Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№3 (51) январь 2006 года  
Читайте в номере:

Слово Патриарха
Православное обозрение
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
Духовное наследие
Осторожно: секта
Семья и церковь
Школа Православия
Молодежные страницы
Дорогой веры
Наши за границей
Объявления

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№3 (51) март 2006 года  
Школа Православия

 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «ПАЛОМНИЧЕСТВО – НЕ ТУРИЗМ,  А ЦЕРКОВНОЕ ДЕЛАНИЕ»

В последнее время многие люди приходят к Православнию после посещения святых мест в России и за рубежом. Как помочь им на многотрудном пути приобщения к вере, уберечь от ошибок, чем истинное паломничество отличается от такого понятия как «православный туризм» – об этом говорится в публикуемых сегодня выдержках из доклада председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, зачитанного им на Второй общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность».

– Результатом импульса, заданного прошедшей в 2004 году Первой паломнической конференцией и поддержанного Святейшим Патриархом и Священным Синодом, стала значительная активизация паломнической работы в соответствующих епархиальных службах. В настоящий момент они действуют в 26 епархиях. Примером могут служить многие из них, но я бы назвал службы Екатеринбургской епархии, Киево-Печерской Лавры на Украине, Валаамского монастыря, Тихвинского монастыря Санкт-Петербургской епархии и ряд других.

В соответствии с рекомендацией Первой общецерковной конференции, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Паломнический центр организовали двухнедельные курсы повышения квалификации сотрудников паломнических служб Русской Православной Церкви. Среди слушателей были работники епархиальных, монастырских, приходских служб из Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Русской Зарубежной Церкви. Подводя итоги обучения, следует отметить, что проблема подготовки квалифицированных кадров стоит очень остро. Без знающих, образованных, воцерковленных, религиозных людей с высоким уровнем культуры сегодня невозможна организация паломнических служб.

Мы должны помнить, что паломничество преследует сразу несколько целей: во-первых, дает возможность прикоснуться к святыням, помолиться В этом смысле оно является частью религиозной жизни людей и в плане укрепления веры, благочестия имеет очень большое значение. Но очевидно и другое. Посещая исторические места, связанные с проявлением святости, поклоняясь этим местам, должно знать и их историю. Поэтому паломничество очень важно с точки зрения религиозного образования. И, наконец, такие поездки объединяют разных людей. Здесь они знакомятся, устанавливают духовно взаимообогащающие контакты. Это особенно важно, когда речь идет о молодежном паломничестве. Многие, кто работает в области миссионерства, катехизации, религиозного образования, знают, какое важное место занимает паломничество в этой системе. Поэтому оно должно обязательно сопровождаться и дополняться высоким  уровнем представления материалов, связанных со святыми местами. Работающие в таких организациях люди должны быть по-настоящему образованными. Нельзя лицам, не знающим истории и культуры, заниматься православным паломничеством, потому что они не будут способны придать ему, в том числе, и важное образовательное измерение, столь необходимое сегодня нашей Церкви и обществу.

В настоящее время в религиозных и светских средствах массовой информации развернулась дискуссия о разделении понятий «паломничество» и «туризм». Межрелигиозный совет России еще в 2003 году принял решение по поводу того, что паломничество следует развивать как один из видов религиозной деятельности. Однако обращение в Государственную Думу было признано тогда нецелесообразным, так как никакие законодательные инициативы о туризме со стороны как Думы, так и правительства России не планировались. Однако в настоящее время ситуация изменилась, и предлагаемые поправки от имени Межрелигиозного совета России были переданы в Госдуму и правительство Российской Федерации.

Трудно переоценить роль средств массовой информации в деле привлечения православных верующих к посещению российских и зарубежных святынь, воцерковления людей через паломничество. Большую просветительскую работу по его популяризации проводит журнал «Православный паломник». На его страницах обсуждаются тенденции развития паломничества, рассказывается о святынях Вселенского Православия. В последнее время образовалась прочная обратная связь редакции журнала с его читателями. Появилась новая рубрика, в рамках которой они делятся впечатлениями о своих паломнических поездках. Таким образом, накапливается очень важный материал для улучшения паломнической деятельности.

С конца сентября нынешнего года на «Радио России» начал реализовываться проект «Мир. Человек. Слово». В рамках этого цикла еженедельно по пятницам под рубрикой «Паломник» выходят соответствующие радиопередачи. Сделанные на высоком профессиональном уровне, они уже вызвали большое количество положительных откликов от наших радиослушателей. Активную информационную работу проводят также интернет-порталы, в том числе – «Петербург православный».

Хотелось бы отметить возросший интерес священнослужителей и мирян Русской Зарубежной Церкви к посещению российских православных святынь. Общее улучшение отношений между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью создали предпосылки и к увеличению паломничества представителей РПЦЗ к местам поклонения в России и других странах СНГ. Например, в июле 2005 года в нашу страну приезжала группа преподавателей и студентов Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, в июле-августе совершили паломничество представители Зарубежной Церкви из США и Австралии, в сентябре сего года Паломнический центр принимал группу из Иоанно-Предтеченского прихода Вашингтона.

К сожалению, пока не удалось наладить четкое взаимодействие между паломническими службами России. Продолжают поступать жалобы от Киево-Печерской Лавры, Тихвинского мужского монастыря, других монастыpей и храмов на прибытие групп без предварительной договоренности с обителью. Люди запросто приезжают на место, а потом удивляются, почему там не все готово к встрече и приему. Но для того, чтобы обеспечить их всем необходимым, надо заранее знать об их приезде. А если гости не считают нужным заранее информировать об этом хозяев, то они должны быть готовы к тому, чтобы принять на себя все возможные негативные последствия собственных легкомысленности и непредусмотрительности. В летнее время при большом скоплении паломников отсутствие предварительной информации очень мешает нормальной работе соответствующих служб и создает трудности для монастыpей.

Паломничеству необходимо уделять больше внимания. Особенно важно привлекать молодежь – не только в качестве членов паломнических групп, но и для обслуживания таких поездок. Потому что соприкосновение со святыми местами благоприятным образом влияет и на тех, кто занят в сфере паломничества. Нередко возникают проблемы с трудоустройством молодых людей. Церковь могла бы помогать решать эту социальную задачу, вовлекая церковную молодежь, получившую хорошее образование, в работу паломнических учреждений.

Я хотел бы подчеркнуть: все то, что делается в этом направлении – это не просто хозяйственная деятельность, приносящая известный доход. В первую очередь, это религиозная деятельность, направленная на духовное воспитание человека, на его духовное образование. На нынешнем постсоветском пространстве она архиважная, потому что очень многие люди, оторванные от Церкви, обретают веру через соприкосновение со святыней. Мне постоянно приходится встречаться с множеством людей, которые вступили на путь христианской жизни именно после совершения паломничества, посетив Афон, святые места Греции, Святую Землю, будучи свидетелями чуда схождения Благодатного огня. Дотоле мало церковные и лишь формально православные, после таких поездок они обретали веру истинную.

Надеюсь, что нашими общими усилиями паломничество будет возрождаться именно как церковное делание, церковное служение и своим возрождением помогать возрождению Православия. Дай Бог, чтобы наше с вами паломническое делание было направлено на то, чтобы Слово Божие входило в душу и жизнь современных людей, и через благодатное паломничество укреплялась вера в нашем народе.

Москва, ноябрь 2005 г.

Протоиерей Владимир БОБРОВ:  «ИЗ ПАЛОМНИЧЕСТВА ВОЗВРАЩАЮТСЯ  ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ»

В конце октября 2003 года по благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского был создан Паломнический центр. С тех пор многие жители Новосибирска и области – не только верующие, но и находящиеся в самом начале пути к православному миропониманию, сумели посетить святые места России, Украины, побывать на Святой Земле. О самом смысле православного паломничества, о настоящей и будущей деятельности Центра рассказывает его руководитель протоиерей Владимир БОБРОВ:

– Отец Владимир, что послужило причиной создания специального епархиального отдела для организации паломнических поездок?

– Потребность в этом назрела давно. Раньше такие поездки организовывались стихийно. Люди сами ездили и в Иерусалим, и по святым местам в области, например, к святому источнику на станции Ложок, или в Томск к мощам святого праведного Феодора Томского, но без духовного окормления. Но что значит паломнику отправляться куда-то одному, тем более за рубеж? С тургруппой путешествовать смысла нет, туристы, как правило, едут туда отдыхать. Пляж и магазины – вот места их паломничеств. А православному человеку хочется посвятить время молитве, посетить святые места.

Иногда люди, собираясь куда-нибудь в паломничество, сами обращались к Владыке с просьбой отправить с ними какого-нибудь батюшку.

– Для чего нужен священник в таких поездках?

– Духовное окормление здесь играет большую роль. Конечно, человек и сам молится у чудотворных икон или у святых мощей, но молитва со священником намного благодатнее, да и подсказать что-то, ответить на какие-либо возникающие в таких путешествиях вопросы есть кому. Очень интересно об этом говорилось на Второй общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», которая прошла в Москве в конце ноября 2005 года.

Однажды владыка одной из епархий европейской части России решил проверить, как у них работает паломническая служба и выяснил, что какой-то мирянин организует поездки к святому... дубу. Он вызвал этого человека к себе и спросил: «Зачем ты возишь туда людей, что ты им там рассказываешь?» «О, Владыка, – ответил тот, – это такое святое место, там столько чудес разных происходит!» Когда же архиерей сказал ему, что он запрещает подобное паломничество, этот горе-организатор стал спорить с владыкой, мол, тот ничего не понимает, там такое место святое, пусть сам съездит туда и убедится…

И у нас в епархии до того, как был образован Паломнический центр, происходили подобные случаи. Поездки проводились случайными людьми, и куда они возили паломников, что и как им рассказывали, неизвестно. Вот чтобы не было таких маршрутов к «святым дубам», и нужно духовное окормление.

Владыка Тихон дал благословение на то, чтобы священник был в каждой группе, и после создания Центра мы стали духовно окормлять, в первую очередь, паломничества на Святую землю, ко всем святым местам Палестины, а также поездки на Ложок, в Томск и Салаир.

– Только священники вашего собора становятся руководителями паломнических групп?

– Нет, им может стать любой батюшка из нашей епархии. Бывает так, что у кого-то из них есть желание совершить паломничество в какое-то определенное место, и они сами просят у Его Высокопреосвященства благословения.

Вообще, должен сказать, поездка с пастырем – это совсем другое дело. Есть большая разница между общением со священником, когда он служит в храме, совершает духовные требы, или вот так, в неформальной обстановке, когда он, едет вместе с вами, действительно, как отец с маленькой паломнической «семьей», так же, как и все, преодолевая какие-то трудности, скорби. Священник здесь открывается для людей с совершенно другой стороны. Люди задают ему такие вопросы, которые бы никогда не задали в другой обстановке. Они открывают ему такие духовные переживания, о которых им трудно бывает рассказать в храме, даже на исповеди. Вся обстановка располагает к тому, чтобы человек получил настоящее духовное окормление.

Ну и конечно, благодать Божия, которая присутствует в мощах, чудотворных иконах действует на человека и преображает его. Паломничество – это школа православия. Очень многие отправляются в такую поездку малоцерковными, сомневающимися людьми, а возвращаются совсем другими.

Однажды с нами в Иерусалим поехал неверующий человек. Он пришел и сказал мне: «Я не верю в Бога, но я так много читал о христианстве, что хочу все это увидеть своими глазами». Мы посоветовались с настоятелем нашего собора, отцом Александром, и решили его взять. Сейчас он прихожанин нашего храма. У этого человека жизнь разделилась на две части: до поездки на Святую Землю и после нее. Сами камни, по которым ходил наш Спаситель, эти благодатные места так повлияли на него. Мне было интересно наблюдать за ним в поездке: когда мы еще только ехали туда, все паломники читали Евангелие, чтобы напомнить себе, куда они едут. Вот Вифлеем, где родился Иисус Христос, вот Иерусалим, где Он был казнен и воскрес... Вот гора Фавор, вот течет Иордан... А этот человек в самолете по пути на Святую Землю спокойно читал газеты. Зато потом, когда мы уже летели в самолете обратно, почти все, уставшие за время паломничества, дремали или спали в креслах, а он читал Евангелие... Такое было преображение человеческой души. И таких примеров очень много.

Возвратившись из паломнической поездки, люди продолжают встречаться, дружить. Это тоже очень важно. Я вспоминаю себя: когда молодым приходил в храм, мне не хватало общения со своими сверстниками. Институтские товарищи не разделяли моего духовного интереса, кое-кто даже подсмеивался, а кто-то просто не понимал меня. Мне было трудно тогда, и сегодня, я знаю, у некоторых существует подобная же проблема: человек приходит в храм, молится вместе со всеми, а потом выходит за ворота и остается один на один со своими мыслями, не встречая понимания в семье или на работе. Когда же он едет в паломническую поездку с группой, то приобретает за это время друзей, духовных братьев и сестер. После возвращения они продолжают встречаться, занимаются какой-либо совместной благотворительной деятельностью, и им вместе хорошо, потому что они чувствуют рядом плечо брата во Христе.

– Отец Владимир, сколько обычно человек в паломнической группе?

– Когда мы только создавали наш Центр, то изучали опыт других епархий. Например, в Москве и Санкт-Петербурге, где паломнические службы работают давно, в составе группы обычно от 25—30 до 45—50 человек. Но мы решили, что это – не хочу сказать, неправильно, но – неудобно. Представьте себе: пятьдесят паломников приехали в храм, на посещение которого отведено минут сорок или даже час. Подошли, поклонились мощам, приложились к иконе, потом, как правило, все идут в церковный киоск, смотрят, какие там продаются книги, иконы. Все, час прошел, а человек толком ничего не успел ни осмотреть, ни послушать. Поэтому мы решили, что наши группы будут максимум 15—20 человек. В таком случае и батюшка каждого из паломников по имени знает, словом, получается как по Священному Писанию: «Я и мои дети». Да и такая малочисленная группа более мобильна, можно в храме подольше помолиться, побольше послушать, всем успеть приложиться к святым иконам.

– В   каком возрасте, судя по вашим наблюдениям, люди чаще всего совершают паломничества?

– Трудно сказать. И пожилые, и молодые одинаково часто отправляются в такие поездки. Например, недавно ездила группа в Киево-Печерскую Лавру, так в ней были и двадцатипятилетние, и восемнадцатилетние, и весьма пожилые. Паломничество – это труд, и духовный, и телесный. Поэтому сначала мы разговариваем с тем, кто хочет отправиться в поездку, выясняем, сможет ли он выдержать.

– Сколько дней в среднем продолжается паломничество?

– На Святую Землю, в Киево-Печерскую Лавру и по святым местам Украины – неделю, а в Грецию – восемь дней. Мы считаем, что такой срок самый удобный: человек на неделю может и отпуск взять, с работы отпроситься. Первое время мы отправляли в Киев группу по железной дороге, и вся поездка в целом занимала две недели. Но потом поняли, что это неудобно, слишком много дней мы тратим просто на дорогу туда и обратно. Теперь группы самолетом добираются до Москвы, а там уже садятся на автобус или поезд. Одна ночь – и они в Киеве. Сутки занимает вся дорога туда и обратно.

– Существует мнение, что сегодня такие поездки большинству наших верующих просто не по карману.

 – Судите сами: совершить паломничество в Грецию и на Святую Землю, вообще в дальнее зарубежье стоит около 35 тысяч рублей. В эту сумму входят стоимость билетов, проживание в гостинице, визы. Конечно, позволить себе это может далеко не каждый, но, замечу, желающих поехать туда все равно много. Паломничество на Украину обойдется в 15 тысяч рублей. Затраты на поездки в Томск, Салаир или по местным святым местам – не более 350 рублей. Цены зависят от фирмы, которая предоставляет транспорт. Ведь наш Центр – не коммерческое предприятие, люди, которые отправляются в зарубежное паломничество, часто напрямую обращаются в ту фирму, которая закупает для нас билеты, оформляет визы, и сами с ними расплачиваются.

– Отец  Владимир, многих интересует, часто ли в течение года организуются поездки по святым местам ближнего и дальнего зарубежья?

– Два раза группы совершают паломничество в Иерусалим и по святым местам Палестины, три раза за год – в Киев и по святым местам Украины. В этот маршрут входят знакомство со Свято-Успенской Киево-Печерской Лаврой, Свято-Успенской Почаевской Лаврой, храмами и монастырями Киева, Чернигова, Козельца и их окрестностей.

 Сейчас мы разрабатываем новое направление – по святым местам Греции и к мощам Святителя Николая Чудотворца. Первая группа отправится в июне этого года. Я считаю, что эта поездка замечательная, благодатная. Мы планируем совершить ее в этом году также два раза.

Кроме того, наш Центр традиционно три раза в год организует паломничества по святым местам Алтая и Томска, в том числе – посещение Богородице-Алексеевского монастыря, где служится акафист у мощей святого праведного Феодора Томского. Причем один раз в год паломники нашей епархии обязательно посещают святой источник, который находится в монастыре во имя святого Иоанна Предтечи села Сорочий Лог Алтайского края и четыре раза в год – святой источник на станции Ложок. Здесь служатся водосвятный молебен, заупокойная лития, желающие имеют возможность погрузиться в специально оборудованную купель, набрать с собой освященную воду. Два раза в год мы отправляемся в паломничество к святым источникам города Салаир, относящегося к Кемеровской епархии.

– И последний вопрос: как люди могут узнать о намечающихся поездках?

– Мы даем объявление о том, что в июне, к примеру, планируется поездка в Грецию по святым местам и к мощам Святителя Николая Чудотворца. Те, кто желает поехать, оставляют в Паломническом центре свои контактные телефоны. Когда группа набрана, мы собираем паспорта и передаем в туристическую фирму. Она оформляет визы, покупает билеты, договаривается с гостиницей, учитывая наши пожелания, если, допустим, мы хотим жить рядом со Старым городом. Затем люди оплачивают все эти услуги, и мы едем. То есть задача Паломнического центра – именно духовное окормление паломников, чтобы они ехали не дикарями, не к «святому дубу» или еще неизвестно куда, а увидели те святыни, которые почитаются Русской Православной Церковью, чтобы через такое благодатное паломничество укреплялась вера в нашем народе. 

Галина ПЫРХ 

ПАЛОМНИЧЕСТВО  К ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯТЫНЯМ ГРЕЦИИ И ИТАЛИИ

Как правило, в туристических поездках по землям Эллады за ослепительным сиянием классического периода Древней Греции, как-то незаметно теряются следы тысячелетнего периода Византийской эпохи. Но именно в греческом ареале, на этой земле, промыслом Божиим произошла великая встреча христианской проповеди галилейских апостолов с отточенной диалектикой эллинизма и с не менее отточенной практикой римского права, в результате которой образовалась Великая Христианская империя, изменившая всю дальнейшую судьбу человечества и оставившая бесценное святоотеческое наследие последующим христианам. С этой земли благодать Святого Крещения перешла к славянским народам и пришла на Русь.

По прошествии столетий после падения Византии русский паломник, путешествуя по современной греческой земле, с удивлением открывает для себя, как тесно до сих пор остаются переплетены пути наших православных народов. Мудрая русская пословица говори т: «тот родной, кто по вере одной», – и снова убеждаешься в этом, прикасаясь к православным святыням Греции, которым есть возможность поклониться каждому в паломническом путешествии.

Салоники – это, конечно же, мощи святого великомученика Димитрия Солунского: «Канон Димитрию Солунскому» был первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки; одни из первых монастырей в Киеве, Владимире, Москве закладывались в честь этого святого; благоверный князь Димитрий Донской под хоругвями с изображением святого Димитрия Солунского, своего небесного покровителя, шел на Куликово поле.

Остров Корфу – место славной победы над французами русского флота под началом адмирала святого Феодора Ушакова, здесь покоятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского, знаменитого отца первого Никейского собора, неутомимого помощника и ходатая по молитвам верующих. В городе Патры паломники посещают великолепный собор апостола Андрея Первозванного, покровителя России, и прикладываются к честным мощам и остаткам креста его. Затем поднимаются в горный греческий монастырь Мега Спилео, известный своим образом Пресвятой Богородицы, по преданию, вылепленным из мастики апостолом Лукой. Благоговейное впечатление производит на паломников мощевик монастыря: перечисление всех имен праведников, частицы святых мощей которых хранятся в этой комнате, может занять не одну страницу.

На острове Эвиа паломники поклоняются мощам нашего соотечественника, праведного Иоанна Русского, солдата армии Петра I, христианина, попавшего в турецкий плен и прославившегося на мусульманской чужбине своей святой земной жизнью и многими чудесами по смерти. И, конечно же, паломнические группы посещают итальянский город Бари, где есть возможность помолиться на литургии у святых мощей Святителя Николая Чудотворца.

А какое же паломничество в Грецию без Метеорских монастырей, поистине замерших между Землей и Небом! Первый из монастырей, Великий Метеор, основывал в XIV веке выходец с Афона, верный ученик отцов-исихастов преподобный Афанасий. В то же время, в далекой лесной и снежной Московии, преподобный Сергий собирал свое братство близ Радонежа.

Возможность совершить такое паломничество теперь есть и у православных христиан Новосибирской епархии. По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского епархиальным Паломническим центром разработан паломнический маршрут к православным святыням Греции и Италии. Ближайшая поездка планируется в июне этого года.

 


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу