-мяу» просит, то о чем она говорит?

– Она говорит: «Господи, помилуй».

– А коровки «му-му» молятся, говорят: «Господи, даруй нам милость Твою».

– «Кукареку!» – «Господи Иисусе Христе, слава Тебе!» – вещает петушок.

Но этому можно учить детей, которым минуло два-три года. А младенчик? А ты, мама, положи его в кроватку, а сама напевай хвалебную ангельскую песнь Богородице: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою...» Вот, если мама будет петь чистым, нежным голосом, сердечно молиться вслух над младенчиком, то какая благодать его коснется!

Некоторые благочестивые мамы, вместо того, чтобы трясти люльку с младенцем так, будто отбойный молоток используют вместо своей руки, – раскрывают Евангелие и читают: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...» Если ваш младенчик научится засыпать под Евангелие, знайте: вырастет из него святитель Божий, а если не святитель Божий, то Божий человек – добрый, чистый, имеющий в себе благодать Святаго Духа.

Как важно младенчику, едва лишь только он научился улыбаться на вашу улыбку, подносить иконочку Божией Матери и говорить: «Дитя, посмотри, это Пречистая Дева Мария. А ну-ка, поцелуй иконочку». И сами осторожно иконочку подносите к устам младенчика и челу его. Безбожные матери вместо этого сами своими накрашенными губами целуют в уста младенца, преподавая ему правило дурного тона.

Как важно, сложив три перста над младенчиком, когда он проснулся, едва лишь только взглянул глазенками своими на свет Божий, осенить его крестом, сказать: «Христос с тобой, дитя мое!» Как важно крестить, освящать крестным знамением бутылочку с «Бэби-Миксом». Как важно, растирая яблоко в блюдечке с голубой каемочкой, говорить: «Господи, очи всех на Тя уповают, и Ты даеши нам пищу во благовремении». Как важно всегда пребывать в молитве, и молитвенным сердцем дышать, освящать маленькое сердечко, еще чистое, невинное, непорочное вашего дитяти. Как важно приносить младенчика в храм, дабы он привыкал к таинственному мерцанию лампад, к сиянию свечей, дабы он слышал священника, который и ему, младенцу, преподает: «Мир всем». И будет это дитя мира, дитя послушания, дитя прилежания, дитя смирения, а не дитя неверия, дитя ожесточения, чадо гнева, чадо безбожия, чадо погибели.

Итак, друзья мои, да вверим наших младенцев Матери-Церкви, а Господь и Богородица чрез нас, чрез наши благочестивые потуги освятят младенцев Своею благодатию.

Священник
Артемий Владимиров 

Безмолвный крик

Именно так можно охарактеризовать выставку «Молчаливая революция», открывшуюся 11 мая в Искитимском краеведческом музее. Она посвящена защите нерожденных детей, проблеме аборта. Фотографии на стендах, комментарии к снимкам, интервью представителей интеллигенции, священнослужителей, врачей, высказывания древних философов, политических деятелей разных стран и народов. Все это можно было посмотреть и прочитать в материалах, подготовленных совместно с отделом культуры, музеем и приходом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» города Искитима. На открытии присутствовали глава муниципального образования Искитима В.Г. Пфейфер, руководитель отдела культуры Л.Л. Бабичева, директор краеведческого музея Л.М. Самойлова, священнослужители, учащиеся индустриального техникума и многие другие.

В своем вступительном слове священник Игорь Затолокин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» микрорайона Ложок, сказал:

– Хотелось бы, чтобы эта выставка раскрыла глаза женщинам, которые порой просто по незнанию идут на столь губительную операцию, лишая жизни уже живого человека. Выставка показывает, как Церковь смотрит на зарождение жизни и убийство нерожденных детей, что говорит об этом современная медицина. На 700 тысяч в год убывает население в России, но абортов по-прежнему делается до 2 миллионов. Убиенные младенцы могли бы стать потенциальными гражданами... На первый взгляд выставка может выглядеть шокирующее, но я думаю, что после просмотра каждый унесет в своем сердце нужную информацию и сделает для себя определенные выводы. Я как священник и патриот нашей страны призываю молодых женщин рожать детей, укреплять семью, умножать свою нацию.

С приветствием к собравшимся обратился благочинный Центрального епархиального Округа Новосибирска протоиерей Борис Свинин:

– Уважаемые руководители города и участники выставки! Позвольте вас поприветствовать от лица Владыки Тихона, который, к сожалению, из-за болезни не смог участвовать в данном мероприятии. Он передал свое архипастырское благословение на работу выставки. Осознавая важность всего происходящего, хочется отметить, что выставка должна еще раз напомнить о проблемах, накопившихся в нашем обществе за последние десятилетия.

Руководитель Православного центра защиты жизни нерожденных детей, доктор медицинских наук, преподаватель кафедры общей гигиены НГМА Галина Ивановна Крашенинина познакомила гостей выставки «Молчаливая революция» с деятельностью Центра, который существует уже 12 лет:

– Создание нашей организации напрямую связано с острой социальной проблемой, которая давно требует своего решения, но пока не находит поддержки со стороны государственных органов. Движение в защиту жизни нерожденных детей впервые появилось в европейских странах. Его инициаторами были профессор парижского университета Жерон Лежен и известный врач, бывший акушер-гинеколог Бернард Натансон. Результатом их совместной работы стал широко известный фильм под названием «Безмолвный крик». Некоторые кадры вызывают настоящий шок: безмолвный крик, искаженное лицо ребенка, погибающего на наших глазах…

В России такое общественное движение появилось только в 90-е годы. В нашем центре развито два направления: кроме предоставления информации, сотрудники центра проводят беседы в женских консультациях с теми, кто решил сделать аборт на поздних сроках. В результате такой работы женщины, которые все же оставили ребенка, в этом году отправляют его в первый класс. Таких ребятишек мы собираем каждый год на Рождество, оказываем семьям материальную поддержку.

 В 1992 году, по статистике, было зарегистрировано 4,5 миллиона абортов и лишь 1,5 миллиона родившихся детей. Ситуация еще долго будет находиться на критическом уровне, хотя последние выступления российского президента дают надежду на то, что удастся ее изменить в лучшую сторону, и наша великая нация перестанет вырождаться.

– Я являюсь практикующим врачом, и стал им раньше, чем священником, – добавил священник Евгений Самойлов, клирик собора Александра Невского Новосибирска. – Безобидность, о которой часто говорится в женских консультациях, весьма поверхностна и условна. Речь идет в большой степени о детоубийстве. Если женщина, родившая ребенка, оставляет его беспомощного замерзать на улице, ее осудят и упекут за решетку. Она убийца. Если она придет в медицинское учреждение и сделает аборт, то преступлением в нашем государстве это не является. Хотя, по сути, это одно и то же. Сам факт, что ребенок зачался по воле Божьей, говорит о том, что он должен появиться на свет. Но геноцид против детей начинается не в абортариях, он – в умах и сознании юного поколения. С формированием внутреннего самосознания, духовности человек будет решать, быть новой жизни или нет. Но, надо сказать, страшнее, чем детоубийство, греха не существует.




романский собор
Яндекс.Метрика

На главную страницу