Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви

издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 

Архиепископа Новосибирского и Бердского

 СЛОВО АРХИПАСТЫРЯ


 

Архиепископ Тихон:

«Истинный патриотизм - это самопожертвование»

14 февраля в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» прошел Второй форум матерей Сибири, на котором официально был открыт Год семьи.

Форум был организован при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Сибирском Федеральном округе и Администрации Новосибирской области. Его главной целью являлось обсуждение проблем семьи, материнства и детства, современной демографической ситуации в стране и вегионах СФО.

Кем она станет когда вырастет
 зависит и от нас

Кроме матерей Сибири, в работе съезда приняли участие также представители органов власти, общественных организаций, социальных учреждений. Число участников составило 540 человек, в том числе, 320 делегатов из Новосибирской области, 90 – из регионов СФО, по 50 человек было от различных ведомств, учреждений и общественных организаций, 30 человек являлись членами Совета по демографии.

В рамках Второго Форума матерей Сибири состоялось награждение дипломами Международной ассоциации благотворительных фондов «Мама» и поощрение Полномочным представителем Президента в СФО матерей и членов общественных организаций, занимающихся вопросами семьи, материнства и детства.

На Форуме прозвучало выступление архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона. Обращаясь к собравшимся, Владыка, в частности, сказал:

- Мы говорим о необходимости патриотического воспитания молодежи, как одной из главных составляющих духовно-нравственного возрождения общества. Но знаем ли мы, что такое патриотизм?

Бог есть Любовь. А Любовь - это, прежде всего, самопожертвование. Вспомните, что «нас ради человек и нашего ради спасения» Господь взошел на Крест. И патриотизм - это тоже любовь, любовь к Родине, любовь к людям. Сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Но сказано и другое: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 9). То есть истинный патриотизм - это тоже самопожертвование. Вот она – связь между Божественной Любовью и истинным патриотизмом. Поэтому патриотизм - понятие священное. Имеем ли мы такую священную, жертвенную любовь к ближнему, чтобы называться патриотами и воспитывать подрастающее поколение в духе высокого патриотизма?

Как можно полюбить окружающих людей настолько, чтобы не пожалеть жизни своей ради них? Как воспитать в молодежи такой истинный патриотизм? Возможно ли это?

Все последние десятилетия, вплоть до сего времени, воспитание молодежи основано на примере исторических и литературных персонажей. А Церковь предлагает образ Божий, образ Христа, тот жизненный путь, которым прошел Иисус Христос на земле. Церковь говорит, что Бог создал человека по Cвoeму образу и подобию, что человек - богоподобное существо.

Недаром в России было принято обращение «господин». Это значит «Господь передо мной». Но если мы не видим в человеке образа Божьего, то как мы сможем воспитать высокодуховную, высоконравственную личность, патриота, для которого понятие Родины не пустой звук?

Человечеством движет разум. Но какому разуму следовать?

Каждый человек это решает для себя сам. В этом решении и будет определяться его жизненная позиция. Если он избрал для себя образ Терминатора, то он и будет ему соответствовать. Наша с вами задача ввести в общество понятия правильного образа, правильных целей и правильного смысла жизни. В тропаре Рождеству Христову мы поем: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума». Чтобы человек не стал Терминатором, необходимо, чтобы разум был под контролем совести, которая, как это хорошо всем известно, есть голос Божий в человеке.

Советское общество было секулярным, материалистическим, оно искореняло понятия о душе человека, о духовной жизни. Для этого применялись разные методы: священников сажали в тюрьмы, расстреливали, храмы взрывали или отдавали под «дома культуры» и овощехранилища, а об истинных духовных ценностях либо умалчивали, либо их преднамеренно искажали. Советскому обществу нужен был строитель коммунизма, который бы не задумывался о вечности. Но и сейчас происходит то же самое. Церкви не разрушают, священников не расстреливают, но духовная война продолжается. Что нам несет телевидение? Оно насаждает в обществе потребительский дух, которому чужды высокие идеалы.

С телеэкранов, со страниц газет и журналов нам говорят: «Работай, чтобы заработать и истратить заработанное на удовольствия». Как противостоять этому? Нужно укреплять духовный иммунитет человека. Укреплять правильным образованием. Это слово имеет корень «образ», указывающий на истинное значение любого образовательного действия, в основе которого лежит правильный образ. Если человек знает законы духовной жизни, то он становится совершенно другим, хотя и живет в том же обществе.

Мы уже говорили о том, что под любовью подразумевается самопожертвование. Чтобы любить Бога, любить людей, нужно жертвовать временем, силами, здоровьем, своим благополучием.

Самый яркий пример - семья. «Что является залогом доброй семейной жизни?» - спрашиваем мы у молодых людей, и те отвечают, что главное - это материальный достаток, жилье, добрые отношения с родителями жены или мужа. Те, кто постарше, кто уже прожил немало, говорят, что главное в семейной жизни терпение, уступчивость. А терпения-то часто и нет, нет желания уступить. А любовь - в терпении, в самопожертвовании, в уступчивости. Девушка выходила за красивого, вежливого, галантного кавалера, а начали жить вместе, оказалось, что у него есть недостатки, мириться с которыми и тем более терпеливо их искоренять у молодой женщины нет никакого желания. И семья распалась.

Но самое главное в семье - продолжение жизни. Но рождение детей, забота о них, их воспитание шло в разрез активно насаждаемому коммунистами потребительскому отношению к жизни. И поэтому коммунисты легализовали аборты. «Убил ребенка? Ну что ж, это твое право, это в нашем государстве нормально, главное, чтобы тебе ничто не мешало беззаботно жить в социалистическом обществе и строить светлое будущее, которое есть коммунизм». Вот чему учили коммунисты - приносить в жертву своему материальному благополучию собственных детей.

Однако с тех пор ничего не изменилось. Аборты по-прежнему разрешены. Даже страшно себе представить - в нашем обществе узаконено детоубийство. Мы ежегодно убиваем сотни тысяч детей.

Но разве может быть такое общество нравственным? Могут ли люди, составляющее это общество, быть патриотами?

Один человек украл пять копеек, другой - миллион, но, не смотря на это, оба стали внутренне другими. Изменилась их сущность. И тот, и другой стали ворами. Так и детоубийца. Вроде бы никто не видел, но на этом человеке уже клеймо, и оно будет на нем до его смерти. Благодать Божия не может почивать на убийце, а без благодати этой человек духовно деградирует. А мы говорим о том, что сможем из этого человека сделать высоконравственную личность, вдохнуть в него патриотические настроения. Вряд ли. Если мы свою семью не можем сделать источником жизни, то как мы сможем решать серьезные социальные проблемы?

Как-то я открыл «Душеполезные поучения аввы Дорофея» - церковные люди называют эту книгу азбукой духовной жизни, - и читаю: «Борьба с чувством обиды». Ну что в этой «мелочи» может быть такого особенного на фоне, казалось бы, страшных бедствий, поразивших человечество? А вот что. Есть несколько устроений человеческой души при нанесении обиды. Первое устроение - тебя обидели, и ты ответил обидчику. Второе - тебя обидели, ты смутился, но сдержался, промолчал. И третье устроение – тебя обидели, ты молчишь, но ведешь внутри себя диалог с обидчиком.

Какое из этих устроений лучшее? Преподобный авва Дорофей пишет: «все три устроения подлежат аду». Такой человек не сможет исцелиться никогда, потому что зло срослось с его душой. Мы говорим с вами о воровстве, детоубийстве... А оказывается, одна только обида уже толкает человека в пропасть ада.

Рассуждая о духовных основах патриотизма, нужно понимать, что молодой человек, воспитанный в любви к Отечеству, должен быть готовым отдать свою жизнь за жизнь своих соотечественников, то есть принести себя в жертву. Но все ли могут совершить такой шаг? Здесь необходим иной дух, иное внутреннее устроение. Необходимо обращение к вечности.

Поэтому когда молодых некрещеных солдат направляют в «горячие точки», первое, о чем они просят, увидев священника, это о Святом Крещения. Без перспективы вечной жизни и нравственного суда Божьего земная жизнь теряет смысл.

Церковь предлагает истинные духовные ценности: Евангельский образ, ту правду, которую принес на землю Христос. Без этой правды духовный рост не возможен, потому что «всякий человек ложь» (Пс. 115,2). И мы только будем обманываться сами, и обманывать людей, идущих рядом с нами. Нам нужно очень потрудиться на духовной ниве, и начинать в этом нелегком деле нужно с себя.


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу