Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

Молодежные страницы

 Встречи на нижегородской земле

В последнее время кроме традиционных сборов в Феодоровском городке, православная молодежь из различных епархий решила проводить неофициальные встречи на территории какой-нибудь епархии, чтобы изучить здесь опыт работы с молодежью и, кроме того, познакомиться с местными святынями. Осенью 2005 года такая встреча состоялась в Санкт-Петербургской епархии, а на Антипасху решено было встретиться в Нижнем Новгороде.

28 апреля, пятница.

Обмен новостями

В течение всего дня организаторы мероприятия – молодежь Нижегородской епархии – встречали своих гостей.  Как и предполагалось, приехали ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары, Йошкар-Олы, Липецка и Симферополя. В этот радостный вечер мы делились новостями и впечатлениями. В основном говорили о проведенных за последнее время мероприятиях, в организации которых принимали участие. Ребята из Самары привезли новый выпуск молодежной газеты «Агафон». Над ее созданием ребята работали самостоятельно. Еще сегодня говорили о прочитанных за последнее время книгах и недавно вышедших фильмах.

 29 апреля, суббота.

День экскурсий

С самого утра мы направились в древнейший город Нижегородской области – Городец. Там в музее находится главная святыня православной молодежи – Феодоровская икона Божией Матери. Именем этой иконы назван лагерь «Феодоровский городок», которому мы обязаны тем, что познакомились. Перед иконой отслужили молебен – замечательно, что на протяжении всей поездки нас сопровождал священник. После экскурсии – обед, общение с местными  священником и прихожанами и возвращение в город, где у нас была запланирована экскурсия. Началась она с Нижегородского Благовещенского мужского монастыря, на территории которого находится семинария. Об истории монастыря нам рассказывал игумен Александр (Лукин). Нас интересовали вопросы религиозного образования, в частности, введение предмета «Православная культура России» в школах, а также работа с молодежью в области. Вечером мы гуляли по историческому центру города. Особенно впечатляет Кремль, на территории которого находится Архангельский храм, где похоронен народный герой Кузьма Минин. Выходя из Кремля, мы повернули налево, чтобы спуститься к Волге по местной достопримечательности – Чкаловская лестнице. Спускаясь, честно пытались сосчитать число ступеней, но у всех получилось разное количество – где-то около 400. Налюбовавшись волжскими просторами, мы поднялись обратно, обошли Кремль и увидели памятник Минину и Пожарскому – точную  копию московского памятника, только на 40 сантиметров ниже. Далее наш путь лежал по Большой Покровской и Рождественской улицам. В городе множество храмов и соборов удивительной архитектуры – это Успенский собор, храм Святых жен мироносиц, собор Александра Невского, храм Собора Пресвятой Богородицы и другие.

 30 апреля, воскресенье.

Дорога в Дивеево

Сегодня на комфортном автобусе мы отправились в Дивеево – дорога не близкая, так что выехали заранее. По дороге заехали во второй кафедральный город – Арзамас, где на соборной площади встретились с представителями местной православной молодежи, и уже все вместе поехали в Дивеево. В монастыре нас  ждали накрытые столы в трапезной, а после – долгая интересная экскурсия, мы прикладывались к святым мощам, в каждом соборе пели тропарь и стихиры Пасхи. На могиле любимого ученика батюшки Серафима Мотовилова увидели знаменитую березу, на ее стволе есть нарост в виде мордочки медведя, а внизу кора расщепляется и напоминает лапки. Многие знают, что медведь часто приходил к Серафиму Саровскому, который окружал его заботой и лаской. На многих иконах Саровский старец изображается с медведем. Вспомнилась одна женщина, которая воскликнула: «А еще говорят, Бога нет! Вот же они, лапки-то...». Вечером, счастливые и уставшие, мы прибыли в гостиницу, где переночевали в уютных комнатах.

1 мая, понедельник.

По Серафимовским местам

В этот день в 6 утра в Казанском соборе монастыря специально для нас служили Божественную литургию, многие причащались. Казанский собор, как нам сказали матушки – во-первых, самый старый, а, во-вторых, самый любимый храм батюшки Серафима. Особенно в богослужении мне понравилось пение сестер – чистое и молитвенное. После Литургии – продолжение экскурсии, фото на память, покупка сувениров. Но что самое главное – несмотря на страх опоздать на автобус, отправились молиться на Канавке Царицы Небесной. Оставшуюся часть дня мы посвятили путешествию в Макарьево. Там находится действующий женский монастырь, который стоит на берегу Волги. Здесь мы встретились с молодежью из соседнего города Лысково – ребята только начинают разрабатывать молодежные проекты в своем городе, принимают участие в областных мероприятиях. Замечательно, что в городе выпускается газета, в издании которой участвует много молодых людей. День был очень насыщенный, поэтому по дороге в город все заснули.

2 мая, вторник. Расставание

В этот день нас пригласили посетить просветительский центр «Глагол», где мы выступили на радио – рассказали о цели и значении поездки, о работе с молодежью в наших епархиях, а также о впечатлениях. Выйдя из центра, мы зашли в Александро-Невский собор, прошли мимо Нижегородской ярмарки. Сегодня каждый из нас рассказывал остальным о жизни молодежного движения в своей епархии, договорились помогать друг другу в издательском деле – обмениваться интересными материалами и информацией. Вторую половину дня посвятили проводам – уезжали наши друзья из Санкт-Петербурга, Москвы, Липецка. Уже ночью, проводив последний поезд, мы отправились гулять. Ночной Нижний потрясающе красив, особенно если смотреть с Нагорной набережной на стрелку Оки и Волги, когда подсвечены все самые замечательные соборы.

 Завтра рано утром я уезжаю из Нижнего Новгорода, но обязательно приеду сюда еще, теперь не только, чтобы посмотреть город и пообщаться с друзьями, но и для того, чтобы помолиться в Дивеево. Это было самое яркое, незабываемое впечатление от поездки, которое будет со мной еще очень долго.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Первоначальницей Серафимо-Дивеевского монастыря является великая раба Божия схимонахиня Александра, которая учредила общину в Дивееве по воле и указанию Самой Царицы Небесной. Приняв монашество в Киевском Флоровском женском монастыре, она сподобилась видеть Пресвятую Богородицу, повелевшую ей идти на север России. Матерь Божия пообещала, что Сама укажет место, где матушка Александра окончит свой земной путь. В 1760 году во время странствования, у паперти небольшой деревянной церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Дивеево ей во второй раз явилась Богородица и возвестила: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать… живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих… Я обосную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете… Это четвертый жребий Мой во Вселенной».

Схимонахиня Александра начала труды по созданию общины с постройки на месте старой деревянной церкви каменной, которую освятили в 1772 году в честь Казанской иконы Божией Матери. А в 1788 году была создана первая маленькая община, которая жила по уставу Саровского монастыря. Вскоре преподобная Александра отошла ко Господу. Перед смертью она просила молодого иеродиакона Серафима, уже тогда известного своей духовностью, взять на себя попечение об обители. Отец Серафим, не оставляя затвора, не забывал Дивеевской общины – посылал в нее послушниц, наставлял сестер и молился о них. В 1825 году по благословению Царицы Небесной преподобный вышел на служение людям. Казанская община, основанная матушкой Александрой, к тому времени насчитывала 50 сестер.

Вскоре в Саровском лесу батюшке было видение Царицы Небесной, Которая заповедовала основать в Дивееве особенную девичью общину и Сама дала ему для этой обители устав, ни в какой обители до того не существовавший. А 22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преподобному Серафиму Пресвятой Богородицей. Новая община стала называться Мельничной. После смерти батюшки Серафима иеромонах Иоасаф, лжеученик отца Серафима, объединил Казанскую и Мельничную общины, нарушив все заповеди Царицы Небесной и вызвав тем самым 29-летнюю смуту, результатом которой стали нищета и долги. Смута завершилась после личного вмешательства царя Александра I  и Святейшего Синода в 1862 году, когда община была возведена в монастырь, а игуменьей назначена Мария (Ушакова). За годы ее управления (1862 – 1904) обитель в основном приняла свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены Троицкий собор, игуменский корпус с храмом святой равноапостольной Марии Магдалины, трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, колокольня, а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. К началу XX века Серафимо – Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием.

В 1917 году с приходом советской власти у обители отобрали земли и хутора, в 1919 году все постройки монастыря национализировали, в 20-е годы изъяли церковные ценности, однако монастырские службы продолжались. В 1927 году Саровский монастырь был упразднен, все духовенство арестовано, а мощи преподобного Серафима увезены. Но несмотря на трудности  жизни, обитель до разгона была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 года был вновь освящен Троицкий собор. Всего с 1989 года в Дивееве освящено семь храмов с тринадцатью престолами, а также сельские церкви в скитах.

 21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, торжественно отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах.

Макарьевский монастырь

В ста километрах от Нижнего Новгорода, на левом берегу Волги находится один из наиболее живописных архитектурных ансамблей Поволжья XVII века – Свято-Троицкий монастырь во имя преподбного Макария Желтоводского. Основан он был около 1434 года монахом Нижегородского Печерского монастыря святым преподобным Макарием, Желтоводским и Унженским чудотворцем. Вскоре после основания обитель сильно пострадала от набега татар, многие монахи погибли, после чего она долгие годы находилась в запустении.

Лишь в 1620 году на берег Волги пришел из Мурома посадский человек по имени Алексей, которому преподобный Макарий неоднократно являлся во сне, и стал восстанавливать обитель. Вскоре он принял постриг, и вокруг него начала собираться братия. Она очень быстро возвела большой деревянный собор, кельи и хозяйственные постройки. Монастырь со всех сторон был обнесен деревянной оградой. В 1628 году возрожденной обители

 была дана патриаршая жалованная несудимая грамота. Здесь стали строиться первые каменные храмы, ежегодно у стен монастыря устраивалась Макарьевская ярмарка, на которую съезжались тысячи людей, тем самым способствовала его процветанию. Обитель начала быстро богатеть, в короткий срок – с 1651 по 1667 годы были возведены многочисленные строения, и монастырь стал смотреться как единый архитектурный ансамбль. XVII век стал для него и временем духовного расцвета. В нем имелись огромная библиотека печатных книг, иконописная мастерская, из Макарьевской обители вышли многие прославленные иерархи, в их числе патриарх Никон.

 Однако со временем Волга неожиданно изменила свое русло, затопив Желтое озеро и подступив к самым стенам монастыря. К тому времени ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, и монастырь начал беднеть и ветшать, а монахи – покидать свою обитель. Воды реки разрушительно влияли и на постройки. В 1859 году рухнул центральный купол собора, и, опасаясь за жизнь монахов, епархиальное начальство приняло решение об упразднении святой обители на Волге. Местные власти хотели уничтожить монастырский комплекс, но окрестные жители ходатайствовали перед правительством о его сохранении как уникального архитектурного памятника XYII века. Монастырская община была упразднена, и в бывшей обители остался лишь один иеромонах приглядывать за опустевшими зданиями. Вновь община была вновь восстановлена в 1882 году, однако теперь это была уже женская обитель.

Возрождение монастыря было недолгим, в 1927 году он был ликвидирован, а на его территории расположились светские заведения. В1992 году Свято-Троицкий Макариев-Желтоводский монастырь был возвращен Нижегородской епархии, и началось духовное возрождение древней обители.

Благовещенский мужской монастырь

Благовещенский мужской монастырь расположен на крутом берегу реки Оки. Предполагается, что он был основан в одно время с Нижним Новгородом в 1221 году как оплот Православия в мордовских языческих землях. Первые иноки были и первыми носителями христианской проповеди среди окружающего его населения. Основанная обитель стала лучшей школой религиозно-нравственного просвещения не только для инородцев, но и для всех тогдашних жителей нижегородской земли. Во времена татаро-монгольского нашествия монастырь был разрушен и долгое время оставался в запустении. Возрожден он был в 1371году митрополитом Московским Алексием и стал четвертым каменным храмом Нижнего Новгорода. Новый монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали братию многими дарами. Со временем обитель стала принадлежать дому Московских митрополитов, а с утверждением патриаршества она стала называться «домовым Патриаршего дома монастырем». Будучи центром культуры и просвещения, монастырь к концу XIX века имел отличную библиотеку, в которой сохранились рукописные и старопечатные книги XVI-XIX веков, например, напрестольное Евангелие 1575 года и Церковный Устав 1607 года. В ризнице монастыря было немало подлинных произведений искусства.

Существующий сегодня прекрасный архитектурный комплекс построек складывался в течение XVII-XIX веков. А центром древнейшего Нижегородского монастыря всегда был Благовещенский собор. Кроме него монастырский ансамбль включает еще несколько храмов. Второй по времени постройки является церковь в честь Успения Божией Матери с монастырской трапезной, впервые упоминаемая в 1625году. В 1690 году была построена одноглавая Сергиевская церковь, около которой были устроены штольни для текущих из горы родников и пещеры, где хоронили монахов. В восточной части монастыря, обращенной к городу, в старину находились главные Святые ворота с надвратной церковью над ними. В наше время на этом месте стоит Алексеевский храм, построенный в 1822-1834 годах.

В 1918 году Нижегородский Благовещенский монастырь был закрыт. В распоряжении верующих оставалась лишь одна небольшая церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного, да и ту закрыли в 1928 году. С этого времени все монастырские строения стали приходить в упадок. Только в 70-80 годах XX века началась частичная реставрация монастырских сооружений, а в 1991 году Благовещенский собор вместе с другими постройками комплекса был возвращен Нижегородской епархии. В настоящее время Нижегородский Благовещенский монастырь возрожден как мужская обитель. Он является одним из центров религиозно-общественной жизни Нижнего Новгорода.




Яндекс.Метрика

На главную страницу